Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Исторически исследовательская работа в области физической культуры и спорта начала активно развиваться во второй половине XX века. Расширение экспериментальной базы, применение методов спортивной биомеханики, физиологии и психологии позволили усовершенствовать подготовку спортсменов и внедрить новые технологии в тренировочный процесс. Современное развитие физической культуры и спорта требует научного подхода к решению практических и теоретических задач. Научные исследования в данной сфере направлены на изучение методов подготовки спортсменов, совершенствование образовательных программ и анализ влияния физических нагрузок на организм человека. Применение исследовательских методов способствует выявлению оптимальных режимов тренировок и повышению эффективности спортивной деятельности. В работе рассматриваются современные направления научно-исследовательской деятельности в области физической культуры и спорта, имеющие много векторную направленность. Выявленные тенденции основаны на междисциплинарном подходе к анализу изучаемых проблем, базирующемся на естественно-научных, спортивно-педагогических, спортивно-психологических, социально-интеграционных аспектах.
Цель исследования состоит в том, чтобы провести анализ исследовательской деятельности в области физической культуры и спорта.
Задачи исследования:
описать сущностные основы физической культуры и спорта;
рассмотреть основные направления поддержки физической культуры и спорта в Российской Федерации;
охарактеризовать организацию исследовательской деятельности в области физической культуры и спорта;
выделить особенности исследовательской работы в области физической культуры и спорта.
Объект исследования – физическая культура и спорт в Российской Федерации.
Предмет исследования – направления и результаты реализации исследовательской деятельности в области физической культуры и спорта.
Теоретическая основа исследования. Проблематика исследования привлекает внимание ученых и специалистов в области менеджмента физической культуры и спорта. В данной работе были использованы исследования следующих авторов: А.В. Чесно, З.И. Петрина, А. Д. Дьяконов, С. В. Седоченко, О. Н. Савинкова, С. С. Воеводина, А. А. Витер и другие. Тем не менее, несмотря на наличие этих трудов, сохраняется ряд проблем и вопросов, требующих переосмысления с учетом современных тенденций. Их возможному решению и посвящена курсовая работа.
Методология исследования основана на принципах научной объективности и системности: все процессы рассматриваются в контексте конкретной ситуации, а факты и события анализируются в совокупности, а не отдельно друг от друга. Использовались общенаучные методы познания, включающие: теоретические исследования (анализ, синтез, агрегирование) и эмпирические (наблюдение, сравнение), системный подход. Каждый из этих методов и их комбинации применялись в соответствии с функциональными возможностями, что обеспечило достоверность полученных выводов и рекомендаций.
Структура курсовой работы. Структура работы определена поставленными целью и задачами и представлена введением, основной частью, состоящей из двух глав, заключением и списком использованных источников и литературы.
1. Теоретические основы политики в сфере физической культуры и спорта
1.1. Сущностные основы физической культуры и спорта
Спорт в обществе воспринимается как один из важнейших социальных институтов, на который направлена активная политика государства. Включение спорта в систему государственной деятельности имеет значительное воздействие на социальные отношения в обществе. Спортивная политика охватывает широкий спектр вопросов, связанных с физической активностью и соревнованиями. Ее можно рассматривать как особое направление социальной политики, включающее разнообразные меры, принимаемые государством .
Физическая культура и спорт выполняют важные функции, способствуя решению различных общественных задач. Например, развитие физической подготовки населения способствует повышению экономического потенциала государства. Спорт также имеет важное значение в сфере внешней политики, представляя собой инструмент для подтверждения правильности внутренней и внешней политики государства. Он способствует объединению различных наций и укреплению международного сотрудничества путем установления контактов во время спортивных мероприятий.
Государственная стратегия в секторе физической культуры и спорта требует конкретных действий для достижения своих целей и задач. Для этого политика в этой сфере должна активно осуществляться. Данное направление считается одним из приоритетов государственной политики и охватывает различные аспекты общественной жизни. Основные цели государственных органов в данной сфере включают создание условий для занятий спортом и физической активностью, улучшение общественного здоровья, преодоление неблагоприятных демографических тенденций и снижение нагрузки на медицинские учреждения. Развитие физической культуры рассматривается как ключевой фактор формирования человеческого капитала наряду с системой здравоохранения. Важным аспектом также является подготовка спортивных кадров и обеспечение успешного выступления национальных сборных команд на международных соревнованиях, в первую очередь, в олимпийских видах спорта.
Эффективное решение поставленных задач требует наличия соответствующей законодательной и нормативно-правовой базы. В настоящее время в области физической культуры и спорта существующие правовые и нормативные акты недостаточно обеспечивают полное осуществление прав каждого гражданина России на занятия физической культурой и спортом, поскольку многие аспекты в данной сфере остаются без законодательного урегулирования . Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» является основным нормативным актом в данной области на данный момент. Закон подвергается изменениям, принимаются дополнительные федеральные законы, которые вносят изменения в его положения, расширяют и уточняют его концепции. Для полноценной реализации указанного закона необходимо разрабатывать и принимать дополнительные нормативные акты.
Управление осуществляется на федеральном, региональном и муниципальном уровнях в зависимости от уровня управляемых объектов. Функции государственных органов управления физической культурой и спортом по уровням государственного устройства РФ представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Функции государственных органов управления физической культурой и спортом по уровням государственного устройства РФ
На федеральном уровне формулируется политика государства в области физической культуры и спорта, определяются стратегические цели и задачи для ее развития. На региональном уровне эти цели и задачи конкретизируются, выявляются проблемы развития данной области в регионе, а также определяются основные направления развития. На муниципальном уровне осуществляется конкретизация и решение основных задач физической культуры и спорта, учитывая местные условия и возможности.
В дополнение к государственному управлению в области физической культуры и спорта существует общественное управление, которое включает в себя юридически оформленные общественные объединения. Данные организации действуют в соответствии с законом и осуществляют свои функции в рамках установленных полномочий. Задачи общественного управления в сфере физической культуры и спорта определяются основными направлениями развития отдельных видов спорта. Отмечается, что только две организации в общественном сегменте имеют смешанную форму подчинения - СО "Динамо" и СО "Юность России".
Структура общественного управления имеет три уровня . Однако во многих муниципальных образованиях отсутствуют федерации по отдельным видам спорта. В таких случаях координация физкультурно-спортивных секций по видам спорта в муниципальных образованиях осуществляется региональными общественными организациями. Трехуровневая структура управления присутствует в общественном сегменте. Тем не менее, многие муниципальные образования не имеют федераций по отдельным видам спорта. В таких случаях координация физкультурно-спортивных секций, действующих в муниципальных образованиях, осуществляется региональными общественными организациями.
Для эффективного выполнения функций на всех уровнях государственного устройства Российской Федерации были созданы органы управления специальной компетенции - субъекты управления. На федеральном уровне функционируют Министерство спорта, туризма и молодежной политики, Олимпийский комитет России, федерации по видам спорта, а также физкультурно-спортивные общества . На региональном уровне действуют Комитет (Управление, Департамент) по физической культуре и спорту субъекта Российской Федерации, региональные федерации по отдельным видам спорта, а также региональные физкультурно-спортивные общества. На муниципальном уровне функционируют муниципальные комитеты (отделы) по физической культуре и спорту, а также муниципальные федерации по отдельным видам спорта.
Государственная стратегия в сфере физической культуры и спорта направлена на установление специализированной системы управления, где будут четко определены и согласованы компетенции, полномочия, функции и ответственность всех участников физкультурно-спортивной деятельности на различных уровнях - федеральном, региональном и муниципальном. В России рассматривается возможность передачи контрольных функций над участниками спортивной системы национальным федерациям по отдельным видам спорта. Хотя официально лицензирование осуществляется федеральным центром, на практике в профессиональном спорте эту роль активно выполняют национальные и международные спортивные федерации по отдельным видам спорта. Также рассматривается делегирование полномочий по аккредитации региональных спортивных организаций, включая федерации по отдельным видам спорта, к крупным общенациональным спортивным объединениям, которые уже прошли государственную аккредитацию .
Таким образом, в настоящее время государственная политика в сфере физической культуры и спорта направлена на формирование специализированной системы управления, где ясно определены компетенции и ответственность различных уровней власти и участников физкультурно-спортивной деятельности. Вмешательство государства в эту сферу не означает полную утрату контроля, а скорее предполагает разгрузку профильных государственных органов за счет делегирования некоторых полномочий на корпоративный уровень.
1.2. Основные направления поддержки физической культуры и спорта в Российской Федерации
Изучение организации государственного управления в области социальной сферы, включая физическую культуру и спорт, относят к деятельности государственных органов и учреждений всех уровней власти. Цель этой деятельности - определение целей развития и реализация мер по регулированию, организации и координации воздействия на различные сферы
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 04.12.2007 N 329-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/ (дата обращения: 01.06.2024)
2. Распоряжение Правительства РФ от 24.11.2020 N 3081-р (ред. от 29.04.2023) «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_369118/ (дата обращения: 01.06.2024)
3. Актуальные направления научных исследований в области физической культуры и спорта за 2020 год / Л. В. Тарасова, В. А. Панков, П. Ю. Тарасов [и др.] // Психология и педагогика служебной деятельности. – 2021. – № 2. – С. 156-159.
4. Воеводина, С. С. Научные исследования в области физической культуры и спорта / С. С. Воеводина, А. А. Витер // Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. – 2021. – № 1. – С. 73-76.
5. Гладенкова, В.П. Особенности системы управления физической культурой и спортом в Российской Федерации / В.П. Гладенкова, А.Ю. Жмыхова, Ю.П. Шишкина, Ю.О. Лобанова, С.Ю. Павлова // Ученые записки университета Лесгафта. – 2023. – №8 (222). – С. 95-99.
6. Грабова, И. В. Основные направления государственной политики в сфере физической культуры и спорта в Российской Федерации / И. В. Грабова // Перспективы государственно-правового развития Россиив XXI веке. – 2017. – С. 721-724.
7. Душанин, А. П. Управление физической культурой и спортом в Российской Федерации (организационно-правовые вопросы) / А. П. Душанин // Спорт: экономика, право, управление. – 2020. – № 2. – С. 18-26.
8. Дьяконов, А. Д. Анализ современного состояния научно-исследовательской деятельности в спорте / А. Д. Дьяконов // Экономика и управление в спорте. – 2021. – Т. 1, № 4. – С. 217-228.
9. Каинков, И. В. Государственная политика в области физической культуры и спорта в Российской Федерации / И. В. Каинков // Актуальные вопросы современной науки и образования. – 2020. – С. 102-104.
10. Козловцева, А. А. Государственная политика в области физической культуры и спорта / А. А. Козловцева // Новая наука: Проблемы и перспективы. – 2015. – № 5-1. – С. 39-43.
11. Крафт, Н. Н. Организация научно-исследовательской деятельности студентов / Н. Н. Крафт, Б. К. Джабатырова, М. Д. Редькова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2020. – № 4(268). – С. 58-64.
12. Петрина, З.И. Научно-исследовательская деятельность будущих специалистов в области физической культуры и спорта в процессе вузовской подготовки / З.И. Петрина // ЦИТИСЭ. – 2020. – № 1. – С. 356-365.
13. Петухов, Р. Л. Физическая культура и спорт как объект государственного и муниципального управления / Р. Л. Петухов // Бизнес и общество. – 2020. – № 1(25). – С. 1-5.
14. Руф, В. С. Меры государственной поддержки развития физической культуры и спорта среди молодежи / В. С. Руф, М. С. Новоселова // Современные технологии здоровьесбережения и безопасности жизнедеятельности в педагогическом процессе. – 2022. – С. 364-368.
15. Сафонова, Е. Б. Проектно-исследовательская деятельность студентов и ее роль в формировании мотивации к занятиям физической культурой и спортом / Е. Б. Сафонова, Н. С. Майорова // Современное университетское образование. – 2021. – С. 421-425.
16. Седоченко, С. В. Современные направления научно-исследовательской деятельности в системе физической культуры и спорта / С. В. Седоченко, О. Н. Савинкова // Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Москва, 22–23 апреля 2021 года. – Москва: ФГБОУ ВО «РЭУ им.Г.В.Плеханова», 2021. – С. 128-134.
17. Чесно, А.В. Научно-исследовательская деятельность в области физической культуры обучающихся образовательных учреждений / А.В. Чесно // Наука-2020. – 2020. – №1 (37). – С. 35-38.