Фрагмент для ознакомления
2
Цель данного исследования состоит в том, чтобы выявить сущность, правовое содержание и социально-экономическое значение минимального размера оплаты труда как государственной гарантии в сфере наемного труда, а также разработать рекомендации по совершенствованию правового регулирования и практики применения МРОТ для повышения уровня социальной защиты наемных работников.
Задачи исследования состоят в том, чтобы провести анализ понятия и правовой природы минимального размера оплаты труда (МРОТ) как государственной гарантии в сфере наемного труда, изучить историческое развитие института минимальной оплаты труда в России и за рубежом, исследовать действующее законодательство, регулирующее установление и применение МРОТ в трудовых правоотношениях, оценить социально-экономическое значение МРОТ, его влияние на уровень жизни наемных работников и обеспечение социальной справедливости, выявить проблемы и правовые коллизии, связанные с реализацией МРОТ в современных условиях, исследовать международный опыт регулирования минимальной оплаты труда и определить возможности его использования в национальной правовой системе, разработать предложения и рекомендации по совершенствованию механизма установления, индексации и контроля за соблюдением МРОТ в России.
Объектом исследования является система общественных отношений, складывающихся в сфере регулирования оплаты труда наемных работников, в частности при установлении, применении и контроле за соблюдением требований закона, касающихся минимального размера оплаты труда.
Предметом исследования в данном случае являются правовые нормы, регламентирующие порядок установления и реализации минимального размера оплаты труда, а также механизмы государственной политики и социального партнерства в данной области, законодательные акты, регулирующие вопросы назначения МРОТ; механизмы обеспечения соблюдения МРОТ в трудовых правоотношениях; влияние МРОТ на социально-экономические процессы и защиту прав наемных работников.
Исследование данной темы предполагает использование следующих методов:
Анализ нормативно-правовых актов – изучение федерального и регионального законодательства, регулирующего установление минимального размера оплаты труда.
Метод сравнительного анализа – для сопоставления практик установления МРОТ в России и в зарубежных странах.
Статистический метод – для анализа данных о динамике изменения уровня минимальной заработной платы, её соотношении с прожиточным минимумом, а также влиянии на рынок труда и уровень бедности.
Социологический метод – для анализа восприятия наемными работниками роли минимальной заработной платы и её влияния на их уровень жизни (если предполагается проведение опросов или изучение уже имеющихся данных).
Следует отметить, что тема МРОТ достаточно широко освещена в научной литературе и экономической публицистике. Вопросы, связанные с ролью и значением МРОТ, изучали как отечественные исследователи, так и зарубежные. Среди известных экономистов, которые рассматривали минимальную заработную плату, можно выделить таких авторов, как В. Гимпельсон и Р. Капелюшников, акцентирующих внимание на социально-экономических аспектах МРОТ, его роли в борьбе с бедностью, влиянии на уровень занятости и на рынок труда. Также большое внимание вопросам МРОТ уделяется в трудах международных организаций, таких как Международная организация труда (МОТ) и Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которые проводят исследования по вопросам регулирования минимальных социальных стандартов в разных странах. Однако, несмотря на достаточную освещенность, вопрос МРОТ в условиях региональных различий и экономической дифференциации требует дальнейшего анализа.
Структура исследования включает следующие основные части: обоснование актуальности темы, постановка задач, теоретические основы минимальной заработной платы – раскрывается экономическое и социальное значение МРОТ, история его формирования, цели и функции в разных странах, механизмы регулирования МРОТ в России – рассматривается законодательная база, существующие проблемы правового регулирования, МРОТ в мировой практике – анализируются зарубежные модели и подходы к минимальной заработной плате, включая опыт таких стран, как Канада, США, Германия и Япония. Внимание уделяется возможности применения этих подходов в России, влияние МРОТ на социально-экономическое развитие – оценивается эффект минимальной заработной платы на уровень бедности, социальную стабильность и рынок труда, формулируются основные выводы и рекомендации по совершенствованию механизмов установления и регулирования МРОТ в России.
Тема минимального размера оплаты труда очень актуальна в современных условиях, поскольку затрагивает вопросы социальной справедливости, экономической стабильности и защиты прав работающего населения. Минимальная заработная плата (далее - МРОТ) – важный инструмент, используемый государством для обеспечения минимальных социальных стандартов и предотвращения бедности среди низкооплачиваемых категорий работников. Особенно актуальным является рассмотрение этой темы в контексте социальной политики государства, экономической дифференциации регионов, а также динамики уровня жизни в условиях инфляции и изменений на рынке труда.
Вопрос о размере и способах установления минимальной заработной платы – это не только экономическая, но и социальная проблема. От МРОТ напрямую зависит уровень доходов уязвимых категорий населения, что, в свою очередь, влияет на качество жизни, социальную стабильность и уровень бедности. Исследование МРОТ актуально на фоне современных экономических вызовов, таких как инфляция, необходимость сохранения покупательной способности населения и обеспечения базовых социальных стандартов для работников во всех секторах экономики.
Исследование минимальной заработной платы, как гарантии социальной защиты наемных работников, является актуальным и значимым для формирования справедливой социальной политики и улучшения благосостояния населения.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МИНИМАЛЬНОГО РАЗМЕРА ОПЛАТЫ ТРУДА
Определение и сущность МРОТ
Развитие теорий заработной платы началось в период становления капиталистического способа производства. За время существования экономической науки изменялись подходы к определению заработной платы, ее сущности и выполняемых ею функций.
Подходы ученых к изучению последних также различаются. Так,
А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс выделяли воспроизводственную и стимулирующую функции. Многие современные ученые разделяют мнение классиков.
В дополнение к названному выделяют регулирующую функцию
Г.Э. Слезингер[24], С.А. Агапцов[25], Н.А. Волгин[26].
Интересен подход Р.А. Яковлева[27], который классифицирует функции заработной платы в зависимости от их персонифицированного носителя: воспроизводственную функцию представляет работник, стимулирующую – работодатель, регулирующую – государство.
Воспроизводственную, стимулирующую, измерительно-распределительную, ресурсозаместительную функции, а также функцию формирования платежного спроса выделяет В.В. Адамчук[28].
Ю.М. Осипов проводит разделение экономических и социальных функций заработной платы. Б.М. Генкин выделяет пять основных функций: воспроизводственную, учетную, регулирующую, социальную и мотивирующую[30]. В.П. Пашуто выделяет воспроизводственную, измерительную, регулирующую, социальную и стимулирующую функции[31], В.А. Вайсбург – распределительную, воспроизводственную, стимулирующую, социальную, регулирующую (ресурсоразместительную), ценообразующую, а также функцию формирования платежеспособного спроса[32]; Т.П. Тихомирова – воспроизводственную, стимулирующую, регулирующую, социально-статусную и измерительную[33].
Что касается минимального размера оплаты труда как инструмента социальной политики, то он должен выполнять социальную, экономическую и регулирующую функции[34].
Минимальная зарплата является одним из важных институтов рынка труда, социальных конституционных гарантий относительно нижнего уровня оплаты работы, проделанной в установленное время с выполнением трудовых обязанностей.
Минимальная заработная плата имеет силу закона и не подлежит понижению, а к факторам, которые учитываются при определении уровня минимума, относятся:
потребности работников и их семей с учетом общего уровня заработной платы в стране;
стоимость жизни;
социальные пособия и сравнительный уровень жизни других социальных групп;
экономические соображения, включая требования экономического развития;
уровень производительности и желательность достижения и поддержания высокого уровня занятости[35].
Минимальный размер оплаты труда (далее – МРОТ) – это важный элемент государственной политики в сфере защиты прав наемных работников, являющийся основой социальной гарантии, призванной защитить интересы работников, снизить уровень бедности и обеспечить минимальные стандарты жизни.
В условиях экономической нестабильности, инфляционных процессов и роста социального неравенства МРОТ становится важным инструментом для поддержания социальной стабильности и справедливости. Его установление и корректировка позволяют государству контролировать доходы населения на низовых уровнях, способствуют снижению бедности и формированию социального равновесия. Особенно актуален данный вопрос в условиях цифровизации экономики, появления новых форм занятости и изменений на рынке труда, что требует пересмотра подходов к регулированию МРОТ и усиления его роли в государственной политике.
Минимальный размер оплаты труда – это установленный государством минимальный уровень заработной платы, который работодатель обязан выплачивать своим сотрудникам за труд в течение установленного рабочего времени. МРОТ является инструментом государственной политики, направленным на защиту прав наемных работников и обеспечение социального минимума, необходимого для поддержания базовых условий жизни. В России регулирование МРОТ закреплено в Трудовом кодексе РФ и ежегодно индексируется с учетом экономических и социальных факторов, таких как уровень инфляции и прожиточный минимум.
Основные функции МРОТ включают:
социальную функцию: МРОТ выступает гарантией минимального уровня дохода, который позволяет покрыть базовые потребности, такие как питание, жилье, одежда и медицинское обслуживание, что помогает предотвратить бедность среди работающих граждан;
экономическую функцию: МРОТ влияет на общий уровень оплаты труда в экономике, что, в свою очередь, стимулирует потребление, увеличивает спрос на товары и услуги и поддерживает экономический рост;
регуляторную функцию: МРОТ является инструментом регулирования рынка труда, влияя на распределение доходов и защищая наиболее уязвимые категории работников от эксплуатации и необоснованно низкой оплаты труда;
социально-стабилизирующую функцию: установление МРОТ способствует снижению социальной напряженности, устраняет экономическое неравенство и укрепляет социальное равновесие.
Необходимо отметить, что МРОТ выполняет ключевую роль в поддержании социального и экономического равновесия в стране. Он обеспечивает:
социальную защиту наемных работников, устанавливая нижний предел заработной платы, который способствует обеспечению достойного уровня жизни и снижению бедности среди трудящихся.
Фрагмент для ознакомления
3
Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.]. – Текст: электронный // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (ред. от 08 августа 2024 г.). – Текст: электронный // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_475991/
Лившиц Р.З. Проблемы правового регулирования минимального размера оплаты труда // Журнал российского права. – 2017. – № 3. – С. 42–48.
Тарасов А.В. Государственные гарантии в сфере труда: минимальный размер оплаты труда // Право и экономика. – 2018. – № 2. – С. 76–80.
Тарасов А.В. Государственные социальные гарантии и минимальная оплата труда // Трудовое право в России и за рубежом. – 2018. – № 3. – С. 37–45.
Глушенко С.В. Регулирование минимальной заработной платы в России и за рубежом // Российский юридический журнал. – 2019. – № 4. – С. 55–63.
Лапина Н.В. Конституционные основы минимального размера оплаты труда: отечественный и зарубежный опыт // Трудовое право в России и за рубежом. – 2016. – № 6. – С. 23–28.
Лапина Н.В. Минимальный размер оплаты труда: теоретические и практические аспекты // Труд и право. – 2021. – № 4. – С. 20–26.
Гаврилов В.В. Социальные гарантии и минимальная заработная плата: отечественный и зарубежный опыт // Право и экономика. – 2019. – № 5. – С. 72–79.
Гаврилова Л.М. Минимальная заработная плата в системе правовых гарантий трудовых прав граждан // Труд и право в России. – 2020. – № 8. – С. 11–19.
Брунько А.В. Социальные гарантии в трудовых отношениях: теория и практика // Трудовое право и право социального обеспечения. – 2017. – № 1. – С. 37–44.
Мельникова О.В., Миронов С.С. Государственное регулирование заработной платы и минимальная оплата труда // Современное право. – 2021. – № 5. – С. 62–70.
Зайцев С.В. Минимальная заработная плата как социальная гарантия // Право и государство: теория и практика. – 2018. – № 9. – С. 89–95.
Зайцев С.В. Минимальная заработная плата как государственная гарантия трудовых прав граждан // Государство и право. – 2019. – № 7. – С. 55–61.
Иванова Т.В. Правовые основы минимальной заработной платы в трудовом законодательстве Российской Федерации // Юридический мир. – 2019. – № 10. – С. 41–48.
Иванова Т.В. Государственное регулирование минимальной заработной платы: правовой аспект // Журнал российского права. – 2021. – № 9. – С. 44–50.
Болдырев В.М. Минимальная заработная плата как гарантия социальной справедливости // Право и общество. – 2019. – № 8. – С. 95–101.
Болдырев В.М. Правовой аспект минимального размера оплаты труда как государственной гарантии // Социально-экономическое развитие региона. – 2022. – № 2. – С. 75–80.
Александров И.М. Правовое регулирование минимального размера оплаты труда в России: вопросы и перспективы // Трудовое право. – 2020. – № 3. – С. 10–18.
Миронов С.С., Лившиц Р.З. Минимальная заработная плата и социальные гарантии: проблемы правового регулирования // Российский юридический журнал. – 2018. – № 2. – С. 32–39.
Петров С.Н. Минимальная заработная плата в трудовом праве России и стран ЕС: сравнительно-правовой анализ // Современное право. – 2020. – № 6.
Лихачев Е.П. МРОТ как инструмент социальной политики государства // Социальное и трудовое право. – 2022. – № 1.
Слезингер Г.Э. Труд в условиях рыночной экономики. М.: ИНФРА-М, 1996.
Агапцов С.А., Мордвинцев А.И. и др. Мотивация труда как фактор повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия. М.: ИНФРА-М, 2011.
Волгин Н.А., Волгина О.И. Оплата труда: японский опыт и российская практика. М.: Дашков и Ко, 2005
Яковлев Р.А. Оплата труда в организации. М.: МЦФЭР, 2005
Адамчук В.В. и др. Экономика труда. М.: Финстатинформ, 2010, с. 217-225
Осипов Ю.М. Теория хозяйства. М.: Юрист, 1995. Т. 1
Генкин Б.М. Организация, нормирование и оплата труда на промышленном предприятии. М.: Норма, 2003.
Пашуто В.П. Организация, нормирование и оплата труда на предприятии. М.: КноРус, 2008.
Вайсбург В.А. Экономика труда: учеб. пособие. М.: Омега-Л, 2011. 376 с.
Тихомирова Т.П. Функции заработной платы: теоретический аспект и анализ реализации //Экономика региона. 2010. № 4. С. 46–52.
В.В. Коокуева / Финансовая аналитика: проблемы и решения, 2017, т. 10, вып. 10, стр. 1157–1172. – URL: http://fin-izdat.ru/journal/fa/
Гладков Н.Г. МРОТ: конституционная гарантия в системе заработной платы // Труд и социальные отношения. 2010. № 11. С. 44–60.