Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Под связной речью понимается последовательная, насыщенная лексикой речь ребенка, отражающая окружающую действительностью. О сформированности связной речи судят по возможности ребенка хорошо излагать свои мысли, описывать ситуации, пересказывать рассказы. Именно эти навыки необходимы будущему школьнику при обучении в школе. Так как именно в дошкольном возрасте закладываются основы для будущего обучения.
Особое значение приобретают вопросы развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи (далее ОНР). Значительные трудности в овладении связными речевыми навыками у детей с ОНР обусловлены недостаточным развитием основных компонентов языковой системы – фонетико-фонематической, лексической, грамматической, недостаточным формированием произношения и семантических сторон речи. Наличие аномалий в развитии ведущих психических процессов у детей создает дополнительные трудности в овладении связной речью.
Проблему изучения связной речи у дошкольников с ОНР исследовали многие авторы: В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, О.С. Ушакова.
Организация воспитания детей с нарушениями речи предполагает развитие навыков планирования собственных высказываний, самостоятельного ориентироваться в речевых условиях, самостоятельно определять содержание своих слов.
Среди подходов к построению связной речи также выделяется аспект, в котором используются элементы мнемотехники. Мнемоническая таблица — это схема, в которую помещается определенная информация. Авторы интерпретируют это понятие по-разному. Например, В.К. Воробьева называет такую методику сенсорно-графическими схемами, Т.А. Ткаченко - предметно-схематическими моделями, В.П. Глухов – блоками-квадратами, Л.Н. Ефименкова - схемой составления рассказа, Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова – картинно-графическими планами.
В настоящее время существует множество исследований, посвященных возможностям использования мнемотехники на логопедических занятиях.
Из вышесказанного следует отметить, что рассмотренные методы и технологии формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи позволяют по-разному проводить коррекционную и логопедическую работу, что, в свою очередь, помогает преодолеть недоразвитость речи. Использование мнемотехники способствует не только формированию связной речи у дошкольников, но и развитию психических функций.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать содержание логопедической работы по формированию связного высказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III речевого уровня методами мнемотехники.
Объект исследования: особенности связного высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III речевого уровня.
Предмет исследования: использование мнемотехники в формировании связного высказывания и у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III речевого уровня.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и научную литературу по проблеме развития связанного высказывания старших дошкольников с общим недоразвитием речи с мнемотехники, изучить онтогенетические особенности развития связной речи у детей, определить роль мнемотехники в развитии связной речи у детей с ОНР 3 уровня.
2. Экспериментально выявить особенности связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Разработать содержание логопедических занятий, направленных на формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством мнемотехники.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ теоретических источников по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы: диагностика, наблюдение, беседа с детьми, педагогический эксперимент (констатирующий этап).
3. Методы количественного анализа данных: количественный и качественный анализ результатов исследования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный нами комплекс занятий в коррекции связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на основе мнемотехники, может быть использован в работе воспитателя и учителя-логопеда.
База исследования: ГАУСО СО Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями города Нижний Тагил", 622048, Свердловская обл, Нижний Тагил г, Зари ул, дом № 67а
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ СВЯЗНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III РЕЧЕВОГО УРОВНЯ
1.1 Закономерности развития связного высказывания у старших до-школьников в норме
Связная речь представляет собой сложную форму коммуникации. Она выражается в возможности ребенка максимально полно и разнообразно употреблять в речи разные части речи, комплектовать их в предложения в соответствии с синтаксическими и грамматическими правилами, с также соблюдая логическую связь речи. Единицами связной речи являются слова, словосочетания и предложения.
Связная речь, представляющая собой многомерную проблему, является предметом изучения различных наук - психологии, лингвистики, психолингвистики, социальной психологии, общей и специальной техники.
Применительно к различным типам развернутых высказываний связный дискурс определяется как совокупность тематически объединенных фрагментов дискурса, которые тесно связаны между собой и составляют единое семантическое и структурное целое [21].
A.M. Бородич даёт следующее определение понятию «связная речь» - семантически подробное выражение (набор логически взаимосвязанных предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей [4].
Согласно исследованиям Л.С. Выготского, связная речь неотделима от мира мысли: связь речи — это связь мыслей. Связная речь отражает логику мышления ребёнка, его способность понимать и правильно выражать воспринимаемое. По тому, как ребёнок формирует свои слова, мы можем судить об уровне речевого развития [6].
С.Л. Рубинштейн отмечает, что связная речь — это та, которую можно хорошо понять, основываясь на её собственном тематическом содержании [23].
А.А. Леонтьев пишет: «Связная речь — это не просто последовательность слов и предложений, а последовательность взаимосвязанных мыслей, выраженных точными словами в правильно построенных предложениях» [16, с. 36].
Научившись говорить, ребёнок учится думать, но, научившись думать, он также совершенствует свою речь.
В.П. Глухов считает, что основная функция связной речи - коммуникативная. Связная речь — это тематически связанные части речи, которые представляют собой единое семантическое, структурное целое речи [7].
В.К. Воробьева рассматривает связную речь на современном этапе развития науки как вид речевой деятельности, являющийся результатом текстового сообщения [5].
В то же время в психологической и психолингвистической литературе связная (или монологическая, или контекстуальная) речь рассматривается как сложный вид речевого общения, как особый вид вербальной мыслительной деятельности, имеющий более сложную структуру, чем фразовая или диалогическая речь. Именно это определяет тот факт, что даже хорошо сформированный навык владения фразой не в полной мере обеспечивает способность создавать связные сообщения [2].
Связная речь, по мнению Н.П. Ерастова, характеризуется наличием четырех основных групп общения:
- логический - интерес речи к объективному миру и мышлению;
-функциональность и стиль - важность общения для партнеров по общению;
- психологический - интерес речи к областям общения;
- грамматический - соответствие речи структуре языка [10].
M.M. Алексеева и В.И. Яшина отмечают, что понятие «связная речь» включает как диалогические, так и монологические формы речи. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методов их формирования [1].
O.A. Нечаева отмечает, что в дошкольном возрасте основными функционально-смысловыми типами устной монологической речи являются определение, повествование и основные рассуждения [20].
Описание – это текст, который заменяется общим описанием и названием объекта, за которым следует список характеристик, атрибутов, действий. Описание завершает последнее утверждение, которое оценивает предмет или дает заявление по этому вопросу. Описание имеет статическую, не жесткую конструкцию, которая позволяет перемещать, заменять компоненты. Изучение того, как создавать текстовые аннотации, поможет детям получить базовое представление о структуре и функциях пояснительного текста.
Повествование включает сообщение фактов, описывающих событие и включенных в логическую цепочку речевого акта. Повествование позволяет раскрыть любое событие в зависимости от его временного порождения. Повествовательная речь имеет начало, середину и конец, что соответствует логике связной речи. Обучение повествованию необходимо при работе детей с художественными текстами. С помощью повествования дети могут самостоятельно составлять описание.
Рассуждение является особым типом утверждения, используемого для раскрытия причинно-следственных связей обсуждаемого события. Рассуждение оформляется посредством тезиса и аргумента.
Такие высказывания могут появляться в грязной (смешанной) форме в связанных текстах дошкольников, когда элементы объяснения или рассуждения включены в повествование или наоборот [30].
Как отметили Т.П. Плещенко, Н.В. Федотова, Р.Г. Чечет, можно оценить состояние связной речи у ребёнка по следующим показателям: логичность, связность, связность, цельность и цельность высказывания [22].
Развитие связной речи в онтогенезе проходит несколько этапов: доречевой и речевой. Развитие связного высказывания и понимание речи ребенком зависит от выраженности фонетико-фонематических процессов. Их развитие заканчивается ближе к концу дошкольного возраста. К школьному обучению у ребенка уже должна быть сформирована вся звукопроизносительная система.
Овладение диалогической и монологической связной речью Д. Б. Эльконин связывает с переходом от ситуативной речи к контекстной, который происходит к 4-5 годам. Именно на протяжении данного периода происходит ее формирование. Контекстная речь появляется сначала при пересказе ребенком сказок, рассказов, затем при описании каких-нибудь событий из его личного опыта, его собственных переживаний, впечатлений [17].
В своих исследованиях Л. И. Белякова отмечает, что к 5 годам у ребенка формируется контекстная речь, характеризующаяся тем, что ребенок становится способным на самостоятельные высказывания без прямой связи с конкретной ситуаций общения [4].
В старшем дошкольном возрасте речевая ситуативность, характерная для детей младшего дошкольного возраста, значительно снижается. Происходит отделение дискурса от непосредственного практического опыта. Основная линия развития связной речи заключается в том, что от исключительного доминирования ситуативной речи ребенок переходит к контекстной речи. Переход от ситуативной речи к контекстной, по словам Д. Б. Эльконина, происходит к 4 - 5 годам. В этом возрасте дети активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной беседе, рассказывать истории и рассказы. Главной особенностью этого возраста является появление функции планирования речи [17].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. – 3-е изд., стереотип. – М.: «Академия», 2017. – 400 с.
2. Арсеньева М.В. Основные направления развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи: (на материале детской художественной литературы) / М. В. Арсеньева, Л. Б. Баряева // Специальное образование. – 2019. – № 4 (56). – С. 17-26.
3. Белоусова Л. Е. Научиться пересказывать? Это просто! — СПб: Литера, 2009–65 с.
4. Бородич А.М. Методика развития речи детей / А. М. Бородич .– М.: Просвещение, 1981. – 256 с.
5. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие / В.К. Воробьева. – М.: ACT: Астрель, 2018. – 158 с.
6. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выгоский. – М.: Лабиринт, 2017. – 352 с.
7. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В.П. Глухов. – 2-е изд., испр. и доп. –М.: АРКТИ, 2012. – 168 с.
8. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию / В.П. Глухов // Дефектология – 1994. – № 2.– С. 52-76.
9. Груздева, И.Е. Мнемотехника. Как помочь школьнику лучше запомнить? // Герценовские чтения. Начальное образование. 2011. - Т. 2. - № 2. - С. 346-351.
10. Ерастов Н.П. Культура связной речи / Н.П. Ерастов. – Ярославль. 1982. – 129 с.
11. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: дети с общим недоразвитием речи: Книга для логопеда. М.: Просвещение, 2020. 112 с.
12. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Екатеринбург: Феникс, 2019. 316 с.
13. Козаренко В. А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джор-дано». М.: Самиздат, 2007. 350 c.
14. Корицкая Е. Г., Шимкович Т. А. Формирование развернутой описательно-повествовательной речи у детей с третьим уровнем общего недоразвития речи / Сост. Р.А. Белова-Давид. М.: 2020. 86 с.
15. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. Под ред. Р.Е. Левиной. М.: Просвещение, 1967. 173 с.
16. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение. 1969. 214 с.
17. Лисина М. И. Этапы генезиса речи как средства общения. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов// под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Институт практической психологии, 2019. С. 143-151.
18. Мастюкова Е.М. Логопедия. М.: Просвещение, 2017. 342 с.
19. Методы обследования речи у детей / под ред. Г.В. Чиркиной. 3-е изд., доп. М.: АРКТИ, 2020. 240 с.
20. Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи. (Описание, повествование, рассуждение). М., 1986. 140 с.
21. Нищеева Н.В. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. М.: Детство – Пресс, 2019. 288 с.
22. Плещенко Т. П., Федотова Н. В., Чечет Р. Г. Стилистика и культуры речи: Учеб. Пособие / Под ред. П.П. Шубы. Мн.: «ТетраСистемс», 2017. 544 с.
23. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. 712 с.
24. Сергеева Е. Е. Использование метода наглядного моделирования для формирования связной речи дошкольников с ОНР // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2019. №29. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-metoda-naglyadnogo-modelirovaniya-dlya-formirovaniya-svyaznoy-rechi-doshkolnikov-s-onr (дата обращения 16.10.2024).
25. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет : Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. М.: «Издательство ГНОМ и Д». 2017. 112 с.
26. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. 288 с.
27. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Основные направления коррекционной работы. Логопедия. Методическое наследие / под ред Л.С. Волковой, 5 книга. М.: ВЛАДОС, 2019. 480 с.
28. Шадриков В. Д., Черемошкина Л. В. Мнемические способности: развитие и диагностика. М.: Педагогика, 1990. 175 с.
29. Яшина В. И. Особенности связных высказываний типа рассуждений у детей шести лет // Хрестоматия по теории и методике развития речи. М.: 1999. № 1. С. 456-460.