Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В истории научной музыкальной мысли дирижирование, как вид деятельности и музыкального исполнительства, является своеобразной «крепостью» в области творчества. Существующие правила и характеристики, очевидно, не подлежат научному толкованию. На самом деле, количество противоречий и взаимоисключающих явлений, которые мирно сосуществуют в реальной деятельности командования, не может соответствовать ограничениям определенных догм, правил или законов.
В то же время нельзя игнорировать тот факт, что на современном этапе профессионального развития руководители-практики все чаще нуждаются в проведении научных демонстраций своей деятельности для конструктивного решения возникающих проблем.
Современный уровень понимания творческого менеджмента оркестра не позволяет говорить о возможном выделении в отдельную отрасль науки. В настоящее время интерес людей к разработке вопросов, связанных с историей дирижерского искусства, значительно возрос. На протяжении нескольких лет были изучены отдельные вопросы дирижерского творчества, а также научно проанализирована реальная деятельность многих известных дирижеров. Эти тенденции, проявляющиеся в отечественной и зарубежной музыкальной науке, нашли отражение в работах Л.М. Гинзбурга, Г.Л. Ержемского, В.В. Чистякова. В этих работах, основанных на научной информации в области истории, психологии, педагогики и т.д., изучаются наиболее важные вопросы в процессе реализации.
Научная новизна исследования обусловлена необходимостью объяснения феномена интерпретации музыкальных произведений на современном этапе развития музыкального искусства, который связан с эволюцией дирижерской задачи.
Предмет исследования: дирижерская интерпретация хорового творчества Ю.А. Фалика.
Объект исследования: концерт для смешанного хора a capella «Поэзы Игоря Северянина».
Цель исследования: проанализировать особенности дирижерской интерпретации хорового творчества Ю.А. Фалика на примере концерта для смешанного хора a capella «Поэзы Игоря Северянина».
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность и структуру дирижерской интерпретации.
2. Раскрыть основные аспекты дирижерской интерпретации хорового творчества.
3. Провести анализ дирижерской интерпретации хорового творчества Ю.А. Фалика.
4. Дать оценку дирижерской интерпретации хорового творчества Ю.А. Фалика на примере концерта для смешанного хора a capella «Поэзы Игоря Северянина.
Методы исследования: сравнительный метод, метод дедукции, метод сопоставления, исторический метод.
Информационная база исследования. В работе использованы учебники по теме, учебные пособия, научные статьи, правовые акты, электронные ресурсы.
Структура работы состоит из введения, двух глав (теоретической, аналитической), заключения и списка источников.
Ключевые слова: дирижирование, дирижёрский жест, интерпретация, хоровое творчество, смешанный хор.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИРИЖЕРСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ХОРОВОГО ТВОРЧЕСТВА
1.1 Сущность и структуру дирижерской интерпретации
В конце девятнадцатого века дирижирование как вид деятельности и новый вид музыкального исполнения стало довольно распространенным и очень популярным. В начале ХХ века в музыкальном мире наблюдалось определенное «процветание», которое проявилось в более значительном росте интереса к деятельности руководителя оркестра и изучению этой профессиональной характеристики.
На этой восходящей волне музыкальное искусство обрело имена великих дирижеров своего времени, таких как А. Тосканини, Г. Малер, Б. Уолтер, Л. Стоковский, В. Фуртвенглер, О. Клемперер, С.А. Кусевицкий, С.В. Рахманинов [6].
Одной из основных тенденций в развитии дирижерской деятельности в начале ХХ века стало назначение руководителей особых форм коллективного управления. Практика совмещения должностей дирижера оркестра и художественного руководителя коллектива приобрела широкую известность.
Нет никаких сомнений в том, что этот путь развития дирижерской деятельности оказал благотворное влияние на популяризацию профессии, открыл широкие возможности для творчества и активизировал деятельность исследователей-теоретиков в этой области.
Изучение критериев интерпретации дирижерской деятельности позволяет сделать следующие выводы.
1. Искусство объяснения - относительно небольшое явление в истории. Только в эпоху романтизма, примерно со второй половины XIX века, субъективные взгляды дирижеров на исполнение конкретных произведений получили широкое распространение. Дальнейшее развитие объяснительного мышления постепенно привело к формированию и организации школы интерпретаторов.
2. При воплощении художественного образа произведения очень важна важность правильного выбора ритма. Создание концепции ритма в первую очередь определяет логику размещения музыкальных материалов и направляет восприятие музыкальных материалов аудиторией.
3. При построении художественно-образной структуры произведения степень контроля динамики громкости относится к наиболее субъективной составляющей процесса интерпретации, поскольку только дирижер может определить уровень громкости оркестра и хора. Нет никаких сомнений в том, что создание гибких динамических конфигурационных структур является очень важным элементом в создании художественного образа.
4. Ритм и мелодия, взятые вместе, не могут быть напрямую классифицированы как «интерпретируемые» понятия. Только в том случае, если режиссер использует агогические отклонения, которые напрямую не указывают автора, ритм может претерпеть некоторые пояснительные изменения. В данном случае речь идет об отношении к ритму (фактически, к музыкальному тексту композитора в целом) как к авторской ценности [11].
5. Управление оркестровым тембром - очень гибкое и эффективное средство воспроизведения художественного образа во время исполнения. Тембровая модуляция в звучании оркестрового оборудования неизбежно приведет к изменению характеристик образа аудитории.
6. Такого рода музыкальная выразительность, как штрихи, цезуры, кажется, несколько менее важна в создании художественных образов, чем компонент «смыслообразования», но иногда концептуальное значение может иметь только точка над нотой.
7. Специфические характеристики стиля композиции, представленные в виде критических описаний, комментариев и т.д., а также в виде реальных примеров исполнения, являются не чем иным, как неотъемлемой частью этапа подготовки теоретической модели для определения музыкального образа. Основная проблема, связанная с этой подготовительной работой, заключается в том, что концепция стиля должна соответствовать реальному звучанию исполняемой работы.
8. Умение дирижеров ориентироваться в палитре различных жанров и умение находить специфические приемы, подчеркивающие специфические жанры, являются одними из важнейших качеств квалифицированных педагогов-дирижеров [2].
В масштабах мировой музыкальной культуры дирижерский талант Ю.А. Фалика можно охарактеризовать как феномен русской музыки начала ХХ века. Неслучайно имя выдающегося композитора и пианиста включено в список выдающихся дирижеров ХХ века. Влияние этой личности на формирование общих принципов деятельности национального директора трудно переоценить. Эти составляющие дирижерского таланта заставили современников считать его выдающимся явлением в российском дирижерском искусстве.
Анализируя записи, сделанные Ю.А. Фаликом в качестве дирижера симфонического оркестра, можно сделать следующие выводы:
1. Исполнительский стиль известен своими сильными эмоциями и глубоким художественным выражением образов. В то же время в звучании постоянно ощущается прочная ритмическая стабильность.
2. Очень совершенное владение командой. Все сложные сюжеты, связанные с ансамблем, выполнены точно, а агогическое расширение представляет большую сложность в организации ансамблевой игры, что звучит очень хорошо.
3. В отличие от произведений своих композиторов, Ю.А. Фалик не пытался загнать будущих исполнителей в жесткие рамки, обозначенные и рекомендованные автором. В исполнении дирижера он является образцом для подражания для строгих музыкантов. Он по-настоящему педантичный человек.
Дирижерская интерпретация - это строгая структурная система музыкальных и художественных образов, сформированная дирижером, созданная им в его первоначальной личной работе и трансформированная в момент фактического воплощения.
Основной структурообразующей единицей в концепции дирижерской интерпретации является всестороннее изучение музыкального текста произведения и истории его создания [13].
Образно-художественный план исполнения включает разработку концепции ритмического решения, корректировку динамических контуров, определение кульминации, особенности формулировок и модификацию линий. Анализ интерпретации ранее созданных произведений и изучение эволюции ракурсов исполнения также играют важную роль.
При реализации режиссером художественного замысла произведения могут возникнуть некоторые проблемы, связанные с объективными и субъективными факторами процесса интерпретации. Под объективными факторами следует понимать общий уровень исполнительского мастерства коллектива, количество и качество репетиций, а также особенности концертной аудитории. Субъективные факторы относятся к тому, насколько дирижер изначально прорабатывает музыкальный материал произведения, создает гармоничную систему музыкальных образов, а также к тому, насколько дирижер обладает личными качествами, такими как воля дирижера, и поощряет музыкантов к совместной работе.
Таким образом, проблема управления оркестровым тембром заслуживает углубленного изучения. Его освещение необходимо не только с точки зрения объяснения стиля, но и с точки зрения соответствия эстетической и технической реальности конкретной эпохи.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Безбородова Л.А. Дирижирование: учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 2021. – 176 с.
2. Живов В.Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика: учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 2023. – 272 с.
3. Казачков С.А. От урока к концерту. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2020. – 343 с.
4. Краснощеков В. Вопросы хороведения. – М.: Музыка, 2020. – 300 с.
5. Мазель Л.А. Вопросы анализа музыки. – М.: Сов. композитор, 2021. – 376 с.
6. Мюнш Ш. Я - дирижер. - 3-е изд. - М.: Музыка, 2022. - 62 с.
7. Овсянкина Г.П. Музыкальная психология. - СПб: Союз художников, 2022. - 240 с.
8. Пазовский А.М. Записки дирижера. – М.: Советский композитор, 2020. - 558 с.
9. Ручьевская Е. Юрий Фалик. - Л.: Наука, 1981. – 458 с.
10. Фалик Ю.А. Метаморфозы. Литературная версия В. Фиалковского. — СПб.: Композитор, 2020. — 368 с.
11. Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. - 2-е изд. - М.: Музыка, 2020. - 608 с.
12. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства: учебное пособие. - СПб.: Лань, 2020. - 320 с.
13. Холопова В.Н. Интерпретация знаков Ч. Пирса в теории музыкального содержания. – М.: Наука, 2022. - 45 с.
14. Холопова В.Н. Специальное и неспециальное музыкальное содержание. - М.: ПРЕСТ, 2022. - 32 с.
15. Шаляпин Ф.И. Маска и душа. Мои сорок лет на театрах. - Париж: Современные записки, 2022. – 357 с.