Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Первая половина XVIII века – то время, которое стало началом российской истории культуры. Причиной этому стали преобразования Петра I, который старался всяческими усилиями жизнь в Российской Империи сравнять с Европейскими странами.
ГЛАВА 1. ОБ ИСТОРИКО-БЫТОВОМ ТАНЦЕ
Историко-бытовой танец – это общественное явление.
Мир развивается, время постоянно бежит вперед, что сказывается на жизненных устоях общества. Каждый этап в развитии социума определяется отдельным видом танца, соответствующим культурным изменениям этого периода.
Сам историко-бытовой танец начинает свое развитие с обычного народного танца и, попадая в новое время с новыми общественными запросами, постоянно видоизменяется под стать им.
1.1. Истоки возникновения и развития историко-бытового танца в России
Как уже было отмечено в предисловии – придворные танцы представляют собой видоизменяющийся со временем народный танец.
Народный танец строился на основе хоровода. Самым показательным примером танца простого русского народа являются кадриль. Впервые о историко-бытовых танцах упоминается еще в истории XVI века. На его основе строятся следующие виды танцевальных композиций:
- фарандола — народный танец из Прованса, выполняемый в быстром темпе с четкой ритмикой-акцентами;
- ригодон — французский парный сценический танец XVII — XVIII веков;
- вольта — танец Эпохи Возрождения парный между мужчиной и женщиной;
- менуэт — старинный народный танец, основан на мелких шажках;
- полонез — танец-шествие в умеренном темпе, родом из Польши;
- полька – быстрый танец Центральной Европы;
- вальс — танец парный в умеренно-быстром темпе, представляет собой кружение с поступательными движениями.
Стоит сказать, что развитие танцевальных стилей в некоторой степени зависело от покроя одежды танцовщиц. Многие танцы были ограничены покачиваниями и однотипными спокойными движениями (изначально) по той причине, что в моде того времени были длинные плащи, тяжелая обувь и оружие у мужчин, а также пышные, тяжеловесные платья у женщин. Стоило покрой одежды изменить, как танцы стали более ритмичными.
Танцевальное развитие достигло апогея в XVIII веке. В это время танец менуэт использовался практически на всех светских раутах. Однако, не все господа могли его исполнять. Как следствие, впервые появляется необходимость обучения танцевальной дисциплине.
Если рассматривать Россию, то танцы особенно вальс долгое время находились под строжайшим запретом. Все по тому, что в основном дворянская жизнь того времени складывалась из двух сфер – дом и хозяйственные хлопоты, и служба. В этом время танцы людей интересовали недостаточно, были другие заботы
Балы проводились в Российской Империи повсеместно еще с XVII века, но на долгое время ушли в забытье. Лишь в эпоху правления Петра I о балах снова заговорили.
Как известно Царь Петр был реформатором и тянулся к европейской культуре. Именно поэтому он не мог лишить свою страну танцевальных вечеров так популярных за рубежом. Он считал, что с помощью танцев и балов можно сплотить все сословия общества.
Иногда новые идеи, навеянные ему западом, приходилось вводить с помощью реформ, так как быт и нравы русского человека не так просто исправить.
1717 год – год первого бала в России. Петр I возобновил бальные вечера после пребывания в Европе. А в 1718 году им был принят указ об ассамблеях , которые стали началом бальных вечеров в Российской Империи.
1.2. Историко-бытовой танец как вид искусства
Танцевальная культура активно начала развиваться в Эпоху Средневековья. Большую роль в развитии историко-бытового танца сработал бранль. Это танец в виде хоровода, к которому прибавлялись потоптывания ногами и прихлопывания руками. В противовес ему появился и второй вид танца бассданс. Этот вид хореографии не содержал резких движений, все основывалось на скольжении. Можно сказать, что именно с элементов этих двух танцев начало развитие всей хореографической культуры.
В Эпоху Возрождения танцевальное искусство процветало как никогда. В это же время наблюдается деление хореографии на крестьянскую и дворянскую. Кроме того, это время расцвета бальной культуры.
К концу XVIII века парные танцы уступают место массовым. Начинает зарождаться контрданс и фарандола. Это быстрые эксцентричные танцы.
В XIX веке в моду входят экосез, котильон, мазурка, вальс.
В России, начиная со времен правления Петра I, процветают следующие виды хореографического искусства:
- менуэт: танец родом из Франции, один из самых древних видов. Отличительная характеристика танца - это помпезность и насыщенность, а сам танец в своем выражении является неким признанием в любви.
Менуэт считался во все времена не самым простым танцем и поэтому на обучение ему уходило достаточно много времени. Заключалась техника менуэта в чередовании мелких шагов с плавными приседаниями и чинными реверансами. Кроме того, тело во время действия должно было быть грациозным с идеальной осанкой, руки немного приподняты и согнуты в локтях (Рисунок 1).
Когда первый танец заканчивался ему на смену приходил второй с новой парой, при этом все танцоры располагались в соответствии с рангами.
Рисунок танца менуэт похож на букву S с мягкими закруглениями, время от времени на изображение цифр 2 и 8, а также на очертание буквы Z.
Как отмечают исследователи культуры - танец полностью соответствовал своей эпохи и стилю аристократов, однако, современники считали его скучным, через чур жеманным , лишенным свободы в движениях.
Стоит отметить, что менуэт был популярен до конца XVIII века, его танцевала практически вся аристократия. Этот танец считался проявлением галантного поведения, грации и шарма. Тем не менее, в России на ассамблеях редко можно было встретить людей, танцующих менуэт. Все по тому, что пышные парики, изысканная одежда в виде узких камзолов и пышных до неприличия платьев сковывали все движения;
- экосез: танец родом из Шотландии, исполнялся в быстром темпе, размер 2/4, мажорный лад. Изначально экосез был строгим танцем с умеренными движениями под звуки волынки.
ГЛАВА 2. ИСТОРИКО-БЫТОВОЙ ТАНЕЦ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА
2.1. Роль историко-бытового танца при становлении хореографии на территории России
На сегодняшний день общеизвестно, что Россия является преемницей европейского танцевального наследия. Одним из вариантов проявления этого является то, что бальные танцы прошлого стали основой российских хореографических постановок XVII - XVIII веков.
Стоит сказать, что многие, знакомые людям, танцевальные движения, другими словами - элементы менуэта, контрданса, перебазировались в сценический танец.
Широкий репертуар оперно–балетный заставляет танцмейстеров изучать историко-бытовой танец, как необходимый для достоверной передачи хореографии прошлого времени, стилевых особенностей различных эпох.
Кроме этого, в хореографических заведениях и по сей день используют бальные танцы, как основу сценической практики . Однако, техника подобного образца не совсем идентична историко-бытовому танцу. Отсюда следует, что в училищах изучает не историко-бытовую хореографию, а сценическую историко-бытовую, в котором до конца не передаются все детали классической техники.
Бытовой танец, воспроизведенный на сцене, нередко приобретает новую жизнь, ведь за стенами театра о нем давно забыли. Правда техника такой хореографии теряет прежний вид: раньше историко-бытовой танец был сложным, наполненным непростыми фигурами, которые иногда невозможно было выполнить без специальной подготовки. Поэтому хореографы в своем варианте танцевальной партии зачастую дробят один полноценный вариант на несколько, выбирая понравившиеся элементы и так далее.
2.2. Влияние русских хореографов на создание новых историко-бытовых вариаций танца
Начиная с XVIII века и Эпохи правления Петра I культура в Российской Империи заметно преобразуется. Танцевальная культура, которая началась с простых народных плясок, доходит до хореографии европейского уровня.
Именно этот век ознаменован появлением крепостного балета, который постепенно (к концу XVIII века) достиг наивысшего художественного искусства. Стоит сказать, что в это время театр еще не существовал, поэтому крестьяне, объединяясь в труппы, собственнолично обогащали умы людей.
Таким образом, был создан крепостной театр. Характер выступления в нем был самобытным, а сами произведения становились частью опер на народные сюжеты. Первыми танцмейстерами и сценаристами, представляющими в нем свой талант, стали братья Шереметьевы. Их актеры занимались хореографией с раннего возраста. Отбор же в труппу графов проходил следующим образом: будущих танцоров просто отнимали от родителей (крепостных крестьян) и воспитывали в чем-то наподобие пансионата в строгом режиме. Самые заметные лица среди представителей труппы – Мавра Урузова-Бирюзова, Анна Хрусталева, Василий Воробьев и другие.
Необходимо сказать, что с момента своего зарождения российская танцевальная культура заявила о себе, как об направлении профессиональном.
Если говорить о танцевальных школах, то они появились в Санкт-Петербурге в XVIII веке на базе обычных учебных заведений. Самым выдающимся из таковых считается шляхетский корпус. Здесь преподавали разные дисциплины среди которых наблюдался и танец. Руководство над танцевальным классом взял на себя Ж. Ландэ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении хочется отметить, что историко-бытовой танец – это другими словами народный танец. Все по тому, что его корни уходят в глубокое прошлое, в народное творчество.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Ю. А. Бахрушин История русского балет, Москва, Советская Россия, 1965, 227с.
2 Л.Д. Блок Классический танец, Москва, Искусство, 1987, 556 с.
20 Балы и праздники в России. Книга-энциклопедия, Москва, Аргументы и факты, 2000, 61 с.
3 М.В. Васильева-Рождественская Историко-бытовой танец, Москва, ГИТИС, 1963, 382 с.
4 И.А. Воронина Историко-бытовой танец, Москва, МГАХ, 2004, 184 с.
5 Н. И. Заикин, Н. А. Заикина Областные особенности русского народного танца, Часть 2, Орел, ОГИИК, 2003, 688 с.
6 В.М. Захаров Сочинение танца: Страницы педагогического опыта, Москва, Искусство, 1983, 224 с.
7 В.М. Захаров Поэтика русского танца, Том 1, Москва, Святогор, 2004, 12 с.
8 Н.П. Ивановский Н.П. Бальный танец XVI – XIX вв, Москва, Искусство, 1948, 257 с.
9 В.Н. Карпенко, И.А. Карпенко, Ж. Багана Хореографическое искусство и балетмейстер, Москва, ИНФРА-М, 2019, 192 с.
10 В. Н. Карпенко, И. А. Карпенко, Ж. Багана Народно-сценический танец: монография, Москва, ИНФРА-М, 2016, 306 с.
11 А.В. Колесникова Бал в России: XVIII - начало XX века, Москва, Искусство, 2005, 304 с.
12 И.В. Македонская Учебно-методическое пособие по актерскому мастерству, Москва, ОКС, 1998, 100 с.
13 А.В. Мелехов Искусство балетмейстера. Композиция и постановка танца, Екатеринбург, Уральский государственный педагогический университет, 2015, 128 с.
14 Г. Регацциони, М. Анджело Росси, А. Маджони. Учимся танцевать бальные танцы. Перевод с французского, Москва, БММ АО, 2001, 189 с.
15 А. Н. Соколова Плясовые припевки Кубани. Полевые записи, Москва, Культура, 2003, 68 с.
16 Н.И. Тарасов Классический танец. Школа мужского исполнительства, Москва, Искусство, 1981, 479 с.
17 С.Л. Фирсов История России: XVIII — начало ХХ веков, Москва, Академия, 2012, 288 с.