Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В последние десятилетия наблюдается рост числа инсультов, сопровождающихся нарушениями психических функций, что представляет серьезную медицинскую и социальную проблему. Важным аспектом постинсультной реабилитации является восстановление когнитивных нарушений, которые значительно снижают качество жизни пациентов и их способность к адаптации в социуме. Данное исследование посвящено вопросам психологической реабилитации пациентов с геморрагическим и ишемическим инсультами головного мозга, что обусловлено потребностью в разработке и внедрении современных эффективных подходов к восстановлению когнитивных функций, таких как память, внимание и речь.
Целью данной работы является изучение особенностей когнитивной реабилитации у пациентов с различными формами инсульта и создание комплексной программы восстановления психических функций, с акцентом на систему упражнений и заданий для конкретных нарушений, таких как проблемы памяти.
Задачи исследования:
• теоретическое обоснование механизмов когнитивного восстановления при инсультах,
• анализ существующих методов и концепций реабилитации,
• разработка практической программы, включающей 10-дневный план мероприятий для поэтапного восстановления выбранной когнитивной функции.
Основой для данной работы стали исследования в области нейропсихологии и нейропластичности, показавшие эффективность различных когнитивных техник и упражнений для стимулирования восстановительных процессов в поврежденных областях мозга.
Первая глава работы раскрывает понятие психических функций и анализирует основные когнитивные нарушения, возникающие в результате инсульта. На основе анализа отечественной и зарубежной литературы, а также фундаментальных исследований нейропластичности, рассматриваются ключевые аспекты восстановления когнитивных функций, включая механизмы компенсации и перестройки нейронных связей, благодаря которым становится возможным частичное восстановление когнитивных способностей. Важное место в работе занимают методы диагностики когнитивных нарушений, среди которых оценка памяти и внимания, а также методики контроля за прогрессом восстановления, позволяющие отслеживать эффективность реабилитационных мероприятий.
Объектом исследования является процесс когнитивной и психологической реабилитации после геморрагического и ишемического инсульта.
Предмет исследования — влияние реабилитационных мероприятий на восстановление когнитивных функций у пациентов с геморрагическим и ишемическим инсультами.
Исследовательская гипотеза предполагает, что разработанная комплексная программа когнитивной реабилитации, включающая специально подобранные упражнения и методики, будет способствовать значительному улучшению памяти у пациентов с ишемическим инсультом в течение курса реабилитации.
Работа имеет важное практическое значение, так как созданная программа может быть использована в клинической практике для повышения качества жизни пациентов и ускорения их социальной адаптации.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав: теоретической и практической, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты исследования психических функций при геморрагическом и ишемическом инсульте головного мозга
1.1 Психические функции и их нарушения при инсульте
Психические функции – это процессы, лежащие в основе познавательной деятельности человека, такие как память, внимание, речь и мышление. Они играют ключевую роль в обеспечении полноценного функционирования индивида в социуме и являются основой адаптационных механизмов [4]. Нарушения этих функций при инсульте, особенно геморрагическом и ишемическом, значительно ухудшают качество жизни и осложняют процесс реабилитации пациента [2].
Память – это способность запечатлевать, сохранять и воспроизводить информацию [4]. При инсульте возможны нарушения всех компонентов памяти: кратковременной, долговременной, а также способности к обучению. В частности, пациенты с инсультом часто страдают амнезией (частичной или полной потерей памяти), что проявляется как в неспособности запомнить недавние события, так и в трудности воспроизведения ранее усвоенной информации [7].
Внимание – это способность к концентрации на значимых объектах или задачах и переключение между ними [4]. Нарушение внимания – один из частых симптомов инсульта, особенно при поражении правого полушария мозга, что приводит к трудностям в выполнении задач, требующих сосредоточенности, и к увеличению времени на переключение между задачами [7].
Речь – психическая функция, представляющая собой систему знаков, через которые осуществляется общение [4]. При инсульте часто возникают афазии, характеризующиеся нарушением как понимания речи, так и её продуцирования. В зависимости от локализации поражения можно выделить моторную, сенсорную или глобальную афазию [3]. Моторная афазия возникает при повреждении области Брока и проявляется затруднениями в артикуляции и построении сложных фраз. Сенсорная афазия, связанная с повреждением области Вернике, приводит к нарушению понимания речи [5].
Мышление – это способность человека к обработке информации и решению задач на основе предыдущего опыта [4]. При инсульте мышление может замедляться, снижается гибкость мыслительных процессов, что затрудняет выполнение задач, требующих аналитического мышления и планирования [6].
Геморрагический инсульт характеризуется разрывом сосудов и кровоизлиянием в мозг, что приводит к более выраженным и обширным поражениям тканей по сравнению с ишемическим инсультом. В результате этого возникают более серьезные и часто необратимые нарушения психических функций, так как кровоизлияние вызывает высокое давление на окружающие ткани [6].
Ишемический инсульт, при котором происходит закупорка сосуда и прекращение кровоснабжения, также вызывает повреждение мозга, но часто с менее выраженными нарушениями психики, особенно при быстром медицинском вмешательстве [6].
Восстановительные процессы после инсульта во многом зависят от индивидуальных особенностей пациента и от степени и области поражения. Реабилитация психических функций требует комплексного подхода и использования когнитивной терапии, которая включает упражнения для развития памяти, внимания и других функций [8]. Важным элементом является также медикаментозное лечение, направленное на улучшение кровоснабжения мозга и стимуляцию нейропластичности – способности мозга компенсировать утраченные функции за счет других, неповрежденных участков [1, 9].
1.2 Механизмы восстановления после инсульта
Механизмы восстановления после инсульта основываются на способности головного мозга адаптироваться и компенсировать утраченные функции, что объясняется процессами нейропластичности и рядом компенсационных механизмов [9].
Нейропластичность – это способность нервной системы изменять свою структуру и функциональность в ответ на повреждение, что особенно важно при восстановлении утраченных когнитивных и двигательных функций после инсульта [12]. Считается, что нейропластические процессы активизируются в первые месяцы после инсульта, когда восстановление идет наиболее интенсивно [30]. Такие процессы включают создание новых нейронных связей и активацию альтернативных нейронных путей, что позволяет мозгу переобучаться и компенсировать нарушенные функции [12].
Компенсационные механизмы также играют важную роль в реабилитации. Они направлены на задействование незатронутых инсультом областей мозга, которые могут частично или полностью брать на себя функции поврежденных структур [21]. Например, при нарушениях речи или двигательных функций могут активироваться симметричные участки противоположного полушария. Однако компенсация редко бывает полной и требует длительных усилий со стороны пациента и специалистов [21].
Реабилитация после инсульта включает медикаментозные и немедикаментозные подходы, которые дополняют и усиливают процессы нейропластичности [29].
Медикаментозная терапия направлена на улучшение мозгового кровообращения, восстановление энергетического обмена и защиту нейронов от дальнейшего повреждения. На сегодняшний день препараты, улучшающие нейропластичность и нейротрофику (например, ноотропные средства), активно используются для оптимизации восстановления. Их действие усиливает способность мозга к адаптации и ускоряет восстановление когнитивных и моторных функций [13, 14].
Немедикаментозная реабилитация включает физические и когнитивные тренировки, направленные на стимуляцию оставшихся функциональных резервов мозга. Особую роль здесь играют такие методы, как физиотерапия, эрготерапия и логопедические занятия, которые способствуют не только улучшению нарушенных навыков, но и укрепляют мотивацию пациента, что также важно для поддержания регулярности занятий и устойчивости положительного эффекта [10, 18]. Когнитивная реабилитация направлена на восстановление памяти, внимания, речевых и исполнительных функций, что особенно актуально для пациентов с поражением лобных и теменных областей мозга. Современные подходы также включают роботизированную реабилитацию, виртуальную реальность и технологии нейрофидбека, которые позволяют более точно воздействовать на конкретные функции и улучшать их путем тренировки и визуального контроля за достижениями [16, 22].
Эффективность восстановительных процессов зависит от раннего начала и комплексного подхода к реабилитации, включающего одновременно медикаментозные и немедикаментозные методы, что позволяет оптимизировать процесс восстановления и адаптации пациента к повседневной жизни [19, 28].
1.3 Методы диагностики нарушений психических функций
Методы диагностики нарушений психических функций включают различные подходы, направленные на оценку когнитивных способностей пациента, что позволяет выявить степени и особенности нарушений, возникших вследствие инсульта или иных повреждений мозга [20]. Одним из наиболее распространённых и стандартизированных инструментов для оценки общего когнитивного статуса являются короткие скрининговые тесты, такие как мини-метод оценки психического состояния (MMSE) и Монреальская шкала когнитивной оценки (MoCA) [11]. Указанные методики позволяют быстро оценить несколько когнитивных доменов, таких как ориентация, кратковременная память, внимание, языковые навыки и исполнительные функции. MMSE, разработанный в 1975 году и адаптированный для широкого использования, представляет собой тест, состоящий из 30 заданий, оценивающих когнитивные функции. MoCA, в свою очередь, более чувствителен к лёгким когнитивным нарушениям и широко применяется для диагностики когнитивных изменений при нейродегенеративных заболеваниях, черепно-мозговых травмах и инсульте [27]. По данным ряда исследований, MoCA демонстрирует высокую чувствительность и специфичность в сравнении с MMSE при выявлении нарушений, связанных с лобно-височными и височно-теменными областями мозга, которые часто страдают при инсультах и черепно-мозговых травмах [27].
Для детальной оценки отдельных когнитивных функций используются специализированные нейропсихологические тесты, направленные на выявление нарушений в конкретных областях, таких как память, внимание, речь и исполнительные функции. Тесты на память включают задачи на запоминание и воспроизведение, которые позволяют оценить как кратковременную, так и долговременную память. Одним из наиболее распространённых методов является тест запоминания 10 слов, который позволяет оценить способность к запоминанию новой информации, её сохранению и воспроизведению через определённые интервалы времени [15, 31].
Оценка внимания может проводиться с использованием таких тестов, как Тест выполнения непрерывной работы (Continuous Performance Test), который оценивает способность к длительной концентрации и быстрому реагированию на сигналы [17]. Также для оценки внимания и исполнительных функций широко используется проба на чередование символов и Струп-тест, которые позволяют выявить трудности в переключении между задачами и
Фрагмент для ознакомления
3
1. Боголепова А. Н., Левин О. С. Когнитивная реабилитация пациентов с очаговым поражением головного мозга //Журнал неврологии и психиатрии им. СС Корсакова. – 2020. – Т. 120. – №. 4. – С. 115-122.
2. Грицай Н. Н., Литвиненко Н. В., Саник А. В. Церебральный инсульт: анализ исхода и качества жизни //Журнал психиатрии и медицинской психологии. – 2023. – №. 2 (12). – С. 130-131.
3. Корсакова Н.К., Вологдина Я.О. Варианты нейропсихологического синдрома и этапы генеза концепции А.Р. Лурии о мозговой организации психических функций // Культурно-историческая психология. 2022. Том 18. № 3. С. 64–69. DOI: 10.17759/chp.2022180309.
4. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга: монография. М.: Изд-во Московского ун-та, 1962. 433 с.
5. Лурия А.Р., Выготский Л.С. Проблема локализации высших психических функций / А.Р. Лурия, В.С. Выготский // Вопросы психологии. – 2015. – №4. – С. 48-51
6. Репина Л.А., Романова Т.В., Повереннова И.Е., Перстенева Н.П. Влияние нейропсихологических особенностей пациентов в остром периоде ишемического инсульта на функциональный прогноз. Саратовский научно-медицинский журнал 2021; 17 (1): 142–14
7. Терентьева Ю.В. Основные симптомы локальных поражений головного мозга / Ю.В. Терентьева // Вопросы психологии. – 2014. – №2. – С. 41-44
8. Чистик, Т. Омоложение инфарктов миокарда и инсультов: современные методы и профилактики [Текст] / Артериальная гипертензия. Украина, 2016. – С. 57-69.
9. Шагаева К. А., Шагаев А. С. Механизмы нейропластичности и перспективы персонализированных стратегий реабилитации больных с двигательными и когнитивными нарушениями //Вестник восстановительной медицины. – 2021. – Т. 20. – №. 5. – С. 37-46.
10. Яркова Т.И. Практика применения нейропсихологического анализа в клинической психологии / Т.И. Яркова // Психологические исследования. – 2015. – №2. – С. 74-78
11. Bosco A. et al. Beyond the cutoffs: A Bayesian approach to the use of the Montreal cognitive assessment as a screening tool for mild cognitive impairment and dementia //Diagnosis and Management in Dementia. – Academic Press, 2020. – С. 395-410.
12. Carey L. et al. Finding the intersection of neuroplasticity, stroke recovery, and learning: scope and contributions to stroke rehabilitation //Neural plasticity. – 2019. – Т. 2019. – №. 1. – С. 5232374.
13. Cicerone K. D. et al. Evidence-based cognitive rehabilitation: systematic review of the literature from 2009 through 2014 //Archives of physical medicine and rehabilitation. – 2019. – Т. 100. – №. 8. – С. 1515-1533.
14. Diamond A., Ling D. S. Review of the evidence on, and fundamental questions about, efforts to improve executive functions, including working memory //Cognitive and working memory training: Perspectives from psychology, neuroscience, and human development. – 2020. – С. 143-431.
15. Elgh E., Hu X. Dynamic trajectory of long-term cognitive improvement up to 10 years in young community-dwelling stroke survivors: a cohort study //Frontiers in neurology. – 2019. – Т. 10. – С. 97.
16. Fabricatore C. et al. When technology cares for people with dementia: A critical review using neuropsychological rehabilitation as a conceptual framework //Neuropsychological Rehabilitation. – 2020.
17. Faria A. L., Pinho M. S., Bermúdez i Badia S. A comparison of two personalization and adaptive cognitive rehabilitation approaches: a randomized controlled trial with chronic stroke patients //Journal of neuroengineering and rehabilitation. – 2020. – Т. 17. – С. 1-15.
18. Griffiths M., Kontou E., Ford C. Psychological support after stroke: unmet needs and workforce requirements of clinical neuropsychological provision for optimal rehabilitation outcomes //British Journal of Hospital Medicine. – 2023. – Т. 84. – №. 11. – С. 1-8.
19. Irazoki E. et al. Technologies for cognitive training and cognitive rehabilitation for people with mild cognitive impairment and dementia. A systematic review //Frontiers in psychology. – 2020. – Т. 11. – С. 648.
20. Maier M., Ballester B. R., Verschure P. F. M. J. Principles of neurorehabilitation after stroke based on motor learning and brain plasticity mechanisms //Frontiers in systems neuroscience. – 2019. – Т. 13. – С. 74.
21. McMahon D., Micallef C., Quinn T. J. Review of clinical practice guidelines relating to cognitive assessment in stroke //Disability and Rehabilitation. – 2022. – Т. 44. – №. 24. – С. 7632-7640.
22. Montana J. I. et al. Neurorehabilitation of spatial memory using virtual environments: a systematic review //Journal of clinical medicine. – 2019. – Т. 8. – №. 10. – С. 1516.
23. Nagappan P. G., Chen H., Wang D. Y. Neuroregeneration and plasticity: a review of the physiological mechanisms for achieving functional recovery postinjury //Military Medical Research. – 2020. – Т. 7. – С. 1-16.
24. Prigatano G. P. et al. Neuropsychological rehabilitation, neuroimaging and neuroplasticity: A clinical commentary //NeuroRehabilitation. – 2021. – Т. 49. – №. 2. – С. 255-265.
25. Rajan B. et al. Assessment of quality of life among stroke survivors: a longitudinal study //Int J Community Med Public Health. – 2019. – Т. 6. – №. 3. – С. 1316-23.
26. Repetto C. et al. Innovative technology-based interventions in aphasia rehabilitation: a systematic review //Aphasiology. – 2021. – Т. 35. – №. 12. – С. 1623-1646.
27. Sala G. et al. The psychometric properties of the montreal cognitive assessment (MoCA) //Swiss Journal of Psychology. – 2020.
28. Schroeder R. W., Martin P. K., Walling A. Neuropsychological evaluations in adults //American family physician. – 2019. – Т. 99. – №. 2. – С. 101-108.
29. Shea-Shumsky N. B., Schoeneberger S., Grigsby J. Executive functioning as a predictor of stroke rehabilitation outcomes //The Clinical Neuropsychologist. – 2019. – Т. 33. – №. 5. – С. 854-872.
30. Su F., Xu W. Enhancing brain plasticity to promote stroke recovery //Frontiers in neurology. – 2020. – Т. 11. – С. 554089.
31. Withiel T. D. et al. Understanding the experience of compensatory and restorative memory rehabilitation: a qualitative study of stroke survivors //Neuropsychological rehabilitation. – 2020.