Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Как область знаний, изучающая средства, предпосылки и принципы организации познавательной и практической деятельности, структуралистский анализ связан с критическим обзором существующих концептуальных механизмов, предпосылок и методов интерпретации изучаемых материалов, что помогает эффективно приобретать новые знания, особенно в области более всестороннее изучение культуры.
Рассматривая особенности познавательной деятельности и тщательно анализируя их, структуралистский анализ фокусируется на разных средствах и применяет свои методы в конкретных областях знаний в сложившейся культурно-исторической среде. При использовании структуралистских методов изучение культурных явлений дает достаточные результаты.
Структурализм, являющийся элементом методологической основы культурологических исследований, использует точные методы естественных наук, такие как формализация, математическое моделирование и т.д. Как инструмент исследования, метод математического моделирования не имеет тесного взаимодействия с объектом исследования, то есть с конкретным культурным феноменом.
Предмет исследования: структуралистский анализ в социально-культурной антропологии.
Объект исследования: социально-культурная антропология.
Цель исследования: проанализировать значение и перспективы развития структуралистского анализа в социально-культурной антропологии.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие и сущность социально-культурной антропологии.
2. Проанализировать взгляды отечественных и зарубежных ученых на социально-культурную антропологию.
3. Рассмотреть цели и значимость социально-культурной антропологии в контексте мировых и локальных этнонациональных проблем.
4. Раскрыть структуралистский анализ в социально-культурной антропологии.
5. Изучить значимость структуралистского анализа в социально-культурной антропологии.
6. Разработать перспективы развития структуралистского анализа в социально-культурной антропологии.
Методы исследования: сравнительный метод, метод дедукции, метод сопоставления, исторический метод.
Информационная база исследования. В работе использованы учебники по теме, учебные пособия, научные статьи, правовые акты, электронные ресурсы.
Структура работы состоит из введения, двух глав (теоретической, аналитической), заключения и списка источников.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АНТРОПОЛОГИИ
1.1 Понятие и сущность социально-культурной антропологии
Культурная антропология (иногда социальная или социо-культурологическая антропология) - это наука о культуре как совокупности материальных объектов, мыслей, ценностей, выражений и моделей поведения, ее проявлениях и всех исторических этапах ее развития. В
В упрощенном смысле культурная антропология предполагает изучение поведения человека и результатов его деятельности [2]. Как самостоятельная дисциплина она сформировалась в конце девятнадцатого и начале двадцатого веков, главным образом в Соединенных Штатах [4]. Основные представители науки: Лео Фробениус, Франц Боас, Рут Бенедикт, Маргарет Мид, Бронислав Малиновский, Альфред Рэдклифф-Браун, Эдуард Тайлор, Марсель Мосс, М.Херсковиц, Люсьен Леви-Брюль [4].
Взаимосвязь между культурной антропологией и этнологией до сих пор не решена. Поэтому некоторые авторы считают, что этнология и культурная антропология являются синонимичными понятиями. Другие считают, что понятие культурной антропологии шире, чем понятие этнологии. Культурная антропология - это обширные знания о крупных культурных институтах, в то время как этнология - это сравнительный анализ культуры.
Другие настаивают на том, что этнология гораздо шире по своей предметной области, чем культурная антропология. По их мнению, культурная антропология не превзошла науку о биологии и физической природе человека.
Следующий выбор сводится к тому, что тема культурной антропологии - все аспекты человеческой культуры, а тема этнологии - изучение отдельных национальностей и теоретический анализ этнических сообществ.
В российской науке более распространен третий метод, в то время как в западной науке - первые два [4]. В Соединенных Штатах и Великобритании термин «этнология» как определение научной дисциплины фактически неизвестен. В России в ХХ веке (после политических дискуссий конца 1920-х годов) термин «этнография» закрепился в научном обиходе такого рода исследований; до 1990-х годов термин «этнология» использовался редко и ассоциировался только с зарубежной наукой.
Если принять гипотезу о том, что культурная антропология и этнология являются синонимами, то временем ее возникновения как науки следует считать время появления этнологии, то есть 1830-е - начало 1840-х годов. Было разработано несколько методов для объяснения культурного разнообразия народов и различных исторических периодов по всему миру [7].
В то же время проблеме культурно-антропологических исследований уделялось внимание с древних времен. Демокрит и Тит Лукреций Кар сформировали первую концепцию возникновения человеческого общества. Гиппократ выдвинул идею географо-природного регулирования психосоциальных и политических явлений. Корнелий Тацит был, вероятно, первым этнографом, который выступил против варварской цивил
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Астафьева О. Н., Разлогов К. Э. Культурология : предмет и структура // Социокультурная антропология. - М.: Константа, 2022. С. 606-615.
2. Белик А. А. Культурология. Антропологические теории культур. - М.: РГГУ 2020. 240 с.
3. Белков П. Л. Этнос и мифология. Элементарные структуры этнографии. - СПб.: Наука, 2020. 281 с.
4. Борофски Р. Введение к книге: «Осмысливая культурную антропологию» // Этнографическое обозрение. 2020. № 1. С. 3-18.
5. Выжлецов П. Г., Выжлецова Н. В. От культурной к социокультурной антропологии // Философия и гуманитарные науки в информационном обществе. 2022. С. 89-104.
6. Выжлецова Н. В. Сопоставление предметов социокультурной антропологии и культурологии // Шестая международная научно-практическая конференция «Философия и культура информационного общества». - СПб.: Наука, 2020. С. 139-143.
7. Выжлецов П. Г., Выжлецова Н. В. Структурно-функциональный анализ общества и культуры А. Р. Рэдклифф-Брауна // Философия и гуманитарные науки в информационном обществе. 2023. Вып. 2 (20). С. 91-108.
8. Выжлецова Н. В. Подход М. Мид к исследованию культуры // Седьмая международная научно-практическая конференция. - СПб.: ГУАП, 2021. С. 16-18.
9. Маркус Д. О социокультурной антропологии США, ее проблемах и перспективах // Этнографическое обозрение. 2020. № 2. С. 43-55.
10. Маркарян Э. С. О значении разработки основ общей культурологической теории для формирования идеологии самосохранения человечества // Культурология и глобальные вызовы современности. - СПб.: Изд-во СПбКО, 2020. С. 25-37.
11. Мостова Л. А. Уайт Лесли Элвин // Культурология : энциклопедия. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2020. С. 749-752.
12. Осокин Ю. В. Культурология // Культурология : энциклопедия. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2020. № 2. С. 1069-1074.
13. Орлова Э. А. Понятийный аппарат культурной антропологии // Социокультурная антропология: История, теория и методология. - М.: Константа, 2022. С. 362-384.
14. Уайт Л. Эволюция культуры. Развитие цивилизации до падения Рима // Уайт Л. Избранное: Эволюция культуры. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2021. С. 47-471.
15. Уайт Л. А. Понятие культуры // Антология исследований культуры. Интерпретации культуры. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2021. С. 17-48.
16. Уайт Л. А. Энергия и эволюция культуры // Антология исследований культуры. Интерпретации культуры. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2020. С. 439-464.
17. Уайт Л. Наука о культуре // Уайт Л. Избранное: Наука о культуре : пер. с англ. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2020. С. 5-461.
18. Флиер А. Я. Культурология для культурологов. - М.: МГУКИ, 2022. 705 с.
19. Флиер А. Я. Предисловие // Теоретическая культурология. - М.: РИК, 2020. С. 3-6.
20. Флиер А. Я. Основные положения культурного эволюционизма Л. Уайта // Философия и гуманитарные науки в информационном обществе. 2020. С. 79-93.