Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Врожденным порокам развития (ВП) принадлежит одно из первых мест и в статистике детской заболеваемости и инвалидности, и в перинатальной и младенческой смертности. По данным ряда исследователей, врожденные пороки встречается у 25,6% детей, которые умерли в перинатальном периоде, у 18% мертворожденных. По данным 29 сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения, в развитых странах процент заболеваемости и смертности детей врожденными пороками развития выше, чем процент инфекционных заболеваний. В работе будут подробно рассмотрены аномалии и уродства развития лица и полости рта.
Врожденные пороки развития лица и полости рта – это достаточно частые, а, нередко, и тяжелые заболевания, представляющие одну из сложных проблем челюстно-лицевой хирургии и хирургической стоматологии. Установлено, что в последнее время во всем мире прогрессивно возрастает количество детей с врожденными пороками развития, в том числе лица и челюстей. В частности, врожденные расщелины верхней губы и неба – составляют около 13% всех врожденных пороков развития человека. По данным ВОЗ они встречаются в 0,6-1,6 случаев на 1000 новорожденных и по частоте занимают 2-3 место среди врожденных пороков развития человека.
Частота рождения детей с расщелинами верхней губы и неба имеет стабильную тенденцию к росту. Основной причиной роста количества больных с врожденными расщелинами верхней губы и неба во всем мире следует считать увеличения количества и мощи экзогенных тератогенных факторов и увеличение количества носителей этого порока развития, благодаря их медицинской реабилитации. Тяжелые врожденные пороки развития челюстно-лицевой области у детей часто являются не только медицинской, но и социальной проблемой, что требует комплекса мероприятий, направленных на профилактику этих заболеваний, а также на лечение и реабилитацию больных с этой патологией.
Своевременная диагностика пороков развития, выбор правильной тактики ведения беременности и родов, а также своевременная хирургическая коррекция порока развития при стабильных показателях жизнедеятельности с минимальной медикаментозной агрессией – лучший способ улучшить качество жизни ребенка и снизить риск инвалидизации.
Цель: изучить особенности аномалий и уродств развития лица и полости рта.
Задачи:
1.Рассмотреть строение и функции черепа;
2.Изучить возрастные и национальные особенности черепа;
3.Проанализировать этиологию и классификацию аномалий и уродств лицевого отдела черепа;
4.Ознакомиться с методами лечения аномалий и уродств лицевого отдела черепа.
Объект: врожденные пороки развития лица и полости рта.
Предмет: клинические проявления и лечение пороков развития лица и полости рта.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРОЕНИЯ ЧЕРЕПА
1.1. Строение и функции черепа
Череп человека сформирован 23 костями (из которых 8 ― парные и 7 ― непарные), помимо которых в полости среднего уха присутствует ещё три парные слуховые косточки ― молоточек, наковальня и стремечко, а также зубы на верхней и нижней челюстях.
Рисунок 1 – Череп человека
Все кости, составляющие скелет головы, в зависимости от их положения (и происхождения) подразделяют на кости черепа и кости лица. Кости черепа образуют вместилище для головного мозга (полость черепа) и части органов чувств. Кости лица являются костной опорой для мягких тканей лица и начального отдела дыхательной (полость носа) и пищеварительной (полость рта) систем.
К костям черепа относятся затылочная, теменная (парная), лобная, височная (парная), клиновидная и решетчатая кости, к костям лица — парные кости: верхняя челюсть, скуловая кость, небная, носовая, слезная, нижняя носовая раковина, и две непарные: нижняя челюсть и сошник. С костями лица обычно изучается подъязычная кость. Некоторые кости двух отделов черепа соединяются между собой и вместе участвуют в образовании стенок разных полостей и ямок (глазница, полость носа, крылонебная ямка и др.).
Кости мозгового и лицевого черепов соединяются друг с другом при помощи швов и неподвижны. Нижняя челюсть соединяется с черепом суставами, поэтому наиболее подвижна, что необходимо для ее участия в акте жевания.
Полость мозгового черепа представляет собой продолжение позвоночного канала, в ней содержится головной мозг. Верхний отдел мозгового черепа, образованный теменными костями и чешуями лобной, затылочной и височной костей, называется сводом или крышей черепа. Кости свода черепа плоские, их наружная поверхность гладкая и ровная, а внутренняя гладкая, но неровная, так как на ней отмечаются борозды артерий, вен и прилежащих извилин головного мозга.
Кровеносные сосуды располагаются в губчатом веществе — диплоэ, находящемся между наружной и внутренней пластинками компактного вещества. Внутренняя пластинка не такая прочная, как внешняя, она гораздо более тонкая и хрупкая. Нижний отдел мозгового черепа, образованный лобной, затылочной, клиновидной и височными костями, называется основанием черепа. [5]
Функции черепа:
1. защитная (содержит головной мозг и органы чувств, защищая эти образования от повреждений);
2. опорная (служит вместилищем для головного мозга, органов чувств, начальных отделов пищеварительной и дыхательной систем);
3. двигательная (сочленяется с позвоночным столбом).
1.2. Взаимосвязь с другими органами, возрастные и национальные особенности черепа
Череп детей существенно отличается от черепа взрослых относительной величиной (по сравнению с размерами тела), строением и пропорциями отдельных частей. У новорожденного мозговой отдел черепа в 6 раз больше лицевого, у взрослого - в 2,5 раза, т.е. у новорожденного лицевой отдел черепа меньше мозгового отдела. С возрастом эти различия исчезают. Более того, изменяется не только форма черепа и составляющих его костей, но и количество костей черепа. Это связано с тем, что соединительнотканные швы, разделяющие отдельные кости черепа у новорожденных, постепенно окостеневают.
Наиболее быстрый рост черепа происходит на 1 -м году жизни. Затылочная кость выпячивается и вместе с теменными костями растет особенно быстро. Соотношение объема черепа ребенка и взрослого человека выглядит следующим образом: у новорожденного объем черепа равен 1/3 объема взрослого; в 6 мес - 1/2; в 2 года - 2/3.
В течение 1 -го года жизни толщина стенок черепа увеличивается в три раза. На 1-2-м году жизни роднички (участки соединительной ткани между отдельными костями черепа) закрываются и замещаются костной тканью: затылочный (малый родничок) - на 2-м месяце; клиновидный - на 2-3-м месяце; сосцевидный - в конце Нго или начале 2-го года; лобный (большой родничок) - на 2-м году жизни. К 1,5 годам роднички полностью зарастают, и к 4 годам образуются черепные швы.
В возрасте от 3 до 7 лет основание черепа вместе с затылочной костью растет быстрее, чем свод. В 6-7 лет полностью срастается лобная кость. К 7 годам основание черепа и затылочное отверстие достигают относительно постоянной величины, происходит резкое замедление в развитии черепа. С 7 до 13 лет рост основания черепа еще больше замедляется.
В 6-7 лет рост костей свода черепа немного усиливается, и к 10 годам в основном заканчивается. Емкость черепа к 10 годам составляет 1300 см3 (для сравнения: у взрослого - 1500-1700 см3).
В 11-13 и 13-14 лет снова ускоряется рост черепа, особенно интенсивно растет лобная кость, начинает преобладать развитие лицевого отдела черепа во всех направлениях, складываются характерные черты физиономии.
В 18-20 лет прекращается рост основания черепа в длину. Полное слияние костей черепа происходит в зрелом возрасте, однако развитие черепа продолжается. После 30 лет швы черепа постепенно становятся костными. [1]
Половые различия черепа у человека незначительны, поэтому иногда трудно отличить мужской череп от женского. В то же время необходимо указать на следующие не всегда четко вы¬раженные половые отличия черепа. У мужского черепа бугрис¬тости (места прикрепления мышц) видны, как правило, лучше; сильнее выступают затылочный бугор, надбровные дуги. Глаз¬ницы имеют относительно большую величину, околоносовые пазухи выражены сильнее. Кости обычно несколько толще, чем у женского черепа. Продольный (переднезадний) и вертикаль¬ный размеры у мужского черепа большие. Мужской череп вмес¬тительнее (на 150—200 см3), чем женский: вместимость черепа у мужчин равна в среднем 1450 см3, а у женщин — 1300 см3. Разницу можно объяснить меньшими размерами тела у женщин.
Расовые отличия черепа
Монголоидная раса обладает мезогнатным (плоским) типом лица. Лицевой череп плоский, высокий и широкий, глазницы расположены высоко, нос выступает слабо.
Негроидная раса имеет прогнатный (выступающий кпереди) тип лица, прямой лоб, развитые и выступающие челюсти, умеренно развитые скуловые кости, широкие ноздри и широкое грушевидное отверстие носа, крупные и выпяченные губы.
Европеоидная раса – ортогнатный (прямой) тип лица с сильно выступающим носом и менее выступающими челюстями и скуловыми костями.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Блиндер, Ж.А. Междисциплинарный подход к лечению пациентов с двухсторонней расщелиной губы и неба / Ж.А. Блиндер, А.А. Мамедов, Ю.И. Кучеров, Ю.В. Жиркова, А.Б. Макленнан, М.Г. Рехвиашвили, Л.А. Мазурина, О.Т. Зангиева, Н.С. Козлова // Медицинский алфавит. – 2019. – Т. 1.- № 2 (265). – С. 48-51.
2. Врожденные пороки развития: учебное пособие / О. П. Романенко, Д. К. Верлинская, Т. И. Кадурина, Т. В. Харченко. – Санкт-Петербург: СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2019. – 64 с.
3. Гипоксия плода и новорожденного. Первичная реанимация, выхажи-вание и лечение новорожденных в остром постгипоксическом периоде: учебно-методическое пособие / Т. Н. Войтович [и др.]. – Минск: БГМУ, 2020. – 20 с.
4. Диагностика и комплексная реабилитация перинатальной патологии новорожденных / под ред. Г. В. Яцык. – М.: ПедиатрЪ. – 2019. – 155 с
5. Дюбкова Т. П. Врожденные и наследственные болезни у детей (при-чины, проявления, профилактика): учеб.метод. пособие / Т. П. Дюбкова. ― Минск: «Асобны», 2018. ― 48 с.
6. Клинико-синдромальный подход при пренатальной ультразвуковой диагностике множественных врожденных пороков развития: учебно-методическое пособие / Л.А. Жученко, Е.Н. Андреева, Е.А. Калашникова, Н.О. Одегова; ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного про-фессионального образования». – М.: ФГБОУ ДПО РМАНПО, 2017. – 43 с.
7. Кабанова, А.А. Челюстно-лицевая хирургия и хирургическая стома-тология / А.А. Кабанова. – М.: Медицинская литература, 2021. – С. 68-73.
8. Калмин, О. В. Синдромы множественных аномалий развития: учебное пособие для вузов / О. В. Калмин. – Санкт-Петербург: Лань, 2024. – 268 с.
9. Кургуз, Р. В. Генетика человека с основами медицинской генетики: учебное пособие для СПО / Р. В. Кургуз, Н. В. Киселева. – 5-е изд., стер. – Санкт-Петербург: Лань, 2024. – 176 с.
10. Наследственные болезни и синдромы в стоматологии: учебное посо-бие / Н. В. Немцева, Г. Н. Соловых, Е. А. Кануникова [и др.]. – Оренбург: ОрГ-МУ, 2022. – 105 с.
11. Пороки развития орофациальной области (клинико-морфологические аспекты): учебное пособие / А. В. Смирнов, Н. В. Григорьева, Е. В. Горелик, С. А. Калашникова. – Волгоград: ВолгГМУ, 2021. – 88 с.
12. Притыко, А.Г. Врожденные пороки черепа и лица у детей / А.Г. При-тыко. – М.: Буки Веди, 2021. – С.45-48.
13. Строение и развитие зубочелюстной системы у детей: учебное пособие / С. Б. Фищев, А. Г. Климов, А. В. Севастьянов [и др.]. – Санкт-Петербург: СПбГПМУ, 2020. – 44 с.
14. Структурные основы критических периодов в развитии плода челове-ка: учебно-методическое пособие для студентов / Л. С. Васильева и [и др.]; ФГБОУ ВО ИГМУ Минздрава России – Иркутск: ИГМУ, 2019. – 56 с.
15. Топольницкий, З.О. Детская челюстно-лицевая хирургия. Сборник иллюстрированных клинических задач и тестов / З.О. Топольницкий. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. – С. 330-342.