Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования, посвященного ознакомлению детей дошкольного возраста с трудом взрослых, обусловлена множеством факторов. В современном обществе, где происходит постоянное изменение социально-экономических условий, дети с раннего возраста должны понимать значение труда в жизни человека и общества. Это понимание способствует формированию уважительного отношения к труду, развитию трудолюбия и других важных личностных качеств.
Известные педагоги и психологи, такие как Л.С. Выготский и А.Н. Леонтьев, уделяли внимание роли труда в развитии ребенка. Л.С. Выготский подчеркивал, что через трудовую деятельность дети осваивают социальный опыт и получают возможность развивать внутреннюю мотивацию. А.Н. Леонтьев отмечал, что понимание детьми цели и процессов труда взрослых способствует их личностному развитию.
Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования (ФГОС ДО), важной задачей воспитания является формирование представлений о социальном окружении и трудовой деятельности взрослых. ФГОС ДО ориентирует педагогов на создание условий для ознакомления детей с разнообразными трудовыми процессами, а также на развитие у них элементарных трудовых навыков в игре и других видах деятельности.
В рамках программы ФОП ДО (Федеральные образовательные программы дошкольного образования) также подчеркивается важность трудового воспитания. В документе говорится: «Мы формируем у детей представление о труде взрослых, воспитываем уважение к людям труда, развиваем первичные навыки трудовой деятельности». Таким образом, ознакомление дошкольников с трудом взрослых оказывает значительное влияние на их социализацию и готовность к дальнейшему обучению в школе.
На современном этапе исследования и внедрение практик, направленных на ознакомление детей с трудом взрослых, остаются важными аспектами детского воспитания, что подтверждается актуальными задачами взаимодействия педагогов, родителей и общества в целом в воспитании ответственного и трудолюбивого молодого поколения.
Целью исследования является разработка теоретических и методических основ ознакомления детей дошкольного возраста с трудом взрослых, направленного на формирование у них позитивного отношения к труду и развитие элементарных трудовых умений.
Объектом исследования является процесс трудового воспитания детей дошкольного возраста в образовательных учреждениях.
Предметом исследования являются формы и методы ознакомления детей дошкольного возраста с трудом взрослых.
Задачи:
1) на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы раскрыть подходы к развитию представлений у детей о труде взрослых;
2) изучить состояние практики по развитию представлений у детей о труде взрослых;
3) раскрыть сущность, содержание и особенности трудового воспитания детей;
4) разработать методические рекомендации для педагогов по развитию представлений у детей о труде взрослых.
В работе использованы следующие методы исследования:
1. Теоретический анализ психологической и педагогической литературы по проблеме ознакомления дошкольников с трудом взрослого.
2. Наблюдение за деятельностью детей в процессе педагогической практики.
3. Анкетирование и интервьюирование воспитателей и родителей для выявления существующих подходов и методов ознакомления детей с трудом.
4. Разработка и апробация методических рекомендаций и программ ознакомления дошкольников с трудом взрослых.
Структура работы Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
К изучению развития основ трудовой деятельности в дошкольные годы и их воспитательному потенциалу обратились Я. 3. Неверович и В. Г. Нечаева [3].
Следуя концепции формирования трудовой деятельности через основные психологически выделенные компоненты, автор описывает их постепенное улучшение, параллельно исследуя воспитательные возможности каждого из них.
Взгляд В.Г. Нечаевой сосредотачивается на моменте, когда ребенок становится способен перейти от манипулятивных действий, к предметным, вдохновленным взрослым примером (что обычно происходит в двухлетнем возрасте). E.H. Герасимова описывает «цепочку последовательных действий» как основу трудового процесса у детей раннего возраста. Уже к 4-5 годам ребенок начинает успешно выполнять данный процесс в полном объеме.
Я.3. Неверович акцентирует внимание на важности освоения ребенком инструментов, что способствует достижению «изменений предмета деятельности для получения продукта».
Дошкольники не только обучаются непосредственно трудовым навыкам, но и постигают методы и организовывают порядок работы, что развивает уверенность в своих силах и стремление к самостоятельности в трудовых задачах. Дети начинают ставить цели и следить за выполнением собственной работы [2].
В.Г. Нечаева отмечает, что способность к целеполаганию формируется у детей в среднем дошкольном возрасте благодаря различным бытовым ситуациям, чаще всего связанным с наведением порядка. Такие цели в пятилетнем возрасте пока недолговременны и нуждаются в постоянной поддержке воспитателя [2].
Планирование и контроль — это те элементы деятельности, которые активно развиваются в дошкольный период. Поначалу учитель помогает детям выявить порядок действий для достижения результата, объясняя его эффективность; вскоре ребенок уже самостоятельно выстраивает в уме нужную последовательность и планирует необходимые ресурсы (инструменты, материалы).[6]
Особое значение имеет оценка результата с позиции его значимости как для самого ребенка, так и для коллектива. Это оказывает влияние на рост интереса к труду и мотивации. Важно показать ребенку связь между необходимыми действиями и их целью, чтобы помочь ему осознать пользу своего труда.
Участие ребенка в труде формируется постепенно, обогащаясь моральными аспектами. Изначально детей привлекает сам процесс и возможность использовать новое оборудование. Однако, заигрываясь, они могут утратить из виду конечную цель и переключиться на манипуляции с предметами.[2]
Иногда работа может быть мотивирована предстоящей игрой, требующей создания игрушек или костюмов. Желание доставить радость близким, освоение новых навыков, работа с инструментами и оборудованием также стимулируют детей к труду.
Самым важным мотивом становится чувство осознания собственных обязанностей, например, помощь дежурного. Здесь особенно заметна ценность детского труда для коллектива. Я. З. Неверович особо выделяет общественные мотивы действий, особенно в случаях помощи взрослым. Это помогает детям понять свою способность быть полезными другим.
Таким образом, основные мотивы детского труда включают:
интерес к процессу;
стремление к результату;
желание освоить новые умения;
совместные действия с взрослыми;
понимание собственных обязанностей;
осознание общественной значимости работы.
Чем выше уровень развития трудовой деятельности, тем больше её образовательная ценность.
Вклад детей в общество не столь значителен, как у взрослых: их труд в основном направлен на удовлетворение собственных потребностей. Оценка их труда затруднительна, однако дети, стараясь самостоятельно, без помощи взрослых, прилагают значительные усилия и получают удовольствие от достигнутого. В связи с этим важно учитывать не количество выполненной работы, а проявленные старание, заботу и упорство — «субъективную значимость труда». Оценка должна учитывать желания детей порадовать окружающих и сделать что-то полезное для себя.
Труд позволяет детям осознать свои возможности и испытать радость от успеха, а работа в команде укрепляет общность детей через совместные переживания.[11]
Становление и развитие трудовой деятельности детей является важной составляющей воспитательного процесса в дошкольных образовательных организациях. Вопрос о значении и формах трудовой деятельности отражен в федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) и в примерных образовательных программах для дошкольников (ФОП ДО). Эти документы обуславливают цели и задачи воспитания у детей положительного отношения к труду, развитие элементарных трудовых навыков, а также формирование понимания о значимости трудовой деятельности в жизни человека.
ФГОС ДО акцентирует внимание на необходимости развития у детей трудолюбия, позитивного отношения к различным видам труда, включая как общественно полезный, так и самообслуживания. Дети вовлекаются в трудовую деятельность через разнообразные виды деятельности в игровой форме, что способствует формированию у них мотивации и интереса. Трудовая деятельность рассматривается как средство социализации, где через коллективные задачи дети приобщаются к культуре взаимоотношений, взаимодействия и взаимопомощи.
ФОП ДО развивает идеи ФГОС ДО, предлагая конкретные формы организации трудовой деятельности в детских садах. В них подчеркивается важность интеграции трудовых мероприятий с познавательной и игровой деятельностью. Такая интеграция позволяет детям осознавать результаты собственного труда, приучает к дисциплине и ответственности. Так, через участие в заботе о растениях или животных на участке, дежурства в детском саду, дети учатся выстраивать причинно-следственные связи, пониманию процесса и результата.[8]
Несколько известных авторов внесли значительный вклад в изучение и развитие данного вопроса. Среди них можно выделить работы Л.С. Выготского, который акцентировал внимание на социокультурном подходе к развитию ребенка, где трудовая деятельность является важным этапом в процессе его социализации. А.П. Усова и Н.А. Короткова изучали педагогические условия для организации трудовой деятельности детей, акцентируя внимание на необходимость создания специально организованной среды, обеспечивающей детскую инициативу и самостоятельность.[1]
Кроме того, Т.И. Зотова и Л.А. Венгер в своих исследованиях подчеркивали психологическую и педагогическую дифференциацию трудовых нагрузок, учитывая индивидуальные особенности и возрастные этапы развития детей. Они обращали внимание на важность учета интересов и склонностей каждого ребенка при организации трудовой деятельности.
В современных исследованиях также поднимается вопрос о необходимости адаптации трудовой деятельности к условиям цифрового мира и быстро меняющегося общества. Акцентируется внимание на изменяющихся потребностях и возможностях детей, интеграции технологических элементов в процесс труда, что может повысить их интерес и вовлеченность.
Таким образом, можно сказать, что трудовая деятельность в дошкольном возрасте должна быть гармонично встроена в общую парадигму воспитательного процесса. Она не только обогащает детей навыками и знаниями, но и формирует характер, воспитывает ответственность и настойчивость. Важно подходить к организации трудовой деятельности системно, сочетая традиционные и инновационные методы, ориентируясь на развитие самостоятельности и творческого потенциала детей.[7]
Современные технологии и меняющиеся социально-экономические условия требуют от воспитателей новых подходов к организации трудовой деятельности. Это может включать использование интерактивных средств обучения, проектные методы, вовлечение детей в реальные социальные инициативы. Однако важно помнить, что труд не должен становиться рутинным или исключительно ориентационным на результат. В первую очередь он должен приносить ребенку радость открытия и творчества.
Таким образом, становление и развитие трудовой деятельности детей в контексте современных образовательных стандартов и мнений ведущих исследователей должно быть направлено на формирование у детей положительного отношения к труду, развитие их мотивационной и волевой сферы, а также на подготовку их к успешной социализации в быстро изменяющемся мире.
Связь труда с игрой очевидна: многие игровые действия имитируют трудовые процессы и позволяют детям примерять на себя роли взрослых, формируя эмоциональное отношение к их труду. Таким образом, ключевым элементом побуждения ребенка к труду является мотив. Правильная мотивация способна вовлечь ребенка в труд и обеспечить ему отличные результаты.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бондаренко Т. М. Приобщение дошкольников к труду. Методическое пособие, Санкт-Петербург, Метода, 2020. - 208 с.
2. Буре P.C. Я сам! // Дошкольная педагогика. - 2019.
3. Буре Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания - М: Мозаика-Синтез, 2020. - 136 с.
4. Вазина, К. Я. Воспитание целенаправленности в трудовой деятельности: учебное пособие / К. Я. Вазина. - М.: Просвещение,2019.-123 с.
5. Васильева, М. А. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста: методическое пособие / М. А. Васильева. - М.: Просвещение, 2022. - 289 с.
6. Година, Г. Н. Нравственное воспитание детей в совместной трудовой деятельности: пособие для воспитателей детского сада / Г. Н. Година. - М.: Просвещение, 2019. - 301 с.
7. Диалоги о воспитании / под ред. В. Н. Столетова. - М.: Педагогика, 2019. - 123 с.
8. Закрепина А.В., Трудный ребенок: пути к сотрудничеству: метод. Пособие / А.В. Закрепина.- М.: Дрофа, 2021.- 142 с.
9. Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация дошкольников / Н. Н. Захаров. - М., Педагогика, 2019. - 223 с.
10. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. - Ростов, 2019. - 112 с.
11. Комарова Т.С. Трудовое воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет /Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова, Л.Ю. Павлова. - М: Мозаика-Синтез,2021. -67 с.
12. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашов, 2019. - 125 с.
13. Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду: пособие для педагогов ДОУ для занятий с детьми 3-7 лет / Л.В. Куцакова. -М: Мозаика-Синтез, 2022. -137с.
14. Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду: система работы с детьми 3-7 лет / Л.В. Куцакова. - М: Мозаика-Синтез,2019. -128 с.
15. Лабутина Н. В., Иванова А. А., Гусева Н. П.Трудовое воспитание дошкольников. Дидактические материалы - М.: Вентана-Граф, 2021. - 48 с.
16. Логинова В. И. Формирование представлений о труде взрослых // Дошкольное воспитание. - 2019. - №9. - С. 23-27.
17. Маркова Т. А. Воспитание трудолюбия у дошкольников / Т. А. Маркова. - М.: Педагогика, 2022. - 156 с.
18. Нечаева В. Г. Воспитание дошкольников в труде: пособие для воспитателей детских садов / В. Г. Нечаева. - М.: Педагогика, 2019. - 231 с.
19. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников. /Под ред. С.А. Козловой. - М., 2019.
20. Черкова Н. Н. В мире профессий: методическое пособие / Черкова Н. Н. - М.: Наука, 2019. - 132 с.