Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Обучение диалогической речи — это важный аспект преподавания иностранного языка, поскольку способность вести диалог является ключевым компонентом коммуникативной компетенции. Рассмотрим методику обучения диалогической речи, выделяя основные подходы, стратегии и техники.
Коммуникативная направленность современного обучения английскому языку в основной школе предполагает основной своей целью обучение общению на изучаемом языке, а значит обучение подростков умению вступать в диалог, вести его на английском является основной задачей педагога на среднем этапе обучения в школе (5-9 кл.). Так, Л. В. Щерба пишет о том, что «диалог сопутствует жизни человека на всех ее этапах» [8, с. 79].
Дети в подростковом возрасте, выпадающем на 5-9 классы, уже имеют некоторый лексический запас в изучаемом языке, ориентированы на общение со сверстниками, что отчасти облегчает задачу учителю при организации процесса обучения диалогической речи в этих классах.
В ФГОС ООО указывается, что обучающиеся должны овладеть необходимым лексическим минимумом для ведения диалога на изучаемом языке.
При этом результатом обучения английскому является «овладение учащимися основами иноязычного общения, в процессе которого осуществляется воспитание, развитие и образование личности».
В то же время, в современном дискурсе обучения диалогической речи ведется активный поиск средств и методов интенсификации иноязычного обучения, в том числе и обучения диалогической речи с использованием опор. Все это обуславливает актуальность выбранной темы
Методика обучения диалогической речи предполагает комплексный подход, в котором комбинируются различные техники и подходы, исходя из уровня подготовленности и интересов учащихся. Участие в диалоге развивает не только языковые навыки, но и критическое мышление, социокультурные компетенции, что является неотъемлемой частью языкового образования в современном мире.
Объектом исследования является процесс обучения диалогической речи учащихся основной школы на уроках английского языка.
Предметом исследования являются приемы обучения учащихся основной школы умениям в диалогической речи на основе учебно-речевых ситуаций.
Цель данной работы состоит в изучении методики обучения диалогической речи в основной школе и разработке комплекса упражнений для развития диалогической речи на английском языке на основе учебно-речевых ситуаций.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) Изучить специфику обучения диалогической речи;
2) Рассмотреть понятия “учебно-речевая ситуация” и “диалогическая речь” и подходы к обучению диалогической речи на различных этапах урока английского языка.
3) Провести анализ серии уроков учебника “How to be British” в аспекте формирования умений диалогической речи;
4) Разработать комплекс упражнений для развития диалогической речи на английском языке в 9 классе на материале коллекции комиксов «How to bе British».
Были использованы теоретические методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, изучение документации в сфере основного общего образования, а также практические методы: моделирование учебного процесса на уроке иностранного языка.
Методологической основой исследования являются работы по вопросам обучения диалогической речи обучающихся на уровне основного общего образования Н. Д. Гальсковой, Е. М. Верещагина , И. Л. Бима , В.Л. Скалкина, Д. В. Вилькеева, Н. И. Гез ., Е. С. Глядиковской, М.Л. Вайсбурд.
Материалом исследования данной работы послужили труды ученых по изучению говорения как вида речевой деятельности, а также методике обучения говорению (И.А. Зимняя, Е.И. Пассов, С.Ф. Шатилов, И.Л. Бим, Е.Н. Соловова, Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез).
Практическая ценность данного исследования состоит в том, что оно представляет научно обоснованные рекомендации по использованию текстов на уроке английского языка, которые формируют диалогическую речь учащихся.
Настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Глава 1. Теоретические аспекты обучения учащихся основной школы иноязычной диалогической речи
1.1. Особенности обучения диалогической речи на уроках иностранного языка
Многие исследователи подчёркивают значимость обучения учащихся диалогической речи. Т. И. Гризик считает, что наиболее социально значимой формой общения является диалог. Диалог - это естественная среда развития личности, который при отсутствии или дефиците ведет к различного рода проблемам личностного развития, росту проблем взаимодействия с социумом, появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях. Так же, по мнению И. Л. Бим, диалог является особым видом речевой деятельности, который попеременно включает в себя аудирование и говорение.
«Диалог (от греч. diаlogos - речь двоих) - первичная, наиболее естественная форма общения, основанная на смене тесно связанных друг с другом высказываний говорящих; именно в диалоге язык обретает «подлинное свое бытие» » [57].
К.И. Саломатов утверждает, что диалогическая речь является одной из наиболее распространенных форм устной разговорной речи. Монологическая форма речи занимает меньше места в разговорной речи, обычно монологу предшествует диалог. Диалог представляет собой обмен высказываниями, порожденными одно другим в процессе разговора между двумя или несколькими собеседниками.
«Диалогическая речь - это непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами » [3].
Другие ученые (Г.М. Уайзер и А.Д. Климентенко, М.С. Балабайко, Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий, А.А. Миролюбов) классифицируют упражнения на те, которые вырабатывают навыки диалогической речи, и те, которые обучают умениям сознательно использовать приобретенные навыки в живом акте общения; упражнения, направленные на овладение структурно- грамматическим и лексическим материалом, на моделирование типовых диалогических единств, и направленные на обучение свободному выражению мыслей на заданную тему; упражнения для обучения подготовленной и неподготовленной диалогической речи.
Обучение диалогической речи на уроках иностранного языка — это важный аспект языкового образования, который позволяет студентам развивать уверенность в себе, улучшать навыки коммуникации и вести полноценные беседы на изучаемом языке. Ниже представлены ключевые аспекты и методы, способствующие эффективному обучению диалогической речи.
1. Создание языковой среды
Имитация реальных ситуаций: Использование ролевых игр, сценариев и ситуационных упражнений, которые отражают повседневные разговоры. Это поможет студентам адаптироваться к различным ситуациям, с которыми они могут столкнуться в жизни.
Дискуссионные клубы: Организация встреч, где студенты могут свободно обсуждать различные темы. Это поможет развить навыки аргументации и ведения диалога.
2. Обучение активному слушанию
Упражнения по слушанию: Использование аудиоматериалов, таких как подкасты или записи диалогов, чтобы студенты учились воспринимать информацию на слух. Важно обучить их выделять ключевые моменты и задавать уточняющие вопросы.
Задачи на перефразирование: Студенты должны пересказывать услышанное или прочитанное, что помогает им лучше понимать материал и развивать собственные речевые навыки.
3. Развитие речевых навыков
Практика диалогов: Регулярные тренировки по составлению диалогов на основе заданных тематик или ситуаций. Студенты могут работать в парах или группах, что способствует развитию уверенности.
Речевые паттерны: Обучение популярным фразам и выражениям, которые часто используются в разговорах. Это позволит студентам легче включаться в диалог.
4. Использование технологий
Онлайн-платформы: Применение специализированных приложений и веб-сайтов для практики языка, где студенты могут общаться друг с другом или с носителями языка.
Видеозвонки: Проведение занятий с носителями языка через Skype или Zoom, что даст студентам возможность пообщаться и пройти практику в реальном времени.
5. Обратная связь
Коррекция ошибок: Регулярная обратная связь от преподавателя по поводу речевых ошибок и их исправление в процессе практики поможет студентам учиться на своих промахах.
Самооценка: Поощрение студентов к самоанализу и рефлексии после практики диалогической речи, что способствует осознанию собственных достижений и областей для улучшения.
6. Разнообразие тем для диалога
Актуальные и интересные темы: Выбор тем, которые интересуют студентов и вызывают дискуссии — от культуры до социальных вопросов. Это делает процесс обучения более увлекательным и мотивирующим.
Обучение диалогической речи требует комплексного подхода, сочетания практических упражнений, теоретических знаний и использования современных технологий. Важно создать поддерживающую атмосферу, где студенты смогут свободно выражать свои мысли и строить уверенные диалоги на иностранном языке.
1.2. Подходы к обучению диалогической речи на различных этапах урока английского языка
Постоянные изменения в жизни современного общества обуславливают использование в системе образования новых методов и средств, которые обогащают процесс обучения и позволяют сделать его более эффективным.
Так как учащиеся должны быть способны осуществлять иноязычное общение и добиваться взаимопонимания с носителями иностранного языка, особое внимание отводится развитию составляющей иноязычной
коммуникативной компетенции - речевой компетенции, при которой совершенствуются коммуникативные умения в таком виде речевой деятельности как говорение, и формируется умение планировать свое речевое и неречевое поведение [12].
Поскольку речевая активность является показателем сформированности речевой компетенции, необходимо внедрение в учебный процесс средства, которое способно благоприятно повлиять на развитие речевой активности, формируя при этом иноязычную коммуникативную компетенцию при обучении говорению.
Развитие диалоговой речи на уроках английского языка является ключевым элементом в формировании грамотной коммуникации у учеников.
Учебно-речевые ситуации на уроках английского языка играют важную роль в формировании коммуникативной компетенции учеников. Такие ситуации помогают учащимся не только совершенствовать навыки говорения и аудирования, но и развивать уверенность в использовании языка.
Учебно-речевые ситуации на уроках английского языка могут включать:
1. Диалоги - ролевые игры, где учащиеся могут моделировать различные ситуации (в магазине, на улице, в ресторане).
2. Обсуждения - работа в группах с обсуждением тем, например, хобби или праздники.
3. Презентации - учащиеся представляют свои проекты на заданные темы.
4. Интервью - учащиеся берут интервью друг у друга по определенной теме.
5. Игра в вопросы и ответы - учащиеся задают друг другу вопросы, чтобы развить навыки общения.
Эти ситуации помогают развивать как устную речь, так и способность слушать.
Вот несколько примеров учебно-речевых ситуаций, которые можно использовать на занятиях:
1. Вопрос-ответ в классе
Ситуация: Учитель задает вопросы по теме урока, учащиеся отвечают.
Цель: Развивать навыки формулирования и четкого выражения мыслей.
Пример: Учитель спрашивает: "What do you like to do in your free time?" Учащиеся по очереди отвечают.
2. Обсуждение актуальных тем
Ситуация: Организация группового обсуждения на заранее оговоренную тему.
Цель: Развивать аргументацию и умение работать в команде.
Пример: Темы, такие как "The impact of technology on our lives" или "The importance of healthy eating".
3. Ролевые игры
Ситуация: Ученики принимают на себя роли в различных сценариях.
Цель: Практиковать живую речь в неформальной обстановке.
Пример: Ролевая игра «Заказ в ресторане» или «Беседа на встрече с друзьями».
4. Интервью
Ситуация: Ученики работают в парах, беря интервью друг у друга.
Цель: Развивать навыки ведения интервью и активного слушания.
Пример: Один ученик спрашивает у другого о его любимом фильме, а затем делает краткий обзор.
5. Презентации
Ситуация: Учащиеся готовят небольшие презентации на определенные темы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агаева О.В. Обучение диалогической речи на уроках английского языка // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2021 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2021. - С. 92 - 94.
2. Анисимова Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов): Учеб. пособие для студ. фак. иностр. яз. вузов. -.М.: Издательский центр «Академия», 2023. - 128 с.
3. Березин В.М. Массовая коммуникация в поисках новых смыслов: сущность, каналы, действия. - М.: РИП-холдинг, 2023. - 174 с.
4. Бернацкая А.А. К проблеме «креолизации» текста: история и современное состояние // Речевое общение: Специализированный вестник / Краснояр. гос. ун-т; под редакцией А. П. Сковородникова. Вып. 3 (11). - Красноярск: Красноярский университет, 2022. - С. 104-110.
- Волобуева Ю. В., Носовец Е. А. Критерии оценивания диалогической речи на уроках английского языка на среднем этапе обучения в школе // Наука и образование: сохраняя прошлое, создаем будущее. - 2018. С. 167-172.
5. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя.- М.: АРКТИ, 2023. - 192 с.
6. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам (лингводидактика и методика). - М.: Академия, 2022. - 336 с.
- Гойхман О.Я., Надеина Т.М.. «Речевая коммуникация»: учебник. М.: ИНФРА, 2021. - 200 с.
7. Горчилина Е.Е. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по иностранному языку. - М.: Дрофа, 2021. - 90 с.
8. Жолнерик Л.И. Обучение диалогической речи // Иностранные языки в школе. 2022. -№7 - С. 52 - 56.
9. Лысикова И.В. Интенсивное обучение диалогической речи в школе с углубленным изучением английского языка // Иностранные языки в школе. - 2023. - № 5. - С. 27 - 32.
10. Малышева Т.С. Обучение студентов I курса монологической речи на основе иноязычных комиксов // Вестник НГЛУ. 2022. №30. С. 99106.
11. Маслыко Е.А., Бабинская П.К., Будько А.Ф., Петрова С.И. Справочное пособие. - 9-е изд., стереотип. - Минск.: Высшая школа, 2024. - 522 с.
12. Настольная книга преподавателя иностранного языка: справочное пособие / под ред. Е. А. Мастренко. - Минск: Высшая школа, 2021. - 189 с.
13. Седина И. В. Кованова А. С. Креолизованные тексты и их роль в обучении иностранному языку // Теория и практика современной науки. 2022. № 6. С. 799-805.
14. Слепцова Г. Н. Социокультурный подход в обучении иностранному языку в неязыковом вузе // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2019. - № 10. - С. 84-87.
15. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций. Пособие для студентов пед. вузов и учителей. - М.: Просвещение, 2022. - 239 с.
16. Сонин А.Г. Экспериментальное исследование поликодовых текстов: основные направления // Вопросы языкознания. - М. - 2022. - №6. - С. 115-123.
17. Багрова А. Я. Формирование навыков и умений диалогического высказывания в средней школе - основа обучения коммуникативной компетенции на иностранном языке // Вестник Московской международной академии. - 2017. - № 1. - С. 213-217.
18. Галъскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводи- дактика и методика. - М., 2020. - 342 с.
19. Маитыкина Н. Д. Использование речевых опор в процессе обучения иностранному языку // Современные проблемы науки и образования. - 2024. - № 6. - С. 115.
20. Миролюбов А. А. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность. - Обнинск : Титул, 2019. - 464 с.
21. Мустяцэ В. А. Использование вербальных опор при обучении устному высказыванию // Инновации в современной науке: Мат-лы II Междунар. осеннего симпозиума / Науч. ред. Г. Ф. Гребенщиков. - М.: Спутник, 2023. - С. 216-220.