Фрагмент для ознакомления
2
В поле отечественной науки исследования мотивационного компонента личности берет свои истоки с А.Н. Леонтьева, который изучал его в условиях изменения мотива для ребенка. Согласно выводам, которые получил ученый в ходе исследования, личности необходимо иметь мотив для того, чтобы она могла сформировать для себя цель своей учебной деятельности и эффективно осваивать информацию. [8, c.15]
Ученый считал, что в основе мотива лежит потребность человека. в этом контексте он исследовал мотивационную сферу, утверждая, что именно потребность личности в чем-либо является предикатом организации мотивации. Если под потребностью создается ее предмет, то она приобретает форму мотива, который, в свою очередь, задает вектор действий, желание достичь цели и выстраивать соответственную этому линию поведения. Мотивационная сфера личности состоит из отдельных мотивов и чем больше их появляется, тем более развитой она считается. В структуре мотивационной сферы мотивы не являются отдельными друг от друга, а выстраиваются в определенной иерархической последовательности.
Мотивы в иерархической структуре динамичны и в целом они задают особенности личности. Леонтьев А. Н. предполагал, что для каждого вида деятельности, которую осуществляет человек, он может формировать отдельную иерархическую систему мотивов. Таким образом, согласно воззрениям ученого, под мотивацией необходимо понимать систему мотивов, которая предопределяет деятельность в каждой сфере жизни личности. В данном случае мы рассматриваем учебную область. Для того, чтобы осуществлялся процесс развития мотивов, необходимо делать упор на реорганизацию мотивов деятельности личности. Если ученик руководствуется осознанием необходимости обучаться на высоком уровне, то такое осознание не будет стимулировать его к активным действиям в этом направлении. Действовать он станет только в том случае, когда его осознание реорганизуется в побуждение [8, c.17].
По мнению А. Н. Леонтьева, мотивационная сфера является центральной для личности и для изучения психологами. Именно мотивация является предикатом поведенческих паттернов человека, предопределяет его активные действия в направлении достижения цели. А эти цели, так или иначе, взаимосвязаны с разного рода потребностями личности, которые ей необходимо удовлетворить. Из этого следует, что для того, чтобы ученик эффективно осваивал программу, педагогу необходимо создать ситуацию, которая будет побуждать школьника к удовлетворению своей потребности в получении новых знаний, умений и навыков [8, c. 18].
Л. И. Божович рассматривает мотивы образовательной деятельности как совокупность всех побуждающих к этому факторов. Согласно этому утверждению, автор выделяет следующие группы мотивов в сфере обучения:
― Ребенок удовлетворяет свою потребность в получении новых знаний, формировании навыков и умений.
― Ребенок стремится к социализации и установлению своей роли в социуме [3, c. 58].
Согласно этому, мы можем констатировать, что данные категории мотивов в обучении присущи детям школьного возраста.
У А. К. Марковой мы видим следующую классификацию учебных мотивов:
― Широкие мотивы: ребенок стремится к общему получению новой информации и знаний.
― Учебно-познавательные мотивы: ребенок стремится познать, каким образом он может получить новые знания.
― Мотивы самообразования: ребенок стремится к получению новых знаний, которые не входят в общую образовательную программу.
― Широкие социальные мотивы: ребенок осознает, что занимает определенное место в обществе и чувствует свою ответственность перед ним
― Позиционные мотивы: ребенок стремится получить одобрение, поощрение со стороны социума.
― Мотивы социального сотрудничества: ребенок старается выстраивать коммуникацию и эффективное взаимодействие с окружающими людьми [10, c. 54].
Подобного подхода придерживаются П. М. Якобсон и М. В. Матюхина, которые выделяют три основные группы мотивов: связанные с образовательной сферой; не связанные с образовательной деятельностью; продиктованные стремлением ребенка избежать неудач [11, c. 41].
Согласно выше обозначенному, в современной психологической науке происходит дифференциация мотивов на внутренние и внешние. К внутренним относятся те мотивы, которые побуждают ребенка к учебной деятельности, а к внутренним – мотивы, которые формируются посредством влияния окружения личности на нее.
В зарубежном научном поле также активно исследуют мотивационные компоненты образовательной деятельности, в которых можно выделить три основных направления.
Бихевиористическая концепция Б.Ф. Скиннера: предполагает, что поведение личности формируется посредством того, какие наказания и поощрения она получает извне. Ученый проводил эксперименты и исследовал, как работает явление подкрепления. Стоит отметить, что он не использовал терминологию «мотивация» и не классифицировал ее виды, но, вместе с тем, он сформировал определенную концепцию, согласно которой мотивационный компонент личности формируется посредством того, что она получает внешнее позитивное подкрепление своего поведения. Данная концепция была принята научным сообществом и используется в научном поле до сих пор [12, c. 124].
Гуманистическая концепция А. Маслоу: ученый является автором известной пирамиды потребностей и специализировался на их изучении в жизнедеятельности человека для сферы учебной мотивации, Маслоу выделял следующие категории [12, c. 124].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анн, Л.Ф. Психологический тренинг с подростками / Л. Ф. Анн. – Санкт-Петербург : Питер, 2011. – 271 с. – Текст : непосредственный.
2. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирования личности. М. : Просвещение, 2005. 215 с.
3. Божович, Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л. И. Божович, Л.В. Благонадежина. – Москва : Просвещение, 1972. - 367с. – Текст : непосредственный.
4. Давыдов, В.В. Учебная деятельность / В. В. Давыдов. – Текст : непосредственный // Большой психологический словарь \сост. и общ. ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – Санкт_петербург : Прайм- ЕВРОЗНАК, 2007. – С. 564 –566.
5. Додонов, Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности / Б.И. Додонов. – Текст : непосредственный // Вопросы психологии. - 1994. - №4. - С.45.
6. Дюжева, О.А. Педагогические условия формирования учебной мотивации школьников / О.А. Дюжева. – Текст : непосредственный // Кострома – 2010, 197с.
7. Изучение мотивации поведения детей и подростков : [Сборник статей] / Под ред. [и с предисл.] Л. И. Божович и Л. В. Благонадеждиной ; Науч.-исслед. ин-т общей и пед. психологии Акад. пед. наук СССР. - Москва : Педагогика, 1972. - 351 с. – Текст : непосредственный.
8. Леонтьев, Д.А. Психология свободы : к постановке проблемы самодетерминации личности / Д. А. Леонтьев. – Текст : непосредственный // Психологический журнал. - 2000. - No1. - с 15 - 25.
9. Лопатин, А.Р. Социально-педагогические условия создания ситуаций успеха, активирующих позитивное общественное развитие подростка / А.Р. Лопатин. – Текст : непосредственный // Лучшие страницы педагогической прозы. - 2001. - №4.
10. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. – Москва : Просвещение, 1990. - 96c. – Текст : непосредственный.
11. Матюхина, М. В. Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников. – Волгоград : Б. и., 1983. – 72 с. – Текст : непосредственный.
12. Мыльников, Д. Мотивация и проблемы в обучении / Д. Мыльников. – Текст : непосредственный // Народное образование. - 2002. - №9. - С.123 -130.
13. Немов, Р. С. Психология : Учебное пособие / Р.С. Немов. – Текст : непосредственный. – Санкт-Петербург . : Речь. - 2000. - 412 с.
14. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. - Санкт-Петербург : Речь. - 2000. - 433 с. – Текст : непосредственный.
15. Узнадзе, Д.Н. Психологические мотивации поведения человека / Д.Н. Узнадзе. - Москва : Просвещение. - 2000. - 469 с. – Текст : непосредственный.