Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Глава государства Владимир Путин 13 июня 2023 года подписал Федеральный закон от 13 июня 2023 г. N 211-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" , который направлен на совершенствование системы исправительных учреждений. Новые нормы, касающиеся Уголовно-исполнительного кодекса РФ, внесли ряд изменений в его текст.
ГЛАВА 1.Теоретико-правовые основы деятельности дисциплинарной комиссии учреждения УИС
1.1.Правовое регулирование деятельности дисциплинарной комиссии учреждения УИС
В настоящее время основным направлением политики страны является борьба с преступностью. Это связано с тем, что, минимизируя проявление такого явления, как преступность, можем говорить о государстве как о правовом, способном защитить своих граждан и обеспечить общественный порядок в стране. Следует отметить, что в этой сфере борьбы государство не только ориентируется на нормы уголовного права, усиливая или ослабляя их, но и отводит большую роль нормам уголовно-исполнительного права .
Согласно государственной политике, на уголовно-исполнительную систему (далее - УИС) возложена одна из основных задач по исправлению осужденных. Эти задачи воплощены законодателем в нормативных актах, регулирующих общественные отношения в сфере применения исполнения наказаний и иных мер уголовно-правового характера, представляющих собой уголовно-исполнительное право в целом.
Несмотря на узкую сферу общественных отношений в области исполнения наказаний в виде лишения свободы, альтернативных видов наказания, применения иных мер уголовно-правового характера и таких мер пресечения, как заключение под стражу, нормы, регулирующие эти отношения, имеют особый вес в законодательстве. Соответственно, данные правоотношения регулируются также нормами подзаконных нормативных правовых актов, в том числе международного права, Конституции РФ, федерального законодательства, УИК РФ, а также подзаконными нормативными правовыми актами, включая Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений. Однако, несмотря на их количество, все они отнесены к одной ветви уголовно-исполнительного законодательства. Это объясняется тем, что они касаются только общественных отношений, непосредственно связанных с ограничениями, вытекающими из правового статуса подозреваемого, обвиняемого и лица, осужденного к уголовному наказанию. Значение этой отрасли очень велико, поскольку ее развитие и правоприменение непосредственно влияют на решение задач государства в области борьбы с преступностью.
В соответствии с Приказом Минюста России от 29.11.2023 N 354 утверждено Типовое положение о дисциплинарной комиссии исправительного учреждения. Документ определяет порядок формирования и организации деятельности дисциплинарной комиссии исправительного учреждения, которая является постоянно действующим органом по рассмотрению вопросов о признании осужденного к лишению свободы злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, перевода осужденных из одних условий отбывания наказания в другие по основаниям, предусмотренным статьями 120, 122, 124, 127, 130, 132 УИК РФ, а также перевода осужденных, находящихся в тюрьме, с общего вида режима на строгий, и со строгого на общий. Настоящий приказ вступал в силу 11 декабря 2023 года.
В соответствии с Типовым положением о дисциплинарной комиссии исправительного учреждения, утвержденным приказом Минюста России от 29.11.2023 №354, деятельность дисциплинарной комиссии учреждения уголовно-исполнительной системы регулируется нормами права, которые прописаны в данном документе.
Работа дисциплинарной комиссии учреждения УИС должна соответствовать принципам уголовно-исполнительного права. Принципы, установленные в области правового знания, являются как бы фундаментом, способствующим формированию системы в целом.
Кроме того, принципы по своей природе отражают социально-экономические, нравственные и правовые закономерности развития общества, основную направленность государства на обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина. Принципы по своей природе выступают как ориентиры для правотворческой и правоприменительной деятельности органов государственной власти.
Принципы уголовно-исполнительного права должны отражать отношение государства и общества к преступлению и наказанию, а также международные нормы, устанавливающие стандарты обращения с заключенными.
В то же время принципы уголовно-исполнительного права обеспечивают единообразие развития и функционирования уголовно-исполнительной системы, способствуют внутренней согласованности и взаимосвязи различных отраслей права, регулирующих борьбу с преступностью на различных этапах, облегчают правоприменительную деятельность при наличии пробелов в уголовно-исполнительном законодательстве.
1.2.Состав, задачи и функции дисциплинарной комиссии учреждения УИС
Состав дисциплинарной комиссии исправительного учреждения определен Типовым положением, утверждённым приказом Минюста России от 29.11.2023 №354.
В состав комиссии начальником исправительного учреждения включаются:
-заместители начальника исправительного учреждения;
-представители подразделений безопасности (режима и надзора);
-оперативного отдела (группы);
-отдела (группы) по воспитательной работе с осужденными;
-отдела (группы) специального учёта;
-группы социальной защиты осужденных;
-центра трудовой адаптации осужденных;
-психологической лаборатории;
-по согласованию - представитель медицинской организации уголовно-исполнительной системы .
В воспитательной колонии в состав комиссии дополнительно включаются:
-директор образовательной организации, находящейся в ведении ФСИН России;
-директор профессиональной образовательной организации ФСИН России (по согласованию).
Минимальное количество членов комиссии, включая председателя, составляет девять человек.
В работе комиссии могут принимать участие представители органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - представители общественных наблюдательных комиссий.
Рассмотрим основные задачи и функции дисциплинарной комиссии исправительного учреждения:
Во-первых, изучение личности осуждённого и анализ его поведения.
С целью изучения личности осуждённого, необходимо провести анализ его прошлого и настоящего. В этот список входят личные качества, поведение и мотивы совершения преступления. На основе этой информации можно сделать вывод о том, какие именно методы исполнения наказания являются наиболее эффективными. В их число входят реабилитационные программы и психологическая помощь .
Особым способом изучения личности осужденного являются личные беседы, наблюдения и сведения, которые получены из разных источников: от родственников, из материалов дела, из других источников.
В ходе беседы выясняются взаимоотношения с родителями и членами семьи, жизненные цели и ценности, имеющиеся увлечения, особенности взаимоотношений с друзьями, нарушения поведения в прошлом и настоящем (прогулы, пьянство, аморальные проступки и т. д.), наиболее тяжёлые события в прошлом, особенности взаимоотношений с другими осуждёнными и желание участвовать в общественной жизни, отношение к совершённому преступлению и факту осуждения, планы на будущее.
Отличительные особенности поведения в конкретных ситуациях являются важнейшим критерием для определения личности. Поведение осужденного необходимо изучать непосредственно, анализируя его действия на производстве и в быту, взаимоотношения между членами коллектива и их ближайшим окружением. Также следует изучить поведение осужденного при возникновении конфликтной ситуации, его поведение в ответ на замечания и поощрения.
Также изучение личности требует использования специальных психологических методов и навыков. Методика выбирается исходя из конкретных целей в процессе исправления того или иного лица. К примеру, для таких целей может быть использована Методика многостороннего изучения личности (ММИЛ) и 16-факторный вопросник Кеттела .
Во-вторых, анализ материалов по факту нарушения осуждённым установленного порядка отбывания наказания.
Комиссией проводится анализ материалов, которые касаются нарушений осужденными установленного порядка отбывания наказания. Сотрудник отдела (отделения, группы) воспитательной работы должен предоставить материалы в комиссию не позднее 10 суток со дня обнаружения нарушения. Если же проверка была проведена после этого времени, то материал должен быть предоставлен в комиссию не позже 30 дней с момента окончания проверки.
ГЛАВА 2.Организационные основы деятельности дисциплинарной комиссии учреждения УИС, проблемы и пути их решения
Организация работы дисциплинарной комиссии исправительного учреждения определяется Типовым положением, утверждённым приказом Минюста России от 29.11.2023 №354.
Рассмотрим организационные основы деятельности дисциплинарной комиссии учреждения УИС:
1.Председатель комиссии руководит её деятельностью, определяет порядок проведения заседаний, утверждает протоколы комиссии.
2.Заседания комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.
3.Заседание комиссии считается правомочным при участии в нём не менее двух третей от общего числа членов комиссии.
4.Заседание комиссии проводится в присутствии осужденного, поведение которого рассматривается на заседании. Осуждённый вправе излагать мнение по существу рассматриваемого вопроса.
5.Помещение для проведения заседаний комиссии оборудуется техническими средствами, имеющими функции аудио- и видеозаписи.
6.Материалы для рассмотрения вопроса о признании осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания предоставляются в комиссию сотрудником отдела воспитательной работы с осуждёнными не позднее десяти суток со дня обнаружения нарушения.
7.Изучив представленные материалы, комиссия вносит начальнику исправительного учреждения представление о признании осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
8.Осуждённый в течение трех рабочих дней со дня заседания комиссии имеет право ознакомиться под подпись с постановлением начальника исправительного учреждения о признании его злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания и выпиской из протокола заседания комиссии о целесообразности (нецелесообразности) его перевода из одних условий отбывания наказания в другие, изменении вида режима.
9.Материалы, представленные для рассмотрения комиссией, постановление начальника исправительного учреждения о признании осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, выписка из протокола заседания комиссии приобщаются в личное дело осужденного.
Определим актуальные проблемы деятельности дисциплинарной комиссии учреждения УИС:
Во-первых, неограниченные дисциплинарные полномочия руководителей УИС. Это создаёт условия для субъективизма в процессе осуществления дисциплинарного производства, назначения и исполнения взыскания.
Во-вторых, отсутствие единообразного подхода к организации дисциплинарной практики. Руководители УИС различного уровня трактуют и применяют дисциплинарно-деликтные нормы исходя из конкретных потребностей подразделения.
В-третьих, формальный характер деятельности комиссии. Это связано с тем, что входящие в её состав сотрудники находятся в непосредственном подчинении начальника исправительного учреждения, который является её председателем.
В-четвертых, несовершенство законодательства. Определяя перечень видов взысканий, законодатель не указывает конкретных нарушений установленного порядка отбывания наказания, за которые они могут применяться. На практике это приводит к ситуации, когда за одно и то же нарушение администрация исправительных учреждений применяет разные меры взыскания.
Предложим пути решения проблем деятельности дисциплинарной комиссии учреждения уголовно-исполнительной системы (УИС):
Во-первых, совершенствование законодательства. Предлагается внести дополнения в Дисциплинарный устав УИС, которые бы предусматривали примерный перечень типичных дисциплинарных проступков и соответствующих каждому деянию взысканий с учётом общественной вредности и кратности совершения проступка. Также нужно закрепить перечень обстоятельств, отягчающих и смягчающих дисциплинарную ответственность, для их обязательного учёта при назначении взыскания.
Во-вторых, единообразный подход к организации дисциплинарной практики. Для этого следует внести изменения в действующее служебное законодательство УИС, чётко установив вид дисциплинарного взыскания за конкретное правонарушение.
В-третьих, законодательное закрепление процедуры отобрания письменного объяснения. Можно предложить фиксировать его с помощью фото- или видеотехники и приобщать распечатанные снимки к материалам проверки.
В-четвертых, оборудование помещения для заседаний комиссии техническими средствами. Они должны иметь функции аудио- и видеозаписи, которые устанавливаются с расчётом на видеозапись одновременно всех присутствующих на заседании.
Рассмотрим пример. 23 августа 2024 года произошел захват заложников в ИК-19, один человек погиб, а несколько получили ранения. Захват произошел на заседании дисциплинарной комиссии. Как сообщала пресс-служба Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН), в одной из колоний Волгоградской области проводилась 23 августа 2024 года операция по освобождению заложников. Ранее было известно о том, что в ИК-19 были захвачены несколько заложников. В результате этого инцидента есть пострадавшие. Был проведен ряд мероприятий, направленных на освобождение заложников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Введенный в 2023 году институт дисциплинарной комиссии исправительных учреждений крайне важен для развития систему уголовно-исполнительного права. Дисциплинарная комиссия учреждения УИС направлена решать вопросы применения мер взыскания к осуждённым, а также перевода их из одних условий отбывания наказания в другие.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 23.03.2024) // Собрание законодательства РФ, 13.01.1997, N 2, ст.198
3. Федеральный закон от 13 июня 2023 г. N 211-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"//Собрание законодательства РФ", 19.06.2023, N 25, ст. 4400,
4. Приказ Минюста России от 29.11.2023 N 354 "Об утверждении Типового положения о дисциплинарной комиссии исправительного учреждения" (Зарегистрировано в Минюсте России 30.11.2023 N 76183) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 30.11.2023
5. Адоевская, О. А. Принципы уголовно-исполнительного права и проблемы гарантирования прав осужденных / О. А. Адоевская // Юридический вестник Самарского университета. – 2022. – Т. 8, № 4. – С. 46-51..
6. Алфимова, О. А. Некоторые вопросы оставления в следственных изоляторах осужденных к лишению свободы для работ по хозяйственному обслуживанию / О. А. Алфимова // Вестник Кузбасского института. – 2024. – № 1(58). – С. 9-17.
7. Блинов, И. А. Правовая природа социальной адаптации осуждённых / И. А. Блинов // Научно-методический электронный журнал "Концепт". – 2017. – № Т39. – С. 2666-2670.
8. Бузанова, А. Р. Понятие взаимодействия учреждений и органов УИС с органами предварительного расследования на стадии возбуждения уголовного дела / А. Р. Бузанова // Наукосфера. – 2024. – № 7-1. – С. 371-375.
9. Бузанова, А. Р. Понятие взаимодействия учреждений и органов УИС с органами предварительного расследования на стадии возбуждения уголовного дела / А. Р. Бузанова // Общество и цивилизация. – 2024. – Т. 6, № 3. – С. 45-47.
10. Головастова, Ю. А. Принципы уголовно-исполнительного права / Ю. А. Головастова // Евразийский юридический журнал. – 2019. – № 1(128). – С. 294-301.
11. Голодов, П. В. Принципы уголовно-исполнительного права: проблемы содержания и правовой регламентации / П. В. Голодов // Ius Publicum et Privatum. – 2021. – № 3(13). – С. 46-54.
12. Иванович, Е. А. Принципы уголовно-исполнительного права и их отражение в законодательстве / Е. А. Иванович // Интернаука. – 2021. – № 42-3(218). – С. 12-13.
13. Куликова, О. Н. Межотраслевые принципы уголовно-исполнительного права в уголовном судопроизводстве / О. Н. Куликова, Н. Н. Федоскин // Юридическая наука. – 2020. – № 1. – С. 52-54.
14. Павленко А.А. Система обеспечения охраны здоровья в местах лишения свободы: структура, динамика и перспективы // Административное право и процесс. 2022. N 12. С. 31 - 37.
15. Фетищева, Л. М. Особенности производства первоначальных следственных действий в местах лишения свободы / Л. М. Фетищева, Я. А. Шараева // Юристъ-Правоведъ. – 2022. – № 2(101). – С. 114-118.
16. Чернявский Д.О. Надзор за соблюдением прав лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, на защиту от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения // Законность. 2020. N 4. С. 15 - 19.