Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы курсовой работы. Городской пейзаж является одним из ведущих жанров изобразительного искусства, отражающих современную городскую среду и ее динамичное развитие. Данный жанр позволяет художникам запечатлевать архитектурные ансамбли, улицы, площади, парки и другие элементы городского пространства, передавая их уникальный облик, атмосферу и настроение.
Актуальность данной темы обусловлена рядом факторов.
Во-первых, в современном мире наблюдается активная урбанизация, что приводит к значительным изменениям городской среды и ее визуального облика. В этих условиях возрастает роль городского пейзажа как средства отображения динамики городского развития и фиксации его уникальных черт.
Во-вторых, жанр городского пейзажа представляет большой интерес для искусствоведов, культурологов и педагогов, поскольку позволяет исследовать особенности художественного восприятия и интерпретации городского пространства.
В-третьих, изучение городского пейзажа способствует развитию творческих способностей учащихся, формированию их эстетического вкуса и художественной культуры, что соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) в области изобразительного искусства.
Согласно ФГОС, одной из основных задач художественного образования является «формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий».
Городской пейзаж, как неотъемлемая часть современной городской культуры, может стать эффективным средством решения данной задачи, позволяя учащимся познавать и осмысливать окружающую действительность через призму художественного творчества.
Цель курсовой работы состоит в разработке и реализации проекта по изучению жанра городского пейзажа, направленного на развитие творческих способностей учащихся и формирование их художественно-эстетической культуры.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать научную литературу по теории и истории жанра городского пейзажа, выявить его основные характеристики и особенности.
2. Изучить современное состояние и тенденции развития жанра городского пейзажа в изобразительном искусстве.
3. Разработать программу проекта по изучению жанра городского пейзажа, включающую методику его реализации.
4. Описать и проанализировать результаты реализации проекта, оценить его эффективность.
5. Сформулировать практические рекомендации по использованию разработанного проекта в художественно-творческой деятельности учащихся.
Объектом исследования является жанр городского пейзажа в изобразительном искусстве.
Предметом исследования выступает процесс разработки и реализации проекта по изучению жанра городского пейзажа в художественно-творческой деятельности учащихся.
Методы исследования:
1. Теоретические методы:
- анализ научной, искусствоведческой и методической литературы по проблеме исследования;
- систематизация и обобщение теоретических положений;
- сравнительно-сопоставительный анализ.
2. Эмпирические методы:
- наблюдение за художественно-творческой деятельностью учащихся;
- анкетирование и беседы с учащимися и педагогами;
- анализ продуктов художественно-творческой деятельности учащихся.
3. Проектировочные методы:
- разработка программы и методики реализации проекта по изучению жанра городского пейзажа;
- моделирование учебных занятий и творческих заданий.
4. Методы математической статистики:
- количественная и качественная обработка результатов реализации проекта.
Степень изученности темы. Жанр городского пейзажа в изобразительном искусстве является предметом исследования многих искусствоведов, культурологов и педагогов. Теоретические основы изучения городского пейзажа представлены в работах таких авторов, как А.А. Федоров-Давыдов, Т.В. Ильина, Е.А. Борисова, Т.П. Каптерева и др. Они раскрывают сущность и особенности данного жанра, его историческое развитие, а также роль в художественной культуре.
Методические аспекты изучения городского пейзажа в художественном образовании отражены в трудах Т.Я. Шпикаловой, Л.Г. Савенковой, Е.В. Шорохова, Т.С. Комаровой и других авторов. Они предлагают различные подходы к организации творческой деятельности учащихся в данном направлении, раскрывают методику использования изобразительно-выразительных средств.
Структура и содержание курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Глава 1. Теоретические основы изучения жанра городского пейзажа
1.1. Понятие и сущность жанра городского пейзажа
Городской пейзаж представляет собой особый жанр изобразительного искусства, в котором отображается архитектурный облик города, его улицы, площади, парки и другие элементы городской среды [1, с. 45]. Данный жанр позволяет художникам запечатлевать визуальный образ города, передавая его уникальный характер, атмосферу и настроение.
В широком смысле, городской пейзаж можно определить как художественное изображение городского пространства, в котором отражается не только его материальная, но и социокультурная составляющая. Он является своеобразным «зеркалом», отражающим историю, культуру и повседневную жизнь города [4, с. 229-233].
Городской пейзаж обладает рядом специфических характеристик, отличающих его от других жанров изобразительного искусства. Прежде всего, для него характерна четкая пространственная организация, основанная на передаче архитектурных ансамблей, перспективных построений и масштабных соотношений [5, с. 134-141].
Художники уделяют особое внимание передаче архитектурных деталей, фактуры материалов, игре света и тени.
Важной особенностью городского пейзажа является его динамичность, отражающая постоянные изменения городской среды.
Художники стремятся запечатлеть не только статичные виды города, но и его движение, ритм, повседневную жизнь [2, с. 11-15], позволяя создавать многогранные образы, наполненные эмоциональным содержанием.
Городской пейзаж отличается многоплановостью и насыщенностью деталями, что обусловлено сложностью и разнообразием городского пространства.
Художники используют различные композиционные приемы, чтобы гармонично организовать изображение и расставить акценты.
Городской пейзаж занимает важное место в истории изобразительного искусства, отражая его эволюцию и художественные тенденции, являясь одним из ведущих жанров, наряду с портретом, натюрмортом и историческим сюжетом.
Возникновение и развитие городского пейзажа связано с процессами урбанизации, которые активно происходили в Европе, начиная с XVI-XVII веков [10, с. 87].
Художники того времени стремились запечатлеть облик быстро меняющихся городов, их архитектурные доминанты, панорамные виды и повседневную жизнь.
В дальнейшем городской пейзаж становится средством художественного осмысления городской среды, ее социокультурных и эстетических аспектов, позволяя не только отразить внешний облик города, но и раскрыть его внутреннее содержание, выразить отношение художника к окружающей действительности [6, с. 435-441].
Городской пейзаж имеет ряд отличительных черт, которые выделяют его среди других жанров изобразительного искусства. В отличие от сельского или природного пейзажа, в городском пейзаже доминируют архитектурные элементы, а природные мотивы, как правило, играют второстепенную роль.
Городской пейзаж отличается более сложной композиционной организацией, обусловленной многоплановостью и насыщенностью городского пространства [13, с. 156].
Художники используют разнообразные ракурсы, перспективные построения и приемы передачи глубины, чтобы создать целостный образ города.
В отличие от портретного жанра, в городском пейзаже человек, как правило, выступает в качестве второстепенного элемента, выполняющего роль «стаффажа» [14, с. 201].
Основное внимание художников сосредоточено на архитектурных доминантах, улицах, площадях и других объектах городской среды.
В современном изобразительном искусстве городской пейзаж продолжает занимать важное место, отражая динамику развития городов и их культурно-историческое наследие, являясь средством художественного осмысления и интерпретации городской среды, ее визуальных, социальных и эмоциональных аспектов.
Городской пейзаж представляет интерес для художников различных направлений и стилей, от реалистического изображения до абстрактной трактовки [3, с. 92], что позволяет раскрывать многогранность городского пространства, его символическое и метафорическое значение.
Городской пейзаж играет важную роль в художественном образовании, способствуя формированию эстетического восприятия окружающей действительности и развитию творческих способностей учащихся [17, с. 69-74].
Изучение данного жанра позволяет расширить представления о культурном наследии городов, а также освоить различные техники и приемы изобразительного искусства.
Таким образом, городской пейзаж является уникальным жанром, отражающим многогранность и динамику городской среды. Его изучение имеет важное значение для понимания художественной культуры и ее развития в современном мире.
1.2. Исторический аспект развития жанра городского пейзажа
Истоки жанра городского пейзажа восходят к эпохе Возрождения, когда в европейском искусстве начали активно развиваться пейзажные изображения.
Одними из первых художников, обратившихся к изображению городских видов, были итальянские мастера XV-XVI веков, такие как Джентиле Беллини, Витторе Карпаччо и Джорджоне. Они создавали панорамные изображения городских ансамблей, передавая их архитектурные особенности и атмосферу.
Постепенно городской пейзаж оформляется в самостоятельный жанр, получая широкое распространение в искусстве Нидерландов, Германии и Франции.
Художники XVII-XVIII веков, такие как Ян ван дер Хейден, Каналетто, Франсуа Буше, активно изображали виды городов, уделяя особое внимание архитектурным доминантам, перспективным построениям и световым эффектам [21, с. 16-35].
В дальнейшем жанр городского пейзажа претерпевал значительные изменения, отражая художественные тенденции различных эпох. В эпоху романтизма XIX века городские виды приобретают более эмоциональную окраску, выражая настроение и переживания художника.
Ярким примером являются работы Уильяма Тёрнера, Клода Моне и Камиля Коро.
На рубеже XIX-XX веков городской пейзаж становится средством художественного осмысления урбанистической среды, ее социальных и культурных трансформаций [12, с. 87-110].
Художники-импрессионисты, такие как Гюстав Кайботт и Альфред Сислей, запечатлевали динамику городской жизни, ее ритм и повседневность.
В искусстве XX века городской пейзаж приобретает новые формы и смыслы, отражая сложность и противоречивость современного города [22, с. 1-9].
Художники-авангардисты, экспрессионисты и представители других направлений создают абстрактные, символические и метафорические образы городского пространства.
На протяжении истории изобразительного искусства множество выдающихся художников обращались к теме городского пейзажа, внося свой уникальный вклад в развитие данного жанра.
Среди наиболее известных мастеров можно выделить:
- Итальянские художники Возрождения: Джентиле Беллини, Витторе Карпаччо, Джорджоне.
- Нидерландские и фламандские художники XVII века: Ян ван дер Хейден, Ян Вермеер, Питер Брейгель Старший.
- Венецианские художники XVIII века: Каналетто, Франческо Гварди.
- Французские художники XIX века: Камиль Коро, Гюстав Кайботт, Альфред Сислей.
- Русские художники XIX-XX веков: Алексей Саврасов, Исаак Левитан, Константин Юон, Александр Дейнека.
Каждый из этих мастеров внес свой уникальный вклад в развитие жанра городского пейзажа, раскрывая его художественные возможности и отражая особенности своей эпохи.
Становление и эволюция жанра городского пейзажа тесно связаны с социально-культурными процессами, происходившими в обществе на протяжении различных исторических периодов [24, с. 55-61].
Развитие городов, урбанизация, технический прогресс, социальные трансформации – все эти факторы оказывали значительное влияние на художественное осмысление городской среды.
В эпоху Возрождения интерес к городскому пейзажу был обусловлен ростом городов, развитием торговли и культуры [10, с. 87]. Художники стремились запечатлеть облик быстро меняющихся городов, их архитектурные доминанты и панорамные виды.
В период романтизма XIX века городской пейзаж отражал противоречивое отношение к процессам урбанизации, сочетая восхищение и критику.
Художники выражали свои переживания и эмоции, связанные с трансформацией городской среды.
На рубеже XIX-XX веков городской пейзаж становится средством художественного осмысления социальных и культурных изменений, вызванных индустриализацией и модернизацией городов. Художники-авангардисты и экспрессионисты создавали образы, отражающие противоречия и динамику городской жизни.
В современном изобразительном искусстве жанр городского пейзажа продолжает активно развиваться, отражая новые тенденции и художественные поиски [26, с. 201-206].
Художники обращаются к городской теме, используя разнообразные стилистические и технические приемы, от реалистического изображения до абстрактной трактовки.
Одной из ключевых тенденций является стремление к художественному осмыслению сложности и многогранности современного городского пространства. Художники создают образы, отражающие социальные, культурные и экологические проблемы городов, их контрасты и противоречия.
Другим важным направлением является интерес к индивидуальному восприятию городской среды, ее эмоциональному и символическому значению. Художники используют городской пейзаж как средство выражения личных переживаний, ассоциаций и метафор.
В современном искусстве наблюдается тенденция к синтезу различных видов изобразительного искусства в изображении городского пространства [23, с. 46-52].
Художники обращаются к фотографии, коллажу, видеоарту и другим мультимедийным техникам, расширяя выразительные возможности городского пейзажа.
Важным направлением является также использование городского пейзажа в качестве средства художественно-эстетического воспитания и образования [25, с. 89-102]. Изучение данного жанра позволяет развивать у учащихся творческое мышление, эстетическое восприятие окружающей действительности, а также осваивать различные техники изобразительного искусства.
Таким образом, современный городской пейзаж отражает многообразие художественных подходов и стилистических решений, демонстрируя его значимость как в сфере изобразительного искусства, так и в контексте художественного образования.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алпатов, М. В. Этюды по истории западноевропейского искусства / М. В. Алпатов. – Москва: Искусство, 2018. – 370 с.
2. Атнагулов, Р. Р. Методические рекомендации по проведению занятий на тему городского пейзажа / Р. Р. Атнагулов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S18. – С. 11-15.
3. Ахмедова Е.А. Эстетика архитектуры и дизайна / СГАСУ. – Самара, 2007. – 135 с.
4. Бакулина, М. И. Городской пейзаж: жанровые особенности / М. И. Бакулина // XLVIII Огарёвские чтения: Материалы научной конференции. В 3-х частях, Саранск, 06–13 декабря 2019 года / Сост. А. В. Столяров, отв. за выпуск П.В. Сенин. Том Часть 3. – Саранск: Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, 2020. – С. 229-233.
5. Бочаров С. Петербургский пейзаж: камень, вода, человек // Новый мир. 2003. – №. 10. – С. 134-141.
6. Васина, С. А. Развитие пейзажной живописи в мировой художественной культуре / С. А. Васина // Молодой ученый. – 2023. – № 21 (468). – С. 435-441.
7. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников: Рекомендации к разработке комплексных программ по искусству для школ и внешкольных занятий // Под ред. Г.П. Шевченко, Б.П. Юсова. Луганск: ЛГПИ, 1990. – 180 с.
8. Волков, Н. Н. Композиция в живописи / Н. Н. Волков. – Москва: Искусство, 2019. – 368 с.
9. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. – Москва: Искусство, 2018. – 576 с.
10. Герчук, Ю. Я. Основы художественной грамоты: язык и смысл изобразительного искусства / Ю. Я. Герчук. – Москва: Учебная литература, 2017. – 208 с.
11. Данилова, Э. В. Городской пейзаж как представление об образе и архитектуре города / Э. В. Данилова, Р. М. Вальшин, А. В. Юнусова // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Градостроительство: сборник статей 74 международной научно-технической конференции / Самарский государственный технический университет: Самарский государственный архитектурно-строительный университет, 2017. – С. 96-99.
12. Дмитриева, Н. А. Краткая история искусств / Н. А. Дмитриева. – Москва: Искусство, 2018. – 366 с.
13. Ильина, Т. В. История искусств. Западноевропейское искусство / Т. В. Ильина. – Москва: Высшая школа, 2017. – 368 с.
14. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду / Т. С. Комарова. – Москва: Мозаика-Синтез, 2019. – 224 с.
15. Кузин, В. С. Основы обучения изобразительному искусству в школе / В. С. Кузин. – Москва: Просвещение, 2018. – 168 с.
16. Ломов, С. П. Методология художественного образования / С. П. Ломов, С. А. Аманжолов. – Москва: Прометей, 2019. – 188 с.
17. Малахов С.А. Бинарная формула «дом-город» как метазначение архитектурного объекта и матрица бинарных оппозиций композиционного метода // Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура. – 2016. – № 2 (23). – С. 69-74.
18. Мелик-Пашаев, А. А. Педагогика искусства и творческие способности / А. А. Мелик-Пашаев. – Москва: Знание, 2016. – 96 с.
19. Мирзуев, С. Э. Роль выразительных средств в создании пейзажа-настроения / С. Э. Мирзуев // Инновационные процессы в науке и технике XXI века: Материалы XIII Межрегиональной студенческой научно-практической конференции, Нижневартовск, 24 апреля 2015 года. – Нижневартовск: Тюменский государственный нефтегазовый университет, 2015. – С. 73-75.
20. Мулызева, А. Б. Формирование у учащихся 5 - 7 классов детской школы искусств композиционных умений и навыков средствами художественного восприятия городского пейзажа / А. Б. Мулызева // International scientific review of the problems of pedagogy and psychology: Collection of scientific articles I International scientific specialized conference, Boston, USA, 18–19 апреля 2018 года. – Boston, USA: PROBLEMS OF SCIENCE, 2018. – С. 114-117.
21. Осминская Н. А. Городские образы в европейском изобразительном искусстве XVII-XVIII века и их функции в коммуникативной среде // Артикульт. – 2017. – № 28 (4). – С. 16-35.
22. Сеничкина Е. В. Городское пейзаж в образном осмыслении и профессиональной интерпретации художника // Искусствоведение. – 2017. – № 9. – С. 1-9.
23. Сеничкина Е. В. Методика выполнения городского пейзажа // Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2017. – С. 46-52.
24. Сеничкина, Е. В. Городской пейзаж. История жанра / Е. В. Сеничкина // Культура. Духовность. Общество. – 2016. – № 27. – С. 55-61.
25. Тан, Д. Роль и место истории городского пейзажа как жанра и направления профессиональной подготовки студентов художественных институтов / Д. Тан // Искусствознание и педагогика: диалектика взаимосвязи и взаимодействия: Сборник научных трудов XV международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 07 апреля 2022 года / Под общей редакцией О.С. Сапанжа, С.В. Анчукова, Э.П. Чернышовой. – Санкт-Петербург: Центр научно-информационных технологий «Астерион», 2022. – С. 89-102.
26. Усиченко, Е. Р. Роль горожанина в белгородском городском пейзаже: стаффаж или главный герой / Е. Р. Усиченко // Молодой ученый. – 2023. – № 12 (459). – С. 201-206.