Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что каждое художественное произведение ставит перед собой цель привлечь и заинтересовать читателей, а потому его создатель всегда включает в повествование большое количество образных и экспрессивных средств. Одним из таких являются антропонимы, которые составляют концептосферу любого художественного произведения и могут быть как реальными, без намека на какие-либо аллюзии, а могут представлять собой антономасии или «говорящие имена». Использование такого рода антропонимов всегда является сложной задачей для любого переводчика, поскольку их нужно либо локализовывать в другие языки, либо оставлять неизменными, но делать примечание относительно происхождения в иноязычной культуре.
Цель курсовой работы – провести анализ особенностей функционирования / использования антономасии и говорящих имен в современной англоязычной литературе.
Объект курсовой работы – антономасии и говорящие имена в художественной литературе.
Предмет курсовой работы – особенности функционирования / использования антономасии и говорящих имен в современной англоязычной литературе.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач исследования:
1. Охарактеризовать лексические средства и приемы в концептосфере художественного произведения.
2. Раскрыть теоретические аспекты ономастики и антропонимики.
3. Описать понятие антономасии.
4. Изучить понятие и виды «говорящих имен».
5. Дать общую характеристику цикла Терри Пратчетта «Плоский мир».
6. Проанализировать антропонимы в цикле Терри Пратчетта «Плоский мир».
Материал исследования: цикл произведения Т. Пратчетта «Плоский мир».
Методы исследования: анализ научной и художественной литературы, описательный, обобщение, классификация, сравнительный, моделирование, лингвистический анализ.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, а также списка использованной литературы.
В научной литературе под концептом понимается определенная семантическая категория, выраженная в особых лексических единицах конкретного языка, которые в своей совокупности образуют определенную художественную модель мира .
В то же время, согласно другому определению, это понятие обозначает те речевые средства и приемы, с помощью которых осуществляется объективация или вербализация определенных явлений с учетом конкретного временного периода, в котором они используются.
Как считает В.З. Демьянков, под концептом понимается содержательная сторона, характеризующая каждый словесный знак. Концепт обозначает некоторое реальное явление, существующее в материальной или духовной сфере человеческой и общественной жизни .
Каждый автор, создающий тот или иной текст, осуществляет моделирование концепта, которое предполагает формирование определенной архитектоники, характерной для данного текста и имеющей ядерно-периферийный характер. В процессе моделирования концепта формируется комплекс субконцептов, в основе которых лежат различные номинативные поля, представляющие собой совокупность номинантов или специальных элементов концепта .
Важно понимать, что наличие концепта предполагает включение в художественный текст различных групп лексических единиц, необходимых для формирования определенных образов, создающих в конечном итоге художественное пространство литературного произведения. Такой концепт всегда тематичен и определяет суть направления художественного текста, его содержательные особенности .
В научном труде И.А. Стернина процесс моделирования концепта предполагает выделение трех основных этапов, которые представлены на рисунке 1.1 .
К примеру, пространственные лексические единицы и грамматические сочетания в тексте обозначены как проксемы. Отмечено, что проксемы, используемые в тексте, можно дифференцировать на два основных типа - с вертикальной и горизонтальной осями .
Номинанты, имеющие отношение ко времени (или временной организации художественного пространства), в научной литературе называются хронемами .
Для обозначения цветовых характеристик пространства используются колоративы, которые могут быть указанием на конкретные, реальные цвета, либо описываться лексическими единицами, формирующими цвет в воображении читателя .
В контексте описания продуктов питания в текстах авторы используют глютонимы. Следует отметить, что это не только те лексические единицы, которые непосредственно обозначают продукты питания, это слова или словосочетания, которые прямо или косвенно относятся к лексико-семантическому полю «Еда». В частности, особое внимание уделяется тем лексическим единицам или их грамматическим соединениям, которые обозначают запахи пищи или ассоциируются с ними у читателей .
Для обозначения названий городских топонимов используются такие компоненты информативного кода доминантного концепта, как годонимы, в основе которых лежат названия улиц, а также агаронимы, обозначающие названия площадей. Более того, все названия, обозначаемые именами собственными, в научной литературе обозначаются как лингвокультуремы, в основе которых могут лежать как реальные личные имена или титулы, так и придуманные автором для повышения художественной ценности и стилистической окраски текста. Имена собственные, которые составляют концептосферу, именуются антропонимами .
Таким образом, можно сделать вывод о том, что для формирования концептосферы художественного произведения могут использоваться лексические средства различных тематических групп, которые в научной литературе наименованы различными терминами. Довольно часто для усиления эффекта эмоциональности концептосферы определенного художественного произведения писатели и поэты применяют антропонимы, которые, однако, должны удачно вписываться в общий контекст произведения и иметь содержательное значение.
1.2. Теоретические аспекты ономастики и антропонимики
В лингвистике выделяется две области, которые непосредственно связаны с изучением имен как лексических единиц. Это ономастика и антропонимика. Ономастика является более широким понятием, в ее основе изучение имен собственных, а также истории и источников их возникновения и условий развития, а антропонимика сужает ономастику и исследует конкретно антропонимы, т.е. имена людей .
В рамках данного исследования больший интерес представляет антропонимика, в рамках которой как раз и изучаются антономасии и «говорящие имена».
Исследователи выделяют тесную связь антропонимики с другими науками и научными областями, в частности, речь идет об истории, культурологи, этнографии, антропологии, географии, фольклористике, археологии и др. Все указанные науки помогают разобраться в специфике различных имен и проследить их историю .
Антропонимика выполняет ряд важных функций, каждая из которых связана с изучением имен людей. Эти функции представлены на рисунке 1.2 .
Для антропонимики как области лингвистического знания принципиально важно, каким образом формировалось то лексическое средство, которое обозначат имя человека. Важен фонетический, структурный, содержательный анализ, который основан на широких знаниях специалиста. Случаются такие ситуации, что на расшифровку одного имени уходят годы, поскольку довольно сложно определить точную дату возникновения имени и потом проанализировать исторический контекст .
Некоторые имена со временем могут трансформироваться, потеряв свое первоначальное написание и звучание, что связано с изменением социокультурной реальности, влиянием других языков, определенной модой, в рамках которой исконное произношение видится слишком устаревшим. Однако во многих языках происходит такая ситуация, что одно и то же имя может использоваться в разных вариантах в жизни конкретного человека .
Таким образом, можно обозначить важную роль антропонимики для современной лингвистики, поскольку происхождение некоторых имен людей до сих пор в точности не определено, а закономерности функционирования и структурная специфика не всегда поддаются грамотному анализу, несмотря на то, что этот вопрос чрезвычайно интересен для исследования, поскольку может дать информацию об определенном историческом периоде, его традициях и тенденциях.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алефиренко, Н.Ф. Лингвокультурология. Ценностно-смысловое пространство языка / Н.Ф. Алефриенко. Учебное пособие. – М.: Флинта, 2022. – 460 с.
2. Афонина, А.Н. Глютонимы современного немецкого языка / А.Н. Афонина // Научный потенциал. – М., 2012. – С. 23–32.
3. Баранова, Т.М. Индивидуальное образное сравнение как средство изображения вторичного мира в романах Т. Пратчетта серии «плоский мир» и проблема его перевода с английского на русский язык / Т.М. Баранова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2021. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/individualnoe-obraznoe-sravnenie-kak-sredstvo-izobrazheniya-vtorichnogo-mira-v-romanah-t-pratchetta-serii-ploskiy-mir-i-problema?ysclid=m44du2gtmk254603904 (дата обращения: 27.11.2024).
4. Бланар, В. О внутренне обусловленных семантических изменениях / В. Бланар // Вопросы языкознания. – 1971. – № 2. – С. 90–98.
5. Бардакова, В.В. «Говорящие» имена в детской литературе / В.В. Бардакова // Вопросы ономастики. – 2009. – № 7. – С. 48–56.
6. Болотова, Е.А. Антропономическая языковая мозаика «говорящих» имен и фамилий / Е.А. Болотова // The Scientific Heritage. – 2019. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/antroponimicheskaya-yazykovaya-mozaika-govoryaschih-imen-i-familiy?ysclid=m42nh251mu821714996 (дата обращения: 25.11.2024).
7. Бромберже К. К антропологическому анализу антропонимов / К. Бромберже // Вопросы ономастики. – 2012. – № 3. – С. 33–46.
8. Голомидова, М.В. Искусственная номинация в русской ономастике. Монография / М.В. Голомидова. – Екатеринбург: Уральского государственного педагогического университета, 1998. – 400 с.
9. Городилова, Л.М. Историческая антропонимика XX–XXI веков: направления и проблемы исследования / Л.М. Городилова // Вестник Бурятского государственного университета. Серия «Философия». – 2012. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskaya-antroponimika-xx-xxi-vv-napravleniya-i-problemy-issledovaniya?ysclid=m4228renrv729093778 (дата обращения: 26.11.2024).
10. Губайловский, В. Обоснование счастья. О природе фэнтези и первооткрывателе жанра / В. Губайловский // Новый мир. – 2002. – № 3. – С. 174–185.
11. Демьянков, В.З. Термин «концепт» как элемент терминологической культуры / В.З. Демьянков // Язык как материя смысла: Сборник статей в честь академика Н.Ю. Шведовой / Отв. ред. М.В. Ляпон. – М.: Издательский центр «Азбуковник», 2007. – 720 с.
12. Доспанова, Д.У. Антропонимы и некоторые аспекты их изучения / Д.У. Доспанова // Молодой ученый. – 2017. – № 14 (148). – С. 712–715.
13. Кульпина, В.Г. Теоретические аспекты лингвистики цвета как научного направления сопоставительного языкознания. Дисс. на соиск. уч. ст. д. филолог. н. / В.Г. Кульпина – М.: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 2002. – 190 с.
14. Мадиева, Г.Б., Супрун, В.И. Антропонимы как средство выражения национальной культуры / Г.Б. Мадиева, В.И. Супрун // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2010. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/antroponimy-kak-sredstvo-vyrazheniya-natsionalnoy-kultury?ysclid=m422du2cg9434537911 (дата обращения: 26.11.2024).
15. Огнева, Е.А. Темпоральная архитектоника концептосферы художественного текста / Е.А. Огнева // Приоритетные направления лингвистических исследований: общетеоретические, когнитивные, коммуникативно-прагматические и функционально-грамматические аспекты языка. Коллективная научная монография / Под ред. А.Г. Бердниковой. – Новосибирск: СибАК, 2013. – 460 с.
16. Огнева, Е.А. Концепты-доминанты как информативные конструкты текстовых миров / Е.А. Огнева. – М.: Эдитус, 2019. – 326 с.
17. Огнева, Е.А. Типология текстовых проксем в свете романо-германского перевода // Гуманитарные исследования / Е.А. Огнева. – 2021. – № 2 (78). – С. 55–64.
18. Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / Под ред. Н.Д. Тамарченко. – М.: Издательство Кулагиной; Intrada, 2008. – 560 с.
19. Стернин, И.А. Когнитивная лингвистика. Учебное издание / И.А. Стернин. – М.: АСТ «Восток-Запад», 2007. – 580 с.
20. Столярова, И.А. Некоторые особенности перевода комического в литературе жанра фэнтези (на материале произведений Т. Пратчетта). Дисс. на соиск. уч. ст. к. филолог. н. / И.А. Столярова. – СПб., 2009. – 180 с.
21. Хазиева, Д.А. Имена собственные в произведениях английской литературы / Д.А. Хазиева // Материалы IV международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся. – 2023. – URL: https://school-science.ru/4/3/82?ysclid=m42mi3nnye773866226 (дата обращения: 26.11.2024).