Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы работы. В отношении припасов порядок совершения таможенного оформления и таможенного контроля имеет свою специфику, обусловленную как сущностью самой разновидности товаров, предназначенных для обеспечения жизнедеятельности людей, которые перемещаются на транспортных средствах международной перевозки (ТСМП) с учетом технической возможности передвижения самих ТСМП, так и особенностями их декларирования, перемещения и использования, предусмотренными главой 39 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) и главой 37 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ФЗ № 289), а также иными актами наднационального и национального законодательства.
Вопросы, связанные с анализом сущности припасов и совершения ТО и ТК в отношении припасов, изучались различными исследователями, в том числе Ю.А. Тагильцевой и Е.С. Гуровой , Т.А. Чунихиной и Ю.Г. Тусовой и другими. Однако отдельные аспекты при осуществлении ТО и ТК перемещения припасов еще не нашли подробного отражения в трудах ученых, в связи с чем требуют более детального анализа.
Цель работы - анализ нормативно-правовой регламентации и сущностных особенностей таможенных операций, осуществляемых должностными лицами таможни при перемещении припасов через таможенную границу ЕАЭС, выявление возникающих при этом проблемных вопросов и предложение путей их решения.
Объект исследования - припасы как отдельная категория товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС.
Предмет исследования - осуществление совокупности действий в отношении припасов должностными лицами таможни.
Задачи работы:
1. Анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей сущность припасов.
2. Обзор таможенных операций, совершаемых в отношении припасов.
3. Общая характеристика таможенного декларирования припасов.
4. Определение направлений развития практики электронного декларирования припасов.
Данная работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, а также заключения, библиографического списка использованной литературы.
Формирование такой категории товаров, как «припасы» берет свое начало со вступления в силу Конвенции по облегчению международного морского судоходства (далее - Конвенция).
Главными требованиями, которым должно соответствовать судовое снабжение, являются следующие: качественные характеристики, своевременная обеспечение оборудованием. Именно от этих факторов напрямую зависит срок эксплуатации водного и воздушного судов, их непрерывная работа, а что самое главное - безопасность экипажа, а также находящихся на борту людей. Судовые запасные части - предметы, предназначенные для ремонта или замены частей оборудования судна, на котором они перевозятся.
В главе 4 Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) обозначено, что припасы - это товары, находящиеся на борту транспортного средства при прибытии, либо они доставляются на борт судна (воздушного, водного) или поезда во время совершения таможенных операций на таможенной территории .
Имплементация норм международного права нашла свое отражение в нормативно-правовых актах таможенного права, регламентирующих порядок совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении припасов. Поэтому возникает необходимость отслеживания таможенного права ЕАЭС, регулирующего порядок перемещения припасов, для получения более полного анализа его особенностей. Международное таможенное право существенное внимание уделяет регулированию процесса совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении перемещаемых припасов.
С момента присоединения РФ к Киотской конвенции в 2010 г., основным документом, регулирующим перемещение припасов, является Специальное приложение J главы 4. Перемещение припасов не предполагает уплату импортных пошлин и налогов, но при условии их нахождения на борту и в поезде. Таможенные операции в отношении припасов совершаются независимо от страны регистрации судна (поезда).
Термин «припасы» представлен в ст. 2 ТК ЕАЭС. Припасы можно разделить на две группы:
1. припасы, необходимые для эксплуатации ТСМП и их технического обслуживания (горюче-смазочные материалы, топливо, за исключением запчастей и другого оборудования);
2. припасы для потребления и продажи (напитки, еда, гигиенические средства и другие, которые используются членами экипажей воздушных, водных транспортных средств, а также работниками поездных бригад в пути следования либо раздаются или реализуются за деньги пассажирам компанией-перевозчиком в пути следования).
Дефиниция «припасы» стала использоваться в международном праве в середине двадцатого века.
Итак, еще в 1949 в Чикаго была подписана Конвенция о международной гражданской авиации (Чикагская Конвенция). В подпункте 2.10 пункта «В» главы 2 приложения 9 данного документа указывались обязательства участников Конвенции не требовать предоставления таможенной декларации в отношении припасов, перевозимых на воздушных судах и остававшихся на борту данных судов.
Далее в 1957 г. и в 1960 г. Советом таможенного сотрудничества были приняты рекомендации в отношении таможенных правил оформления провизии, которая перевозилась в международных поездах. В 1965 г. Конвенция по облегчению международного морского судоходства дала определение припасов на судах и исключила из них судовое снаряжение и судовые запасные части. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская Конвенция) определила, что перемещение припасов, как и перемещение товаров для личного пользования, транспортных средств международной перевозки и т.д., относится к специальной таможенной процедуре .
В России таможенное регулирование в отношении припасов развивалось в несколько этапов.
Первый этап длился с 1993 г. по 2001 г., когда в российском таможенном законодательстве отсутствовало понятие «припасы» и соответствующие нормы. В отношении данных товаров при их перемещении через таможенную границу РФ применялись таможенные режимы, предусмотренные действовавшим тогда законодательством. Так, иностранные припасы вывозились с территории РФ в соответствии с таможенным режимом реэкспорта, а российские припасы, ранее вывезенные с этой территории, при обратном ввозе помещались под таможенный режим реимпорта.
Второй этап относится к периоду с 2001 г. по 2010 г., когда вступило в силу постановление Правительства РФ № 524 от 09.07.2001 г. «Об установлении таможенного режима перемещения припасов». Таким образом, перемещение припасов получило статус специального таможенного режима. В последующем это положение было закреплено Таможенным кодексом РФ 2003 г. В нем для декларирования припасов был предусмотрен специальный таможенный режим «Припасы». В эти же годы Государственным таможенным комитетом РФ был издан ряд подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в данной сфере.
Третий этап связан с функционированием таможенных союзов и принятием Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) в 2010 г. и ТК ЕАЭС, начавшего действовать с 01.01.2018 г. В соответствии с ТК ЕАЭС припасы являются особой категорией товаров, таможенное декларирование которых осуществляется без помещения их под таможенные процедуры. Причем ТК ЕАЭС в основе повторил положения ТК ТС, касающиеся перемещения и декларирования припасов без помещения под таможенную процедуру.
Припасы перемещают через таможенную границу ЕАЭС без уплаты таможенных пошлин, налогов с соблюдением запретов и ограничений и при выполнении положений, представленных в ст. 281-284 ТК ЕАЭС. При ввозе-вывозе они не меняют свой статус.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (подписана в Киото 18.05.1973) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL:www.pravo.gov.ru
2. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 г. № 290 «О перечне сведений, которые должны содержать транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, используемые в качестве таможенной декларации, при таможенном декларировании припасов» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL:www.pravo.gov.ru
3. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL:http://www.pravo.gov.ru
4. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ (ред. от 22.06.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)
5. Конвенция о международной гражданской авиации (заключена в г. Чикаго 07.12.1944) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL:www.pravo.gov.ru
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL:http://www.pravo. gov.ru
7. Приказ Федеральной таможенной службы от 20.09.2021 № 799 «Об утверждении Общего положения о таможенном посте» [Электронный ресурс] // Официальный интернетпортал правовой информации. URL:www.pravo.gov.ru
8. Письмо Федеральной таможенной службы от 15.11.2021 № 04-85/67820 «О таможенном декларировании припасов».
9. Лысак, Е. Д. К вопросу о таможенном оформлении судовых припасов // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. - 2011. - № 1 (54). - С. 91-95.
10. Тагильцева Ю.А., Гурова Е.С. Совершение таможенных операций в отношении отдельных категорий товаров: Практикум / Сер. 25 лет Ростовскому филиалу Российской таможенной академии 1995-2020. Ростов н/Д: Российская таможенная академия, Ростовский филиал. 2020.
11. Чунихина Т.А., Тусова Ю.Г. Особенности совершения таможенных операций в отношении припасов, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС // Современные проблемы социально-экономических систем в условиях глобализации: сборник научных трудов XV Международной научно-практической конференции. Белгород, 21 октября 2021 года / под науч. ред. Е.Н. Камышанченко, Ю.Л. Растопчиной, А.А. Швецовой. Белгород, 2021. С. 334-336.