Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические аспекты исследуемой темы
1.1. Социально-психологические и возрастные особенности личности студента
Понятие «студент» произошло от латинского языка, в переводе на русский язык обозначает усердно работающий, овладевающий знаниями, занимающийся. Студент как человек определенного возраста и как личность характеризуется с нескольких сторон:
1. С психологической, представляющая единство психологических процессов, свойств и состояний личности (темперамент, направленность, способности, характер), от которых зависит протекание психических процессов, проявление психических образований, возникновение психических состояний.
2. С социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества, которые порождаются принадлежностью студента к национальности, конкретной социальной группе.
3. С биологической, в которую входят строение анализаторов, тип высшей нервной деятельности, инстинкты, безусловные рефлексы, телосложение, физическая сила, цвет глаз, кожи, черты лица, рост. Данная сторона, по сути, предопределена наследственностью и врожденными задатками .
Изучение данных сторон раскрывает возможности и качества студентов, их социально-психологические и возрастные особенности. К примеру, если подойти к студенту как к человеку конкретного возраста, то для него будут характерны меньшие величины латентного периода реакций на простые, словесные и комбинированные сигналы, оптимум разностной и абсолютной чувствительности анализаторов, большая пластичность в образовании сложнейших психомоторных и иных навыков.
В сравнении с иными возрастами в юношеском возрасте отмечают наивысшую скорость оперативной памяти и переключения внимания, решения вербально-логических задач. Итак, студенческий возраст характеризуется достижением «пиковых», наивысших результатов, которые базируются на всех предшествующих процессах социального, психологического, биологического развития.
Если рассматривать студента как личность, то возраст 18-20 лет является периодом более активного развития эстетических и нравственных чувств, стабилизации и становления и характера, что в особенности важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: профессионально-трудовых, гражданских.
С данным периодом связано начало «экономической активности», под которой демографы понимают включения человека в самостоятельную производственную деятельность, начало трудовой биографии и создание своей семьи.
Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентации, с одной стороны, интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией – с иной, выделяют данной возраст в роли центрального периода становления интеллекта и характера. Это период спортивных рекордов, начало научных, технических и художественных достижений.
Возраст студента характерен и тем, что в данный период достигается большинство оптимумов развития физических и интеллектуальных сил. Однако зачастую вместе с этим проявляются «ножницы» между данными возможностями и их действительной реализацией.
Постоянно возрастающие творческие возможности, развитие физических и интеллектуальных сил, сопровождающиеся и расцветом внешней привлекательности, скрывают в себе и иллюзии, что данное возрастание сил будет продолжаться «вечно», что вся лучшая жизнь еще впереди, что всего задуманного можно с легкостью достичь.
Однако, исследователи в области возрастной психологии и физиологии подчеркивают, что способность человека к сознательной регуляции собственного поведения в 17-19 лет развита не в полной мере. Часто встречаются немотивированный риск, неумение предвидеть последствия собственных поступков, в основе которых могут лежать не всегда достойные мотивы. Лисовский В.Т. подчеркивает, что 19-20 лет является возрастом бескорыстных жертв и полной самоотдачи, однако бывают и частые случаи отрицательных проявлений.
Функционирование и формирование психических процессов в возрасте 17-22 года в большинстве своем зависит от того, каким образом преодолено противоречие между уровнем учебной деятельности, сложившийся и закрепившийся у молодых людей за время обучения в средней школе, и требованиями, предъявляемые учебной деятельностью в высшем учебном заведении.
Если данное противоречие разрешается с учетом закономерностей развития психической деятельности, тогда студент справляется с требованиями, которые ему предъявляют .
Время учебы в высшем учебном заведении совпадает со вторым периодом юности либо первым периодом зрелости, отличающийся сложностью становления личностных черт – процесс, который проанализирован в трудах таких исследователей, как Ананьев Б. Г., Дмитриев А. В., Кон И. С., Лисовский В. Т., Есарева 3. Ф.
Характерная черта нравственного развития в данном возрасте заключается в усилении сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются качества, которых не хватало в полной мере в старших классах – решительность, целеустремленность, самостоятельность, настойчивость, умение владеть собой, инициатива.
Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, верности, любви, долгу).
Юность является порой самооценок и самоанализа. Самооценка осуществляется при помощи сравнения идеального «я» с реальным. Однако идеальное «я» еще не выверено и может быть случайным, а реальное «я» еще всесторонне не оценено самой личностью. Данное объективное противоречие в развитии личности молодых людей может вызвать у них внутреннюю неуверенность в себе и сопровождается иной раз развязностью, внешней агрессивностью либо чувством не понятности.
Исаева Е.Р. утверждает, что «в настоящий период времени сформировалось новое поколение людей, безмятежное и еще незрелое, часто мы смотрим на них как на инопланетян – беспомощных, непонятных. Нам нужно внимательно всмотреться в этих будущих взрослых, от которых будет зависеть и наше будущее, и постараться понять, что они захотят взять от нас в Свое Будущее, а что выбросят как хлам за ненадобностью и неактуальностью. Многое из того, что было ценным для нашего поколения, перестало быть актуальным для них, утратило всякий смысл» .
Молодежь как социальная группа является самой активной и динамичной частью общества Она свободна от предрассудков прошлого, обладает высокой обучаемостью и мобильностью, что делает ее будущим страны. Поэтому важно понимать систему ценностей, особенности социального положения, возрастные характеристики и социально-психологические аспекты молодежи.
Молодежь является одним из скрытых ресурсов, присутствующих в любом обществе, и от нее зависит жизнеспособность этого общества. Выживание и темпы прогресса каждой страны определяются тем, насколько значим, развит и мобилизован этот ресурс, а также насколько эффективно он используется.
Молодежь – социально-демографическая группа с характерными для