Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Деятельность органов финансового контроля в РФ осуществляется в соответствии с установленным законодательством, основными источниками которого являются: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, федеральные законы, законы и подзаконные акты субъектов РФ, законы органов местного самоуправления, нормативно-правовые акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др.). В соответствии со статьями 265 и 266 Бюджетного кодекса РФ государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется: законодательными (представительными) органами государственной власти (парламентский контроль); исполнительными органами государственной власти и исполнительно-распорядительными функциями органов местного самоуправления.
Контроль законодательных (представительных) органов власти предусматривает их право создавать собственные контрольные органы (Счетную палату РФ, Контрольные палаты субъектов РФ и муниципальных образований). Финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, органами исполнительной власти (должностными лицами) муниципальных образований, возложен на Федеральную службу финансового надзора, Федеральное министерство финансов, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований и/или их уполномоченные органы, главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследования.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, правоведов, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные аспекты по этому вопросу и систематизировать полученные данные.
Проблема исследования - выявить условия реализации правовых основ государственного финансового контроля в РФ.
Объектом исследования является процесс реализации правовых основ государственного финансового контроля в РФ.
Предметом исследования являются основы и принципы реализации правовых основ государственного финансового контроля в РФ.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы является выявление эффективных условий для реализации правовых основ государственного финансового контроля в РФ.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть понятие и правовую сущность государственного контроля;
- изучить государственный финансовый контроль: сущность, содержание, виды;
- детально проанализировать правовые основы государственного финансового контроля;
- выявить проблемы, связанные с осуществлением государственного финансового контроля в РФ.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, изучение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, статистический анализ данных, моделирование.
Источниковая база. В качестве источников были использованы научные статьи, учебники по праву, статистика и интернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
1.1 Понятие и правовая сущность государственного контроля
В настоящее время вопросам государственного контроля, его правовой сущности и реализации в определенной сфере деятельности уделяется значительное внимание как теоретиками права, так и сотрудниками правоохранительных органов. В научной литературе по административному, конституционному праву, теории государства и праву вопросы государственного контроля рассматриваются по-разному. В ряде случаев авторы максимально широко рассматривают институт государственного контроля, включая практически любую контрольную деятельность государственных органов.
В других случаях государственный контроль рассматривается довольно узко и сводится в основном к контролю со стороны исполнительной власти. Государственный контроль изначально следует понимать в широком смысле, поскольку он присущ всем органам государственной власти, но с оговоркой, что с учетом принципа разделения властей каждая ветвь власти осуществляет контроль в определенной сфере правоотношений. Однако нельзя однозначно сказать о неправоте ученых, занимающихся государственным контролем в узком смысле этого слова, поскольку в некотором смысле контроль исполнительной власти является если не уникальным, то все же наиболее распространенным видом государственного контроля [12].
Трудности в понимании правовых границ государственного контроля в первую очередь связаны с определением его концепции, которое теоретически довольно расплывчато. Прежде чем определить правовую сущность государственного контроля, рассмотрим понятие "контроль". Толковый словарь С.И. Ожегова определяет контроль как проверку и постоянный мониторинг с целью проверки и мониторинга.
А.В. Петров, А.Е. Епифанов связывают контроль с административным влиянием, процессом сдерживания, ограничения или проверки чего-либо или кого-либо. В.В. Дьяконов определяет контроль как коррекцию поведения, сдерживание правонарушений со стороны контролирующих субъектов. О.Е. Савенко рассматривает контроль как деятельность по устранению отклонений от нормы поведения и контроля. В.В. Дьяконов определяет контроль как коррекцию поведения, сдерживание правонарушений со стороны контролирующих субъектов.
Из этих определений можно сделать вывод, что контроль - это всегда определенная деятельность контролирующих субъектов по предотвращению нарушений контролируемыми субъектами различных нормативных установок и предписаний, которые существуют в форме контроля, постоянного надзора и т.д. Контроль - это деятельность контролирующих субъектов, направленная на предотвращение нарушений контролируемыми субъектами различных нормативных установок и правил. При теоретическом определении правовой сущности государственного контроля возникают вопросы о его связи с понятием "государственный надзор". В большинстве случаев авторы, изучающие этот вопрос, пытаются провести различие между этими понятиями. В.В. Алексеев, З.В. Вдовенко под государственным контролем понимают деятельность специально уполномоченных органов и их должностных лиц по наблюдению за контролируемым объектом с целью выявления отклонений его функционирования от заданных параметров [15].
Государственный надзор, по мнению этих авторов, заключается в том, что специально уполномоченные органы и их должностные лица осуществляют надзор за объектами, которые они не контролируют, с целью выявления нарушений действующего законодательства. Различия в государственном контроле и надзоре, отмеченные В.В. Алексеевым, были представлены следующим образом: в отличие от контроля законности, который является основной сферой деятельности надзорных органов, в их полномочия входит как контроль законности, так и контроль эффективности деятельности; контроль осуществляется в отношении строго определенного круга лиц. Объекты и надзор - в отношении неопределенного круга юридических и физических лиц; различия в перечне субъектов и методах контроля и надзора.
Позиция О.Е. Бакаевой и И.В. Мильшиной близка позиции вышеупомянутых авторов, согласно которым государственный контроль понимается как способ обеспечения государственной дисциплины контролируемыми объектами с точки зрения законности и целесообразности, а государственный надзор - как способ обеспечения законности в различных сферах деятельности.
В отличие от этих авторов, В.И. Лисеенко, исследуя развитие государственного контроля и надзора в современной России, в отличие от предыдущих авторов, не проводит различия между этими понятиями, а использует термины "контроль и надзор", "система государственного контроля и надзора".
Д.А. Осипов и В.М. Большаков различают государственный контроль и надзор в зависимости от частоты осуществления контрольных (надзорных) мероприятий. По их мнению, мониторинг проводится регулярно (разово в течение определенного периода времени), а мониторинг носит систематический характер (чаще всего постоянный). В остальном эти авторы не видят принципиальных различий между этими понятиями.
М.А. Лапина отмечает, что государственный (административный) надзор - это особый вид государственного контроля, имеющий некоторые особенности: надзор и предупреждение правонарушений. Аналогичного мнения придерживается и Д.Н. Бахрах, который считает надзор узким видом контроля, при котором проверяется только законность, а не целесообразность деятельности, как при контроле [13].
В.В. Чуманова полностью согласна с Д.Н. Бахрахом, который также считает, что надзор является составной частью контрольной деятельности государства. Поэтому возникает вопрос, если контроль предполагает проверку законности и целесообразности деятельности контролируемых объектов, а надзор - только проверку законности деятельности, то разве надзор не является разновидностью контроля? Полагаем, что ответ на этот вопрос должен быть положительным.
Государственный контроль определяется в рамках данной статьи как более широкое понятие государственного надзора, которое является частью государственного контроля. Недопустимо рассматривать эти термины как совершенно разные категории. Следует также сказать, что современное законодательство не делает большой разницы между понятиями "контроль" и "надзор". Таким образом, ст.294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного (надзорного) и муниципального контроля" является единственным законом, определяющим эти понятия. Как в названии, так и в содержании настоящего Регламента (статья 2) нет различия между надзором и контролем.
Под настоящим законом понимается деятельность уполномоченных государственных органов и их должностных лиц, находящихся под государственным контролем (надзором) индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, по выявлению и предупреждению правонарушений с помощью проверок, надзора и других превентивных мер.
Конечно, Конституция РФ закладывает основы государственного контроля, но не определяет их. В нем упоминается контроль: статья 71 описывает полномочия РФ по принятию законодательства и контролю за его исполнением; статья 101 описывает полномочия Федерального Собрания РФ по созданию Счетной палаты для контроля за исполнением федерального бюджета в части 5. Надзор в Конституции РФ упоминается только в статье 126, когда описываются полномочия Верховного суда РФ по осуществлению надзорного производства. Подробное рассмотрение особенностей государственного контроля нашло свое место в теории государства и права, теории административного и конституционного права.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2020. № 31. Ст. 4398
2. О прокуратуре РФ: Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www. consultant.ru (дата обращения: 09.11.2024).
3. Об обеспечении взаимодействия государственных органов в борьбе с правонарушениями в сфере экономики: Указ Президента РФ от 03.03.1998 № 224 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www. consultant.ru (дата обращения: 09.11.2024).
4. Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1092 «О порядке осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере» // 02.12.2013. Собрание законодательства РФ № 49 (часть VII), ст. 6435
5. Указ Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре органов исполнительной власти» // «Собрание законодательства РФ», № 11, 15.03.2004, ст. 945.
6. Авакьян С.А. Конституционное право России : учебное пособие. М. : Норма : ИНФРА-М, 2017.
7. Агеев О.Г. Проблемы государственного контроля в России // Юридическая гносеология. 2016. № 3. С. 4-8.
8. Алексеев В.В., Вдовенко З.В. Государственный контроль и надзор в современной России // Успехи в химии и химической технологии. 2015. № 5. С. 10-12.
9. Алексеев Д.Б. Актуальные проблемы контрольной деятельности органов государственной власти в современной России : дис. … канд. юрид. наук. М., 2015.
10. Бабич А. М. Государственные и муниципальные финансы: учебник для вузов / А. М. Бабич, Л. Н. Павлова. - М.: Юнити-Дана,2016. - 703 с.
11. Бакаева О.Ю., Мильшина И.В. Соотношение понятий государственного контроля и надзора: правовые позиции // Юридическая мысль. 2012. № 5. С. 56-70.
12. Баранов М.Л. Содержание государственного контроля как вида социального управления // Юридический мир. 2012. № 10. С. 66-74.
13. Баранова Ю. К. Правовые аспекты осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита [Электронный ресурс]. / Ю.К. Баранова // Социально-экономические явления и процессы. – 2018. – №3. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovye-aspekty-osuschestvleniya-vnutrennego-finansovogo-kontrolyai-vnutrennego-finansovogo-audita (дата обращения: 09.11.2024).
14. Бахрах Д.Н. Административное право России. М. : Норма, 2001.
15. Белоножко М.Л. Государственные и муниципальные финансы: учебник/ М.Л. Белоножко, А.Л. Скифская. - СПб: ИЦ "Интермедия", 2014. - 208 с.
16. Беляев В.П. Контроль и надзор как формы юридической деятельности: вопросы теории и практики : дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2006.
17. Белянская О.В., Шепелева Д.В. Особенности выражения и реализации принципов бюджетного контроля / О.В. Белянская, Д.В. Шепелева // Legal Bulletin. – 2019. – Т. 4, № 2. – С. 7-14.
18. Божьев В.П. Уголовно-процессуальные правоотношения. — М., 1975. С. 139;
19. Губин Н.П. Общий механизм государственного контроля (надзора): понятие, виды, нормативно-правовое регулирование // Вестник Ростовского государственного экономического университета. 2016. № 1. С. 164-170.
20. Давлетов С.Ф. Механизм государственного контроля и надзора: к вопросу о понятии и признаках // Вестник Академии права и управления. 2012. № 26. С. 125-129.
21. Дьяконов В.В. Контроль и надзор в системе функций государства (теоретический аспект) : дис. … канд. юрид. наук. М., 2006.
22. Дюрягин И.Я. Право и управление. — М., 1981. С. 106.
23. Замятина Н.В. О повышении эффективности государственного (муниципального) финансового контроля в РФ / Н. В. Замятина // Финансы и кредит. - 2013.- № 16.- С.48-53.
24. Зарипова Р.Р. Понятие «государственный контроль» как правовая категория: некоторые аспекты понимания // Инновационная наука. 2017. № 1. С. 146-147.
25. Иванов М.Ю. Государственный финансовый контроль в РФ: скрытый потенциал великой страны / М. Ю. Иванов // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. - 2013. - №4. - С.58-64
26. Ильин, А. Ю. Механизм правового регулирования внутреннего государственного финансового контроля : монография / А. Ю. Ильин, В. В. Котов, М. А. Моисеенко. - М. : Проспект, 2014. - 96 с.
27. Кнутов А.В., Плаксин С.М., Чаплинский А.В. Государственный и муниципальный контроль (надзор) в отношении граждан: нормативное регулирование и реализация на практике / А.В. Кнутов, С.М. Плаксин, А.В. Чаплинский. М. : Высшая школа экономики, 2015.
28. Кожанова А. О. Система государственного финансового контроля в РФ / А. О. Кожанова // Молодой ученый. - 2013. - №4. - С. 223-225.
29. Козлов Ю.М. Административные правоотношения. — М., 1976. С. 109—112;
30. Кокарев А.И. Вопросы реформирования государственного финансового контроля / А. И. Кокарев // Финансы и кредит. - 2014. - № 11. - С.58-64.
31. Колесов Р. В. Система государственного финансового контроля РФ: проблемы и перспективы: Монография / Р. В. Колесов, А. В. Юрченко. - Ярославль: ЯФ МФЮА, 2013. - 100 с.
32. Кретова А. Ю. Организация деятельности Счетной Палаты РФ: проблемы и мероприятия по их устранению / А. Ю. Кретова, Д. Г. Олейник // Вестник Челябинского государственного университета.- 2016. - № 11 (393).- Экономические науки. Вып. 54. - С. 81-90.
33. Лапина М.А. Сущность государственного контроля (надзора) и генезис его законодательного определения // Вестник финансового университета. 2016. № 4. С. 152-157.
34. Лисеенко В.И. Институт государственного контроля и надзора в РФ: история попыток реформирования в 1990-2017 гг. // Вестник уральского финансовоюридического института. 2017. № 1. С. 43-53.
35. Маштакова Е.А. Теоретико-правовые вопросы государственного контроля в РФ : дис. …канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2000.
36. Минаева Е. А. Особенности государственного финансового контроля как элемента программно-целевого управления расходами бюджета / Е. А. Минаева // Финансы и кредит. - 2014. - № 3.- С.56-64.
37. Овчарова Е.В. Финансовый контроль в РФ: учебное пособие / Е.В. Овчарова. - М.: Зерцало-М, 2015. - 224 с.
38. Осипов Д.А., В.М. Большакова. О понятиях «государственный контроль», «государственный надзор» и «тотальный контроль над личностью» // Власть. 2015. № 5. С. 136-140.
39. Павлова Я. В. Пути совершенствования финансового контроля в России / Я. В. Павлов // Молодой ученый. - 2016. - №21. - С. 439-443.
40. Пенчук А.В. Государственный финансовый контроль в РФ и направления его совершенствования / А. В. Пенчук // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2014.-№ 6 [Электронный ресурс] - URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/06/5502
41. Петров А.В., Епифанов А.Е. Юридическая природа государственного контроля и надзора // Журнал российского права. 2013. № 7. С. 36-49.
42. Пикулькин А.В. Система государственного управления : учебник для вузов. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2015.
43. Савенко О.Е. Контрольная функция государственных органов : дис. … канд. юрид. наук. М., 2004.
44. Саунин А.Н. О понятийном аппарате государственного финансового контроля / А. Н. Саунин // Финансы и кредит. - 2014. - № 13. - С.2-9.
45. Семенов С. В., Чаплинский А. В., О совершенствовании правового регулирования системы государственного и муниципального контроля в России / С. В. Семенов, А. В. Чаплинский // Правовые аспекты государственного и муниципального управления. - 2014. - № 4. - С.118-135.
46. Федотов А.Ф. Финансовый контроль: учебное пособие./ А.Ф. Федотов. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2013. - 182 с.
47. Храмченко А.А. Оценка структуры динамики пенсионной системы в РФ/ Храмченко А.А., Абрамян М.Н., Борсук Д.А.//Вестник Академии знаний. 2020. № 4 (39). С. 440-443.
48. Чуманова В.В. Государственный контроль и надзор: понятие и сущность // Актуальные вопросы современной науки. 2015. № 2. С. 188-191.