Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Предупреждение преступности несовершеннолетних строится на базовых принципах предупреждения общей преступности, однако в сфере профилактики и борьбы с преступностью детей и подростков есть некоторые особенности, обусловленные спецификой возраста субъекта, а также различными детерминирующими факторами и наиболее типичными видами преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Наряду с экономическими и политическими факторами распространению преступности среди несовершеннолетних способствуют деформации первичных институтов социализации, конфликт интересов между подростком и обществом, а также другие причины, носящие криминогенный характер.
Преступность несовершеннолетних развивается волнообразно: периодически идет то на возрастание, то на убывание. Последние несколько лет официальная статистика фиксирует снижение числа преступлений, которые совершаются несовершеннолетними, однако фактически все больше остается неучтенным огромное количество латентных преступлений. В связи с этим возникает реальная необходимость устранения недостатков в российском законодательстве, регламентирующем исследуемую область, и усовершенствования мер предупреждения преступности среди несовершеннолетних.
Цель исследования – рассмотреть профилактику преступлений и правонарушений, совершенных несовершеннолетними.
Для достижения цели в ходе работы необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть общую характеристику преступлений несовершеннолетних;
- представить основные направления профилактики преступлений и правонарушений, совершенных несовершеннолетними.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с мерами, направленные на предупреждение преступлений несовершеннолетних.
Предмет исследования – социально-психологические, уголовно-правовые и иные аспекты проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних.
Теоретической основой исследовательской работы являются труды таких ученых как Антонян Ю. М, Гилинский Я. И., Васкэ Е. В., Долгова A. И., Загорьян C. Г., Зайко Т. М., Кудрявцев В. Н., Малков В. Д., Миньковский Г. М., Шестаков Д. А., Эминов В. Е. и др.
Структура работы включает введение, 2 главы, заключение, список использованных источников.
1. Общая характеристика преступлений несовершеннолетних
1.1. Понятие преступности несовершеннолетних
Проблема преступности несовершеннолетних была и всегда будет актуальна для криминологии и уголовного права. Распространение преступной деятельности в подростковой среде является острой проблемой современности. По уровню преступности несовершеннолетних можно судить о нравственном и правовом состоянии общества, а также прогнозировать перспективу развития преступности в целом. Преступность несовершеннолетних является индикатором социальной, экономической, политической и нравственной атмосферы в стране, поскольку дети и подростки наиболее чутко воспринимают любые качественные изменения в обществе. Доля преступности несовершеннолетних в общей преступности составляет примерно 10–15% .
Некоторые криминологи выделяют преступность несовершеннолетних одним из элементов преступности в целом, который, однако, требует самостоятельного исследования и использования особых мер воздействия в процессе предупредительной деятельности.
Преступность несовершеннолетних включает в себя два аспекта: понятие преступности и понятие несовершеннолетнего преступника (возрастной аспект). Преступность несовершеннолетних охватывает всю совокупность преступлений, совершаемых лицами в возрасте от 14 до 18 лет, независимо от вида совершаемых ими преступлений.
Преступление и преступность понятия схожие, но не тождественные. Если преступление - понятие единичное, то преступность - понятие массовое. Согласно ч. 1 ст. 14 Уголовного Кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом под грозой наказания. Преступность - это криминологический термин, под которым понимается совокупность всех фактически совершенных преступлений в государстве (регионе) за определенный временной период, а также исторически изменчивое массовое негативное социально-правовое явление, обладающее специфическими количественными и качественными признаками.
Легальное понятие преступности впервые было официально закреплено в 1994 г. Указом Президента РФ . Преступность определялась как социально-правовое, относительно массовое явление, включающее совокупность запрещенных уголовным законом общественно опасных деяний, совершенных в течение определенного периода времени на конкретной территории. Здесь же раскрывалось определение преступности несовершеннолетних, которое отграничивалось от преступности взрослых лишь возрастными рамками совершения преступления (14–18 лет). Однако стоит сделать оговорку, что преступное поведение имеет место и в более младших возрастных группах.
Специалисты считают, что преступность несовершеннолетних следует рассматривать с двух сторон:
1) с общеправовой точки зрения - как определенные нормы, закрепленные в уголовном законодательстве, регулирующем расследование уголовных дел в отношении несовершеннолетних, особенности назначения и исполнения наказания данной категории граждан;
2) с криминологической точки зрения - как виды, формы и мотивы преступлений несовершеннолетних, возрастные психологические особенности их личности, детерминационный комплекс специфичных причин и условий преступности данной категории лиц, а также результативность применения мер общего и специального профилактического воздействия.
Специалисты выделяют несколько подходов к анализу сущности преступности несовершеннолетних. В соответствии с первым подходом познание преступности несовершеннолетних основывается на углубленном исследовании всех деталей и особенностей данного явления. Второй подход ориентирован преимущественно на статистическое изучение указанного вида преступности как результата развития общей преступности. Третий подход сводится к рассмотрению преступности несовершеннолетних на базе ее отдельных составляющих психического, психопатологического, биологического и иного характера. Четвертый подход выделяет преступность несовершеннолетних в качестве относительно самостоятельной микросистемы в рамках макросистемы общей преступности. Согласно пятому подходу, преступность несовершеннолетних - разновидность общей преступности, поэтому она должна рассматриваться с учетом определенных особенностей несовершеннолетних преступников, а не в рамках отдельного подхода, отделяющего преступность несовершеннолетних от других ее видов.
Таким образом, преступность несовершеннолетних - массовое исторически изменчивое негативное поведение лиц в возрасте от 14 до 18 лет, характеризующееся определенными особенностями, отличающими его от преступности взрослых лиц. Указанные особенности проявляются в своеобразном факторном комплексе детерминации, в дальнейшем влияющем на уровень и тенденцию развития преступности, а также прослеживаются в их особом социально-правовом статусе.
Такое социальное явление как преступность несовершеннолетних неразрывно связано с определенными возрастными периодами, однако возраст совершеннолетия не является единым для всех государств. В некоторых странах совершеннолетие наступает с достижением лицом 15 или 20 лет. В международном праве несовершеннолетним признается лицо, не достигшее возраста 18 лет, после чего делается оговорка: «если иной возраст не установлен национальным законодательством». Одним из основополагающих международных документов o защите детства является Конвенция OOH о правах ребенка, в которой поясняется, что ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если оно не достигло совершеннолетия ранее.
Согласно ч. 1 ст. 87 УК РФ нижняя возрастная граница уголовной ответственности составляет 14 лет. Однако подростковая преступность постоянно подвергается существенным качественным и количественным изменениям. В связи с чем, остро встает проблема преступности малолетних, еще не достигших 14-летнего возраста. До достижения возраста уголовной ответственности несовершеннолетние совершают ежегодно в обшей сложности около 100 тыс. общественно опасных деяний, за которые, в силу малого возраста, они не несут ответственности. Следовательно, в рамках криминологии преступность несовершеннолетних следует рассматривать с учетом правонарушений, совершенных лицами до достижения 14 лет.
Лиц, не достигших совершеннолетнего возраста, криминологи делят на 3 возрастные группы: 14–15 лет, 15–16 лет и 16–18 лет, поскольку именно с этими возрастными границами связаны психологические процессы формирования характера и становления личности в целом . В возрасте 14–18 лет происходит вторичная социализация индивида, при которой усиливается внешнее позитивное и негативное влияние со стороны микросреды, поэтому этот возраст является наиболее проблемным с точки зрения психологии.
С несовершеннолетним возрастом связаны определенные изменения в структуре личности физиологической, биологической, психологической и психической направленностей. Более подробно особенности личности несовершеннолетних преступников рассмотрены во второй главе настоящего исследования.
Кроме непосредственно хронологического возраста врачи и криминологи выделяют психологический, педагогический и физический возрасты, которые, в свою очередь, могут не совпадать между собой по временным рамкам. Часто такая дилемма оборачивается для несовершеннолетнего внутриличностным конфликтом, который в дальнейшем может иметь вектор криминогенности и привести даже психически здорового ребенка к совершению преступления.
Российские криминологи выделяют определенные признаки преступности несовершеннолетних:
1) большая доля преступлений совершается в отношении узкого круга лиц: членов семьи, родственников, друзей, знакомых и сверстников;
2) преступления совершаются, как правило, «во дворах», хотя имеется тенденция совершения преступных деяний несовершеннолетними в учебных заведениях и в общественном транспорте;
3) преступления совершаются несовершеннолетними преимущественно в вечернее или ночное время, реже днем;
4) основная масса преступлений совершается в группе лиц, в том числе с участием взрослых;
5) у правонарушителей отмечается повышенная жестокость и неконтролируемая агрессия.
Таким образом, преступность несовершеннолетних - составная часть общей преступности, для которой свойственны определенные особенности ее структуры и развития, обусловленные, главным образом, возрастными изменениями и особым детерминационным комплексом причин и условий.
1.2. Факторы, детерминирующие преступность несовершеннолетних
Детерминанты преступности представляют собой причины и условия криминогенного характера, создающие благоприятные условия для реализации преступных намерений, повышающие вероятность криминального поведения.
Детерминационный комплекс преступности несовершеннолетних включает в себя причины и условия, характерные для взрослой преступности, а также отдельные факторы, специфичные для несовершеннолетних ввиду их возрастных и психологических особенностей, своеобразия статуса данной категории граждан. Общие для всей преступности детерминанты достаточно подробно проанализированы в монографиях, учебниках и научных публикациях различных специалистов.
Все внешние факторы, влияющие на развитие преступности, подразделяются на макросоциальные и микросоциальные. В первую группу входит само общество, включая его нравственные ценности, мораль, культурные традиции, политические проблемы, бедность, проживание в криминальном районе, доступность наркотиков, социальное расслоение, негативное влияние СМИ и т.д. К микросоциальным факторам относят непосредственное окружение подростка: семью, друзей, коллективы учебных и досуговых заведений .
Ведущим институтом социализации, который закладывает основные модели поведения любого ребенка, в том числе противоправные, а также оказывает непосредственное влияние на его будущие взаимоотношения с социумом, является семья. Отрицательные свойства личности несовершеннолетнего могут быть следствием ошибок в процессе семейного воспитания, в результате чего часто появляются «трудные» подростки, нередко имеющие склонность к совершению преступлений. Низкий образовательный и культурный уровни родителей, отсутствие свободного времени для воспитания ребенка, финансовые трудности, отрицательно характеризующиеся жилищно-бытовые условия, отсутствие элементарных навыков конструктивного разрешения конфликтных ситуаций - все это, несомненно, влияет на воспитательный процесс в семье. Когда в семье детям уделяется должное внимание, родители относятся к ним с пониманием
Фрагмент для ознакомления
3
1. Постановление Правительства РФ от 06.11.2013 № 995 «Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» // «Собрание законодательства РФ», 11.11.2013, № 45, ст. 5829.
2. Антонян Ю. М. Криминология: учебник для вузов / Ю. М. Антонян. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2022. – 388 с.
3. Артемова Д. И. Преступность несовершеннолетних как дecтaбилизиpyющий фактор социального развития региона / Д.И. Артемова // Российская юстиция. – 2019. – № 3. – C.54-56.
4. Афанасьева О. Р. Криминология: учебник и практикум для вузов / О. Р. Афанасьева, М. В. Гончарова, В. И. Шиян. – М.: Юрайт, 2022. – 340 с.
5. Ахъядов Э. С. Отечественный и зарубежный опыт профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних / Э. С. Ахъядов // Молодой ученый. – 2016. –№ 2 (106). – С. 658-662.
6. Васкэ Е. В. Несовершеннолетние правонарушители: учебное пособие для вузов / Е. В. Васкэ. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2022. – 175 с.
7. Вележев С. И. Проблема предупреждения преступности среди несовершеннолетних / С.И. Вележев // Вестник Самарского юридического института. – 2018. – № 2 (28). – С. 28-32.
8. Жадан В. Н. О криминологической характеристике личности несовершеннолетних преступников / В.Н. Жадан // Юридическая наука. – 2019. – № 8. – С. 68-75.
9. Жаровских А. Понятие преступности несовершеннолетних / А. Жаровских // Молодой ученый. – 2014. – № 4 (63). – С. 838-840.
10. Загорьян C. Г. Негативное влияние социальной среды на формирование преступности несовершеннолетних / С.Г. Загорьян // Российский следователь. – Москва, 2016. – № 19. – С. 40-43.
11. Зайко Т. М. Меры борьбы с преступностью несовершеннолетних и молодежи: правовой и психолого-криминологический аспекты: монография. М-во образования и науки РФ, УрГЮУ. – Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2017. – 85 с.
12. Колемасов В. Н. Становление института по противодействию преступности несовершеннолетних, проблемы профилактики / В.Н. Колемасов // Наука. Общество. Государство. – 2020. – № 2 (30). – С. 95-103.
13. Криминология: учебник / под ред. В. Н. Кудрявцева, В. Е. Эминова. 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2022. – 800 с.
14. Павлова Л. В. Профилактика безнадзорности и правонарушений детей как часть государственного управления / Л.В. Павлов // Материалы Международной научно-практической конференции «Исполнение отдельных видов уголовных наказаний: проблемы и пути совершенствования». – Т. 3. – Рязань. – 2017. – С. 201-205.
15. Преступность несовершеннолетних: учебное пособие для вузов / Р. С. Данелян [и др.]; под редакцией А. В. Ростокинского. 2-е изд. – М.: Юрайт, 2022. – 275 с.
16. Родионова Е. М. Проблемы профилактики преступности несовершеннолетних / Е. М. Родионова // Молодой ученый. – 2021. – № 15 (357). – С. 251-254.
17. Сажаев А. М. О некоторых вопросах организации противодействия преступности несовершеннолетних / А.М. Сажаев // Актуальные проблемы уголовного судопроизводства. – М.: МАСК РФ, 2020. – С. 151-155.
18. Сторублевцева Т. С. Вовлечение несовершеннолетних в экстремистскую деятельность с использованием сети «Интернет»: актуальные проблемы / Т.С. Сторублевцева // Актуальные вопросы юриспруденции: материалы X Международной научно-практической конференции. – Душанбе: РТСУ, 2023. – С. 580-584.
19. Сторублевцева Т. С. Девиантное поведение подростков - актуальная проблема современности / Т.С. Сторублевцева // Актуальные проблемы права, экономики и управления: сборник студенческих работ в 2-х частях. – Саратов: Саратовский источник, 2021. – Ч. 1. – С. 554-559.
20. Субботина А. В. Проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних / А.В. Субботина // Научный журнал. – 2020. – № 4 (49). – С. 59-62.
21. Фабрика Т. А. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетнего преступника / Т. А. Фабрика, У. П. Копанева // Молодой ученый. – 2021. – № 22 (364). – С. 404-406.