Фрагмент для ознакомления
2
Итальянская Эпоха Возрождения считается для искусствоведов и научных деятелей одной из наиважнейших страниц истории культуры.
Разделен период реформации в искусстве на четыре периода, каждый из которых определяется расцветом сферы искусства и сильнейшими изменениями в сознании мировой общественности.
Началом Эпохи Возрождения считают время, когда взгляды населения стали устремляться к идеальным образам, к идее гуманизма . Как следствие, видоизменялся и образ женщин на полотнах художников.
В целом, выбор женщины, как центрального образа на рисунке, определяется тем, что именно ее черты наполнены многочисленными деталями, а художники филигранно передают их на холсте с доскональной точностью. Кроме того, все женщины разнообразны и выполняют разные женские роли: она и святая, и муза, и обольстительница, и куртизанка.
Образ женщины всегда ценился в искусстве, в частности в живописи. Однако, Эпоха Возрождения в Италии внесла свои коррективы в привычный образ и открыла наблюдателю женщину ранее не известную. Женский лик из нежного прообраза святой девы превратился в изображение игривой, временами обнаженной особы. Искусство стало более открытом – наступала эра культа красоты женского тела, которому позже добавился взгляд автора на ее внутренний мир и индивидуальность.
Актуальность темы курсовой работы определена тем, что идея гуманизма, зародившаяся в Эпоху Возрождения, процветает и по сей день. Кроме того, многие взгляды и методики того времени проявляются в искусстве современного общества. Женский образ в культурном наследии несмотря ни на какие изменения остаётся актуальным и важным, особенно для понимания какую роль она играет в обществе и как эта роль периодически меняется.
Научная значимость. Данная тема является важной для создания устойчивого и правдивого социально-культурного фонда. Сегодня достаточно сложно найти работу, описывающую становление характера женщины. Поэтому к рассмотрению брались и иностранные трактаты. Благодаря этим источникам искусствоведам удалось понемногу восстановить картину быта того времени, а также того, как женщина влияла на изменения в той или иной сфере культурной жизни.
Степень научной разработанности темы. Так как проблема женской роли перед искусствоведами и учеными встала совсем недавно, то и материалов по ее изучению крайне мало. Конкретно к женщине Эпохи Возрождения относятся научные труды И.А. Красновой, Н.И. Девятайкиной, М.Л. Абрамсон.
Предмет исследования: женский образ
Объект исследования: творчество художников Эпохи Возрождения.
Цель курсовой работы изучить женский образ на картинах художников Эпохи Возрождения, проанализировать как он видоизменился с течением времени.
Задачи, направленные на достижение поставленной цели:
- проанализировать источники информации по искусству и культуре Эпохи Возрождения;
- рассмотреть особенности образа женщины в произведениях того времени;
- сравнить работы известный мастеров и определить, как менялся со временем женский образ на полотнах.
Методология исследования: при изучении темы курсовой работы использовались: методы изучения и обобщения статей и книг по теме работы, анализ картин рассматриваемых художников, библиографический анализ литературы и материалов сети, исторический анализ.
База источников текстовых, используемых для написания курсовой работы состоит из двух групп источников:
- произведения о женщинах Эпохи Возрождения (к таковым относятся и гуманистические трактаты - Доменико Бруни да Пиегойя, Луиджи Дардано, Томмазо Гарцони; и художественные тексты);
- произведения, написанные рукой, женщин данной эпохи.
Структура курсовой работы: данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и четырех приложений.
Эпоха Возрождения или Ренессанса зарождается в Европе приблизительно в XIV веке и сохраняется на протяжении трех веков.
Стоит отметить, что в эпоху Возрождения искусство было направлено на создание идеальных образов человека, передачи его гармоничности через полотно.
Многие исследователи приписывают зарождение эпохи Возрождения именно Италии. Предпосылок к этому выделяют несколько:
- статус самой богатой торговой страны между странами Востока и Европой;
- большое количество прибывших в Италию ученых и философов после падения Константинополя.
Впервые о Возрождении заговорил Джорджо Вазари, который в противовес старой культуре Средневековья ставил светлое и прекрасное новое искусство. Стоит отметить, что, благодаря ему и его последователям, словосочетание «темное Средневековье» стало нарицательным, засело в умах людей и до сих пор вызывает неприятные ощущения.
Если рассматривать хронологию возникновения и развития эпохи Ренессанса, то появление его соотносят с поздним Средневековьем – это начало XIV. Постепенно одна из ступеней развития сменяла другую: Раннее Возрождение, Высокое, Позднее. Концом эпохи принято считать конец XVI века (ПРИЛОЖЕНИЕ Б).
Таким образом, учены называют Ренессанс – связующим элементом Старого и Нового времени в искусстве и культуре.
Далее – необходимо выделить несколько основных черт присущих эпохе:
- также, как и в предыдущую эпоху в искусстве, во время Возрождения мастера искусства опираются на древнегреческие мотивы и философию;
- в это время происходит трансформация художника-труженика в художника-творца. Наконец безымянный гений, о котором доселе никто не слышал, может показать свое истинное лицо обществу и назваться мастером. В эпоху Ренессанса деятеля искусства сравнивали с Богом, ибо он создавал прекрасные творения, как настоящий прародитель;
- эпоха Возрождения ставит в центр своей вселенной искусство и философию, низвергая из него богословие. Светская жизнь становится важнее религии и веры; талант ценится выше происхождения (вероятно по этой причине многие известные деятели искусства того времени – выходцы из обычных семей).
Само направление в искусстве, носящее название Ренессанс зародилось в Италии. Первым городом, где античная живопись снова увидела расцвет стала Флоренция. Здесь приступили к воплощению в жизнь свои шедевров мэтры эпохи Возрождения - Брунеллески, Альберти, Донателло, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль (ПРИЛОЖЕНИЕ В).
Кроме живописи во Флоренции стали совершенствоваться языки. Впервые были преобразованы на язык латыни древнегреческие рукописи Платона и других мыслителей прошлого.
В это же время образовывается первая Флорентийская «Платоновская академия», куда входят многие итальянские философы, например, Геместий Плетон, Марсилио Фичино. Именно за стенами образовательного учреждения стали изучать и пропагандировать идеи гуманизма (поэтому философов эпохи Возрождения стали называть гуманистами).
Если говорить о гуманизме Возрождения, то у него была необычная расшифровка. Он представлял собой особую форму утилизации всего старого, темного, средневекового и, одновременно с этим, восхваление человеческих качеств, становление его в центр вселенной.
Таким образом, Эпоха Возрождения – это время крутого переворота в культуре и искусстве, предпосылки к которому наблюдались еще в период Проторенессанса.
1.2. Эстетичные особенности эпохи Возрождения
Несмотря на то, что Зарубежная Европа XIV века всячески старалась уйти от традиций Средневековья, эстетика эпохи Возрождения была ей очень близка.
Со слов одного из известных философов современности А.Ф. Лосева: люди того времени не просто признавали Бога, а считали, что художник создает свои произведения управляемый его рукой.
И все же как бы Ренессанс не напоминал о только недавно прошедшей средневековой традиции в искусстве, мировоззрение людей менялось с религиозного на светское.
Эпоха Возрождения ассоциируется у большинства исследователей культуры и искусства с зарождением философии гуманизма, которая была основой мировоззрения жителей Древней Греции, а основывалась на принципе демократии. Идея гуманизма заключалась в том, что все религиозное и аристократичное уходило на второй план, придавая колоссальное значение человеческой личности, ее ценности, честности и достоинству.
В процессе изучения искусства можно увидеть, что новая философия внесла свои коррективы в манеру изображения и стиль исполнения:
- на полотне начинают появляться целостные, самобытные образы, четко прорисованные, вместо шаблонных фигур;
- герой творения изображается как можно более достоверно, уделяется особое внимание деталям, как следствие, зарождается принцип линейной перспективы ;
- в литературе и исторической живописи (то есть такие картины, где в сюжет рисунка заложено какое-то наставление, высокий посыл: например, работы Рафаэля Санти, в частности картина «Мадонна в кресле», в которую заложен призыв к милосердию) стало все чаще прослеживаться отображение добродетельных действий и поощрений.
В эпоху гуманистичного Возрождения философы стали утверждать, что жизнь человека не зависит только от Бога, все в его руках и он вправе менять свою судьбу.
Стоит отметить, что в эпоху Ренессанса церковь потеряла свои позиции в обществе, что стало только дополнительным положительным импульсом в развитии культуры и искусства:
- во-первых, философам стало намного проще и быстрее распространять свои идеи повсеместно без вмешательства церковников;
- во-вторых, это стало предпосылкой к будущим реформам в архитектуре и скульптуре, так как заставило будущих верховных церковнослужителей тратить больше средств на искусство.
Далее – необходимо рассмотреть влияние Эпохи Возрождения на живопись и скульптуру в целом.
Выделяют четыре основных характеристики:
- начинаются возвращаться классические формы греческого и римского искусства;
- упор делается на человеке, его добрых помыслах;
- начинает встречаться техника четкого, детального, даже «глубокого» изображения (сначала за счет ракурса, к концу эпохи – геометричности);
- натуралистичность изображения – предметы искусства четко передают все черты лица и тела человека.
На этих характеристиках была построена вся техника ренессансной живописи. А главным достижением стала передача на картине света, распространяющегося в пространстве, его отражения от предметов, теней. Добиться такого эффекта стало возможно в большей мере потому, что многие художники стали использовать масляную краску. В качестве основы неизменно использовалась фреска. Такой вариант исполнения позволял получить насыщенную цветовую палитру, а объяснялось это периодом высыхания краски, который иногда достигал нескольких недель.
На картинах Эпохи Возрождения все чаще стали появляться герои мифов Древней Греции и Рима, например: Венера – богиня любви. Если же тематика холста была религиозная, то все Святые, апостолы изображались в реалистичных, присущих человеку, позах, с ярко-выраженной мимикой.
В скульптуре на первый план вышла человеческая фигура, в частности обнажённый мужчина. Самыми известными скульптурами Эпохи Возрождения считаются: «Давид» Донателло и «Давид» Микеланджело (Рисунок 1.1, 1.2)
Фрагмент для ознакомления
3
1. Джорджоне «Спящая Венера», 1500 год. Стиль: ренессанс. Жанр: портрет. Техника: масло. Материал: холст. Размер: 108 x 175 см. Картина находится в Галерее старых мастеров, Дрезден;
2. Артемизия Джентилески «Даная», 1612 год. Стиль: ренессанс. Жанр: портрет. Техника: масло. Материал: холст. Размер: 41,3 х 52,7 см, Картина находится в Художественном музее Сент-Луиса, США;
3. Тициан «Венера дель Трибуна», 1534 год. Стиль: ренессанс. Жанр: портрет. Техника: масло. Материал: холст. Размер: 119 x 165 см. Картина находится в Уфиции, Флоренция;
4. Леонардо да Винчи «Мадонна Литта», 1490 год. Стиль: ренессанс. Жанр: портрет. Техника: темпера. Материал: холст. Размер: 42 x 33 см. Картина находится в Эрмитаже, Санкт-Петербург;
5. Сандро Боттичелли «Рождение Венеры», 1482 год. Стиль: ренессанс. Жанр: портрет. Техника: темпера. Материал: холст. Размер: 172,5 x 278,5 см. Картина находится в Уфиции, Флоренция;
6. Сандро Боттичелли «Прекрасная Симонетта», 1476 год. Стиль: ренессанс. Жанр: портрет. Техника: темпера. Материал: дерево. Размер: 47,5 x 35 см. Картина находится в Берлинской картинной галерее, Берлин;
7. Леонардо да Винчи «Портрет Моны Лизы», 1503 год. Стиль: ренессанс. Жанр: портрет. Техника: масло. Материал: дерево. Размер: 76,8 x 53 см. Картина находится в Лувре, Париж;
8. Рафаэль Санти «Дама под покрывалом», 1516 год. Стиль: ренессанс. Жанр: портрет. Техника: масло. Материал: холст. Размер: 85 x 64 см. Картина находится в Палаццо Питти, Флоренция;
9. Рафаэль Санти «Форнарина», 1518 год. Стиль: ренессанс. Жанр: портрет. Техника: масло. Материал: дерево. Размер: 85 x 60 см. Картина находится в Палаццо Барберини, Рим;
10. Тициан «Молодая женщина с зеркалом», 1515 год. Стиль: ренессанс. Жанр: портрет. Техника: масло. Материал: холст. Размер: 93 x 77 см. Картина находится в Лувре, Париж.