Фрагмент для ознакомления
1
Введение …………………………………………………………………. 3
Глава 1. Становление педагогики сотрудничества как инновационного направления отечественного образования …………………………………… 5
1.1 Основные представители педагогики сотрудничества …………… 5
1.2 Основные идеи педагогики сотрудничества ………………………. 8
Глава 2. Применение технологии сотрудничества на уроках в начальной школе ……………………………………………………………………………... 10
2.1 Формы и виды организации сотрудничества младших школьников на учебном занятии ………………………………………………………………… 10
2.2 Технология сотрудничества на уроках в начальной школе как средство формирования коммуникативных способностей младших школьников …….. 11
Заключение ………………………………………………………………… 14
Список литературы ………………………………………………………... 15
Фрагмент для ознакомления
2
Изменения в социокультурном развитии общества всегда отражаются в образовательной парадигме того времени. Сегодня происходит переосмысление прошлого опыта, активный поиск форм и содержания образования, отвечающих современным потребностям общества. Эти направления характеризуют современное состояние мирового образовательного пространства и максимально точно определяют текущий этап развития системы образования.
Одним из направлений, доминирующих сегодня в педагогической науке и практике, является обучение в сотрудничестве как формы взаимодействия учащихся в образовательном процессе.
Проблема формирования сотрудничества в процессе деятельности субъектов является одной из приоритетных для ряда отраслей психолого-педагогического направления: социальная психология, психология труда, педагогическая психология, социальная педагогика, теория и методология образования, профессиональная педагогика и др.
Эта проблема особенно актуальна сегодня в свете новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Таким образом, в начальном общем образовании ФГОС в требованиях к результатам обучения подчеркивается необходимость "развития навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить решения спорных ситуаций".
Младший школьный возраст – это особый опыт становления ребенка социальной личностью. Это связано с тем, что в этот период " круг общения ребенка расширяется и обновляется, в связи с его включением в школьный коллектив происходит расширение границ познания окружающего мира, в том числе социального, что определяет направленность и специфику общения межличностный в различных жизненных ситуациях".
Кроме того, этот возраст является чувствительным с точки зрения выработки как морально-нравственных привычек учащегося, так и социально значимых, определяющих вектор взаимоотношений детей друг с другом в процессе общения.
Многие исследователи (А. И. Божович, В. Я. Ляудис, А. А. Люблинская, А. К. Маркова, Г. А. Цукерман, Д. Б. Эльконин и др.) склоняются к тому, что особенности взаимодействия учащихся с учителем и одноклассниками зависят от формирования качеств сотрудничества, которые оказывают серьезное влияние на младшего ученика в процессе его социализации. Кроме того, результаты теоретического анализа проблемы взаимодействия учителей и учащихся в образовательном процессе позволяют предположить, что организация образовательной кооперации будет способствовать формированию компонента универсальных образовательных мероприятий, заявленного как значительная часть запланированных результатов начального общего образования в соответствии с ФГОС.
Цель исследования – изучение технологии сотрудничества в начальной школе.
Объект исследования – процесс формирования взаимодействия в образовательном процессе у младших школьников.
Предмет исследования – сотрудничество в образовательном процессе, способствующее формированию взаимодействия в образовательном процессе у младших школьников.
Задачи:
1.Рассмотреть становление педагогики сотрудничества как инновационного направления отечественного образования.
2. Описать применение технологии сотрудничества на уроках в начальной школе.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Становление педагогики сотрудничества как инновационного направления отечественного образования
1.1 Основные представители педагогики сотрудничества
Основателями педагогики сотрудничества считаются педагоги-новаторы, такие как [8]:
Амонашвили Шалва Александрович
Шаталов Виктор Федорович
Лысенкова Софья Николаевна и другие советские педагоги 1980-х годов.
Фрагмент для ознакомления
3
Антонова, Б. В. Инновационные технологии в системе начального школьного образования / Б. В. Антонова, Н. С. Нескребова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 67-69.
Виситова, Л. С. Инновационные методы преподавания в начальной школе / Л. С. Виситова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 1 (6). — С. 16-19.
Габбасова, Л. З. Современные образовательные технологии в начальной школе / Л. З. Габбасова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 50-52.
Дуракова, Е. Н. Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования в начальной школе / Е. Н. Дуракова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 2 (449). — С. 449-451.
Егорова Е. Обучение в сотрудничестве как эффективный способ преподавания иностранного языка [Электронный ресурс] / Е. Егорова. — Режим доступа: URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25609104
Исмаилова, Р. Б. Психологические аспекты современных методов обучения и образовательных технологий / Р. Б. Исмаилова, Асем Курметхан, А. Т. Жумабекова, Ш. А. Серимбетова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 48 (495). — С. 261-263.
Использование активных методов обучения в современном образовательном учреждении / В. А. Усачев, Н. В. Шенк, А. В. Фортус [и др.]. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 212-214.
Петросян А. Современные педагогические технологии [Текст] /А. Петросян. — Ереван: Нить, 2012. — 564 с.
Раимбекова, Г. К. Современные инновационные технологии в школьном образовании / Г. К. Раимбекова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 179-183.
Садыков, Р. М. Использование педагогики сотрудничества при проведении интегрированных уроков в начальных классах / Р. М. Садыков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 1284-1287.
Саидова, З. Х. Обучение в сотрудничестве / З. Х. Саидова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7 (111). — С. 701-703.
Соловьёва, Т. И. Современные педагогические технологии в начальной школе / Т. И. Соловьёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 6 (86). — С. 684-686.
Холюта, О. Ю. Внедрение технологий обучения в сотрудничестве как один из факторов управления качеством образования / О. Ю. Холюта. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 8 (246). — С. 196-199.