Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы заключается в том, что муниципальная власть (органы местного самоуправления) являются наиболее приближенными к населению Российской Федерации органами власти. Именно местное самоуправление решает все насущные, ежедневные и бытовые проблем граждан, в связи с чем справедливо отметить, что чем лучше организовано управление и исполнение полномочий на данном уровне власти, тем лучшее впечатление создается о государственном устройстве в целом. Вместе с тем, несмотря на то, что уже почти двадцать пять лет назад была принята Конституция Российской Федерации, устанавливающая основные принципы местного самоуправления, а также несмотря на практически пятнадцатилетний юбилей вступления в силу Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской федерации», итоги реального исполнения положений Федерального закона говорят о наличии недостатков почти во всех вопросах организации местного самоуправления в Российской Федерации, в том числе отдельно выделяется слабый уровень нормативного правового регулирования деятельности органов муниципального управления.
Объектом исследования является нормативно правовое регулирование общественных отношений, складывающихся в сфере местного самоуправления, как одного из уровней публичной власти.
Предметом исследования являются теоретико-правовые свойства организации местного самоуправления, нормативное правовое регулирование местного самоуправления в системе организации власти в Российской Федерации.
Целью курсовой работы является анализ особенностей принятия решений процессе управления муниципальной собственностью.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1. Рассмотреть и проанализировать теоритические основы деятельности органов местного самоуправления, изучив их влияние на формирование конституционных и законодательных положений и принципов местного самоуправления в Российской Федерации.
2. Рассмотреть и проанализировать нормативные правовые основы деятельности органов местного самоуправления.
3. Произвести анализ структуры, функций и полномочий органов местного самоуправления.
В курсовой работе были использованы следующие методы: нормативный, сравнительно-правовой и историческо-правовой анализ.
Курсовая включает три самостоятельные части, разделенные на параграфы, а также введение, заключение, список использованных источников.
Глава 1. Основы организации деятельности органов местного самоуправления
1.1 Теоретические основы деятельности органов местного самоуправления
Изначально теории о местном самоуправлении возникают в начале двадцатого века, на основании рассуждений о взаимодействии человека и государства, органов управления центрального уровня и на местах в реалиях демократического государства и монархии. Среди иностранных ученых неоценимый вклад в распространение и изучение теорий о местном самоуправлении внесли Токвиль, Штейн, Лабанд. Представителями Российской науки были такие известные личности, как А.И. Васильчиков, В.П. Безобразов, К.М. Коргунов, Б. Чичерин, М.И. Свешников, А.Д. Градовский, Г.С. Михайловский, Н.И. Лазаревский и др. Однако, что в те далекие времена, что сейчас единого мнения среди ученых, по числу теорий о местном самоуправлении нет.
В общем в науке принято два главных подхода к трактованию понятия местного самоуправления, в следствии чего появилось два вида теории о местном самоуправлении: «общественная» и «государственная» [1]. Самой первой теорией о местном самоуправлении стала общественная. Популярность в российской юридической науке общественная теория самоуправления получила во второй половине девятнадцатого века. Она была описана в трудах А.И. Васильчикова, В.Н. Лешкова, которые основывались на праве местных сообществ своими силами и без лишнего контроля заниматься местными бытовыми, промысловыми и общественно-политическими делами, не находясь в зависимости от государства. Последователи этой теории считали, что «суть местного самоуправления заключает в том, что местное общество, население какого-либо территориального сообщества должны иметь право самостоятельно определяться в своих общественных интересах» [5]. Вместе с тем правительственные же органы должны были вести только государственные дела. Общественная теория местного самоуправления базировалась на противопоставлении местного общества – государственной власти, общественных интересов населения конкретной территории - интересам политическим в масштабе страны. Именно поэтому требовалось конкретно разделить сферы интересов общества и государства.
Основы государственной теории о местном самоуправлении были в первый раз научно обоснованы в тысяча восемьсот шестьдесят девятом году в труде известного в широких кругах зарубежного правоведа-юриста Лоренца Штейна «Власть, приводящаяся в исполнение». Сама теория заключалась в следующем: местное самоуправление – это всего лишь один из видов организации государственного управления на местах. Аргументация была следующая: все органы местного самоуправления наделялись полномочиями непосредственно государством, соответственно власть местных сообществ имела источником государственную власть и осуществлялась с участием местного населения, которое было заинтересованно в результатах местного управления. Государством было возложено на местное самоуправление выполнение лишь малой доли конкретных задач государственного управления. Отсюда Лоренц Штейн делал вывод, что местное самоуправление – это и есть государственное управление - вот главная идея этой теории.
Последовали данной теории видели в местном самоуправлении результат передачи на уровень местной власти задач государственного управления, но вместе с тем и службу местного сообщества государственным интересам и целям. По смыслу «государственной» теории «местное самоуправление представляет собой не противоположение общества и государственной власти, а в некой степени призыв местного сообщества на «государственную службу» [13].
Вся деятельность государственной власти выражается в управлении. Управление – это сфера особого органического государственного бытия, в которой воля государства через деятельность специальных органов происходит в личных жизненных элементах государства. Законодательство – это «воля, изрекаемая государством, а управление — действующее государство» [13]. Лоренц Штейн считал, что управление это: «выражение общей воли государства, которая реализуется через ряд действий исполнительной власти, направленной к осуществлению целей правительства. Эта область органической государственной жизни и есть управление. Как законодательство есть желающее, так управление есть действующее государство» [13].
Внутреннее государственное управление и самоуправление, составляют, по мнению Лоренца Штейна, одну из частей государственного управления в целом, а именно, ту самую сферу управления или общегосударственной деятельности, которая предоставляет каждому отдельно взятому жителю государства особые условия для его индивидуального роста и развития, «недостижимые собственной энергией и усилиями» [13]. Предметом внутреннего государственного управления является жизнь личности в человеческом обществе. Эта жизнь личности в основном проявляет себя в следующих видах:
1) как жизнь личности;
2) как жизнь лица в отношении к хозяйству;
3) как жизнь лица в отношении к обществу.
Свое видение понятия об обществе Лоренц Штейн базирует на различиях между людьми, которое состоит в неравнозначном распределении различных видов благ (личных, экономических и духовных). Задача же местного самоуправления, по мнению Штейна, в том, чтобы путем управления на местах с учетом особенностей конкретно взятых территорий можно было создать определенные условия, способствующие переходу отдельного лица с низшей ступени общества на высшую.
Подводя итог можно отметить, что общественному самоуправлению и его целям, и задачам было уделено много внимания в рамках классической государственной теории местного самоуправления, но в то же время основной упор делался на поиске форм внедрения и закрепления государственных интересов в каждом нормативном акте местного самоуправления. В целом можно утверждать, что, если согласно общественной теории управление на местах представляет по своей сути осуществление местным сообществом своих собственных интересов, то по «государственной» теории, задача местного самоуправления в первую очередь состоит в том, чтобы удовлетворить государственные интересы.
В России последователями государственной теории местного самоуправления были многие уважаемые ученые того времени. На современном этапе развития юридической науки и ее учений о правовом государстве и гражданском обществе и «государственная» и «общественная» теории местного самоуправления представляются достаточно односторонними. В связи с этим можно сделать вывод о том, что необходимо изучение и поиск более глубоких, диалектических взаимосвязей между государством и местным самоуправлением. В данном вопросе намного опередил свою эпоху и на тот момент предвосхитил нынешний сбалансированный подход к вопросу организации самоуправления крупнейший русский теоретик права девятнадцатого века Б.Н. Чичерин.
В девятнадцатом веке Б.Н. Чичерина чаще всего считали последователем «государственной» теории местного самоуправления. Однако Б.Н. Чичерин смог в непростых исторических реалиях Российского государства того времени всесторонне изучить отношения местного самоуправления с общественным укладом и с государственным устройством. Чичерин считал, что в рамках гражданского общества сформировывается сфера проявления личной инициативы, в которой всё население юридически равноправно и обладает равными возможностями. В данном случае на передний план выходят личная заинтересованность, и индивидуальная воля отдельно взятого собственника.
Подъем гражданского общества, в котором равенство перед законом ценится превыше всего, способствует созданию атмосферы, благоприятствующей развитию института предпринимательства, повышению степени индивидуальной свободы, в том числе и той, которая защищена нормативными правовыми нормами. Договорная связь между людьми, предполагающая, что государство не будет вмешиваться в их частную жизнь, пока это не ставит под угрозу государство и общество, является основой функционирования гражданского общества [14].
По мнению Чичерина, государство «есть высшая ступень в развитии общества, ибо государственное управление отражает все духовное в человеке — разум, волю и чувства». Взамен уже устаревшей системы взаимодействия местного самоуправления с государственной властью, основанной на «равновесии государственных сил», необходимо ввести новую систему, основанную на «равновесии народных сил». Для этого всему местному населению должна быть предоставлена свобода решать свою судьбу либо путем создания самостоятельного государства, либо путем присоединения к нации, с которой оно связано своими чувствами и интересами [41].
Возможность принимать участие в местном самоуправлении была одним из важнейших индивидуальных прав, которые подчеркивал Штейн. Чичерин рассматривал это индивидуальное право в тандеме с обязанностями перед законом, обществом и другими людьми. По мнению Чичерина, административная структура страны не должна быть чуждой силой, которая неестественно объединяет все под одной крышей. Гармония и единство в государственной жизни могут быть достигнуты только таким образом.
В заключение следует подчеркнуть, что конфликт «государство-общество» по поводу характера местного самоуправления, который был особенно силен в XIX веке, в настоящее время значительно ослаблен в процессе продвижения верховенства права и укрепления основ гражданского общества страны, при этом личность играет в этом процессе центральную и решающую роль. Государственные органы и организации местного самоуправления в настоящее время взаимодействуют в рамках движения, которое движется в одном направлении и направлено на максимальную поддержку и защиту прав личности наравне с населением страны и местными органами власти.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 01.07.2024 № 1-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 04.08.2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Европейская хартия местного самоуправления: принята Советом Европы 15 октября 1985 г. // Вестник Министерства иностранных дел. 1990. № 19. С. 33-37.
3. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. 30.12.2023 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2003. – № 40.
4. Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (в ред. 26.05.2023 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2007. – № 10.
5. Андреева Л. А. К вопросу о правовом регулировании отношений между муниципальными образованиями // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. IХIХ междунар. науч.-практ. конф. № 1(63). Новосибирск: СибАК, 2021. С. 42-54.
6. Астафичев П.А. Муниципальное право России. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, РИОР, 2024. – 368с.
7. Белявская М.С. Юридическая ответственность избирательных комиссий, участвующих в подготовке и проведении муниципальных выборов в России // Бизнес в законе. М.: Изд. Дом «Юр-ВАК», 2021. № 4. С. 60-62.
8. Вавилин Е.В. Понятие и механизм осуществления гражданских прав и исполнения обязанностей // Журнал российского права. 2024. N 5. С. 32-38.
9. Колосова Н.М. Конституционная ответственность в Российской Федерации. М., 2024. С. 60.
10. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации М., Юристъ., 2021. 559 с.
11. Муниципальное право Российской Федерации : учебник для академического бакалавриата / В. А. Виноградов [и др.] ; под общ. ред. В. А. Виноградова. — М. : Издательство Юрайт, 2024. — 406 с.
12. Ноздрачев А.Ф. Государственная служба: учебник для подготовки государственных служащих. М., 2021. С. 173.
13. Овчинников И. И., Писарев А. Н. - Муниципальное право 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2023 - 361с
14. Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. М.: Юристъ, 2023. 776 с.
15. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / под ред. В. М. Корельского, В. Д. Перевалова. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2024. 616 с.
16. Терехова Т.Н. Проблемы ответственности контрольного органа и его членов // Бизнес в законе. 2021. № 4. С. 165-169.
17. Фаткуллин Ф. Н. Основы теории государства и права: курс лекций. Казань: КФЭИ, 2022. 195 с.
18. Шугрина Е. С. Муниципальное право: учебник. М.: ТК Велби; Изд-во Проспект, 2021. 672 с.