Фрагмент для ознакомления
2
Работа посвящена роли и функциональному значению СМИ как социального института в жизни общества, в формировании общественного мнения. В частности, особое внимание будет уделено проблеме манипуляции СМИ массовым сознанием.
Актуальность исследования - изучение этой темы является особенно актуальным, поскольку проблема роли СМИ, в частности, манипуляции СМИ массовым сознанием в политической, общественной и государственной жизни вызывает пристальный интерес специалистов в области теории государства и права, политологии, социологии, философии и т.д. А также у самой аудитории.
Степень изученности темы. Данная тема рассматривалась многими исследователями. В частности, следует выделить труды Т.В. Науменко, Л. Мазитовой, Е.С. Аминевой, Н.Е. Петровой и других специалистов.
Объект исследования - роль СМИ в жизни современного общества и формировании общественного мнения.
Предмет исследования - функции и манипулятивный потенциал СМИ в аспекте формирования общественного мнения.
Главная цель курсовой работы – проанализировать роль и функции СМИ как социального института.
В связи с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие социального института
2. Изучить особенности СМИ как социального института
3. Рассмотреть понятие роль и функции СМИ на современном этапе.
4. Изучить роль СМИ в духовно-нравственном и культурном развитии личности и общества.
5. Выявить роль СМИ в формировании общественного мнения.
6. Проанализировать тенденции развития СМИ как социального института.
7. Сформулировать выводы по исследованию.
Методы исследования – аналитический, метод синтеза, метод систематизации, метод анкетирования.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации актуальных данных относительно роли СМИ как социального института на современном этапе развития общества, манипулятивных стратегий и методов СМИ, попытке практического анализа механизмов манипулятивного воздействия на современном этапе в СМИ.
Гипотеза исследования - манипулятивное воздействие СМИ на формирование общественного мнения в настоящее время усиливается, это воздействие проявляется в различных стратегиях, как вербальных, так и не вербальных, причем, данное воздействие в наибольшей мере касается политической коммуникации.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования текста исследования для изучения роли СМИ в жизни общества, для дальнейшего углубления исследования.
Структура работы - структурно данное исследование представлено введением, двумя главами, заключением, списком использованной литературы.
Социальные институты формируют общество. Действительно, сложная совокупность экономических, политических, правовых, духовных отношений обеспечивают целостность общества как социальной системы.
В социологии социальные институты рассматриваются в качестве исторически сложившихся, устойчивых форм организации совместной деятельности людей. Есть и более узкий смысл этого понятия, в частности, под социальным институтом подразумевается обширная система социальных связей и норм, которая отличается организованностью и удовлетворяет главные общественные потребности, а также потребности разных социальных групп и отдельных личностей.
Таким образом, социальные институты (insitutum — учреждение) это ценностно-нормативные комплексы (ценности, правила, нормы, установки, образцы, стандарты поведения в определенных ситуациях), а также органы и организации, которые обеспечивают их реализацию и утверждение в жизни общества.
Элементы в обществе взаимосвязаны, в частности, их связывают общественные отношения, под которыми мы подразумеваем те связи, которые возникают в различных социальных группах в процессе деятельности (при этом, деятельность эта может носить экономический, материальный, духовный характер).
Общество представляет собой динамичную структуру, оно постоянно развивается, соответственно, какие-то связи отмирают, а другие приходят на их место. Важно заметить, что те связи, которые полезны для общества, закрепляются и переходят из поколение в поколение. Стабильность данных значимых в контексте развития общества связей имеет значение для определения устойчивости социальной системы в целом.
Соответственно, социальные институты представлены не только общественными элементами, связанными со стабильными формами организации, регулирования общественной жизни. Но их задачи являются более масштабными. К примеру, государство, институты образования, семья упорядочивают отношения, комплексно регулируют деятельность людей, поведений в структуре общественной системы.
Отметим также, что в обществе процесс удовлетворения актуальных потребностей также регулируется действием определенных институтов. Например, чтобы регулировать потребность в получении образования, в обществе созданы институты образования разных уровней.
Социальный институт наделен определенной структурой. Образование структуры социального института осуществляется благодаря социальным группам и организациям, кроме того, значимы и такие аспекты, как социальные нормы, ценности и образцы поведения, символы, идеологические основания деятельности социальных институтов, ресурсы, которые актуальны для данного социального института в целом .
Социальный институт имеет и определенные признаки. А именно, это совокупность учреждений и групп, которая удовлетворяет общественные потребности, система образцов и норм, ценностей, система поведения, в социальный институт входят материальные и человеческие ресурсы, необходимые для того, чтобы решить задача, выполнить миссию, достичь цели .
Специалистами выделены группы социальных институтов, базисом классификации выступают сферы жизни общества: 1. Экономические институты, к примеру: система банков, рынок, торговля, разделение труда и т.д. 2. Политические институты. 3. Институты стратификации и родства. 4. Культурные институты.
Безусловно, социальные институты разнообразны, приведение полного списка не является возможным.
Следует обратить внимание также и на разнообразие форм, проявлений социальных институтов. Социальные институты могут тесно взаимодействовать друг с другом, влиять друг на друга.
В контексте рассматриваемой темы нужно ввести понятие институционализации. Институционализация является процессом формирования социального института. Под институционализацией мы также подразумеваем процесс упорядочения общественных отношений, когда формируются стабильные образцы социального взаимодействия в рамках общества .
Далее обратимся к понятию СМИ.
Средство массовой информации является формой распространения массовой информации. Согласно 2 статье Закона о СМИ, к массовой информации относятся печатные, аудио-, аудиовизуальные и другие материалы и сообщения, которые предназначены предназначенные для неопределенного круга лиц. Если считать, что в формулировке «предназначенные для неопределенного круга лиц» проявляется видовое отличие понятия «массовая информация» от более широкого понятия «информация», то самой информацией являются печатные, аудио-, аудиовизуальные, иные сообщения и материалы. Другая формулировка понятия «информация» содержится в Законе об информации, согласно которому информацией являются сведения о предметах, лицах и фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от того, в какой форме они представлены.
Разработчики Закона о СМИ полагают, что содержание «сообщений» составляют «сведения». Если проанализировать основные положения Закона о СМИ, то можно прийти к выводу о том, что содержание сообщений и материалов состоит из сведений. Подобный вывод можно сделать, в частности, из положений ст. 3, 34, 41 Закона о СМИ. Кроме того, сообщения и материалы нельзя считать информацией в чистом виде, так как они являются результатом творческого труда .
В научной литературе также определяется понятие СМИ, в частности, И.Э. Полуэхтова отмечает, что СМИ представляют собой форму распространения массовой информации, которая носит периодический характер. То есть, содержанием средств массовой информации являются подробные сообщения и материалы, которые предназначены для распространения неопределенному кругу лиц.
СМИ в этом аспекте можно сравнить со сборниками. Конечно же, материалы и сообщения могут быть зафиксированы в различной форме, а значит, и в законодательстве представлены два вида СМИ: периодические печатные издания, радио-, теле-, видеопрограммы, кинохроникальные программы.
Продукция СМИ, как отмечает И.Д. Фомичева, конечно же, распространяется. Под распространением продукции СМИ подразумевается представление отдельного номера, отдельного выпуска СМИ неопределенному кругу лиц. Распространение осуществляется посредством продажи; трансляции (передачи в эфир); показа некоторой программы. Причем, распространение может быть не только платным, но и бесплатным .
Итак, самые распространённые и чаще всего используемые СМИ - это телевидение, интернет, радио и печатные издания.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 01.03.2020) "О средствах массовой информации" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/
2. Алхазова М.Х., Эздекова Л.Б. Роль и функции СМИ в современном обществе. – Режим доступа: https://msi.elpub.ru/jour/article/view/1435/0
3. Анхимова Р.В. Средства массовой информации как часть коммуникативной системы: понятие, функции и роль в обществе// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2018. – № 3-3. – С. 464-468
4. Белоножко Л.Н. Средства массовой информации в системе духовно-нравственного развития личности: диссертация ... кандидата Социологических наук: 22.00.06 / Белоножко Лидия Николаевна;[Место защиты: ФГБОУ ВО Тюменский индустриальный университет], 2017.
5. Виноградова Л.В. Сущностные признаки массового сознания.// https://cyberleninka.ru/article/n/suschnostnye-priznaki-massovogo-soznaniya
6. Гончаренко Я.В. СМИ и политика: теоретическая рефлексия.//Русская политология. – 2018. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/smi-i-politika-teoreticheskaya-refleksiya
7. Дзялошинский И.М. Средства массовой информации и общественные институты: перспективы взаимодействия. – Режим доступа: https://gtmarket.ru/library/articles/5086?ysclid=lo7h173f6d353478093
8. Ефанов, А. А. Социология медиакультуры и медиаобразования : учебное пособие для вузов / А. А. Ефанов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 124 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12432-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/518718
9. Заморский, В.В. Конструктивное и деструктивное воздействие виртуальной информационно-коммуникационной среды на ценности современной молодежи / В.В. Заморский // Этносоциум и межнациональная культура, 2014. – № 5 (71). – С.62-70.
10. Заморский, В.В. Философский анализ ценностной системы российской молодежи / В.В. Заморский: диссертация .. кандидата философских наук: 09.00.11. – Москва, 2014. – 207 с.
11. Касьянов, В. В. Социология массовой коммуникации : учебник для вузов / В. В. Касьянов. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 288 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15798-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/509768
12. Кудашов В.И., Буртасова Н.С. Управление массовым сознанием: сакрализация идеалов и ценностей // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2015. № 2. С. 173–186.
13. Лосева К.А. Манипулирование СМИ массовым сознанием: теоретико-методологический обзор // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/05/98316
14. Луман Н. Реальность массмедиа. – Режим доступа: https://studfile.net/preview/3796597/
15. Московкина, Ю. Ю. Воздействие традиционных СМИ на массовое сознание / Ю. Ю. Московкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 52 (238). — С. 238-239. — URL: https://moluch.ru/archive/238/55135/
16. Ольшанский Д.В. Психология масс. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://bookap.info/sociopsy/olshanskiy_psihologiya_mass/gl5.shtm
17. Сидорова Т.Н. Потребительская идентичность как трансформация социально идентичности // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. 2016. № 4 (04). 2016. С. 38–43.
18. Сирота, Н. М. Социология : учебное пособие для вузов / Н. М. Сирота, С. А. Сидоров. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 167 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16637-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/531419
19. Социология : учебник для вузов / О. Г. Бердюгина [и др.] ; ответственный редактор В. А. Глазырин. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 414 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-04188-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/488730
20. Социальные институты российского общества: состояние, динамика, перспективы / Н. С. Речкин, О. В. Алифиренко, Е. В. Ивченко и др.; науч. ред. Н. С. Речкин. – М.: ВПО, 2014. – 134 с.
21. Фомичева И.Д. Социология СМИ: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030601 «Журналистика». Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Рипол Классик, 2019.
22. Шампань П. Делать мнение: новая политическая игра. Пер. с фр. / Faire I'opinion le nouveau jeu politique. Paris, Minuit, 1990 Перевод под ред. Осиповой Н.Г./- М.: Socio-Logos, 1997 г. - 317 с.
23. Щеглов А.В. Манипуляция общественным мнением.//Вестник экономической безопасности. – 2020. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/manipulyatsiya-obschestvennym-mneniem