Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Отношение человека к самому себе является важным элементом сложной структуры самосознания, оказывающим существенное влияние на его самооценку, самопринятие и самореализацию во всех сферах жизни. Одним из проявлений взаимоотношений человека можно считать отношение к собственному телу, то есть удовлетворенность или неудовлетворенность своим телом, отношение к его отдельным частям, характеристикам, а также отношение к внешности и телосложению.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБРАЗА ТЕЛА В СТРУКТУРЕ САМООТНОШЕНИЯ
1.1 Понятие «самоотношение». Структура самоотношения
Предвестником теории отношений являлись концепции А. Ф. Лазурского – В. Н. Мясищева. По мнению В. Н. Мясищева отношение включает в себя три компонента: когнитивный, эмоциональный и мотивационно-поведенческий (волевой) компонент. Эти три компонента отношения представляют собой, с точки зрения В.Н. Мясищева, процессуальное триединство, которое выражается в отношении к каждому объекту и проявляется в различных отношениях в той или иной эмоциональной (положительной или отрицательной) оценке [6].
Основоположником теории отношений был А.Ф. Лазурский. Фундаментом личности, по мнению А.Ф. Лазурского, выступают два вида отношений:
- отношения между личностью и окружающей средой и
- отношения между эндо- и экзопсихическими ее проявлениями.
Эти отношения проходят разные уровни развития, причем на разных уровнях разными являются и их соотношения. Главное направление развития - повышение значения экзопсихических особенностей.
В рамках теории «отношений» А. Ф. Лазурского – В. Н. Мясищева категория «самоотношение». Самоотношение рассматривается как единство содержательных и динамических аспектов личности, степень осознания и качество эмоционально-ценностного принятия себя как инициативного и ответственного начала социальной активности. Самоотношение личности понимается как сложное когнитивно-аффективное образование, зрелость которого определяется качеством взаимосвязи и степенью согласованности его составляющих.
Необходимо отметить, что в отношении именно регуляционного аспекта самоотношения психологи проявляют самый большой исследовательский интерес. Еще У. Джемс писал, что самочувствие проявляется через «инстинктивные побуждения», которые направлены на заботу человека о себе, на его стремление к социальному и духовному самосохранению» [5].
Теоретические основы понимания самоотношения как компонента самосознания были заложены И.И. Чесноковой, которая ввела в научный обиход понятие «эмоционально-ценностное самоотношение». Она определила эмоционально-ценностное самоотношение как специфический вид эмоционального переживания», в котором отражается собственное отношение личности к тому, что она узнает, понимает, «открывает» относительно самой себя. [2].
Разные взгляды на тему самоотношения привели к отличиям в инструментах и принципах его рассмотрения и исследования. По мнению В.В. Столина, самоотношение определяется как непосредственно-феноменологическое выражение личностного смысла «Я» для самого субъекта, что располагается на поверхности сознания, и выступает результатом и интегратором механизмов личностного самосознания [3].
На основе разработанных В. В. Столиным представлений о личностном смысле «Я» в контексте основной единицы анализа самосознания, было показано, что знание о себе и самоотношение является следствием общих причин, проявляющихся в деятельности субъекта. Знание о себе и самоотношение складываются из общих причин, находящихся вне субъекта, проявляющиеся в его деятельности, но также субъект может воспринимать отдельные самооценки как инструмент для познания истинного отношения к себе.
Самоотношение для каждого субъекта индивидуально и специфично, выражение этого находится как и в эмоциональном тоне, так и в семантическом содержании определенного отношения к себе. Согласно результатам В.В. Столина, в основе макроструктуры самоотношения как эмоционально оценочной системы лежат три эмоциональных измерения: самоуважение, аутосимпатия и близость к себе (самоинтерес), которые за счет аддитивности этой структуры интегрируются в общее чувство положительного или отрицательного отношения личности к себе.
Н.И. Сарджвеладзе определяет самоотношение как «отношение субъекта потребности к ситуации ее удовлетворения, которое направленно на самого себя». Также, Н.И. Сарджвеладзе говорит о том, что самоотношение составляет содержание системы «личность — социальный мир» и является одной из структурных единиц диспозиционального ядра личности».
По мнению Н.И. Сарджвеладзе самоотношение состоит из трех компонентов:
1. Когнитивный компонент. Самоотношение включает в себя такие психические процессы, как: ощущение, восприятие, представление, память, мышление и воображение. Восприятие себя и своей внешности имеет большое значение на разных этапах жизни человека, в последствие, определяя содержание жизнедеятельности личности. Посредством операций обобщения, анализа, синтеза, суждения, умозаключения личность вырабатывает устойчивые концепты о самой себе, которые образуют определенную консистентную структуру.
2 Эмоциональный компонент. Имея представление о себе, человек может испытывать различные эмоции, имеющие позитивную или негативную окраску. В. В. Столин выделяет три эмоциональные оси самоотношения:
- симпатия – антипатия;
- уважение – неуважение;
- близость – отдаленность.
3. Конативный компонент. Данный компонент играет роль в построении определенных действий, направленных в самого человека, или готовность к таким действиям. Самоконтроль, самоуверенность, самообвинение и т. д. [1].
1.2 Образ тела как часть самоотношения, как структура образа «Я»
Телесность человека — это первый в онтогенезе предмет овладения и трансформации в универсальное орудие и знак. Эта трансформация не безразлична и для самой функции, и для ее понимания.
Многие исследователи (Е.Т, Соколова, В.С. Мухина) подчеркивали, что представление о собственном теле, его размере, форме - это тот самый размер и форма тела, которые формируют представление человека о себе самом. Качество жизни человека оценивает он сам и окружающие его люди. Взгляд на устройство своего тела является своеобразным поведенческим регулятором, который проявляется в том, как человек показывает себя миру [8].
Отношение человека к самому себе является основной конструкцией личности и оказывает регулирующее влияние практически на все аспекты поведения. При установлении межличностных отношений, при постановке и достижении целей, при формировании и разрешении кризисных ситуаций, для того чтобы выявить природу отношения человека к самому себе, исследователи используют такие понятия, как «общая самооценка» (У. Джеймс, С. Купермит, С. Розенберг, Д. Дембо), «самоуважение» (И.С. Кон).
В то же время, в каждый момент времени один из паттернов эмоциональных взаимоотношений занимает важное место в иерархии других аспектов самоотношения и определяет содержание и остроту обобщенного самоотношения [6]. В его структуре можно выделить следующие компоненты
1. Самооценка (оценочный компонент) - открытость, уверенность в себе, самонаправление и отраженное самоотношение.
2. Самоэмпатия (эмоциональный компонент) - самоуважение, самопринятие, привязанность к себе.
3. Презрение к себе - интеграция самоуважения и самооценки.
Позитивные и стабильные отношения помогают обеспечить уверенность человека в своих силах, независимости, инициативности и условиях, а также оптимизм в отношении ожидаемого успеха своих действий в неопределенных ситуациях. С.Г. Якобсон и Г.И. Морева показали, что люди с высоким уровнем самоотношения в меньшей степени погружены в у них свои внутренние проблемы и они реже страдают от психосоматических заболеваний [7].
Отношение к себе существует и развивается в форме внутреннего диалога (М.М. Бахтин, В.В. Столин). То, как «Я» представляет себя в сознании, может быть объектом или субъектом. Оба типа самоотношения достигаются с помощью когнитивной деятельности, эмоциональных реакций и систем действий, или готовности действовать самостоятельно.
По мнению Н.И. Саргвеладзе, когнитивный аспект объектных отношений характеризуется тем, что человек занимает позицию внешнего наблюдателя по отношению к самому себе, как бы сохраняя дистанцию от самого себя. В данном случае «Я» - это всего лишь средство для достижения важных личных целей.
Наряду с субъективным отношением к себе, связанные с ним когнитивные процессы осуществляются с позиции внутреннего наблюдателя. В объектном самоотношении положительные эмоции связаны с повышением уровня собственной эффективности в контексте достижения определенных целей, в то время как неудовлетворенность связана с их снижением.
В субъективных отношениях эмоции по отношению к самому себе характеризуются состоянием удовлетворенности и фрустрации потребностями, связанными с самовыражением и самореализацией, поиском своей цели и смысла жизни. Поведенческие аспекты самоотношения объекта характеризуются повышением самоконтроля, манипулированием собой и установкой на самокоррекцию.
1.3 Нарушение образа тела как психопатологическое явление
Дисморфофобия - психическое расстройство, проявляющееся в виде внимания к несуществующим или незначительным дефектам в определенной части тела. Пациент долго рассматривает себя перед зеркалом, пытаясь скрыть неподходящие ему части тела с помощью одежды или косметики, и устраняет дефекты с помощью повторных пластических операций или диеты. Это часто сочетается с другими психическими расстройствами. Диагноз ставится на основании истории болезни и жалоб пациента. Лечение - когнитивно-поведенческая терапия, антидепрессанты.
Дисморфофобия - это психическое расстройство, при котором пациенты проявляют постоянное внимание к так называемым дефектам внешности. В то же время, этот дефект либо не существует, либо настолько незначителен, что игнорируется окружающими, либо не привлекает их внимания. Дисморфофобия оказывает негативное влияние на важные аспекты жизни пациентов: обучение, профессиональную реализацию, социальную адаптацию и личные отношения [16].
Единство телесного опыта и образа «Я» было показано еще З. Фрейдом (1924), подчеркивавшим важнейшую роль тела как психологического объекта в развитии эго-структур, а также в генезе психопатологии, в частности, в развитии симптомов конверсионной истерии.
Понятие телесного переживания заняло видное место в его генетической теории, согласно которой процесс развития был представлен как процесс изменения «локализации либидо». Фиксация интереса к определенной зоне тела становится начальным пунктом процесса формирования характера определенного типа, так же как и аномального развития личности.
Ученые выделяют такой термин как «аутометаморфопсия» (расстройство схемы тела). Искажение формы или величины своего тела. При тотальной аутометаморфопсии тело воспринимается увеличенным — макросомия, уменьшенным — микросомия. При парциальной аутометаморфопсии увеличенными либо уменьшенными воспринимаются отдельные части тела. Иногда чувство увеличения одной части тела воспринимается одновременно с ощущением уменьшения другой.
Тело, какая-либо его часть может восприниматься изменившейся лишь в одном измерении — казаться удлиненной, вытянутой, укороченной. Изменения могут касаться объема, формы: утолщение, похудание. Голова, к примеру, кажется «квадратной». Указанные нарушения возникают чаще при закрытых глазах, под контролем зрения исчезают. Они могут быть постоянными, либо эпизодическими, появляющимися особенно часто при засыпании.
При резко выраженных нарушениях тело воспринимается искаженным до неузнаваемости, в виде бесформенной массы. Так, при закрытых глазах больная ощущает свое тело в виде лужицы, растекающейся по стулу, сбегающей на пол и расплывающейся по его щелям и трещинам. При открытых глазах тело воспринимается нормально.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По завершении работы приведем следующие выводы:
Отношение человека к самому себе является основной конструкцией личности и оказывает регулирующее влияние практически на все аспекты поведения. При установлении межличностных отношений, при постановке и достижении целей, при формировании и разрешении кризисных ситуаций, для того чтобы выявить природу отношения человека к самому себе, исследователи используют такие понятия, как «общая самооценка» (У. Джеймс, С. Купермит, С. Розенберг, Д. Дембо), «самоуважение» (И.С. Кон).