Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА, СОСТАВ УЧАСТНИКОВ, ИХ ПОЛНОМОЧИЯ 5
1.1. Сущность бюджетного процесса 5
1.2. Стадии бюджетного процесса и их характеристика 10
1.3. Проблемы и пробелы бюджетного процесса и пути их разрешения 14
ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ ПРОЦЕССОВ В РФ 18
2.1. Механизмы правового регулирования расходов бюджета 18
2.2. Особенности бюджетных процессов в России в 2023-2024 гг 24
2.3. Проблемы бюджетного процесса в России и подходы к их решению. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 40
Фрагмент для ознакомления
2
Бюджет является основным звеном финансовой системы страны, так как объединяет основные доходы и расходы государства. Бюджет является основным документом финансового планирования государства на текущий год, имеющим силу закона.
Государственный бюджет утверждается законодательным органом. В Российской Федерации это Федеральное Собрание и его две палаты: Государственная Дума и Совет Федерации. В современном обществе государственный бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль и является инструментом влияния на развитие экономики и социальной сферы.
Бюджетная система Российской Федерации включает бюджеты следующих уровней:
- федеральный бюджет;
- бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты);
- муниципальные бюджеты (местные бюджеты);
- бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Федеральный бюджет используется для финансовой поддержки национальной деятельности. Основными функциями бюджета являются перераспределение национального дохода и валового внутреннего продукта (ВВП); государственное регулирование и экономическое стимулирование; контроль за конституцией и использованием центрального фонда средств.
Сегодня в России государственный бюджетный механизм направлен на финансирование структурной перестройки экономики; повышение модернизационного и научно-технического потенциала; ускорение социального развития и социальной защиты населения. Благодаря расходам и налогам государственный бюджет Российской Федерации представляет собой важный инструмент регулирования и стимулирования экономики и инвестиций.
Очевидно, что успех экономической реформы в нашей стране во многом зависит от того, по каким направлениям будет идти трансформация финансовой системы общества и насколько государственная бюджетная политика будет отвечать современным требованиям. В связи с этим изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма приобрело сегодня особое значение.
Объект исследования- бюджетный процесс
Предмет исследования- сущность бюджетного процесса
Цель исследования- изучить сущность бюджетного процесса
Задачи исследования:
- раскрыть сущность бюджетного процесса
- определить стадии бюджетного процесса и их характеристика
- изучить проблемы и пробелы бюджетного процесса и пути их разрешения
- раскрыть механизмы правового регулирования расходов бюджета
- рассмотреть особенности бюджетных процессов в России в 2023-2024 гг
- изучить проблемы бюджетного процесса в России и подходы к их решению
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА, СОСТАВ УЧАСТНИКОВ, ИХ ПОЛНОМОЧИЯ
Сущность бюджетного процесса
Бюджетный процесс – это регулируемая законом деятельность органов государственной власти по подготовке, рассмотрению, утверждению и исполнению федерального и региональных (местных) бюджетов. Его содержание определяется государственным и бюджетным устройством страны.
Бюджетный процесс – это регулируемая правовыми нормами деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по подготовке и рассмотрению проектов бюджетов.
Бюджетный процесс базируется на определенных принципах, соблюдение которых позволяет правильно разрабатывать, утверждать и исполнять бюджет так, чтобы государственные средства использовались экономно и с максимальной пользой для развития общества.
Принципы бюджетного процесса:
Принцип очередности вступления в бюджетную деятельность исполнительных и законодательных органов - бюджет составляется исполнительными органами, законодательные органы рассматривают и утверждают бюджет, бюджет исполняется исполнительными органами, отчет утверждается законодательные органы;
Принципом годового бюджетирования является принятие бюджета каждый год до начала планового года;
Принцип открытости и гласности – до принятия бюджета его проект обсуждается не только органами власти, но и общественностью через средства массовой информации.
Принцип специализации бюджетных показателей – основой подготовки бюджета является бюджетная классификация.
Бюджетная классификация представляет собой группировку всех доходов и расходов бюджета.
Целями бюджетного процесса являются:
- Максимальное выявление всех материальных и финансовых резервов для достижения значительного прогресса на пути развития рыночной экономики;
- определение доходов бюджета по отдельным налогам и другим платежам, а также их общего объема в соответствии с прогнозами и целевыми программами социально-экономического развития;
- установление расходов бюджета в соответствии с их целевым назначением, а также общего объема, исходя из необходимости бесперебойного финансирования всех мероприятий общегосударственного значения, предусмотренных бюджетом;
- Согласование бюджета с общей программой финансовой стабилизации, направленной на преодоление инфляционных тенденций в экономике и обеспечение стабильности национальной валюты;
- сокращение и ликвидация дефицита бюджета за счет экономически обоснованных источников;
- Осуществление бюджетного регулирования в целях балансирования бюджетов разных уровней путем перераспределения источников государственных доходов между ними, а также между отраслями экономики и экономическими регионами;
- повышение роли долгосрочного бюджетного планирования, которое должно обеспечивать пропорциональность и сбалансированность всех масштабных социально-экономических программ;
- усилить контроль за финансовой деятельностью юридических лиц и доходами отдельных граждан при исполнении ими налоговых обязательств;
- Автоматизация процесса разработки и исполнения бюджетов благодаря системе автоматизации финансовых расчетов с обобщением электронных вычислений.
Механизм бюджетного процесса в Российской Федерации основан на принципах соответствующего бюджетного устройства и бюджетных правах разных уровней власти. Именно бюджетные права определяют полномочия представительной и исполнительной власти по подготовке, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. Они отражены в законах компетентных органов о бюджетном процессе.
Согласно действующему законодательству Российской Федерации руководство составлением и исполнением бюджетов возложено на органы исполнительной власти, а рассмотрение и утверждение - на представительные органы власти.
На практике эти процессы осуществляются при сотрудничестве обеих ветвей власти. При этом выполнение такой функции, как контроль за исполнением бюджетов, в большей степени ложится на исполнительные органы. Таким образом, основные положения подготовки, рассмотрения, утверждения и исполнения федерального бюджета устанавливаются Федеральным Собранием Российской Федерации, конкретные сроки и формы бюджетной отчетности - Министерством финансов Российской Федерации.
В учебной литературе нет единого определения бюджетного процесса; например, некоторые авторы, говоря о бюджетном процессе, включают в определение деятельность органов государственной власти по разработке проектов государственных внебюджетных фондов, по разработке и реализации бюджетной политики.
Например, Поляк Г.Б. определяет бюджетный процесс как совокупность действий исполнительной и представительной власти по разработке и реализации финансово-бюджетной политики и управлению бюджетной системой.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ СЗ РФ - 28.12.2012.
3. Федеральный закон от 15 августа 2009 года N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации";
4. Федеральный закон Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год»;
5. «Бюджетная система Российской Федерации», И. М. Александров, 2019г.;
6. «Бюджетная система России», В. А. Парыгина», А. А. Тедеев, К. Браун и др., 2019г.;
7. Грачева Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. М.: Юриспруденция, 2018. С. 70.
8. Землин А.И. Бюджетное право: Схемы и комментарии / Под ред. д.ю.н. Е.Ю. Грачевой. М.: Юриспруденция, 2020. С. 6.
9. Козырин А.Н. Конституционные основы бюджетного процесса в странах Ближнего и Среднего Востока // Финансовое право зарубежных стран: исследования, рефераты, законодательные акты / Под ред. А.Н. Козырина. М.: Готика, 2022. С. 136.
10. Лушин С. И. Государственные финансы в новых условиях // Финансы, 2019, № 5.
11. Максимова Н. С. О реформировании межбюджетных отношений в Российской Федерации // Финансы, 2019, № 6.
12. Местные финансы и формирование бюджетов муниципальных образований // Финансы, 2018, № 11.
13. О единстве бюджетной системы. // Финансы, 2020, № 5.
14. Петров В. А. Бюджет-10: приоритеты и финансовые механизмы экономического роста // Финансы, 2020, № 11.
15. Петров В. А. Основные направления бюджетной политики // Финансы, 2020, № 5.
16. Пронина Л. И. О местных финансах в проекте Бюджетного кодекса // Финансы, 2019, № 6.
17. Пыхова И. А. К решению проблем межбюджетных отношений на территории // Финансы, 2019, № 6.