Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Модернизация системы пенсионного обеспечения представляет собой чрезвычайно сложную проблему, поскольку пенсионное обеспечение является ключевым фактором развития в современной России. Пенсия служит основным источником доходов для поддержания достойного уровня жизни людей преклонного возраста. Изменения пенсионной системы, которые продолжаются на протяжении трех десятилетий, привели к некоторым успехам, однако желаемых результатов по достижению ее финансовой устойчивости и повышению уровня пенсионного обеспечения граждан достичь не удается. Введение системы накопительной пенсии в процессе реформы 2002 года, имевшей своей целью улучшение состояния будущих пенсионеров, оказалось неудовлетворительным.
Постоянное введение разных новелл и ограничений, перераспределение страховых взносов накопительной пенсии в пользу финансирования ее страховой части привело к тому, что доверие населения к идее страховой пенсии существенно снизилось. Перечисленные проблемы показывают, что актуальность выбранной темы с течением времени только возрастает.
Организационную основу для повышения благосостояния пенсионеров в Российской Федерации должны составлять негосударственные пенсионные фонды, т. е. организации с правом юридического лица на ведение исключительно пенсионного вида деятельности. Первые негосударственные пенсионные фонды появились в России еще в XX веке. Стимулом и толчком к этому стал указ Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 года № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах». В настоящее время действует федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» от 07.05.1998 г. № 75-ФЗ, содержащий положения из ныне отмененного указа от 16 сентября 1992 года № 1077 и регламентирующий порядок и условия получения негосударственной пенсии.
Теоретические и практические аспекты развития негосударственного пенсионного обеспечения в России рассматривались в работах Н. Р. Петуховой, Н. А. Неценко, А. К. Соловьева и др. Мнения авторов базируются на том, что негосударственное пенсионное обеспечение позволяет будущему пенсионеру способствовать улучшению своего материального положения на пенсии, совершая добровольные отчислении.
Исходя из этого, очевидно, что имеющие место в области деятельности НПФ проблемы затрудняют нормальное функционирование фондов и являются препятствиями к осуществлению и защите прав субъектов этой сферы. Таким образом, тема является актуальной.
Цель и задачи исследования. Целью исследования служит проведение комплексного анализа действующего законодательства, судебной практики и научных работ, характеризующих деятельность НПФ, а также выявление в данной сфере проблем, которые имеют место быть в настоящее время, и разработка рекомендаций по их устранению.
В соответствии с целью, ставятся следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и сущность негосударственных пенсионных фондов по российскому законодательству.
2. Выделить виды деятельности негосударственных пенсионных фондов.
3. Изучить историю развития негосударственных пенсионных фондов.
4. Провести анализ нововведений в сфере деятельности негосударственных пенсионных фондов.
5. Рассмотреть проблемы и пути решения правового регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов и пути их решения.
6. Провести анализ судебной практики деятельности негосударственных пенсионных фондов.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования.
Предметом исследования выступают нормативные акты, правоприменительная практика и доктрина, раскрывающие деятельность НПФ при негосударственном пенсионном обеспечении и обязательном пенсионном страховании.
Теоретическая база исследования. Теоретические основы функционирования НПФ были исследованы следующими учеными: А. В. Головченко, Д. Н. Ермаков, В. В. Круглов, Ю. Ю. Финогенова, К. С. Чурсина и другие.
В настоящее время вопросам правового регулирования деятельности НПФ посвящены работы таких авторов, как Л. К. Васюкова, Ю. В. Воронин, К. А. Коньков, Е. С. Лавренова, Е. А. Мамий, Н. Н. Масюк, А. В. Новиков, Н. В. Рощепко, Е. В. Юдина, И. А. Юрьева, А. Е. Ярославцева и другие.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу составили такие общенаучные и частно-научные методы, как диалектический метод, анализ, синтез, индукция, дедукция.
Глава 1. Теоретические аспекты сущности и понятия негосударственных пенсионных фондов по российскому законодательству
1.1. Понятие и сущность негосударственных пенсионных фондов по российскому законодательству
В РФ негосударственные пенсионные фонды (НПФ) выступают в качестве одного из необходимых инструментов финансового рынка. Поскольку в настоящее время Пенсионный фонд РФ не в состоянии обеспечить застрахованным лицам достойный уровень пенсионного обеспечения, одним из возможных направлений в решении проблемы обеспечения достойного уровня жизни пенсионеров следует рассматривать развитие негосударственных пенсионных фондов. Возможно, такой вариант может стать решением проблемы пенсионного обеспечения.
Деятельность негосударственных пенсионных фондов регулируется Федеральным законом от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» [2].
Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) в России представляют собой финансовые организации, создаваемые для формирования и управления пенсионными накоплениями граждан. Они играют ключевую роль в системе пенсионного обеспечения и представляют собой альтернативу государственному пенсионному обеспечению. Рассмотрим понятие, сущность, функции и регуляцию НПФ в соответствии с российским законодательством.
Негосударственный пенсионный фонд — это некоммерческая организация, основной задачей которой является формирование пенсионных накоплений и их дальнейшее управление. НПФ обеспечивает гражданам дополнительные пенсии, помимо государственных пенсий, что является важным элементом пенсионной системы России.
НПФ являются юридическими лицами, часто создаваемыми в виде акционерных обществ или общественных организаций. Они действуют в соответствии с Федеральным законом от 7 мая 1998 года № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».
Основной целью НПФ является предоставление гражданам добровольного пенсионного обеспечения, которое может дополнить, а иногда и заменить государственную пенсию. Это достигается за счет аккумулирования пенсионных взносов и их инвестирования.
Каждый гражданин имеет право открывать пенсионные счета в НПФ, делать взносы и выбирать условия получения накопительной пенсии. Это создает финансовую гибкость и возможность выбора индивидуальной программы пенсионного обеспечения.
НПФ аккумулирует средства пенсионных взносов от граждан и работодателей, что позволяет создавать солидные пенсионные накопления.
Фонды инвестируют собранные пенсионные средства в различные финансовые инструменты, акции, облигации, недвижимость и другие активы, с целью получения дохода и увеличения капитала[12].
По достижении установленного пенсионного возраста или в других предусмотренных законом случаях НПФ выплачивает накопленные средства своим участникам в виде пенсионных выплат.
НПФ обязаны информировать вкладчиков о состоянии их пенсионных накоплений, изменениях в правилах и условиях программы, а также о доходности инвестирования.
НПФ в России подлежат строгому регулированию и контролю со стороны государственных органов. Основные аспекты регуляции включают:
Лицензирование: Для осуществления своей деятельности НПФ обязаны получить лицензию у Центрального банка Российской Федерации.
Контроль и надзор: Центральный банк осуществляет контроль за деятельностью НПФ, проверяет их финансовое состояние, соблюдение законодательства и правил инвестирования.
В целях защиты прав граждан в случае банкротства НПФ, введена система обязательного страхования пенсионных вкладов, что позволяет частично компенсировать возможные потери вкладчиков.
Негосударственные пенсионные фонды занимают важное место в российской пенсионной системе, обеспечивая дополнительное пенсионное обеспечение граждан и способствуя финансовой устойчивости. Они предлагают гражданам возможность самостоятельно формировать свои пенсионные накопления и выбирать наиболее подходящие условия для получения пенсии. Важно понимать, что деятельность НПФ регулируется строгими нормативными актами, что гарантирует защиту прав вкладчиков и финансовую стабильность фонда.
1.2. Виды деятельности негосударственных пенсионных фондов
НПФ следует рассматривать в качестве некоммерческой организации, осуществляющей пенсионное обеспечение. Анализируя задачи, стоящие перед НПФ, можно сказать, что основной задачей является негосударственное пенсионное обеспечение граждан РФ, которое рассматривается как разновидность социального обеспечения. Безусловно, не менее важной функцией в деятельности НПФ является обеспечение инвестиционных потребностей реального сектора экономики. Осуществляется это путем перераспределения незанятых финансовых ресурсов субъектов хозяйствования и населения.
Можно утверждать, что указанные направления определяют важную роль и место, которое отводится негосударственным пенсионным фондам в системе пенсионного обеспечения граждан [20, с.146].
Негосударственные пенсионные фонды – это некоммерческие финансовые организации социального обеспечения, которые наряду с Пенсионным фондом России осуществляют обеспечение финансового содержания пенсионеров. В первую очередь это осуществляется за счет платежей, которые граждане перечисляют самостоятельно в добровольном порядке.
В качестве основного нормативного акта, который регулирует деятельность НПФ, выступает Федеральный закон от 7 мая 1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».
Названный закон, определяя виды деятельности НПФ, позволяет выделить в числе основных следующие: осуществление обязательного пенсионного страхования и негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение. Эффективное инвестирование пенсионных накоплений и резервов НПФ, при достижении гражданами общеустановленного пенсионного возраста позволит им значительно увеличить уровень пенсионного обеспечения.
При участии в каком-либо пенсионном фонде имеет место реализация принципа добровольности. При этом физическое лицо может быть участником как одного, так и нескольких пенсионных фондов.
Основная функция негосударственных пенсионных фондов – это сбор средств с граждан или работодателей, которые заключили с ними договоры. Далее НПФ приступает к учету и распределению средств по личным счетам будущих пенсионеров. Кроме того, негосударственные пенсионные фонды через свои управляющие компании имеют право осуществлять инвестирование средств пенсионных накоплений.
Договор по страхованию пенсий представляет собой соглашение, которое заключается НПФ и страхователем в интересах застрахованного лица либо его правопреемника. Согласно договору, фонд обязуется назначить и выплачивать застрахованному лицу при достижении пенсионного возраста накопительную пенсию или производить выплаты правопреемникам, в случае его смерти [7, с.55].
Любой житель Российской Федерации имеет право на обязательную государственную пенсию, под которой понимается ежемесячные денежные выплаты, предназначенные для компенсации гражданам заработка, утраченного в связи с достижением установленного законом возраста, наступлением инвалидности, потери кормильца, а также по другим основаниям [11, с.163].
Законодателем предъявляются определенные требования для осуществления обязательного пенсионного страхования и дополнительного пенсионного обеспечения.
Накапливаемые пенсионные активы в негосударственном пенсионном фонде, управляющая компания размещает в самые различные виды ценных бумаг. Основная цель, которую преследуют НПФ в этой деятельности – получение прибыли. Распределение инвестиционной прибыли производится пропорционально суммам, внесенным участниками пенсионного фонда. Указанные суммы зафиксированы на индивидуальных пенсионных счетах участников и учитываются на дату, когда происходит распределение. Как правило, это происходит не реже одного раза в месяц.
Право на получение негосударственной пенсии из НПФ у его участника возникает в случае достижения установленного законом пенсионного возраста, в том числе, и когда речь идет о досрочном пенсионном обеспечении. Действующим законодательством предусматривается возможность получения пенсионных выплат из НПФ и ранее достижения пенсионного возраста в том случае, если участник в установленном законом порядке признан инвалидом.
Факт признания лица инвалидом должен быть подтвержден документами лечебного учреждения, производившего освидетельствование на предмет инвалидности. В том случае, когда участник НПФ выезжает на постоянное местожительство за границу, либо если наступила смерть участника фонда, пенсионные выплаты из НПФ могут производиться также до достижения установленного законом пенсионного возраста [18, с.34].
Права и обязанности вкладчиков и участников, а также застрахованных лиц НПФ выделены Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, пенсионными
Фрагмент для ознакомления
3
1. Нормативно - правовые и другие официальные документы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2021).
2. Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 23.11.2024) "О негосударственных пенсионных фондах" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025) ФЗ от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // "Собрание законодательства РФ", N 19, 11.05.1998, ст. 2071.
3. Федеральный закон от 28.12.2013 N 410-ФЗ (ред. от 28.12.2022) "О внесении изменений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" ФЗ от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» (ред. от 26.05.2022).// "Собрание законодательства РФ", 30.12.2013, N 52 (часть I), ст. 6975,
4. Федеральный закон от 30.04.2008 N 56-ФЗ (ред. от 10.07.2023) "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" ФЗ от 30.12.2021 № 537-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» в части защиты прав и законных интересов застрахованных лиц при выборе страховщика по обязательному пенсионному страхованию и статью 42 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате».// "Собрание законодательства РФ", 05.05.2008, N 18, ст. 1943,
5. Указание Банка России от 25.03.2022 № 6104-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 29 июня 2021 года № 762-П «О правилах осуществления перевода денежных средств»» (зарегистрировано в Минюсте России 25.04.2022 № 68320). URL: http://pravo.gov.ru/
6. Решение от 3 июля 2023 г. по делу № А76-3190/2023
2. Литература (учебники, учебно-методические, научно-технические издания, монографии, статьи из сборников)
7. Боровков, Г. В. О договорах, заключаемых с негосударственными пенсионными фондами по пенсионному обеспечению граждан / Г. В. Боровков, Н. И. Сапожникова // Актуальные проблемы гражданского и предпринимательского права: история и современность. Сборник научно-практических статей IV Международной научно-практической конференции (симпозиума) молодых ученых. – 2021. – С. 32-37.
8. Вавилов, Д. В. Отечественные негосударственные пенсионные фонды: механизм работы / Д. В. Вавилов, В. В. Колесниченко, П. А. Рудягина // Финансовый рынок. Факты, риски, технологии. Сборник научных трудов студентов Финансового университета при Правительстве Российской Федерации по материалам семинарских занятий по дисциплинам денежно-кредитной тематики / Под редакцией Н.И. Морозко, В.Ю. Диденко. – Москва, 2020. – С. 255-270.
3. Периодическая печать
9. Вичентиевич, К. Р. Интегральная оценка деятельности негосударственных пенсионных фондов как инструмент определения факторов роста институциональных инвесторов / К. Р. Вичентиевич, К. Р. Курамшина // Современные финансы: проблемы, тенденции, риски: материалы Всероссийской научно-практической конференции: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – 2022. – С. 68-74.
10. Есаулкова, Т. С. Негосударственные пенсионные фонды (НПФ): мониторинг текущего состояния / Т. С. Есаулкова // Проблемы экономики и юридической практики. – 2020. – Т. 15. – № 4. – С. 46-49.
11. Жукова, А. А. Негосударственные пенсионные фонды в системе РФ / А. А. Жукова, О. Н. Паценко // Трибуна ученого. – 2022. – № 12. – С. 290-294.
12. Качор, О. Н. Анализ деятельности негосударственных пенсионных фондов в РФ / О. Н. Качор // Экономика и социум. – 2021. – № 1 (68). – С. 478-481.
13. Ким, А. Д. Факторы, воздействующие на деятельность негосударственных пенсионных фондов / А. Д. Ким // Финансовый рынок. Факты, риски, технологии: сборник научных трудов студентов Финансового университета при Правительстве Российской Федерации по материалам семинарских занятий по дисциплинам денежно-кредитной тематики / Под редакцией Н.И. Морозко, В.Ю. Диденко. – Москва, 2020. – С. 146-158.
14. Кокорина, М. И. Анализ деятельности негосударственных пенсионных фондов России / М. И. Кокорина // Актуальные проблемы экономической теории: материалы III Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых. – Екатеринбург, 2021. – С. 24-26.
15. Красильников, Е. В. Перспективы развития негосударственных пенсионных фондов в России / Е. В. Красильников // Вестник науки. – 2021. – Т. 2. – № 6 (27). – С. 94-97.
16. Лебедева, М. Р. Контроль за деятельностью негосударственных пенсионных фондов / М. Р. Лебедева, А. А. Бабич // Университетская наука – региону: материалы VII ежегодной научно-практической конференции Северо-Кавказского федерального университета преподавателей, студентов и молодых ученых / Под редакцией Л.И. Ушвицкого, А.В Савцовой. – 2020. – С. 611-614.
17. Меркулова, А. Ю. Недобровольный перевод пенсионных накоплений / А. Ю. Меркулова // Социальное и пенсионное право. – 2021. – № 4. – С. 3538.
18. Моисеева, Е. Н. Негосударственное (корпоративное) пенсионное обеспечение в пенсионной системе России / Е. Н. Моисеева // Вопросы российского и международного права. – 2021. – Т. 10. – № 3-1. – С. 189-196.
19. Оганесян, Г. С. Опыт формирования негосударственных пенсионных фондов в России / Г. С. Оганесян // StudNet. – 2022. – Т. 5. – № 1. – С. 18-22.
20. Роик, В. Д. Социальная политика. Социальное обеспечение и страхование. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В. Д. Роик. – Москва: Книжный мир, 2020. – 523 с.
21. Сапожникова, Н. И. Негосударственные пенсионные фонды в системе пенсионного обеспечения российской федерации / Н. И. Сапожникова // Вопросы российского и международного права. – 2021. – Т. 10. – № 4-1. – С. 163-171.