Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Непрерывный поиск продуктивных компромиссов между интересами субъектов делового взаимодействия является важнейшей особенностью любого процесса управления. В связи с этим, в современном мире все больше внимания уделяют развитию психологической культуре компетентного делового общения между всеми субъектами взаимодействия, в том числе между руководителем и подчинёнными на любом уровне взаимодействия.
Организации, развивающие и поддерживающие свою корпоративную и деловую культуру взаимодействия, быстрее других добиваются успеха и профессионального роста в условиях рыночной экономики. Хорошо развитая культура корпоративного и делового общения способствует созданию положительного образа любой организации и её менеджеров. Для этого необходимо преодолевать социально – психологические барьеры общения и делового взаимодействия.
Любое продуктивное корпоративное общение - это многогранный и многомерный процесс. Проблемой продуктивного общения и взаимодействия учёные и исследователи занимались всегда. Такого рода процессы изучают социология, лингвистика, социальная психология и др. Эта тема связана с именами учёных и исследователей А.А. Бодалева, Л.П. Буевой, А.С. Золотняковой, М.С. Каган и др.
В современном мире, где присутствуют деловые и продуктивные коммуникации с другими людьми, быстрый темп жизни, владение навыками эффективного общения является большим преимуществом. Особенно важно это для руководящих работников, поскольку деловое продуктивное общение способствует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства между коллегами по работе, руководителями и подчиненными, партнерами, соперниками и конкурентами.
Любые возникающие барьеры в общении тормозят все продуктивные процессы. Несмотря на то, что процесс общения между субъектами происходит постоянно, отсутствие навыков делового общения иногда ставит в затруднительное положение даже профессионалов своего дела. Искусство общения, знание психологических особенностей и применение психологических методов крайне необходимы специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа «человек – человек».
Для руководителя, способность и умение выстраивать отношения с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе является неотъемлемым аспектом его профессиональной управленческой деятельности.
Цель работы: теоретически обосновать и выявить необходимость влияния и власти руководителя в управлении.
Объект исследования: процесс влияния и власти руководителя в управлении.
Предмет исследования: средства и способы процесса влияния и власти руководителя в управлении.
Задачи:
1. Провести анализ понятия качество управления в современных социальных условиях.
2. Изучить роль влияния руководителя в процессе управления.
3. Описать условия повышения качества управления через власть и влияние руководителя.
4. Предложить рекомендации по укреплению власти и влияния руководителя.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ, классификация, анкетирование, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы процесса укрепления власти и влияния руководителя в процессе управления
1.1. Анализ понятия качество управления в современных социальных условиях
Психологическая культура делового общения субъектов взаимодействия и её непрерывное развитие имеют чрезвычайно большое значение в условиях современных коммуникаций. Правильно выстроенные процессы взаимодействия субъектов в условиях современной организации позволяют говорить о должном качестве управления [10].
Под качеством управления или управленческого решения понимают совокупность заданных характеристик, которые делают управленческий процесс способным выполнить свою роль в процессе управления. К такого рода характеристикам относят:
-научную обоснованность;
-непротиворечивость;
-актуальность решения и своевременность;
-компетентность и законность действий руководителя;
-ясность и понятность действий для исполнителей и др.
Взаимоотношения людей в процессе взаимодействия всегда вызывали особый интерес и внимание со стороны философов, психологов, социологов и других специалистов. Этим процессам каждый человек посвящает значительную часть своей жизни. Под философией управления понимают тип философско-понятийного осмысления сущности управления персоналом. Она рассматривает особенности возникновения процессов управления и определяет связи с другими науками и научными направлениями.
Наука об управлении рассматривает идеи, а также, цели и задачи, лежащие в основе управления персоналом. Философия управления рассматривает процессы управления с точки зрения логики, психологии, социологии, экономики, организации и этики [22].
Под научной обоснованностью в данном случае понимают использование в процессе управления объективных законов функционирования и развития объекта управления. Эти процессы касаются не только того момента, когда руководителем принимается то, или иное управленческое решение, но все предшествующие и последующие моменты для оптимально исполнения управленческого решения всеми участниками взаимодействия.
Такого рода управленческие решения должны быть полностью согласованными, как с ранее принятыми решениями, так и со всеми теми решениями, которые принимаются на иных уровнях управления. Намеченная решением программа действий должна быть практически осуществима в условиях данной организации. Решение должно приниматься на том уровне иерархии и тем лицом, которое имеет право на принятие подобного решения и соответствующую компетентность, а также соответствовать действующему законодательству. Это обеспечивается чёткостью, лаконичностью и простотой формулировок, которые исключают разночтения [19].
Социологическую работу в организациях, к которой относят все исследования можно представить, как научное изучение систем управления с использованием теоретических и эмпирических процедур. Эта работа чрезвычайно важна, поскольку она позволяет познать и оценить потребности и перспективные устремления потенциальных потребителей продукции и услуг той, или иной организации.
Исследования такого рода позволяют определить сущность и реальную деятельность руководителя и персонала организации, а также, особенности организационной культуры всего предприятия.
Благодаря социологическим исследованиям можно выявить и решить широкий круг проблем, которые могут быть связаны с общественными отношениями потребителей, персоналом предприятия, поставщиков и др. [19]:
Человечество всегда стремилось обобщить свой опыт продуктивного общения в той или иной сфере и соотнести его с выработанными человечеством нормами [28]. Проблемы социально – психологических барьеров неизменно присутствуют в процессах общения субъектов. Исследование этой проблемы позволяет обеспечить возможность более глубокого анализа психологических закономерностей взаимодействия каждого из субъектов. Это, в свою очередь, позволит обеспечить необходимые механизмы регуляции поведения субъекта.
Проблемами делового общения занимались многие учёные и исследователи, в частности, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев и др. Все они неизменно рассматривали и рассматривают общение субъектов как необходимое условие дальнейшего психического развития субъекта. Процесс общения – это всегда обмен информацией между людьми и взаимодействие между ними. Основано это на восприятии и понимание одного человека другим.
Целью любого общения называют взаимодействие, ради которого у человека возникает какой-либо вид активности. Некоторые люди коммуникабельны и общительны. Они умеют создать благоприятную атмосферу и поддержать деловой настрой. Другие люди неразговорчивы и угрюмы. Они вносят напряжённость и могут испортить настроение себе и другим, что, несомненно, станет причинами возникновения различных барьеров при общении [31]. Без общения человек не является личностью. Общение – это всегда процесс установления и развития контактов между людьми, который в себя включает:
-обмен информацией;
- выработку единой стратегии взаимодействия;
-восприятие и понимание другого человека.
Виды общения бывают следующие:
-когнитивное;
-мотивационное;
-деятельностное;
-социальное;
- деловое;
-манипулятивное;
-педагогическое;
- диагностическое;
- инструментальное;
-личностное.
Под барьерами общения понимают факторы, которые служат причиной неэффективного взаимодействия. При этом могут возникать конфликты и способствующие им ситуации. Барьерами общения называют препятствия на пути понимания собеседника. Препятствия могут носить совершенно разный характер, поскольку на неприятие информации в процессе общения влияют многие факторы [20]. Причины, по которым возникают барьеры в общении, различны, и присутствуют они в жизни каждого человека. Наиболее распространенные барьеры в общении:
- барьер характера;
- барьер темперамента;
-барьер отрицательных эмоций;
-барьер манеры общения;
-барьер речи;
-идеологические барьеры;
- социально-психологические барьеры;
-информационно-познавательные барьеры.
Рассмотрением проблемы возникновения барьеров при общении занимались исследователи Г.Г. Камардина, Л.С. Попова, А.П. Панфилова, И.Р. Ракей и др. Л.С. Попова выделяет пять групп барьеров общения:
1. Коммуникативная.
2. Социально – культурная.
3. Интерактивная.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акофф, Р. Планирование будущего корпорации / Р. Акофф // М.: Прогресс, 2005. – 397 с. - текст: непосредственный.
2. Абрамова, С.Г. О понятии «Корпоративная культура» / С.Г. Абрамова. - М.: - Экзамен. - 2005. - 89 с. - текст: непосредственный.
3. Абдуллина А.Ф. Коммуникативные барьеры и их преодоление / А.Ф. Абдуллина // Иновационная наука. - 2016. – N 4. - С. 37-56. - текст: непосредственный.
4. Асадов А.Н. Культура делового общения / А.Н. Асадов // Учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. - 156 с. - текст: непосредственный.
5. Анкета диагностики корпоративной культуры по Ч. Хэнди [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.rushkolnik.ru (дата обращения 28.08.2024). - текст: электронный.
6. Анализ расчета экономической эффективности [Электронный ресурс] URL: http://Pr_R_Analiz_rascheta_ekonomicheskoy_effektivnosti.pdf. (дата обращения 28.08.2024). - текст: электронный.
7. Барков, С.А. Социология организаций / С.А. Барков // учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2013. – 395 с. - текст: непосредственный.
8. Бовин, А.А. Управление инновациями в организациях / А.А. Бовин // учебное пособие для вузов. – М.: Омега-Л, 2009. – 415 с. - текст: непосредственный.
9. Василик М.А. Основы теории коммуникации / М.А. Василик // Учебник /Под ред. проф. М.А. Василика. — М.: Гардарики, 2003. — 615 с. - текст: непосредственный.
10. Ветчанова, О.В. Корпоративная культура организации [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.cultmanager.ru (дата обращения 28.08.2024). - текст: электронный.
11. Гончаров, С.В. Эффективные коммуникации: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pmcity.ru/management/publications/detail.php?ID=2209 (дата обращения 28.08.2024). - текст: электронный.
12. Губарев, В. В. Наука ли синергетика / В.В. Губарев // Вопросы философии. – 2019. - № 10. – С.159–165. - текст: непосредственный.
13. Диев, В.С. Управление. Философия. Общество / В.С. Диев // Вопросы философии. –2010. - № 8. – С. 35–43. - текст: непосредственный.
14. Зверинцев, А. Б. Коммуникационный менеджмент: Рабочая книга менеджера / А.Б. Зверинцев. - 2-е изд. - СПб.: СОЮЗ, 2014. – 357 с. - текст: непосредственный.
15. Исламова, Н.В. Коммуникационный менеджмент: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.В. Исламова. – Н.: НГУ, 2009. - 206 с. - текст: непосредственный.
16. Катунина, И В. Формирование управленческого мышления и компетенций в управлении человеческими ресурсами / И.В. Катунина // Вестник Московского Университета. – 2010. - № 2. – С.103–118. - текст: непосредственный.
17. Кондюрина, И.М. Пути к успешной межкультурной коммуникации / И.М. Кондюрина, П.А. Куноф. Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2016. - № 7.5 (111.5). - С. 87-89. - URL: https://moluch.ru/archive/111/28517/ (дата обращения 28.08.2024). - текст: электронный.
18. Коротков, Э.М. Концепция российского менеджмента / Э.М. Коротков // М.: «Дека», 2014. – 896 с. - текст: непосредственный.
19. Кравченко, К.А. Организационное строительство и управление персоналом крупной компании / К.А. Кравченко // М.: Академический Проект, 2015. – 637 с. - текст: непосредственный.
20. Камерон, К. Диагностика и изменение организационной культуры / К. Камерон. - СПб.: Питер.- 2001. - 320 с. - текст: непосредственный.
21. Корпоративная культура организации: примеры и формирование [Электронный ресурс] /Режим доступа: http://www.gd.ru/articles/3527 (дата обращения 28.08.2024). - текст: электронный.
22. Мирзоян, В.А. Управление как предмет философского анализа / В.А. Мирзоян // Вопросы философии. –2010. - № 4. – С. 35–47. - текст: непосредственный.
23. Мосина, Е.Ю. Корпоративная культура как элемент социально- трудовых отношений / Е.Ю. Мосина. - М.: Интер. - 2005. - 243 с. - текст: непосредственный.
24. Ньюстром, Дж. Организационное поведение / Дж. Ньюстром // Пер. с англ. – СПб, 2000 – 447 с. - текст: непосредственный.
25. Тихонов, А.В. Об институционализации управления в современной России / А.В. Тихонов // Управленческое консультирование. –2010. - № 1. – С. 59–75. - текст: непосредственный.
26. Прутченков, А. Социальное партнерство как основа взаимодействия. [Электронный ресурс] // А. Прутченков. Режим доступа: http://www.proza.ru/2010/12/19/485 (дата обращения 28.08.2024). - текст: электронный.
27. Программа по созданию условий для перехода страны к цифровой экономике. [Электронный ресурс] URL: https://data-economy.ru (дата обращения 28.08.2024). - текст: электронный.
28. Попова, Е.П. Социология организаций: некоторые аспекты становления и современная проблематика / Е.П. Попова // Учебное пособие. – Волгоград: Издательство ВолГУ, 2012. – 68 с. - текст: непосредственный.
29. Тикуришвили, Н.А. Современная философская и научная интерпретация управления / Н.А. Тикуришвили. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 8 (55). — С. 499-503. — URL: https://moluch.ru/archive/55/7508/ (дата обращения 28.08.2024). - текст: электронный.
30. Управление и мотивация: уроки Стива Джобса [Электронный ресурс]/https://www.securitylab.ru/blog/personal/Informacionnaya_bezopasnost_v_detalya h/340064.php?ysclid=lcyybdsjm8303447018 (дата обращения 28.08.2024). - текст: электронный.
31. Урри, Дж. Социология за пределами обществ: виды мобильности для XXI столетия / Дж. Урри // М: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. – 336 с. - текст: непосредственный.
32. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. No597 «О мероприятиях государственной социальной политики» [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/70170950/ (дата обращения 28.08.2024). - текст: электронный.
33. Шейн, Э.Х. Организационная культура и лидерство / Э.Х. Шейн. - СПБ.: Питер. - 2021. - 336 с. - текст: непосредственный.
34. Шихирев, П.Н. Введение в российскую деловую культуру /П.Н. Шихирев. - М.: Новости. - 2000. - 430 с. - текст: непосредственный.
35. Ядов, В.М. Современная теоретическая социология как концептуальная база исследования российских трансформаций / В.М. Ядов // Курс лекций для студентов магистратуры по социологии. Изд. второе, испр., дополн. – СПб.: Интерсоцис, 2009. – 138 с. - текст: непосредственный.