Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. В современном бизнесе, где конкуренция растет с каждым днем, разработка эффективной стратегии является важнейшим фактором успеха организации. Однако, для того чтобы разработать такую стратегию, необходимо иметь четкое понимание текущей деятельности организации, ее сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, стоящих перед ней на рынке.
В этой связи, аналитическое обеспечение разработки стратегии становится критически важным процессом для любой организации. Это позволяет получить полное представление о текущем положении дел внутри организации и на рынке, выявить сильные и слабые стороны, определить возможности и угрозы, а также предложить оптимальное решение для достижения целей и задач организации.
Таким образом, актуальность темы исследования заключается в том, что разработка стратегии развития организации неразрывно связана с решением долгосрочных проблем развития. Тщательно продуманная стратегия позволяет руководству организации успешно решать не только оперативные задачи по развитию бизнеса, но и те задачи, решение которых нацелено на достижение глобальных целей развития.
Целью работы является анализ подходов к формированию стратегии в процессе устойчивого развития.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
- раскрыть понятие и постановка цели стратегии устойчивого развития организации;
- отразить особенности и экономическое обоснование устойчивого стратегического развития организации;
- разработать управленческое решение по формированию стратегии устойчивого развития организации.
Объектом исследования является стратегия устойчивого развития.
Предметом исследования являются управленческие решения по формированию стратегии устойчивого развития.
Методологической базой исследования являются труды зарубежных и отечественных ученых: И. Ансоффа, О.С. Виханского, О. В. Кожевиной, Ф. Котлера, М. Мескона, Г. Минцберга, М. Портера, В. Л. Рачека, А. А. Томпсона, А. Дж. Стрикленда, Edwinа A. Locke, George T. Doran и др.
Структура работы определяется целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Понятие и постановка цели стратегии устойчивого развития организации
Разработка стратегии организации является одним из важнейших условий ее эффективного развития. Но часто руководители ограничиваются только формулировкой собственной стратегии в самом общем виде, независимо от того, какой тип стратегии в наибольшей степени адекватен ее целям развития организации. В результате стратегия утрачивает свое практическое назначение.
Общая классификация возможных стратегий организации по отдельным классификационным признакам представлена в таблице 1 .
Таблица 1
Классификация стратегий организации
Рассмотрим особенности классификации стратегий по уровням иерархической структуры компании (рисунок 1) .
Выстраивание стратегий менеджмента по уровням управления предполагает учет следующих моментов:
1. Организация может сохранить свою целостность и успешно развиваться только в том случае, если основная (корпоративная) стратегия является эффективной.
Рис. 1. Классификация стратегий по уровню управления
Разработка этой стратегии – самая сложная задача стратегического менеджмента, поскольку корпоративная стратегия – это не просто сумма стратегий отдельных подразделений (бизнес-единиц), а логическое объединение этих стратегий развития, на основе чего должен быть достигнут новый уровень развития организации в целом.
2. Деловые стратегии развития каждой бизнес-единицы также следует разрабатывать с учетом главной стратегии организации.
3. Ошибочно думать, что можно обойтись без разработки функциональных стратегий, ограничившись только основной стратегией и стратегиями бизнес-единиц, поскольку в этом случае возникает неопределенность относительно персональной ответственности, первоочередности решения поставленных задач и координации их выполнения.
4. В условиях становления и усиления процессов самоуправления и самоорганизации организации возрастает значимость операционных (тактических) стратегий, согласно которым фокус управленческих действий и принятия решений смещается на рабочие группы и сотрудников, непосредственно реализующих стратегию.
Качество стратегического планирования с учетом уровней управления определяется соотношением достоинств и недостатков описанных стратегий и их совокупности. В общем виде стратегии концентрированного роста направлены на расширение рыночной активности, увеличение активов организации и увеличение объема инвестиций. Следует иметь в виду, что стратегии такого рода предполагают высокий уровень риска в условиях отсутствия гарантий того, что быстрый рост производства обеспечит прирост доходов в условиях высоко конкурентного рынка.
В основе классификаций стратегий на основе конкурентного преимущества находится матрица конкурентных стратегий М. Портера. Описание части стратегий такого типа представлено на рисунке 2.
Стратегия предполагает координацию различных видов деятельности организации, благодаря всем усилиям постоянно усиливать ее потенциальное преимущество на рынке.
Представленный обзор не охватывает весь спектр стратегий организации. В свете того, что выбор различных стратегий достаточно огромен, встает вопрос о критериях выбора той или иной стратегии поведения организации. На наш взгляд, выбор стратегии напрямую зависит от ситуации на рынке, от взгляда руководства на ситуацию. Для каждой организации выбор стратегии и сама стратегия всегда индивидуальны, если не в общем плане действий, то в деталях.
Рис. 2. Классификация стратегий по конкурентным преимуществам
Цель – это конкретное желаемое состояние, которого организация может достичь в течение определенного промежутка времени. Как правило, цели организации определяются по нескольким ключевым направлениям ее деятельности (таблица 2) .
Таблица 2
Типовые цели организации
Область постановки цели Формальное содержание цели
1 2
Положение на рынке – выбор рыночной ниши;
– увеличение рыночной доли на рынке определенной продукции (работ, услуг)
Организационный процесс – построение оптимальной организационной структуры в соответствии с направлением основной деятельности
Производственный процесс – достижение максимально эффективного использования производственных мощностей;
– рост объемов производства;
– повышение качества продукции (работ, услуг)
Доходность – максимизация доходности;
– минимизация издержек
Инновационное развитие – выход на новые рынки;
– внедрение новшеств;
– внедрение новых методов организации производства
Продолжение таблицы 2
1 2
Кадровая политика – внедрение целесообразной системы мотивации;
– повышение трудовой компетенции персонала
Социальная ответственность – решение социальных проблем на уровне организации и региона
Теория постановки целей Локка была создана на основе пяти принципов (рисунок 3).
Рис. 3. Модель постановки целей Локка
Четкость постановки цели формирует желаемый результат и то, как он измеряется. Цель должна быть понятна всем сотрудникам и не вызывать разночтений. В конце нее должен быть указан результат, к которому надо стремиться.
Обратная связь также очень важна. Руководителю просто необходимо прислушиваться к своим подчиненным. Это единственный способ узнать, является ли процесс правильным, и исправить его при необходимости.
Не следует также недооценивать повышение сложности поставленной цели, что может способствовать поднятию командного энтузиазма.
Как видим, теория целеполагания Локка подчеркивает важную связь между целями и эффективностью. Его применение дает наиболее эффективные результаты, поскольку выполнение конкретно поставленных целей используется в качестве критерия оценки результатов и постоянного контроля.
Управление по целям П. Друкера представляет собой систематизированный подход, позволяющий сконцентрироваться на выполнимых целях и достижимых результатах (рисунок 4) .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ [Электронный ресурс]. – URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/914c87
3. Абчук, В.А. Менеджмент в 2 ч. Часть 2: учебник и практикум для вузов / В.А. Абчук, С.Ю. Трапицын, В.В. Тимченко. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021.– 249 с.
4. Айдаркина, Е.Е. Теория и практика управления: учебное пособие / Е.Е. Айдаркина; Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2020. – 164 с.
5. Балдин, К. В. Управленческие решения / К.В. Балдин, С.Н. Воробьев, В.Б. Уткин. - М.: Дашков и Ко, 2019. - 496 c.
6. Голубков, Е. П. Методы принятия управленческих решений в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. П. Голубков. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 183 с.
7. Грушенко, В.И. Менеджмент. Восприятие сущности менеджмента в условиях стратегических изменений: учебное пособие / В. И. Грушенко. – Москва: ИНФРА-М, 2019. – 288 с.
8. Егоршин, А. П. Эффективный менеджмент организации: учебное пособие / А.П. Егоршин. – Москва: ИНФРА-М, 2021. – 388 с.
9. Карпов, А. В. Процессы принятия решения в структурной организации деятельности / А. В. Карпов, А. А. Карпов // Российский психологический журнал. – 2016. – Т. 13, № 2. – С. 132-155.
10. Кисляков, Г. В. Менеджмент: основные термины и понятия : словарь / Г.В. Кисляков, Н.А. Кислякова. – 2-е изд. – Москва : ИНФРА-М, 2024. – 176 с.
11. Кожевина, О. В. Терминология теории управления: словарь базовых управленческих терминов : учебное пособие / О. В. Кожевина. – Москва : ИНФРА-М, 2023. – 156 с.
12. Кожевина, О. В. Управление изменениями: учебник / О. В. Кожевина. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: ИНФРА-М, 2019. – 304 с.
13. Комаров, А. А. Порядок и цели создания стратегических предприятий, их назначение / А. А. Комаров // Военно-правовые инструменты обеспечения национальной безопасности : Сборник статей научно-практической конференции, Москва, 15 апреля 2022 года. Том 2. – Москва: ЗАО «Университетская книга», 2022. – С. 165-169.
14. Коргова, М. А. Менеджмент. Управление организацией: учебное пособие для среднего профессионального образования / М. А. Коргова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 197 с.
15. Коротун, О. Н. Менеджмент: основные технологии : учебное пособие для бакалавров / О. Н. Коротун, И. С. Кошель, В. В. Мазур. - 2-е изд. - Москва : Дашков и К, 2020. - 108 с.
16. Менеджмент: век XXI: сб. статей / под ред. О. С. Виханского, А. И. Наумова. - Москва : ИНФРА-М, 2019. - 352 с.
17. Менеджмент: методы принятия управленческих решений: учебное пособие для среднего профессионального образования / П.В. Иванов [и др.]; под редакцией П. В. Иванова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 276 с.
18. Парахин, М. П. Проблемы управления ресурсами предприятия в условиях цифровизации / М. П. Парахин // Global Science and Innovations: Central Asia (см. в книгах). – 2021. – Т. 2, № 7(12). – С. 41-45.
19. Постников, В. М. Методы принятия решений в системах организационного управления : учебное пособие / В. М. Постников, В. М. Черненький. - Москва : МГТУ им. Баумана, 2024. - 134 с.
20. Шарапова, Т. В. Основы теории управления: учебное пособие для вузов / Т. В. Шарапова. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 210 с.