Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы работы обусловлена тем, что сегодня сложилась ситуация, когда помимо врожденных патологий и патологий, обусловленных вредным воздействием окружающей среды, велика доля детей, болеющих по причине непонимания и игнорирования принципов здорового образа жизни.
Огромное значение современные специалисты в области валеологии как науки о здоровье в целом, придают физической культуре и спорту как одному из средств достижения более высоких показателей функционального статуса детей, а также привития детям норм здорового образа жизни. В этой работе немаловажной является и роль медицинского работника как специалиста, оценивающего состояние детей, изучающего влияние на их здоровье физических и психических нагрузок и иных факторов внешней среды.
Анализ современной педагогической теории и практики свидетельствует о наличии ряда противоречий между:
- Заказом государства на воспитание здорового поколения и ухудшением состояния здоровья детей, начиная с дошкольного возраста;
- Необходимостью проведения систематической работы по формированию здоровьесберегающей компетентности у школьников и недостаточной теоретико-прикладной разработанности поставленной проблемы;
- Ведущей ролью педагогов и родителей в формировании у детей здоровьесберегающей компетентности и их неподготовленностью к данному процессу.
Итак, актуальность, социальная и педагогическая значимость проблемы обусловили необходимость изучения роли игровой деятельности и здорового образа жизни в сохранении и укреплении здоровья учащихся младших классов.
Гипотеза исследования: мы полагаем, что отношение к ЗОЖ обучающихся общеобразовательных школ, будет происходить эффективно, если будут учитываться следующие условия:
• возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при отборе содержания, форм и методов занятий игровой деятельностью;
• различные формы организации внеурочной деятельности, такие как беседы, подвижные игры, практические занятия.
Объект исследования: игровая деятельность в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: роль игровой деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся младших классов...
Цель исследования: изучение отношения к ЗОЖ обучающихся, общеобразовательных учреждений.
Задачи:
1. Провести обзор научной литературы по теме исследования.
2. Определить организацию и методы исследования.
3. Проанализировать результаты проведенного исследования.
Методы исследования: анализ литературных источников, синтез, обобщение, анкетирование.
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, выводов, списка использованных источников, приложения.
Вопросы сохранения, а также укрепления здоровья детей и молодежи, понимание важности здоровья как главной социальной и личной ценности становятся с каждым годом все более значимыми, что требует активных действий, в особенности со стороны образовательных учреждений.
Согласно Стратегии развития воспитания в России на период до 2025 года отмечено «создание для детей условий для регулярных занятий физической культурой и спортом, развивающего отдыха и оздоровления, в том числе на основе развития спортивной инфраструктуры и повышения эффективности ее использования».
С позиции гуманистических идеалов здоровье выступает как ранний показатель жизнеспособности, уровня благополучия, социального и индивидуального, а также как очень важный общественный и личностный ресурс.
Здоровье является социально-биологической основой жизнедеятельности индивида. Имеются разные дефиниции здоровья, среди которых следует выделить:
1. Здоровье является таким состоянием организма, при котором функции всех органов и систем уравновешены с так называемой внешней средой и не имеются какие-либо болезненные изменения.
2. Здоровье является комплексом резервных возможностей человеческого организма, которые обеспечивают социальную активность при максимальной продолжительности жизни.
3. Здоровье является состоянием полного физического, душевного, морального и социального благополучия, а не только отсутствием заболевания или же недуга.
Таким образом, дефиниция «здоровье» отражает качество приспособления организма человека к условиям внешней среды и представляет итог взаимного действия человека с этими условиями.
Под образом жизни следует подразумевать определенный тип жизни, трудовой и учебной деятельности индивида, который характеризует его деятельностью в труде, в быту, качественным отдыхом. Сюда относятся: удовлетворенность вещественными, внутренними и физиологическими потребностями, правилами субъективного и коллективного поведения.
Важнейшим аспектом образа жизни будет здоровый образ жизни.
В научной литературе присутствуют различные подходы к дефиниции «образ жизни». По мнению многих авторов образ жизни – это биосоциальная категория, которая определяет тип жизни и деятельности, духовной и материальной областях жизни человека.
ЗОЖ жизни – это активная деятельностью людей, направленная изначально на сохранение, а также улучшение своего здоровья.
Итак, под здоровым образом подразумеваются характерные формы и способы повседневной жизни и деятельности индивида.
Данные формы укрепляют и усовершенствуют все резервные возможности человеческого организма, при этом обеспечивая тем самым благополучное исполнение социальных, а также профессиональных функций вне зависимости от политических, экономических, а также социально-психологических обстоятельств и выражают ориентированность деятельности индивида в направлении формирования, сохранения и укрепления, как индивидуального, так и социального здоровья.
Несмотря на все вышесказанное, на сегодняшний день здоровье занимает не главенствующее место в системе ценностей. В результате большинство старшеклассников страдают инфантилизмом – у них не выработалось ответственное и ценностное отношение к своему здоровью.
Подростки в возрасте 16-17 лет находятся в группе риска. В данном возрасте формируются ценности, привычки, поведение, модель образа жизни, а также проявляются факторы риска здоровья. Поэтому очень важной становится проблема формирования ценностного отношения молодежи к своему здоровью, его сохранению, укреплению [11,20].
В современном глобализирующемся мире эпоха гаджетов и интернета диктует для родителей и педагогов новые проблемы. Одна из них – малоподвижность подрастающего поколения.
1.1. Игровая деятельность как система здорового образа жизни
Понятие «игра» в культуре гораздо более широко и многообразно, чем в современности «игрой» называли такие явления, как пляски, танцы, хождения под песни, подвижные игры и вообще веселье. Игры проникали во все сферы жизни человека [10,11].
Рассмотрим оценку передовыми русскими педагогами и другими деятелями 19 века.
Особый интерес к изучению игр появляется во второй половине 19 века, которая характеризуется в России подъемом передовой мысли.
В России появилось новое направление в педагоге в изучение вопросов физического воспитания, в частности в вопросах детской игры.
Покровский Е.А. утверждал, что игры у всех народов и во все времена были в обязательном порядке [4].
В педагогической науке России подвижным играм отводилось большое внимание. В физической культуре игры выступали основой физического воспитания.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ауст А.Ю. Влияние здорового образа жизни на человека / А.Ю. Ауст // Актуальные вопросы экологии человека: социальные аспекты: сб. науч. ст. Междунар. науч.-практ. конф. – Уфа: ИЦИПТ, 2017. – С. 21.
2. Баль Л.В. О мотивациях подростков к формированию здорового образа жизни// Гигиена и санитария, 2014. – №4. С. 70-72.
3. Березанцева-Низяева Т.В. Физическая культура и формирование психосоматического здоровья детей и подростков (социально-экономический аспект) /Т.В. Березанцева-Низяева// Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения, 2013. – №2. С. 659-660.
4. Безбородова А.С. Здоровый образ жизни как один из приоритетов стиля жизни / А.С. Безбородова // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: материалы VII Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием. – Новосибирск: НГПУ, 2018. – С. 8.
5. Бушунова Ю.Ю. Основы здорового образа жизни молодежи / Ю.Ю. Бушунова // Молодость. Интеллект. Инициатива: материалы IV междунар. науч.-практ. конф. – Витебск: ВГУ им. П.М. Машерова, 2016. – С. 402.
6. Жесткова Н.А. Здоровый образ жизни как ценностная ориентация личности и практический принцип жизни человека / Н.А. Жесткова // Педагогическое образование: вызовы XXI века: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. – Воронеж: ВГУ, 2016. С. 143-146.
7. Загидуллина Л.М. Формирование здорового образа жизни у молодежи / Л.М. Загидуллина // Психология, социология и педагогика. – 2017. – № 1 (64). С. 44-45.
8. Зуйкова, А.К. Здоровый образ жизни подростков: нерешенные проблемы// Здоровье и образование в XXI веке, 2016. – №4. С. 364-365.
9. Крупская Н.К. Роль игры в детском саду. – Педагогические сочинения. М.,1959, т.6.
10. Истягина-Елисеева Е.А. Анализ отношения к здоровому образу жизни, физической культуре и спорту в современной России Е.А. Истягина-Елисеева// Историческая и социально-образовательная мысль, 2015. – №3. С. 34.
11. Крошилин С.В. Отношение молодежи к здоровью и здоровому образу жизни / С.В. Крошилин // Глобальные вызовы и региональное развитие в зеркале социологических измерений: материалы II ежегод. науч.-практ. интернет-конф. – Вологда: ВолНЦ РАН, 2017. – С. 32-38.
12. Кузьмина А.Ю. Концепция здорового образа жизни современной молодежи / А.Ю. Кузьмина // Современные научные исследования и разработки. – 2018. – № 10 (27). С. 484-487.
13. Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение /П.Ф. Лесгафт.- М.:Либроком.-2010.-161 с Матюнина Н.В., Ахметьянов A.M. Отношение подростков и молодых людей раннего юношеского возраста к физической культуре// Н.В. Матюнина, А.М. Ахметьянов //Омский научный вестник, 2020. – №7 (43). С. 244-246.
14. Миннегалиев М.М. Использование физической культуры и спорта в профилактике девиантного поведения подростков М.М. Миннегалиев// Ученые записки университета Лесгафта, 2015. – №1 (83). С. 103-107.
15. Пашинцева А.П. Отношение молодежи к формированию здорового образа жизни / А.П. Пашинцева, К.В. Пикалова, Г.С. Огрызкова // Молодежный инновационный вестник. – 2018. – Т. 7. – № 2. С. 55-56.
16. Петрова Л.В. Актуальность комплексного подхода к изучению здоровья и формированию здорового образа жизни подростков младшего и среднего возраста /Л.В. Петрова// Педагогическое образование в России, 2013. – №3. С. 65-69.
17. Смычков О.А. Основные компоненты здорового образа жизни молодежи / О.А. Смычков // Инновационная наука. – 2019. – № 5. С. 184-186.
18. Соломченко М.А. Средства физической культуры как профилактика асоциальных поведений среди подростков в общеобразовательной школе /М.А. Соломченко// Наука-2020, 2016. – №1 (7). С. 28-32.
19. Софьина А.А. Здоровый образ жизни / А.А. Софьина // Актуальные проблемы безопасности жизнедеятельности и экологии: сб. науч. тр. I Междунар. науч.-практ. конф. – Тверь: ТвГТУ, 2015. С. 463-464.
20. Шутова Т. Н., Гаджиев Д. М., Пихаев Р. Р. Концептуальные основы атлетической гимнастики в физическом воспитании студентов // Физическая культура, спорт, туризм: Научно-методическое сопровождение : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 2016. – С. 134–138.