Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Социальная политика страны направлена на создание комфортных и доступных условий для всех граждан. Это обусловлено как международными обязательствами, так и национальным законодательством, что ставит непростую задачу перед сферами структурирования и развития городов: необходимо разрабатывать новые объекты с учетом сохранения всеобщего доступа и адаптации для формирования формирующей городской среды.
Изучение государственной программы «Доступная среда» важно, так как она направлена на создание комфортных условий для полноценной жизни без барьеров. Адаптация помещений и мест общего пользования позволяет людям с ограниченными возможностями беспрепятственно пользоваться услугами.
Изучение особенностей продвижения программы помогает понять, что ее реализация предполагает комплексный подход. Если регион переходит в «Доступную среду», он не может ограничиваться установкой пандусов или покупкой низкопольного общественного транспорта. Все элементы должны реализовываться в комплексе: меры в сфере образования, здравоохранения, связи и информационных технологий, транспорта.
Также изучение программы помогает понять, что это не разовая дополнительная выгода, а системное решение в сфере речи. Люди видят, что пешеходные переходы меняются, дети-инвалиды начинают ходить в адаптированные школы, и они начинают переосмысливать свое отношение к проблемам людей с ограниченными возможностями.
В этой сфере активно работают над тем, чтобы обеспечить все возможности для внешнего развития граждан с ограниченными возможностями или ограничениями, которые мешают им комфортно жить в городской среде. Отсутствие доступа к работе является основным решением для лидеров с ограниченными возможностями в обществе. Каждый человек имеет право на доступ к физической среде, возможность пользоваться транспортом, работать, получать жилье и участвовать в культурно-образовательных мероприятиях.
Раньше при проектировании пространственного пространства акцент делался на эффективном обеспечении стратегически важных объектов, связанных с экономикой и обороной. Идея развития городской среды для людей с ограниченными возможностями не получила должной поддержки, так как одна из основных потребностей при изменении объектов создавалась без учета будущих изменений социальной политики.
В последние годы градостроители стали больше внимания уделять ландшафтной архитектуре. В целях социального развития людей с ограниченными возможностями существуют требования по созданию безбарьерной среды, необходимой для обеспечения безопасного передвижения. Когда речь заходит о людях с ограниченными возможностями, многие сразу представляют себе человека в инвалидной коляске, однако к маломобильным группам относятся также пожилые люди, беременные женщины и граждане, временно утратившие возможность полноценно передвигаться в городской среде. Важно понимать, что возможности обычного человека имеют такое же значение, как и возможности людей с ограниченными возможностями и других маломобильных групп населения.
Степень научной разработанности темы Проблемам изучения доступной среды для людей с ограниченными возможностями посвящено множество фундаментальных теоретических трудов. Результаты и выводы исследования сущности, содержания и особенностей социального проектирования доступной среды для людей с ограниченными возможностями содержатся в трудах социологов, экономистов, философов, организаторов и практиков управления Аганбегяна А.Г., Анософфа И., Афанасьева В.Г., Вебера М., Вудкока М., Дюркгейма Э., Заславской Т.И., Керженцева П.М., Лебедева П.Н., Маркова М., Мескона М.Х., Питерса Т., Уотермана Р., Пригожина А.И., Сорокина П.А., Спенсера Г., Тейлора Ф.У., Файоля А., Эмерсона Г. и др.
Научная значимость данной темы подтверждается множеством исследований, фокусирующихся на доступности городской инфраструктуры, законодательных инициативах, защищающих права инвалидов, а также на анализе эффективности PR-кампаний, реализуемых в рамках государственных и общественных программ. Однако конкретные аспекты, касающиеся методов продвижения и PR-сопровождения этой программы, остаются недостаточно исследованными, что подчеркивает необходимость данного исследования.
Объект исследования: Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда».
Предмет исследования: Механизмы продвижения и PR-сопровождения программы «Доступная среда», включая анализ коммуникационных стратегий, методов информирования и вовлечения целевой аудитории.
Цель исследования: проанализировать особенности продвижения и PR-сопровождения государственной программы «Доступная среда», оценить их эффективность и предложить рекомендации по улучшению.
Задачи исследования:
1. Определить цели и задачи программы «Доступная среда», а также основные направления её реализации в сфере абилитации и реабилитации людей с ограниченными возможностями;
2. Провести анализ существующих нормативно-правовых актов, регулирующих реализацию программы «Доступная среда»;
3.Изучить международные практики и программы, аналогичные «Доступной среде», для выявления их сильных и слабых сторон;
4.Провести Свот -анализ, выявив сильные и слабые стороны программы, а также возможности и угрозы, с которыми она сталкивается;
5.Исследовать используемые инструменты и каналы PR-мероприятий, направленных на продвижение программы «Доступная среда»;
6.Оценить действующие PR-стратегии, применяемые для продвижения программы.
Теоретико-методологические основы исследования стали: концепции социального управления, сравнительный анализ, принципы выявления сущности понятий и их определений; синергетический, системный, социокультурный, функциональный, проблемно-деятельностный, диалектико-материалистический подходы. В рамках синергетического подхода широко используются междисциплинарные методы. В исследовании использованы теоретические методы - сравнительно-сопоставительный; системный; терминологический; ситуационный, структурно-функциональный, а также эмпирические методы - опрос, обследование, контент-анализ, включенное наблюдение, вторичный анализ результатов социологического исследования.
Эмпирическая база курсовой работы материалы социологического исследовательского проекта «Доступная среда» за 202 год. В ходе его реализации на основе контент-анализа (104 источников), экспертного опроса методом Дельфи, анкетирования (443 анкетируемых) получены представительные данные, которые легли в основы выводов из анализа практики социального проектирования и предложений по его совершенствованию.
Теоретическая значимость: Данное исследование углубит понимание PR и продвижения государственных программ, а также выявит особенности взаимодействия с целевыми аудиториями, включая людей с ограниченными возможностями.
Практическая значимость: Результаты исследования могут быть использованы для оптимизации PR-стратегий программы «Доступная среда» и разработки рекомендаций по улучшению коммуникации с целевой аудиторией, что, в свою очередь, может способствовать более эффективному выполнению программы и повышению качества жизни людей с ограниченными возможностями.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы. Эта структура обеспечит системный подход к исследованию и всесторонний анализ темы.
1 ФЕДЕРАЛЬНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА «ДОСТУПНАЯ СРЕДА» В СИСТЕМЕ АБИЛИТАЦИИ И РЕАБИЛИТАЦИИ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
1.1 Причины, актуализирующие появление программы «Доступная среда». Цель, задачи, направления реализации программы и их роль в системе абилитации и реабилитации лиц с ограниченными возможностями
Программа «Доступная среда» стартовала в России в 2011 году. С момента ее реализации по всей стране для людей с ограниченными возможностями адаптировано более 18 000 социальных объектов. К таким объектам относятся поликлиники, аптеки, магазины, спортивные сооружения, банки, кинотеатры и другие общественные организации. Все эти учреждения обязаны создать условия, позволяющие людям с ограниченными возможностями беспрепятственно получать услуги и товары.
В 2018 году Президент поручил Правительству РФ рассмотреть возможность продления программы до 2025 года.
Сегодня перед Правительством РФ стоит несколько задач:
1) разработка предложений по внедрению электронного социального сертификата для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации;
2) представление идей по созданию инклюзивного арт-хауса;
3) развитие реабилитационной инфраструктуры, включая модели реабилитационных комплексов;
4) учет потребностей инвалидов при разработке и корректировке государственных программ и приоритетных проектов в сфере здравоохранения, образования, культуры, жилищного строительства и формирования комфортной городской среды;
5) развитие сфер социальной защиты и реабилитации для людей с ограниченными возможностями, включая программы самостоятельного проживания и обучения навыкам самостоятельной жизни.
Что касается адаптации зданий и территорий, то в настоящее время понятие «доступная среда» зачастую ограничивается установкой пандусов. Однако просто установить пандус недостаточно, а иногда это даже опасно, если он установлен неправильно и не соответствует стандартам.
Доступная среда — это комплекс мер, направленных на устранение всех барьеров и опасных зон для людей с ограниченными возможностями. Даже если адаптация начинается с установки пандуса, это только первый шаг.
Конвенция о правах инвалидов определяет два ключевых принципа создания доступной среды: универсальное проектирование и разумная адаптация. Необходимо учитывать потребности всех людей, в том числе людей с ограниченными возможностями, уже на этапе проектирования новых объектов или при капитальном ремонте, чтобы пространство было универсальным. Помимо уже существующих зданий, необходимы специальные адаптационные устройства, чтобы все люди, независимо от их физических возможностей, могли пользоваться услугами или иметь доступ к объекту.
Организация доступной среды в социальных учреждениях имеет свои особенности. Меры адаптации должны соответствовать требованиям, установленным федеральными органами исполнительной власти.
Целью программы является создание безбарьерной среды в Российской Федерации путем увеличения доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, до 73,2 процента к 2030 году и обеспечения трансляции не менее 16 тысяч часов субтитров российских телевизионных программ в год. Общероссийские обязательные государственные телеканалы для глухих и слабослышащих граждан, повышение качества жизни инвалидов путем обеспечения 98 процентов нуждающихся качественными услугами реабилитации к 2030 году.
Государственная программа «Доступная среда» разработана Минтрудом и направлена на решение следующих задач:
1) оценка состояния и повышение доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
2) устранение социальной разобщенности между инвалидами и неинвалидами;
3) модернизация государственной системы медико-социальной экспертизы;
4) обеспечение равного доступа лиц с ограниченными возможностями к услугам реабилитации. Программа включает следующие мероприятия:
1. Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения.
2. Совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы.
В современном обществе вопрос доступности для лиц с ограниченными возможностями (далее — ЛОВЗ) стал особенно актуальным .
Основными факторами, способствующими созданию программы "Доступная среда", являются:
1. Социальная справедливость: обеспечение равных прав и возможностей для всех граждан, включая лиц с ограниченными возможностями, является важным элементом социальной политики. Создание инклюзивной среды, в которой каждый может реализовать свой потенциал, стало приоритетом для государства.
2. Демографические изменения: Растущее число людей с ограниченными возможностями, в том числе из-за старения населения и травматизма, требует реализации эффективных мер по их социальной интеграции и поддержке.
3. Международные обязательства: Россия, как участник международных конвенций, таких как Конвенция о правах инвалидов, обязана создавать условия для полноценной жизни инвалидов, включая доступ к инфраструктуре, услугам и информации.
4. Экономическая необходимость: Интеграция инвалидов в общество и трудовую деятельность способствует экономическому росту и снижает социальную нагрузку на государственные учреждения.
Целью программы "Доступная среда" является создание безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями, включая повышение физической доступности объектов социальной инфраструктуры, а также доступа к информации и услугам.
Цели программы:
1. Обеспечение доступности объектов социальной инфраструктуры: проведение работ по адаптации зданий, транспортных средств и общественных пространств.
2. Создание информационных систем: Разработка и внедрение технологий, обеспечивающих доступность информации для людей с различными видами инвалидности.
3. Подготовка и повышение квалификации специалистов: Подготовка кадров, способных работать с людьми с ограниченными возможностями и способствовать их интеграции в общество.
4. Создание условий для реабилитации и абилитации: Разработка программ и мероприятий, направленных на восстановление и развитие утраченных функций и навыков.
Направления реализации программы:
1. Физическая доступность: Модернизация общественного транспорта, установка пандусов и лифтов, адаптация жилых и общественных зданий.
2. Доступность информации: Создание веб-сайтов и приложений, соответствующих стандартам доступности, а также обучение граждан основам работы с такими ресурсами.
3. Социальная интеграция: Проведение мероприятий, направленных на вовлечение лиц с ограниченными возможностями в общественную жизнь, включая спорт, культуру и досуг. .
Фрагмент для ознакомления
3
1) О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ (ред. от 29.05.2024) //Собрание законодательства РФ, 1995. № 48. ст. 4563.
2) Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» Постановление Правительства РФ от 29 марта 2019 г. № 363.// Собрании законодательства РФ, 2019. № 15 (часть II, III). ст. 1746.
3) Аверина Е. А., Попова А. В. Оценка доступности окружающей среды для людей с ограниченными возможностями (на примере Новосибирска) // Вестн. Вестник Государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2016. №1 (33). [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka - доступность-среды-для-людей-с-ограниченными-возможностями-здоровья-на-примере-большого-Новосибирска (дата обращения: 27.10.2024).
4) Анализ зарубежного опыта реализации городских проектов для инвалидов. URL: https://www.researchgate.net/publication/358669386_Analiz_zarubeznogo_opyta_gorodskih_proektov_dla_invalidov /(дата обращения: 28.10.2024).
5) Архипова О. В., Зелезинский А.Л., Породин И.В. Современные подходы к обеспечению доступности объектов и услуг для людей с ограниченными возможностями в инфраструктуре современного мегаполиса // EV. 2021. №1 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-obespecheniyu-dostupnosti-obektov-i - сервис-для-лиц-с-ограниченными-возможностями-в-инфраструктуре (дата обращения: 27.10.2024).
6) Белова Е. А., Чернявская С.А. Аспекты организации и реализации проекта "Доступная среда" // Вестник Академии знаний. 2020. №5 (40). URL: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aspekty-organizatsii-i-realizatsii-proekta-dostupnaya-sreda (дата обращения: 27.10.2024).
7) Борисенко А. С. Трансформация понятия "Доступная среда" в феномен общественной жизни // Научно-методический электронный журнал "Концепт". – 2016. – Том 11. – с. 3591-3595 URL: http://e-koncept.ru/2016/86756.htm (дата подачи заявки: 27.10.2024).
8) Гаврилина Н. А., Максимов Е. Д. Взгляд на благотворительность в России в XIX веке // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2020. №4 (56). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/maksimov-evgeniy-dmitrievich-vzglyad-na-blagotvoritelnost-i - общественное-призрение-в-России-в-XIX-в (дата обращения: 27.10.2024).
9) Гостенина В.И., Никитушкина Н.С. Анализ государственной программы "Доступная среда" в контексте перехода к проектному управлению// Журнал "Экономика. Социология. Правильный", 2020, №1(17). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-gosudarstvennoy-programmy-dostupnaya-sreda-v-usloviyah-perehoda-k-proektnomu-upravleniyu//( дата обращения: 29.10.2024).
10) Доступная среда: ожидания, результаты, перспективы - без барьеров. URL:. https://barrier-free.ru/2020/12/22/dostsreda08122018 //(дата обращения: 27.10.2024).
11) Зубарева, В. С. Организация доступной транспортной системы пассажирских перевозок /В. С. Зубарева // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. №5-3.[Электронный ресурс] // Режим доступа. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-dostupnoy-transportnoy-sistemy-passazhirskih - перевозок (дата обращения: 27.10.2024).
12) Короткова С. Г. Проектирование универсальной среды с использованием специальных средств обеспечения доступности для маломобильных групп населения // AMIT. 2020. № 1 (50).[Электронный ресурс] // Режим доступа. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektirovanie-universalnoy-sredy-s-ispolzovaniem-spetsialnyh - средство-доступность-для-маломобильных-людей (дата подачи заявки: 26.10.2024).
13) Курбатова, Н. В. Универсальная архитектура // Творчество и современность. 2016. №1 (1). [Электронный ресурс] // Режим доступа. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/universalnaya-arhitektura (дата обращения: 26.10.2024).
14) Маилян В.Д., Зильберова И. Ю., Бойко А. С. Организационные аспекты создания доступной городской среды для маломобильных групп населения // IVD. 2022. №2 (86). [ Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionnye-aspekty-sozdaniya-dostupnoy-gorodskoy-sredy - для-маломобильных-групп-населения (дата обращения: 27.10.2024).
15) Моисеева, К. Е. Оценка качества доступности окружающей среды для маломобильных групп населения // Медицина и организация здравоохранения. 2017. №3. [Электронный ресурс] // Режим доступа. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-kachestva-dostupnosti-sredy-malomobilnym-gruppam - население (дата обращения: 26.10.2024).
16) НПО как поставщики социальных услуг населению. [Электронный ресурс]// Режим доступа.https://mykhabkray.ru/upload/iblock/79a/y7jyrt9nqnxewdya6xplnjy8t6i1o03c.pdf//(дата обращения: 27.10.2024).
17) Об американцах с ограниченными возможностями" 1990: Закон //"Перспектива". [Электронный ресурс] URL: https://perspektiva-inva.ru/zakon-ob-amerikanczah-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-1990-goda / /(дата обращения: 28.10.2024).
18) Осиновская, В.Б. Доступность зданий и сооружений для инвалидов и МГН. СП 59.13330.2020 / под ред. Володина А.А. – Москва, 2021. – 311 с.
19) Проданова, А. Д. Проблемы доступной среды / А. Д. Проданова. — Текст : прямой // Молодой ученый. — 2022. — № 23 (418). — С. 130-132. — URL: https://moluch.ru/archive/418/92863 / (дата обращения: 29.10.2024).
20) Рубановская С. Г., Амбалов Р. Б., Отараева Е. С. Пути повышения комфортности городской среды для инвалидов и граждан с ограниченными возможностями здоровья // Бюллетень Экспертного совета. 2022. №1 (28). [Электронный ресурс] // Режим доступа: . URL: https://cyberleninka.ru/article/n/puti-povysheniya - комфортности-городской-среды-для-инвалидов-и-граждан-с-ограниченными-возможностями-здоровья (дата обращения: 27.10.2024).
21) Сафронов К. Е. Методика оценки уровня доступности объектов для инвалидов и маломобильных групп населения с использованием балльной системы // Вестник СибАДИ. 2014. №3 (37). [ Электронный ресурс] // Режим доступа: . URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-otsenki-urovnya-dostupnosti объекты для инвалидов и маломобильных групп населения с использованием бальнеологической системы (дата обращения: 26.10.2024).
22) Смолина О.О. Анализ отечественной и зарубежной нормативной и законодательной документации по формированию безбарьерной среды проживания для маломобильных групп населения с точки зрения доступности на трех уровнях пространства //Журнал "Экономика строительства и экологический менеджмент". -2018. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-otechestvennoy-i-zarubezhnoy-normativno-zakonodatelnoy-dokumentatsii-formirovaniya-bezbariernoy-sredy-zhiznedeyatelnosti /(дата обращения: 28.10.2024).
23) Цилиндченко А. А., Пошивайло Я. Г. Создание карты доступности городской территории для маломобильных групп населения // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2021. № URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sozdanie-karty-dostupnosti-gorodskoy-territorii-dlya - маломобильных групп населения (дата подачи заявки: 26.10.2024).
24) Чикин С. Н., Ярославцева Л. П. Экономическая оценка инвалидности населения России. URL: //https://ekam-journal.com/images/2022/1-2022/Chikin-Yaroslavtseva.pdf /(дата обращения: 29.10.2024).
25) Шеломанова Т.Н., Рохманова М.В. – Современные подходы и практические решения по обеспечению доступности объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения / Т.Н. Шеломанова, М.В. Рохманова. – Санкт-Петербург, 2020. – 100 с.
26) Шерстникова Т. А. Особенности адаптации маломобильных групп граждан в городской среде // Молодой ученый. - 2012. – № 6. – с. 58-61. URL: АДРЕС электронной почты: -с-ограниченными-возможностями-в-инфраструктуре (дата обращения: 27.10.2024).
27) Шмелева И. А., Беляев В. А. Инклюзивная городская среда в контексте культуры на примере Санкт-Петербурга // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2021. №1 (30). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inklyuzivnaya-sreda-goroda-v-kontekste-kultury-na-primere-sankt - петербург (дата обращения: 27.10.2024).
28) Ярская-Смирнова В. Н., Ярская-Смирнова Е. Р. Право на город в парадигме мобильности // Вестн. Том Государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2018. №45. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravo-na-gorod-v-paradigme-mobilnosti (дата обращения: 27.10.2024).
29) Ярская-Смирнова, В., Божок Н., Зайцев Д., Ярская-Смирнова Е. Социальный урбанизм: временной контекст доступности (на примере российских городов): ряд монографий / под ред. В.Ярской-Смирновой, Н. Божок, Д. Зайцева, Е. Ярской-Смирновой. – М.: "Вариант", 2020. – 378 с.