Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время актуальны вопросы методики обучения английскому языку. Английский язык является международным языком. Учитывая современные требования к выпускникам, точнее к их межкультурной и коммуникативной компетенции, изучение основных аспектов иноязычного обучения востребовано.
Изучение иностранного языка включает в себя несколько аспектов, одним из которых является грамматика. Грамматика занимает важное место в изучении иностранных языков, это своего рода основа, на которой формируется иноязычная коммуникативная компетентность. Изучение грамматики и правильного оформления выражения, а также распознавание грамматических форм в речи и письме происходит посредством формирования грамматических навыков.
Усвоение грамматики вызывает множество трудностей в сочетании с грамматическими терминами и правилами, а также с бесконечным количеством исключений.
Часто преподавание грамматики в школах ограничивается таблицами, изучением структур, однотипными упражнениями, при этом ученик не совсем уверен в практической пользе того, что он делает. Большое количество терминов также затрудняет изучение. Не всегда существуют альтернативные формы обучения, в результате чего учащиеся работают пассивно в классе. Изучение этого направления должно быть не менее интересным, чем, например, изучение словарного запаса.
Степень разработанности темы. Актуальны вопросы, касающиеся обучения иностранным языкам школьников. Этому свидетельствует ряд работ следующих ученых З.Я Футерман, В.С. Мухина, Е.И. Негневицкая, Н.Д Гальскова и др.
Над проблемой развития грамматических навыков работали Н.Д. Гальскова 2009, Е.И. Пассов 2007, Е.Н. Соловова 2018, Г.В. Рогова 1998.
Таким образом, понятно, что языковое обучение не может быть выполнено без грамматического обучения, поскольку овладение грамматикой изучаемого языка важно не только для формирования продуктивных навыков устной и письменной речи, но и для понимания речи других людей во время прослушивания и чтения (восприимчивые навыки).
Актуальность работы обусловлена необходимостью овладения грамматической стороной речи. Так же важен учет особенностей обучения иноязычной грамматике в основной школе.
Объект: процесс обучения иноязычной грамматике в основной школе.
Предмет: формирование у учащихся основной школы иноязычных рецептивных грамматических навыков.
Цель исследования: изучить методику обучения иноязычной грамматике в основной школе и разработать комплекс упражнений, направленный на формирование у учащихся грамматических рецептивных навыков.
Задачи исследования:
1. Изучить специфику обучения иноязычной грамматике в основной школе.
2. Рассмотреть понятие «иноязычный грамматический рецептивный навык» и подходы к формированию у учащихся основной школы иноязычных рецептивных грамматических навыков;
3. Провести анализ серии уроков учебника Spotlight 7 класс. Student's Book. Английский в фокусе. Учебник - Ваулина Ю.Е, Дули Д., Подоляко О.Е. (модуль) в аспекте формирования у учащихся основной школы иноязычных рецептивных грамматических навыков
4. Разработать комплекс упражнения по серии уроков учебника Spotlight 7 класс. Student's Book. Английский в фокусе. Учебник - Ваулина Ю.Е, Дули Д., Подоляко О.Е. (модуль) для обучающихся 7 класса.
Теоретико-методологической основой исследования явились труды исследования в области методика иноязычного обучения (И.Л. Бим, Н.Д. Гальскова, И.А, Зимняя и др.), особенностей формирования грамматических навыков и методов их обучения (П.Б. Гурвич, А.А. Миролюбов, Г.В. Рогова, П.В, Сысоев).
Практическая значимость результатов исследования определяется возможностью использования разработанного комплекса упражнений по формированию грамматических рецептивных навыков учащихся основной школы учителями английского языка.
Работа включает в себя 48 страниц, состоит из введения двух глав, заключения, выводам по главам, списка литературы и приложений.
Глава 1. Теоретические аспекты формирования у учащихся основной школы иноязычных рецептивных грамматических навыков
1.1. Особенности специфики формирования и развития рецептивных грамматических навыков в основной школе
Цели основного образования определяются основной образовательной программой основного общего образования, разрабатываемой в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования.
В качестве цели обучения в средней школе подчеркивается достижение обучающимся запланированных результатов: знаний, умений, умений, компетенций; развитие личности обучающегося в ее самобытности, уникальности и индивидуальности.
Обучение школьников иностранному языку на основе программы основной школы включает в себя следующее:
- привитие уважения и интереса к культуре и народу изучаемой страны; воспитание культуры общения;
- формирование познавательной активности и поддержание интереса к учебе;
- развитие практических потребностей;
- эффективное использование иностранного языка в различных сферах деятельности.
В программе подчеркивается, что процесс изучения иностранных языков в целом состоит из развития умения участвовать в прямом и косвенном диалоге [4].
Согласно ФГОС ООО, основной целью обучения иностранным языкам является формирование коммуникативных компетенций учащихся. Коммуникативная компетентность, в свою очередь, включает лингвистическую, социолингвистическую, социальную, дискурсивную и социокультурную компетенции [16].
Исследования А. Н. Леонтьева позволяют сказать, что автор детерминировал коммуникативную компетенцию как совокупность следующих коммуникативных умений:
- умение говорящего считывать «чтение по лицу», т.е. говорящий должен уметь предвидеть результат общения (по эмоциям, жестами, чувствам собеседника) до появления фразы;
- уметь показать себя в процессе общения;
- подстраиваться свою речь с точки зрения психологического этикета, уметь правильно сочетать вербальные и невербальные средства общения [8].
Коммуникативная компетенция есть:
- способность вступать в коммуникацию;
- умение говорящего говорить вербально, невербально, молча;
- обобщенное свойства вступать в общение с другими людьми, используя имеющийся речевой опыт, личностные качества и опыт, с также учитывая коммуникативные способности собеседника [6].
А. В. Мудрик отождествляет понятие «коммуникативная компетенция» с понятием «компетентность в общении». Под ним автор понимает совокупность знаний, социальных установок, жизненного опыта, позволяющих обеспечить процесс общения между людьми [11].
В отечественной науке в отношении структуры коммуникативной компетенции имеется несколько мнений. Например, И. Л. Бим отмечает следующие компоненты:
- языковая компетенция – развитием навыков фонетики, лексики и грамматики;
- речевая компетенция – способностью к осуществлению речевого общения посредством всех иноязычных навыков;
- социокультурная компетенция – сформированность знаний о культурных особенностях страны носителя языка, их нормах и правилах речевого поведения, особенностях лексики;
- компенсаторная компетенция – умение использовать различные речевые навыки, даже в случаях ограниченного запаса лексики.
- учебно-познавательная компетенция – развитие знаний, умений и навыков обучающихся в процессе иноязычного обучения [2].
Исследователям-лингвистам предлагаются различные точки зрения на структуру коммуникативной компетентности. А.Н. Щукин, помимо лингвистического, речевого и социокультурного компонентов, включает социальный компонент, определяемый мотивацией учащихся к инициированию и продолжению общения, и дискурсивный компонент, побуждающий учащегося использовать различные стратегии для понимания текста, профессиональный компонент, определяемый пониманием обучающегося узких тем, умением использовать коммуникативное общение как средство решения профессиональных задач [6].
Современное понимание коммуникативной компетентности напрямую определяется целями и задачами обучения иностранному языку.
В соответствии с целевыми ориентирами федерального стандарта основного общего образования у обучающегося должны быть развиты следующие показатели коммуникативной компетентности:
- умение читать и понимать аутентичные тексты (изучающее, просмотровое чтение, смысловое чтение);
- уметь вступать во встроенное общение в формах диалога этикетного характера, диалога-побуждение к действию, диалога-расспрос, диалога-обмен мнениями, комбинированного диалога, включающего разные виды диалогов;
- уметь самостоятельно строить связные монологические высказывания (описание, повествование, рассуждение);
- умение письменно выражать свои мысли [16].
К концу пропедевтического курса устного иноязычного общения у детей формируются умения:
— понимания английской речи, выраженной в возможности вопросно-ответной формы общения, понимания иноязычных просьб, чтению текстов различного характера;
— диалогическая речь, дающая возможность обучающимся ориентироваться в условиях вопросно-ответных формах общения, просьба-ответных формах. В то же время обучающиеся могут изменять, объединять и передавать лексическое и грамматическое содержание этих конструкций, привести его составные элементы в новое состояние; отвечать на вопросы различного рода (общие и частные), выражать утверждение / несогласие, утверждение / не одобрение, отклонение услышанного;
― монологическая речь, которая позволяет формируют самостоятельные коммуникативные выражения без подготовки. Намерения формируются в соответствии с предлагаемыми целями разговора. Объем фразы составляет не менее трех предложений, лингвистически правильно согласованных. Монолог - это описание (изображения, объект, животное, внешний вид сказочный герой и т. д.) или рассказ (о себе, друге, члене семьи, любимце, сказочном герое) [16].
Данный перечень не охватывает все составляющие иноязычного обучения, но базируется на минимальных знаниях, которыми должны обладать обучающиеся основной школы.
Таким образом, можно сделать вывод, что в основной школе обучающиеся уже способны полностью воспринимать иноязычную речь и воспроизводить ее.
В разрезе коммуникативной компетенции стоит выделить, что её фундаментом является языковая компетенция. В языковую компетенцию входят лексико-грамматические навыки. Без сформированных лексико-грамматических навыков обучающийся не сможет построить диалоги, как следствие, не сможет вступить в коммуникативное общение. Поэтому следует подробнее рассмотреть особенности формирования грамматических навыков у школьников.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Bachman, L.F. Fundamental considerations in language testing / L.F. Bachman. – Oxford: Oxford University Press, 1991. – 408 p.
2. Spotlight 7 класс. Student's Book. Английский в фокусе. Учебник - Ваулина Ю.Е, Дули Д., Подоляко О.Е.
3. Бим И. JI. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. М. : Русский язык, 1977. - 288 с.
4. Бим, И.Л. Теория и практика обучения иностранному языку в средней школе / И.Л. Бим – Москва: Просвещение, 2010 – 256 с. – Текст : непосредственный.
5. Витлин, Ж.А. Современные проблемы обучения грамматике иноязычных языков. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе, 2012 – №5. – С. 56-58.
6. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: учеб.пособие / Н.Д. Гальскова. – М.: АРКТИ, 2003. – 372 с. – Текст : непосредственный. - ISBN 5-89415-290-9.
7. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика : учеб. пособие для студ. лингв, ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н .Д. Гальскова, Н. И. Гез. — 6-е изд., стер. — Москва : Издательский центр «Академия», 2009. — 336 с. – Текст : непосредственный. – ISBN 978-5-7695-6473-4.
8. Гез, Н.И. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежной методики исследования / Н.И. Гез. - Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе, 2012 – №2 – С. 32–38.
9. Гурвич, П. Б. Грамматические умения, обусловливающие говорение на иностранном языке, и основные линии их развития: Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия. Сост. Леонтьев А.А. / П.Б. Гурвич, Ю.А. Кудряшева. – Москва :Рус. яз., 1991. – С. 397–343.– Текст : непосредственный.
10. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в средней школе. V
11. Зимняя, И. А. Педагогическая психология : учебник для вузов : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим и психологическим направлениям и специальностям / И. А. Зимняя. - 3-е изд., пересмотр. - Москва : Изд-во Московского психолого-социального ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2010. - 447 с. – Текст : непосредственный. - ISBN 978-5-9770-0518-0.
12. Зуева, Т.В. Об алогизмах и противоречиях английской грамматики и о новых подходах в ее изучении : учебник / Т.В. Зуева. – Москва: Просвещение, 2018 – 400 с. – Текст : непосредственный.
13. Конышева А.В. Современные методы обучения английскому языку. Мн.: ТетраСистемс, 2003. - 176 с.
14. Мильруд, Р.П. Методика преподавания английского языка = EnglishTeachingMethodology : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Иностр. яз." в обл. образования и педагогики / Р. П. Мильруд. - Москва : Дрофа, 2005 (ГУП Чехов. полигр. комб.). – 253 с. – Текст : непосредственный. - ISBN 5-7107-8495-8 .
15. Миролюбов, A.A. Грамматико-переводной метод / A.A. Миролюбов. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. - 2002. - № 4. - С.26 – 31.
16. Пассов, Е. И. Концепция коммуникативного иноязычного образования : (теория и ее реализация) : методическое пособие для русистов / Е. И. Пассов, Л. В. Кибирева, Э. Колларова. - Санкт-Петербург : Златоуст, 2007. - 199 с. – Текст : непосредственный. - ISBN 978-5-86547-409-8.
17. Рогова, Г.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе / Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина. – Москва: Просвещение, 1988. - 224 с.– Текст : непосредственный.
18. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам : базовый курс : пособие для студентов педагогических вузов и учителей / Е. Н. Соловова. - Москва : АСТ :Астрель, 2018. - 238 с. – Текст : непосредственный. - ISBN 978-5-17-048998-5.
19. Сысоев, П.В. Интегративное обучение грамматике: исследование на материале английского языка / П.В. Сысове. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2013.- № 6 – С. 25 – 31.
20. Федеральный государственный образовательный стандарт основного образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – Москва : Просвещение, 2019.
21. Шатилов, С.Ф. Теоретические основы методики обучения грамматическому аспекту иноязычной речи / С.Ф, Шатилов. – Текст : непосредственный // Общая методика обучения иностранным языкам. – Москва : Русский яз, 2011. - С. 295 – 305.