Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В литературе разных эпох образу женщины всегда отведено особое место. Каждый период представлял свой идеальный образ женщины, соответствующий своему времени, особенностям человеческого мировоззрения и уровню исторического развития. Литература – это самое разнообразное собрание героинь, которые отличаются друг от друга характером, поведением и занятиями, которыми они занимаются.
На протяжении последних 150 лет женщины как структурные персонажи находятся в центре внимания читателей, литературных критиков и литературоведов, как с позиции семантики текста, так и в отношении его сюжета. Естественно, в центре внимания оказались ранние тексты Пушкина, Тургенева, Гончарова, а также произведения их современников, вызвавшие большой интерес у читателей. В то же время исследователи предлагают различные варианты выделения женской фигуры.
Так, Н. Воронцова-Юрьева исследует образ Татьяны Лариной в контексте психологических и психиатрических подходов. Н. Л. Бродский в своих комментариях базируется на социальных практиках 1930-х гг. В. В. Набоков, наоборот, пытается раскрыть историко-культурный контекст, изобразив через него сюжетную структуру произведения. Такое же многообразие методов исследования от вульгарно-социологических схем до постмодернистских экзерсисов можно проследить и при обращении к произведениям Тургенева и Гончарова.
В русской литературе в начале XX столетия развитие женской темы стало приметным литературным явлением, которое привлекло внимание многих отечественных и зарубежных ученых.
Этот феномен объясняется как приобщением к западным феминистским литературным традициям, так и глубокой связью с традицией воссоздания женщины в русской классической литературе.
Например, в образе Татьяны Лариной в определенной степени сочетаются традиционные качества, которыми должна обладать идеальная женщина, и дух новой женщины, отражающий меняющуюся структуру взглядов русских женщин начала XIX века на жизнь, а сочетание этих двух аспектов женственности воспевает ее супружескую верность и поднимает женскую верность на более высокий духовный уровень. В то же время, благодаря финальной сцене произведения, Пушкин выстраивает структуру персонажей таким образом, что сюжет приобретает новаторский характер открытого финала, «законченности в форме незавершенности».
Елена Стахова из романа «Накануне» предстает как структурно новая версия фигуры русской женщины XIX века, сочетающая новую женственность с желанием служить человечеству. По мнению Е. Сулейменовой, в период написания романа во многих европейских странах возникли общественные женские движения, участницы которых боролись за равноправие с мужчинами и активно протестовали против патриархальной системы, господствовавшей в стране. Однако некоторые из них выражали это стремление в своих литературных произведениях, где стали появляться соответствующие типы женщин.
Создавая сюжет «Накануне», Тургенев ориентировался на пушкинский прием открытого финала, но действует он иначе. В отличие от Татьяны Лариной, дальнейшая судьба героини зависит не только от ее личного выбора, но и от изменений в социальных условиях, которые Тургенев пока не мог предсказать.
Когда речь заходит о типе женщины в литературе XX века, понятие героя тесно связано с героической тематикой. Героини берут на себя определенную социальную ответственность: литература XX века показывает, что перед женщинами, добившимися формального равенства с мужчинами, встают новые задачи, которые не стояли перед героинями прошлого.
Актуальность данной работы была обусловлена необходимостью детально проанализировать образ женщины в контексте исторических и социальных изменений, произошедших в России в начале XX века.
Женщины в романах Шолохова – сложные, многогранные персонажи, чьи судьбы переплетаются с судьбами мужчин, создавая неповторимый образ казачьей жизни. Изучение этих персонажей не только раскрывает их индивидуальные особенности, но и позволяет понять, как они отражают социальные реалии своей эпохи.
Роман М. Шолохова «Тихий Дон» повествует о сложном периоде в жизни России, который принес колоссальные социальные и моральные удары. Нарушен привычный уклад жизни, исковерканы и сломаны судьбы, обесценена человеческая жизнь. Сам Шолохов назвал произведение «романом-эпопеей о национальной трагедии». Горе и ужасы войны не обошли стороной ни одного героя романа. Особое бремя того времени легло на плечи женщин-казачек.
Образ Аксиньи Астаховой, героини романа «Тихий Дон», занимает особое место в литературе XX века. Неслучайно трактовки характера Аксиньи Астаховой различны.
Так, Юдин В.А. именует Аксинью «совестливой, нравственной, православной», а согласно мнению Н. Мельниковой, удел Аксиньи – «культура чувственной любви языческой, для которой нормы православия лишь помеха» .
«Демоническое, своевольное начало», «сатанинскую» гордость видит в героине В.А. Чалмаев, относя ее к типу «анти-Татьяны» во всех вариантах проявления властности и влечения . Она отличается от Татьяны тем, что та живет, ориентируясь на понятия долга и чести, а Аксинья живет, руководствуясь чувствами, эмоциями. В то время как Елена Стахова стремится к свободе, Аксинья тоже стремиться обрести свободу в действиях, и в какой-то мере ей это удается – она свободна от мнения окружающих и идет на грех, не оглядываясь на пересуды или насмешки. Даже наличие мужа ее не останавливает.
Д.В. Поль поддерживает критика, будучи уверенным, что «Аксинья – константно «растительное» во многом существо», так как природное представлено в ней столь через край, что стало одним из способов отстаивания индивидуальности героини, ведь для Аксиньи «жить – значит любить, и прежде всего телесно» .
Изображение характера Аксиньи в «Тихом Доне» противоречиво. С одной стороны, казачка испытывает безграничную нежность к своему возлюбленному и детям, говорит с ними ласково. С другой стороны, у нее хватает сил отстаивать свои взгляды. Для героини жизнь без любимого не имеет смысла, и она готова на самопожертвование и глубокую преданность.
Образ Аксиньи Астаховой вполне подходит под это определение, а ее желание любить и быть любимой подтверждает это. Она много раз покидала дом и семью в поисках «женского счастья», но, к сожалению, оно так и не «улыбнулось» ей. Мечте Аксиньи не суждено было сбыться. Ведь «запретная» любовь была невозможна. Шальная пуля положила конец ее поискам «истины». Так закончилась жизнь женщины, отдавшей все на алтарь любви, женщины, которая хотела быть только счастливой и боролась за это право до последнего момента.
Так, объект исследования – роман – эпопея «Тихий Дон».
Предмет исследования – особенности изображения женских персонажей романа «Тихий Дон».
Цель работы – рассмотреть особенности женских образов в романе-эпопее М. Шолохова "Тихий Дон" на примере образа Аксиньи Астаховой.
Задачи исследования:
- рассмотреть взаимоотношения Аксиньи со Степаном Астаховым;
-рассмотреть образ замужней Аксиньи;
-описать трагедию Аксиньи;
-рассмотреть взаимоотношения Аксиньи с Григорием;
-описать зарождение любви Григория и Аксиньи;
-рассмотреть развитие отношений с Григорием.
В работе применены анализ и обобщение материалов различных источников, элементы литературного анализа, включая сравнительно-исторический подход, который позволит сопоставить образы женщин с историческим контекстом их существования.
Структура работы включает введение, две главы и заключение.
Таким образом, данная работа направлена на всестороннее исследование центрального женского образа Аксиньи Астаховой в романе «Тихий Дон», что позволит глубже понять как само произведение, так и его историко-культурный контекст.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Амирханян В. В., Кудряшов И. А. (2015) Образ персонажа в аспекте семантической структуры целостного художественного текста. Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия. Сборник материалов конференции. Режим доступа: http://www.ling-expert.ru/conference/langlaw5/kudryashov-amirhanyan.html.
2. Бабаева М. Б., Мазанаев, Ш. А. (2022) Своеобразие изображения женских образов в повестях В. Г. Распутина. Вестник Дагестанского государственного университета Серия 2. Гуманитарные науки, т. 37, вып. 3, с. 53–57
3. Гончарова П. И. Эволюция женского образа в литературе / П. И. Гончарова, О. С. Иванова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2024. — № 4 (78). — С. 9-11. — URL: https://moluch.ru/young/archive/78/4270/ (дата обращения: 04.12.2024).
4. Заварзина Г. А., Ягодина И. Д. О СИСТЕМЕ НОМИНАЦИЙ ЖЕНСКИХ ПЕРСОНАЖЕЙ В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ МА ШОЛОХОВА //Проблемы изучения живого русского слова на рубеже тысячелетий. – 2019. – С. 209-214.
5. Иванова В. Настасья Филипповна и Аксинья Астахова: сходства и различия в образах несчастных женщин. – 2021.
6. Косикова И. А. ОБРАЗЫ ЖЕНЩИН-КАЗАЧЕК В РОМАНЕ МА ШОЛОХОВА" ТИХИЙ ДОН" В ГЕНДЕРНОМ АСПЕКТЕ //Альманах современной науки и образования. – 2007. – №. 3-1. – С. 111-112.
7. Мальцева Е.А. Художественный образ как форма познания // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2019. Вып. 4 (32), т. 2. С. 48—57.
8. Макарова Е. С. РОЛЬ ЖЕНСКИХ ОБРАЗОВ В РОМАНЕ МА ШОЛОХОВА «ТИХИЙ ДОН»(НА МАТЕРИАЛЕ ГЛАВ, ПОСВЯЩЕННЫХ ВЁШЕНСКОМУ ВОССТАНИЮ) //Известия Южного федерального университета. Филологические науки. – 2023. – Т. 27. – №. 3. – С. 134-145.
9. Матушкина В. И. Тишина в “Тихом доне” М. Шолохова // Русская речь. №6. – 2008. С. 46-48.
10. Мельникова, Н. Языческое и православное в культуре семейных чувств шоло- ховских героинь на материале «Тихого Дона» / Н. Мельникова // Литература. – 2004. – № 39. – С. 10-20
11. Муравьёва Н. М. Птицы Тихого Дона (на материале романа-эпопеи М.А. Шолохова “Тихий Дон”) // Филологическая регионалистика. № 1-2. -2009. С. 31-37.
12. Пасютина Ю. Н. Образ Аксиньи Астаховой в романе-эпопее МА Шолохова" Тихий дон". – 2011.
13. Поль Д. В. Мифологическое и национально-историческое в творчестве ИГ Эренбурга и МА Шолохова 1941-1942 гг //Русистика без границ. – 2020. – Т. 4. – №. 4. – С. 23-29.
14. Поль Д. В. Универсальные образы и мотивы в русской реалистической прозе XX века (художественный опыт М.А. Шолохова) / Д.В. Поль. – М.: ИХО РАО, 2008. – 278 с.
15. Пушкарь Г. А. (2007) Типология и поэтика женской прозы: гендерный аспект (на материале рассказов Т. Толстой, Л. Петрушевской, Л. Улицкой). Дис. ... канд. филол. наук. Ставрополь, 234 с. Режим доступа: http://www.dslib.net/russkaja-literatura/tipologija-i-pojetika-zhenskoj-prozy-gendernyj-aspekt-namateriale-rasskazov-t.html.
16. Синенко П. Д. ЛИЧНОСТНАЯ ТИПИЗАЦИЯ ОБРАЗОВ В РОМАНЕ ЭПОПЕЕ МА ШОЛОХОВА" ТИХИЙ ДОН" //Академическая публицистика. – 2019. – №. 5. – С. 286-290.
17. Сулейменова Э. А. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ РОМАНА ИС ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ» //кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков филологического факультета Российского университета дружбы народов АВ Игнатенко. – 2023. – С. 491.
18. Тарамова А. С. У., Хусиханов А. М. ОБРАЗ АКСИНЬИ В РОМАНЕ-ЭПОПЕЕ МА ШОЛОХОВА" ТИХИЙ ДОН" //Культурология, искусствоведение и филология: современные взгляды и научные исследования. – 2018. – С. 101-107.
19. Татаринова Т. И. НЕВЕРБАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ АКСИНЬИ АСТАХОВОЙ (ПО РОМАНУ МА ШОЛОХОВА «ТИХИЙ ДОН»). – 2020.
20. Темаева Х. Н. ХАРАКТЕРЫ РУССКИХ ЖЕНЩИН В РОМАНЕ М. ШОЛОХОВА" ТИХИЙ ДОН" //Вестник Чеченского государственного университета им. АА Кадырова. – 2015. – №. 4. – С. 163-168.
21. Хабибуллина Л. И. АКСИНЬЯ В РЯДУ ОСТАЛЬНЫХ ЖЕНСКИХ ОБРАЗОВ РОМАНА «ТИХИЙ ДОН» //НАУКА И СОВРЕМЕННОСТЬ. – 2015. – С. 102.
22. Чалмаев В. А. " Золотые" и" серебряные" нити русской литературы XIX и XX веков //Литература в школе. – 2008. – №. 2. – С. 11-16.
23. Чэнь Л., Джаннат Н. Структура женских персонажей в русской литературе XIX–XXI века //Russian Journal of Social Sciences and Humanities. – 2023. – Т. 17. – №. 4.
24. Цолоева Х. Б. ОБРАЗ АКСИНЬИ АСТАХОВОЙ В РОМАНЕ-ЭПОПЕЕ «ТИХИЙ ДОН» //Вестник науки. – 2022. – Т. 1. – №. 9 (54). – С. 56-58.
25. Шолохов М.А. Собрание сочинений: в 8 т. / М.А. Шолохов. – М.: «Правда», 1975. – 8 т.
26. Юдин В. А. Православно-христианский аспект эпопеи «Тихий Дон» (к постановке проблемы) //Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2005. – №. 2. – С. 17-20.
27. Ягодина И.Д. Этнокультурный компонент репрезентации образа женщины в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Филология, педагогика, психология. 2022. №4. С. 36—45. doi: 10.5922/pikbfu-2022-4-4.