Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. Демографическая ситуация в современной России всё более остро ставит вопрос укрепления семьи, формирования правильных представлений и ценностного отношения к семье у подрастающего поколения. Именно поэтому изучение представлений детей о семье и семейных ценностях, а также поиск методов их формирования является актуальной проблемой в современном обществе. Развитие правильного образа семьи и ценностного отношения к ней у детей, – одна из приоритетных задач, поставленных сегодня государством, что также говорит об актуальности проблемы.
Проблема формирования представлений о семье и семейных ценностях у детей изучалась многими исследователями, которые пришли к выводу, что данные знания, сформированные в детстве, являются важными для регулирования будущего семейного поведения (Н. И. Демидова, О. В. Дыбина, Т. Д. Красова, Т. М. Мишина, Н. В. Панкова, А. В. Селянская, О. Б. Широких и другие). Важно дать детям пример семейных отношений и ценностей, начиная с дошкольного детства.
В соответствии с ФГОС ДО в образовательных программах дошкольного образования, таких как «От рождения до школы» (Н.Е. Вераксы, Т.С. Комарова, М.А. Васильева и другие), «Детство» (Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и другие), «Успех» (Н.В. Федина, Н.О. Березина, И.А. Бурлакова и другие), большое внимание уделяется формированию у ребенка представлений о семье. Особое место занимают парциальные программы С.А. Козловой «Я – человек», Л.В. Коломийченко «Дорогою добра», Т.В. Маловой «Красота мужественности и женственности».
Анализ научной литературы показал, что на современном этапе предпринималось немало попыток изучения семьи и ее влияния на воспитание детей, на формирование представлений у детей о семье, о социокультурных ценностях (Э.К. Васильева С.И. Голод, М.С. Мацковский, А.Г. Харчев). Было выявлено, что те представления о семье, которые сложились у детей, отличаются неточностью, отрывочностью, бедностью, и очень часто не соответствуют действительности. В связи с этим возникает необходимость формирования представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста.
Одним из эффективных методов формирования представлений о семье у дошкольников является игра.
Объект исследования: представления о семье у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс формирования представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий.
Цель исследования – рассмотреть особенности формирования представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста.
2. Проанализировать содержание программ на предмет формирования представлений о семье у дошкольников;
3. Описать потенциал использования игровых технологий в формировании представлений о семье у старших дошкольников;
4. Определить критерии и показатели, подобрать методики диагностики и выявить уровень сформированности представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать рекомендации по формированию представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий.
Методология исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; метод обобщения; эмпирические методы (беседа; анкетирование; педагогический эксперимент); методы математической обработки результатов исследования.
База эмпирического исследования:
Семья является малой социальной группой, которая играет важную роль в жизни ребенка. В связи с этим важно формировать у детей представления о семье.
Семья в дошкольной педагогике рассматривается как социальная среда, в которой происходит процесс воспитания ребенка дошкощльного возраста. Одной из задач педагогов дошкольной образовательной организации является формирование представлений о семье у детей, вовлечение родителей в совместную деятельность и взаимодействие, просвещение по различным вопросам, связанным с воспитанием дошкольников [19].
В психологии на первый план выступают особенности межличностного взаимодействия членов семьи, различных типов семей, видов семейного воспитания, детско-родительских и супружеских отношений. Внимание уделяется вопросам сохранения психологического здоровья детей в семье, нормализация отношений.
Е.П. Арнаутова подчеркивает, что семья является первичной моделью социальных отношений между людьми, средством воспитания, освоения эталонов мужских и женских качеств, различных социальных ролей. Взаимоотношения родителей выступают для дошкольников образцом и примером межличностного взаимодействия, на основании которого дети действуют и в дальнейшем переносят в свою собственную семью [2].
У детей в семье в процессе непосредственного наблюдения семейных отношений, в ходе семейного воспитания, а также в результате целенаправленной педагогической деятельности в дошкольной образовательной организации формируются картина мира, в которую входят представления о семье.
Рассмотрим сущность понятия «представление» в психолого-педагогической науке.
По мнению В.И. Логиновой, П.П. Саморуковой, представление – это обобщенный образ, который формируется в сознании человека в результате освоения знаний, обобщения социального опыта, воспроизведения посредством познавательных процессов (ощущение, восприятие, внимание, память и мышление) [10].
В.Н. Дружинин также считает, что представление – это обобщенный образ каких-либо смыслов и значений, наглядный образ предмета или явления окружающего мира, который возникает в результате действия на органы чувств внешних раздражителей. Полученные сигналы перерабатываются и формируются в соответствующие образы [7].
Л.С. Выготский отмечает, что представления – это отражение стимульных событий в сознании личности и их когнитивно-эмоциональная переработка. В данном определении подчеркивается важность не только когнитивного компонента, но и эмоционального. Формирование представлений формируется в процессе деятельности, что отражено в концепции культурно-исторического развития Л.С. Выготского [4].
У детей в процессе обучения и воспитания, а также в результате стихийного воздействия внешней социальной среды формируются различные виды представлений. Среди них можно выделить представления о семье. Под ними О.А. Еник, Е.А. Сидякина понимают обобщенный образ детей о семье как группе, об отношениях внутри семьи, правах и обязанностях членов семьи, нормах и правилах поведения [34].
А.Ю. Кузина, Л.С. Иванова, И.В. Кузьмина считают, что представления о семье – это комплекс знаний о семье, семейных отношениях и семейных ценностях, эмоциональное отношение к семье, к членам семьи, знания о правилах поведения в семье, ответственности перед членами семьи, готовность к реализации различных социальных ролей [13].
Формирование представлений о семье происходит в дошкольном возрасте.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) выделены приоритетные направления в воспитании и обучении детей. Это образовательные области, которые в комплексе способствуют формированию представлений дошкольников о семье. В первую очередь следует выделить задачи такой образовательной области, как «Социально-коммуникативное развитие». Стандарт выдвигает такие цели, как формирование уважительного отношения к семье, воспитание чувства принадлежности к своей семье [17].
Л.И. Антонова, Н.А. Цветкова отмечают, что представления о семье и социокультурных ценностях просматриваются и в других образовательных областях:
– познавательное развитие – формирование первичных представлений о себе, других людях; о семье и своем городе как малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа;
– речевое развитие – знакомство с культурой семьи, значением семьи через ознакомление с художественной литературой, обобщение словарного запаса в области семьи и др.;
– художественно-эстетическое развитие – восприятие произведений искусства, мира природы и отражение в них представлений о семье, семейных традициях и ценностях;
– физическое развитие – становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами, мотивации к физическим упражнениям, в том числе с членами семьи [1].
М.Ю. Новицкая в структуру представлений о семье у детей дошкольного возраста включает комплекс важных личностных качеств. Это положительное отношение к родителям и членам семьи, инициатива и самостоятельность в общении с близкими, эмоциональная отзывчивость как способность понимать эмоции и чувства членов семьи, способность взаимодействовать с ними [14].
О.В. Дыбина в структуре представлений о семье детей дошкольного возраста выделяет четыре основных компонента – интеллектуальный (познавательный), эмоциональный (чувственный), мотивационный (потребностный), поведенческий (деятельностный) [8].
Интеллектуальный компонент представлений о семье детей дошкольного возраста включает в себя знания о семье как малой группе, о нормах и семейных ценностях, о способах взаимодействия и поведения, общения с членами семьи.
Обогащение опыта детей знаниями и представлениями о мире семьи предполагает выделение следующих информационных блоков.
Семья в жизни человека. Цель: обогащение представлений детей о мире семьи.
Состав семьи. Цель: обогащение представлений детей о составе семьи, наличии и характере связи между членами семьи.
Прошлое семьи. Цель: обогащение представлений детей о прошлом семьи.
Развитие семьи. Цель: обогащение представлений детей о том, что семья развивается.
Любимые предметы моей семьи. Цель: обогащение представлений детей о связях между миром семьи и миром предметов.
Я – член семьи. Цель: обогащение представлений детей о своей сопричастности к миру семьи.
Эмоциональный компонент представлений о семье детей дошкольного возраста включает в себя комплекс эмоций и чувств, эмоциональное отношение к семье, эмоциональную отзывчивость, стремление сопереживать членам семьи.
Мотивационный компонент представлений о семье детей дошкольного возраста включает в себя мотивы общения со взрослыми – родителями, с родными и близкими членами семьи, направленность на семейные ценности, потребность в любви и уважении со стороны семьи.
Мотивы включают:
– стремление рассказывать детей о своей семье, делиться знаниями с педагогами и сверстниками;
– желание делиться успехами своей семьи, ее историей, родословной, профессиями родителей;
– мотивы и потребности, связанные с желанием проявлять заботу по отношению к членам семьи.
Поведенческий компонент представлений о семье детей дошкольного возраста отражает комплекс умений и навыков по реализации в процессе поведения и деятельности знаний о семье, комплекс важных личностных качеств дошкольников.
Поведенческий компонент включает:
– умение участвовать в проведении семейных праздников, различных видов досуга, труда;
– владение культурно-гигиеническими навыками и самостоятельность, умение ухаживать за собой и членами семьи в элементарной форме;
– умение создавать коллекции, продолжать семейные традиции, сохранять семейные реликвии;
– умение составлять родословную семьи в процессе изобразительной деятельности.
Таким образом, в структуре представлений о семье можно выделить интеллектуальный, эмоциональный, мотивационный и поведенческий компоненты. Интеллектуальный компонент представлений о семье детей дошкольного возраста включает в себя знания о семье как малой группе, о нормах и семейных ценностях, о способах взаимодействия и поведения, общения с членами семьи. Эмоциональный компонент представлений о семье детей дошкольного возраста включает в себя комплекс эмоций и чувств, эмоциональное отношение к семье, эмоциональную отзывчивость, стремление сопереживать членам семьи. Мотивационный компонент представлений о семье детей дошкольного возраста включает в себя мотивы общения со взрослыми – родителями, с родными и близкими членами семьи, направленность на семейные ценности, потребность в любви и уважении со стороны семьи. Поведенческий компонент представлений о семье детей дошкольного возраста отражает комплекс умений и навыков по реализации в процессе поведения и деятельности знаний о семье, комплекс важных личностных качеств дошкольников. Формирование представлений о семье происходит на всех этапах онтогенеза, в том числе на этапе дошкольного возраста.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антонова, Л.И. Роль семейных традиций и ритуалов в представлениях старших дошкольников о семье [Текст] / Л.И. Антонова, Н.А. Цветкова // Современные гуманитарные исследования. – 2006. – № 1. – С. 273–278.
2. Арнаутова, Е.П. Педагог и семья [Текст] / Е.П. Арнаутова. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2001. – 264 с.
3. Буре, Р.Н. Социальное развитие ребенка [Текст] / Р.Н. Буре; под ред. О.Л. Зверевой. – М.: Просвещение, 2011. – 339 с.
4. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский. – СПб.: СОЮЗ, 1997. – 224 с.
5. Девицина, Н.Ф. Семьеведение [Текст]: учебное пособие / Н.Ф. Девицина. – М.: ВЛАДОС-пресс, 2006. – 217с.
6. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду [Текст] / В.И. Логинова; под. ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. – СПб.: Акцидент, 1996. – 244 с.
7. Дружинин, В.Н. Психология семьи [Текст] / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2006. – 176 с.
8. Дыбина, О.В. Диагностика направленности ребенка на мир семьи [Текст]: учебно-методическое пособие / О.В. Дыбина, Е.Ф. Акулова, С.Е. Анфисова, О.А. Еник, А.Ю. Кузина, Е.А. Сидякина, В.В. Щетинина. – М.: Центр педагогического образования, 2009. – 77 с.
9. Зверева, О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст]: учебное пособие / О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева. – М.: Академия, 2000. – 160 с.
10. Из детства – в отрочество. Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет [Текст] / Т.И. Доронова, Л.Г. Госубева, Н. А. Гордова. – М.: Просвещение, 2002. – 143 с.
11. Истоки: базисная программа развития ребенка-дошкольника [Текст] / под ред. Т.И. Алиевой, Т.В. Антоновой, Е.П. Арнаутовой. – М.: Карапуз, 2001. – 303 с.
12. Козлова, А.В. Работа ДОУ с семьей [Текст] / А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина. – М.: Сфера, 2004. - 112 с.
13. Кузина, А.Ю. Формирование у детей дошкольного возраста интереса к семейным традициям и обычаям посредством метода проектов [Текст] / А.Ю. Кузина, Л.С. Иванова, И.В. Кузьмина // Психолого-педагогические и технологические аспекты патриотического воспитания детей дошкольного возраста. – Тольятти: ТГУ, 2008. – С. 35–43.
14. Новицкая, М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду [Текст] / М.Ю. Новицкая. – М.: Линка-Пресс, 2003. – 200 с.
15. Самуль, А.В. Формирование семейных ценностей с учетом культурных и национальных традиций белорусского народа, принципов гендерного равенства [Текст] / А.В. Самуль. – Минск: Лазурак, 2010. – 236 с.
16. Субботский, Е.В. Ребенок открывает мир: книга для воспитателей детского сада [Текст] / Е.В. Субботский. – М.: Просвещение, 1991. – 207 с.
17. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]. – Екатеринбург: Издательский дом «Ажур», 2022. – 24 с.
18. Формирование направленности детей старшего дошкольного возраста на мир семьи [Текст]: практико-ориентированная монография / под ред. О.В. Дыбиной. – Тольятти: ТГУ, 2009. – 124 с.
19. Харчев, А.Г. Социология семьи: проблемы становления науки [Текст] / А.Г. Харчев. – М.: ЦСП, 2003. – 339 с.
20. Шмаков, С.А. Досуговая педагогика [Текст]: методическое пособие / С.А. Шмаков. – Екатеринбург, 2004. – 280 с.
21. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] / Б.Д. Эльконин. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с.