Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Современные условия развития экономики страны в качестве важных инструментов выступают ставят ее социально-экономического развитие, ее показатели ключевого характера, индикаторы макроэкономического развития. Как один из инструментов самого оптимального характера регулирования процесса развития экономики страны может быть названа бюджетная политика и регулирование бюджета, в качестве объекта этого выступает бюджетная система государства. Сбалансированный бюджет – ключ к процветанию страны в целом и каждого человека в частности. Самый небольшой дисбаланс может вызвать ряд негативных последствий: перебоям в финансовом обеспечении бюджетных учреждений, проблемам с погашением сумм внешних долговых обязательств, просрочке платежей в национальную экономику, падению курса национальной валюты, срыву муниципальных и государственных заказов и многим другим. Превышение доходной части бюджета над расходами, или профицит, может казаться позитивным явлением, однако на самом деле придерживаясь такого рода концепции, эффективность использования бюджетных средств уменьшается, в результате чего уровень нагрузки на экономику повышается, тем самым оказывая давление на бизнес, замедляя его развитие или вызывая банкротство.
Если суммы расходов превышают суммы доходов в бюджете, это называется дефицитом. В основе своей это происходит тогда, когда развитие экономики страны значительным образом отстает от нужд и потребностей общества. Как следствие - государство начинает переживать экономический спад. В связи с этим рассмотрение государственного бюджета и проблемы его сбалансированности как средства регулирования экономики является актуальным.
Цель курсовой работы – раскрыть перспективы улучшения сбалансированности бюджетной системы РФ.
Задачи курсовой работы:
- определить понятие и значение бюджета;
- рассмотреть сущность и типы бюджетной политики с целью управления сбалансированностью бюджета;
- раскрыть понятие бюджетного дефицита и профицита бюджета как показателей его несбалансированности;
- определить проблему сбалансированности государственного бюджета в современных условиях;
- оценить механизм регулирования сбалансированности бюджета РФ;
- определить рекомендации по улучшению управления сбалансированностью бюджета РФ.
Объект исследования – государственный бюджет РФ. Предмет исследования – формирование дефицита и профицита бюджета.
В качестве методологической базы применялись общенаучные методы: классификации, сопоставления, системного подхода, сравнения; статистические методы: сводки и группировки, табличный и графический и пр.
Информационная база исследования: материалы Росстата, Министерства финансов РФ, данные сети Интернет.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. Во введении представлены актуальность, цель и задачи, объект, предмет и методы исследования.
В первой главе работы представлены теоретические аспекты формирования дефицита и профицита бюджета. Во второй главе проведена оценка сбалансированности государственного бюджета РФ.
В заключении представлены выводы по проведенному исследованию.
Одним из фундаментальных механизмов, с помощью которого государство реализует свою экономическую и социальную политику, выступает финансовая система общества, которая включает в себя государственный бюджет. Бюджет является отражением текущего экономического положения, социальной сферы и политической обстановки в государстве.
Иного рода определение понятия бюджета есть в Бюджетном кодексе РФ. Здесь бюджет понимают как «форму образования и расходования фонда денежных средств, которые предназначены для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления» .
Рассмотрим сущность бюджета. Его сущность наиболее полно выражается в следующих определениях.
1. Под государственным бюджетом как экономической категорией понимаются финансовые отношения между физическими и юридическими лицами и государством по поводу формирования, распределения (перераспределения) и использования основных централизованных фондов страны с целью финансирования выполнения государственных задач .
2. Государственный бюджет по своей социально-экономической сущности является основным средством перераспределения части национального дохода и национального богатства, т.е. особой экономической формой перераспределительных отношений, связанных с обособлением части национального дохода и национального богатства в руках государства и использованием ее в качестве финансового ресурса для выполнения государственных задач .
3. Государственный бюджет по своему материальному содержанию является основным централизованным фондом денежных ресурсов страны.
4. С законодательной точки зрения государственный бюджет является основной финансовой программой государства и имеет силу закона.
5. Государственный бюджет является элементом воспроизводства рабочей силы, поскольку он зависит от расходов на образование, здравоохранение, социальное страхование и пенсионные выплаты .
В качестве основных бюджетов бюджетной системы РФ выступают :
- государственный бюджет и бюджеты внебюджетных фондов государства;
- бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных внебюджетных фондов государства;
- местные бюджеты, в том числе:
- бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты городских округов с внутригородским делением, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
- бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты районов внутригородских.
Познакомимся с основными функциями бюджета:
1. Функция перераспределения. Эта функция включает два аспекта. Первый – это сбор средств, а второй - их использование. Бюджет вынужден перераспределять материальные ресурсы между двумя секторами - материальным производством и нематериальным сектором. Необходимость этой функции также связана с неравномерностью развития отраслей экономики, неравномерным распределением по регионам и отсутствием социальной равноправности. Особенность этой функции заключается в следующем:
1) Одна и та же часть общенационального дохода циркулирует неоднократно через бюджетные процессы.
2) Значительный объем денежных потоков проходит через бюджет, при этом совокупная доля всех бюджетов в общем национальном доходе составляет 30- 40%.
3) Распределение через бюджет происходит не на этапе первичного разделения доходов, а на этапе вторичного перераспределения.
2. Распределительная. Функция распределения бюджета проявляется через формирование и использование централизованных денежных фондов на уровнях государственного и местного управления. Особое внимание уделяется фондам, таким как резервный, развития и поддержки субъектов Российской Федерации. Посредством бюджетов и фондов государство регулирует экономическое развитие регионов и секторов производства, а также социальную сферу. Через регулирование экономики и ее отношений государство целенаправленно воздействует на темпы роста производства, накопления частных средств, изменение структуры спроса и предложения, а также на социальное обеспечение членов общества.
3. Регулирование и стимулирование экономики. Путем использования бюджета государство оказывает прямое и косвенное воздействие на процессы производства.
4. Социальная функция.
5. Контрольная функция. Некоторые функции финансов и бюджета имеют общие черты, поскольку бюджет является основой финансовой системы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 13.07.2029, с изм. от 30.09.2024) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. - №31. – Ст.3823.
2. Постановление Правительства РФ «Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет» от 04. 2007 №343 (ред. от 23.04.2024) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2007. - №24. – Ст.2913.
3. Абдулганиев С., Денисенко И.Государственный бюджет РФ и проблемы его сбалансированности // Национальные экономические системы в контексте формирования глобального экономического пространства: сборник научных трудов. - Симферополь: Ариал, 2022. - С.6-9.
4. Аннамухаммедов С., Джепбарова А., Атаев М. Роль финансового контроля в повышении эффективности государственного бюджета // Вестник науки. – 2023. – Т.5. - №4. – С.12-14.
5. Афанасьев М.П. Современные адаптационные стратегии государственных бюджетов // Финансы. – 2024. - №2. – С.8-13.
6. Блинов В.В., Мечетина Ю.М. Влияние территориально-демографических факторов на отношение граждан к бюджетной политике РФ // Инновации и инвестиции. – 2023. - №9. – С.268-274.
7. Богатырева Д.Н. Особенности формирования и пути роста доходов федерального бюджета // A POSTERIORI. - 2022. - №3. - С.10-14.
8. Бушинская Т.В., Анашкова А.Н. Сбалансированность бюджета на основе инструментов налоговой политики // Финансовые рынки и банки. – 2024. - №4. – С.183-187.
9. Бюджетно-налоговые и денежно-кредитные инструменты достижения финансовой стабильности и обеспечения экономического роста: Монография / под ред. М.А. Абрамовой. - М.: КноРус, 2021. - 202с.
10. Гараева Р., Байрамалыев Б./Роль государственного бюджета в социально-экономическом развитии / Вестник науки. – 2022. – Т.3. - №12. – С.46-49.
11. Гольгина Т.Б. Взвешенная бюджетная политика помогает решать проблемы // Журнал Бюджет. – 2023. - №1. – С.28-30.
12. Джабраилов В.А. Современные особенности ведения бюджетной политики Российской Федерации // Отходы и ресурсы. – 2023. – Т.10. - №1. – С.31-34.
13. Зарипов Р.Р. Правовые основы сбалансированности федерального бюджета // Заметки ученого. - 2022. - №3-1. - С.337-340.
14. Исламгалеев Д.Р. Причины дефицита бюджета России // Научно-исследовательский центр «Вектор развития». - 2022. - №8. - С.521-524.
15. Калинина А.А. Концепции балансировки бюджета // Современные стратегии и цифровые трансформации устойчивого развития общества, образования и науки: сборник материалов XV Междун. науч.-практ. конференции. – М.: АНО ДПО ЦРОН, 2024. – С.266-272.
16. Лысенко В.А., В.С. Истомин Влияние дефицита бюджета РФ на национальную экономику и населения // Современные проблемы развития экономики России и Китая: материалы IV междун. науч.-практ. конференции. – Благовещенск: АГУ, 2023. – С.211-216.
17. Маркова Н.А. Государственный долг и сбалансированность бюджета страны // Век качества. – 2024. - №1. – С.31-44.
18. Мурадов В.А. К вопросу о проблемах, связанных с профицитом государственного бюджета // Аллея науки. – 2022. – Т.1. - №5. – С.520-523.
19. Мухудов И., Пирджанов Ш. Содержание и исполнение государственного бюджета // Вестник науки. – 2023. – Т.4. - №4. – С.38-40.
20. Намитулина А.З., Куцури Г.Н. Бюджет и бюджетное устройство Российской Федерации: Учебное пособие. – М.: Русайнс, 2024. – 96с.
21. Официальный сайт Минфина России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://minfin.gov.ru.
22. Перлиева С.М., Сейидов М.А. Развитие государственного бюджета как системы повышения контроля // Вестник науки. – 2023. – Т.2. - №3. – С.55-58.
23. Рожкова М.В. государственный бюджет: определение и структура // Студенческий. – 2023. - №42-7. – С.41-42.
24. Рябинин А.В. Доходы и расходы государственного бюджета // Человек. Социум. Общество. – 2023. - №2. – С.64-73.
25. Саргсян К.К., Семина Л.А. Государственный бюджет и его роль в экономике // Интернаука. – 2022. - №16-6. – С.55-57.
26. Спеко М.С., Смирнов Ф.Е., Жигарев А.С. Актуальные проблемы бюджетной политики, методы их разрешения //Вектор экономики. – 2023. - №10. – С.28-30.
27. Тарасенко К.А. Бюджетный дефицит как угроза экономической безопасности страны // Студенческий вестник. – 2024. - №22-8. – С.9-10.
28. Тихонов Н.Е. Основные аспекты бюджетно-налоговой системы государства // Человек. Социум. Общество. – 2024. - №6. – С.119-122.
29. Трысячный В.И. Реализация базовых принципов развития бюджетной системы // Управленческий учет. – 2022. - №10-1. – С.197-203.
30. Филатова Д.П. Проблемы формирования федерального бюджета // Региональное развитие: экономика и социум. Взгляд молодых исследователей: материалы симпозиума Междун. научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. – Кемерово: КГУ, 2023. – С.104-108.
31. Хан Г.В. Механизм бюджетно-налоговой системы, методы и средства оценки его эффективности // Вестник Академии знаний. – 2024. - №1. – С.462-465.
32. Царикаев М.Р. Государственный бюджет как главное звено финансовой системы Российской Федерации // Учет и контроль. – 2023. - №7. – С.30-33.
33. Щегелюк Э.А. Дефицит и профицит бюджетной системы Российской Федерации // Экономика устойчивого развития региона: инновации, финансовые аспекты, технологические драйверы развития в сфере туризма и гостеприимства: материалы Х междун. науч.-практ. конференции. – Симферополь: Ариал, 2023. – С.166-169.
34. Электронный портал бюджетной системы Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.budget.gov.ru.
35. Юхимчук А.В. Бюджетная политика государства и направления ее совершенствования // Современные проблемы и перспективы развития науки, техники и образования: материалы III Национальной науч.-практ. конференции. – Магнитогорск: МГТУ им. Г.И. Носова, 2023. – С.102-103.