Фрагмент для ознакомления
2
В конце XIX- начале XX в. интерес для ученых-социологов стала представлять массовая психология, которая стала важным инструментом для анализа и управления сложными социальными процессами в быстро меняющемся мире.
Понимание силы толпы имеет решающее значение в различных аспектах жизни. Например, в политической жизни политики часто полагаются на поддержку толпы, чтобы получить власть и влияние. Понимая психологию толпы, политики могут эффективно доносить свои идеи и влиять на общественное мнение. Аналогичным образом, в маркетинге и рекламе понимание силы толпы может помочь компаниям создавать кампании, которые находят отклик в массах и стимулируют продажи. Подключаясь к коллективному разуму толпы, компании могут создать ощущение срочности и социальной защищенности, что приведет к повышению вовлеченности и лояльности клиентов.
В нашем мире, где социальные сети за считанные минуты могут превратить локальное событие в глобальное явление, понимание психологии масс имеет решающее значение. От вирусных маркетинговых кампаний до политических движений, охватывающих все континенты, принципы массовой психологии действуют повсюду, куда бы мы ни посмотрели.
Целью исследования является анализ взглядов французских социологов на групповую психологию.
Достижению поставленной цели служат следующие задачи:
- рассмотреть сущность психологического направления в социологии;
- обозначить понятие «психология народов»;
- дать характеристику концепции «психологии народов» Г. Лебона;
- проанализировать концепцию «психология подражания» Г. Тарда.
Объектом исследования является психологическое направление в социологической науке.
Предметом исследования являются концепции Г. Лебона и Г. Тарда, связанные с исследованием психологии народов.
Методологическую основу исследования составляет диалектический метод научного познания объективной действительности. Применялись также основанные на нем общенаучные и частнонаучные методы, прежде всего, системный, конкретно-исторический и основные общелогические методы познания (анализ, синтез, индукция, дедукция).
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, которые включают в себя четыре параграфа, заключение и списка использованных источников.
Человеческое поведение всегда было настолько сложным, что мы всегда задумывались над ним. Что заставляет людей вести себя определенным образом? А что - нет?
Психологическое направление в социологии — это огромная область знаний, которая имеет большое значение в современном мире. Несомненно, это отрасль психологии, но в то же время она включает в себя широкий спектр уникальных тем. Следовательно, психологическое направление в социологии является самостоятельным предметом.
Начнем с анализа психологии, которая представляет собой раздел социальной науки, который занимается наукой о поведении. Основное внимание в ней уделяется отдельным людям. Психология интересуется функционированием человеческого разума.
Социология — это раздел социальной науки, который изучает социальные отношения, чтобы понять структуру общества. Социология связывает поведение человека с социальной обусловленностью и различными аспектами социальной жизни.
Хотя социология и психология являются разными областями изучения, у них есть общие черты, которые создают сходство между ними. При рассмотрении социологии и психологии ключевой общей чертой является изучение повторяющихся поведенческих характеристик. Изучение закономерностей способствует лучшему пониманию и установлению определенных критериев. Социология признает выбор и поведение индивида как роль в обществе, которая определяется способностью индивида принимать решения под влиянием психологии. Общество влияет на выбор индивида, поскольку психологическая теория утверждает, что индивиды обладают инстинктом принадлежности. Чтобы изучить эти сходства, социальная психология изучает личность и влияние общества на человека. Социальная психология - это научное исследование того, как мысли, чувства, убеждения, намерения и цели людей формируются в социальном контексте в результате реальных или воображаемых взаимодействий с другими людьми. Социальная психология рассматривает такие атрибуты, как предрассудки, установки, агрессия, которые являются психологическими понятиями, играющими определенную роль в определении группового положения и социального признания индивида.
Социология и психология взаимосвязаны и взаимозависимы. Некоторые люди могут подумать, что социология заинтересована в изучении группы, в то время как психология занимается изучением личности, но эта тенденция не отражает всей истины. Группы — это всего лишь несколько или более человек, которые думают, чувствуют или действуют только чувственным образом. В социальной психологии прослеживается параллель между социологией и психологией, основанная на границе между двумя науками. На самом деле, каждая из двух наук придерживается разных идей. Психология занимается изучением потребностей и возможностей человека и упорядочиванием их с точки зрения его личности, в то время как социология связана друг с другом по-другому.
Психологическая парадигма активно начинает проникать в социологию в конце XIX в. Преимущественно это было связано с успехами экспериментальной психологии. Психологические методы начали активно проникать в социологию, а внимание исследователей стало обращаться к индивидуальному поведению в социальном контексте. Социологи начали осознавать, что для понимания социальных явлений необходимо учитывать не только структуры и институты, но и психологические факторы, влияющие на действия людей.
Одним из первых шагов в этом направлении стало использование количественных методов, таких как опросы и эксперименты, что привело к возникновению новых подходов, например, социальной психологии. Появление теорий, таких как теория символического взаимодействия, подчеркивало, что социальные действия формируются через индивидуальные восприятия и интерпретации.
С дальнейшим развитием качественных методов, социологи начали активно использовать кейс-стадии и наблюдения, что также способствовало интеграции психологических концепций. В итоге, взаимодействие социологии и психологии привело к более полному пониманию сложных социальных процессов и динамики групп, учитывающей как личные, так и культурные аспекты поведения. Таким образом, эти две дисциплины стали взаимодополняющими в исследовании социального поведения.
К концу XIX века психологизация социального познания достигает своего апогея и проникает за пределы философских и социологических исследований, охватывая исторические, экономические и правовые области. В общественных науках конца XIX - начала XX века психологизм становится настолько распространенным, что некоторые его сторонники видят в нем будущее социальной теории в целом [6, с. 9].
Под воздействием новых тенденций XIX в. стала активно развиваться психологическое направление в социологии. При этом на XIX век оказали влияние изменения, вызванные Промышленной революцией, а также Американской и Французской революциями. Экономическая модернизация, капитализм и буржуазия, а также признание эгалитарных и демократических ценностей кардинально изменили экономические, социальные и политические принципы западного мира. Более того, девятнадцатый век ознаменовался огромным прогрессом в области медицинских, технических и научных исследований, которые улучшили качество и продолжительность жизни населения.
Сразу после II Мировой войны психологи и социологи часто сотрудничали, способствуя проведению междисциплинарных исследований. Однако с годами эти две дисциплины становились все более специализированными и действовали в относительной изоляции. Социологи в первую очередь сосредоточились на переменных макроуровня, таких как социальная структура, в то время как психологи уделяли больше внимания микроуровню. Тем не менее, социологические подходы продолжали дополнять психологические исследования.
Сформировавшееся в социологии психологическое направление приобрело сложную структуру, включающую такие направления как психологический эволюционизм, групповую психологию, психологию подражания, психологию народов, инстинктивизм, интеракционизм [1, c. 61].
Например, психологический эволюционизм в социологии возник на рубеже XIX нач. XX в. Это подход, который исследовал влияние психологии на социальные процессы и изменения в обществе [5, c. 23]. Он основан на предположении, что социальные структуры и культурные практики эволюционируют в ответ на психологические потребности и адаптации людей. Суть этого направления заключается в том, что индивидуальные психологические механизмы, такие как эмоции, мотивация и когниция, формируют коллективные светила общества. Например, группа людей, испытывающих страх или тревогу, может создать социальные нормы или институты, направленные на снижение этих чувств.
Психологический эволюционизм также рассматривает, как социальные изменения могут повлиять на индивидуальное поведение, создавая новые мотивации и психические стратегии. В этом контексте важно учитывать, как человеческие навыки и способности, такие как сотрудничество и эмпатия, развивались в ходе эволюции и как это отражается на современных социальных структурах.
Другим направлением в социологии с психологическим оттенком стал инстинктивизм. Это подход, который акцентирует внимание на роли инстинктов и биологических факторов в формировании человеческого поведения и социальной структуры. Исходя из данной теории, многие аспекты социального поведения воспринимаются как отражение биологических тенденций, а не только культурных или социальных факторов.
Инстинктивизм начинает развиваться в конце XIX — начале XX века, когда ученые, такие как Зигмунд Фрейд и Уильям Джеймс, исследовали связь между психоанализом и поведением человека. В это время возникло понимание того, что человеческие действия часто обусловлены врожденными импульсами. Основные идеи инстинктивизма заключаются в том, что инстинкты: выживание, размножение и агрессия влияют на социальные взаимодействия и групповую динамику.