Фрагмент для ознакомления
2
В условиях современной рыночной экономики одной из приоритетных стратегических целей любого предприятия является сохранение последовательное усиление конкурентных позиций в своей отрасли. Достижение этой цели зависит от множества внешних и внутренних факторов, одним из которых является квалифицированный состав кадров, так как успех предприятия напрямую зависит от уровня вовлеченности персонала в процессы совершенствования его деятельности.
Управление персоналом на предприятии это всегда комплексный подход, состоящий из таких сфер деятельности, как развитие социальной инфраструктуры, кадровый учет и делопроизводство, развитие персонала, планирование и подбор персонала. Именно грамотная реализация системы подбора персонала позволит компании принимать на работу тех сотрудников, которые будут наиболее эффективны в условиях корпоративной культуры компании и на конкретной позиции.
Актуальность совершенствования системы подбора персонала объясняется тем, что в настоящее время качественность подбора персонала стала важнейшим фактором в работе организации. Первостепенная задача каждого предприятия в подборе персонала - выявление лучших кандидатов из большого количества претендентов на вакансию.
Объектом исследования данной курсовой работы является производственное предприятие АО «ПФ «СКБ Контур», а в частности текущая система подбора персонала на предприятии. Компания столкнулась с необходимостью оптимизации и стандартизации системы подбора персонала, поэтому предметом исследования является проект по совершенствованию системы подбора персонала.
Целью данной работы является совершенствование процессов подбора, найма и обучения персонала как фактор повышения эффективности работы в компании.
Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:
- Рассмотреть систему подбора персонала как элемент эффективного управления организацией;
- Рассмотреть и проанализировать структуру процесса подбора персонала, ее принципы и риски;
- Сравнить различные методы и технологии подбора персонала.
-провести анализ текущей системы подбора персонала в компании «АО «ПФ «СКБ Контур»;
- предложить мероприятия по совершенствованию системы подбора персонала на предприятии;
Курсовая включает две самостоятельные части, разделенные на параграфы, а также введение, заключение, список использованных источников.
Комплектование штата персонала - один из ключевых и приоритетных элементов работы службы управления персоналом любой организации, так как от качества подобранного персонала зависит эффективность деятельности организации в целом. Исходя из этого ошибки в подборе кадров могут дорого обойтись организации, а точный и профессиональный подбор квалифицированных кадров является удачным вложением денег.
Отбор представляет собой функцию, осуществляемую организацией для выявления из списка заявителей лиц, наилучшим образом подходящих для открытой вакансии. Поскольку рабочая сила нанимается в организацию исходя из требований как тактических, так и стратегических задач, необходимо, чтобы были соблюдены несколько условий:
- при наборе были отобраны самые подходящие для организации работники;
- издержки, связанные с привлечением рабочей силы, были незначительными по отношению к результатам;
- сохранялась структура кадров с одновременным притоком новых идей в организации;
- не пострадал психологический климат организации;
- личные ожидания работников организации были воплощены в жизнь.
Подбор персонала проводится, как правило, в следующих формах: набор, отбор, наем. При организации процесса подбора персонала необходимо учитывать влияние целого комплекса факторов: законодательных ограничений и возможностей, специфики предприятия, рынка рабочей силы, непосредственного окружения, местоположения предприятия и т. д. Чем выше должность, на которую претендуют кандидаты, тем сложнее и продолжительнее процесс отбора.
В управленческой практике на этапе отборе персонала используется несколько видов критериев: квалификационные, диктуемые нормативной документацией определенной отрасли или организации; объективные, констатирующие соответствие реальных достижений оцениваемых претендентов некоторым количественным и качественным показателям; психолого-личностные, характеризующие наличие качеств, которые позволяют добиваться высоких результатов в профессиональной деятельности [5].
Принимая решение о проведении отбора персонала, важно корректно производить выбор методов и инструментов, повышающих уровень прогностичности данного процесса. При организации проведения конкурсного отбора необходимо внедрять в отделах службы управления персоналом автоматизированную комплексную программу по регистрации и оценке кандидатов. Последним этапом процесса набора персонала является составление базы данных по кандидатам на вакантные должности.
1.2 Процесс подбора персонала: структура, принципы и ириски
Для того чтобы изучить процесс подбора персонала, дадим определение:
Процесс подбора персонала — это система целенаправленных действий по привлечению на работу кандидатов, обладающих качествами, необходимыми для достижения целей и задач, поставленных организацией [8].
Непосредственно процессу подбора персонала предшествует процесс планирования потребности в персонале, целью которого является прогнозирование потребности в человеческих ресурсах для будущих целей организации. Эта потребность возникает под влиянием множества факторов, которые можно разделить на внутренние и внешние.
Внутренние внутриорганизационные:
1) Цели организации (например, связанные с планированием выпуска новой продукции, освоением нового рынка, слиянием фирм), для осуществления которых требуется большее количество трудовых ресурсов. Чем конкретнее представлена цель, тем проще спланировать потребность в персонале;
2) Динамика рабочей силы внутри организации. Сюда относят: увольнения по собственному желанию, выходы на пенсию, листы нетрудоспособности по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком.
3) К внешним факторам относят те факторы, которые оказывают прямое влияние на рынок труда, который в свою очередь является источником рабочей силы. Среди множества внешних факторов выделим наиболее важные:
4) Макроэкономические факторы. Оказывают влияние как на спрос, так и на предложение человеческих ресурсов. Сюда относят темпы экономического роста, безработицу, структурные изменения, уровень инфляции;
5) Развитие техники и технологии также может повлиять на потребность в человеческих ресурсах. Речь идет об замене человеческого труда машинным;
6) Политические изменения влияют на потребность в кадрах через регулирование макроэкономических факторов и изменение законодательства.
7) Конкуренция и состояние рынка сбыта.
Можно выделить два типа потребности в персонале:
- Качественная потребность персонала — это потребность в работниках определенных специальностей, категорий, профессий.
- Количественная потребность персонала — это потребность в определенном количестве работников разных специальностей и квалификаций.
После процесса кадрового планирования предприятие приступает к процессу поиска и подбора персонала, он состоит из нескольких этапов, которые проиллюстрированы на рисунке 1.
Распределим этапы на несколько групп и рассмотрим подробнее каждый из них.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Базаров, Т.Ю. Управление персоналом: учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. / под общей ред. Т.Ю.Базарова / Т.Ю.Базаров, Б.Л.Еремин и др. Москва: ЮНИТИ, 2020. 560 с.
2. Восканян, Л.В. Кадровая политика как фактор повышения эффективности деятельности предприятия: научная статья [Электронный ресурс]. – cyberlenika.ru: каталог научных статей – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kadrovaya-politika-kak-faktor-povysheniya-effektivnosti-deyatelnosti-predpriyatiya (дата обращения: 04.10.2024).
3. Ефимова, О.В. Финансовый анализ: современный инструментарий для принятия экономических решений: Учебник / О. В. Ефимова. - М.: Омега-Л, 2021. - 349 c.
4. Кудрявцева, Т. Ю. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. Учебное пособие по курсовому проектированию для студентов заочной формы обучения, Санкт-Петербург, 2019 – 234 с.
5. Маслова, В.М. Управление персоналом предприятия: учебное пособие для студентов – Санкт-Петербург: Юнити-Дана, 2020. – 159 с.
6. Максимова Е. Оценить по достоинству, или Какие методы оценки персонала используют работодатели: [Электронный ресурс]. –HR JOURNAL – Режим доступа: http://www.hr-journal.ru/articles/oap/oap_1320.html (дата обращения: 04.10.2024).
7. Панежин, Е.К. Влияние управления персоналом на эффективность деятельности предприятия: научная статья [Электронный ресурс]. – cyberlenika.ru: каталог научных статей – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-upravleniya-personalom-na-effektivnost-deyatelnosti-predpriyatiya (дата обращения: 04.10.2024).
8. Светлана Иванова. Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час: – Москва, Изд-во Альпина Диджитал, 2021. – 230 с.
9. Ступина, М.В. Основы управления персоналом: учебное пособие. – Вологда: ВоГУ, 2021. – 111 с.
10. Сайт компании АО «ПФ «СКБ Контур» https://kontur.ru (дата обращения 04.10.2024)
11. Санин, М.К. Управленческий учет: Учебное пособие. — СПб: СПбГУ ИТМО, 2019. —88 с.
12. Стратегический менеджмент: управление развитием: учебное пособие, Богданова Т.А., Санкт-Петербург, 2020 – 235 с.