Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Одной из важнейших психических функций человека является речь. Как только ребенок начинает говорить, он способен к концептуальному мышлению, созданию обобщенных представлений об окружающей действительности, планированию и осознанному пониманию своих намерений и действий.
Дети с нарушением речи испытывают значительные трудности в обучении чтению, письму и языку, а также проблемы в развитии высших психических функций, таких как внимание, мышление, воображение, восприятие и память.
Изучением соотношений развития речи и формированием звукопроизношения занимались очень многие учёные педагоги и психологи: Л.С. Выготский, Л.Е. Жукова, В.А. Ковшиков, А.Р. Лурия, А. И. Максаков, Д.Б. Эльконин.
Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи составляют достаточно обширную группу детей с различными речевыми патологиями. Данных детей объединяет одно – это неспособность правильно различать и воспроизводить звуки родного языка, что существенно сказывается на качестве их речи и способности к дальнейшему обучению.
Поэтому актуальны вопросы нарушений и коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
В настоящее время разработано и апробировано множество работ по коррекции звукопроизношения у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Одним из эффективных средств коррекции звукопроизношения можно считать игровые технологии.
Актуальность темы исследования обусловлена противоречием между необходимостью коррекции нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и необходимостью разработки занятий с использованием игровых технологий в коррекционном процессе.
Цель исследования: рассмотреть особенности использования игровых технологий в преодолении нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Объект исследования: особенности нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Предмет исследования: использование игровых технологий в преодолении нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1. Описать особенности формирования звукопроизношения в онтогенезе;
2. Рассмотреть нарушения звукопроизношений у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием;
3. Выделить потенциал игровых технологий в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
4. Подобрать и апробировать методику диагностики звукопроизношения у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи;
5. Разработать комплекс игровых упражнений в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Методы исследования:
- теоретические методы (изучение психологической и педагогической литературы по проблеме исследования, анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические - педагогически эксперимент, диагностика, качественная и количественная обработка результатов исследования.
Методики исследования – методика обследования звукопроизношения детей автора Г. В. Чиркиной, Л. Ф. Спировой.
База исследования:
Практическая значимость исследования: полученные результаты, а именно результаты нарушений звукопроизношения и разработанные игровые упражнения, могут быть полезны учителям-логопедам в работе с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава I. Теоретические основы особенностей коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи посредством игровых технологий
1.1 Формирование звукопроизношения в онтогенезе
В самом общем понимании фонетическая система любого языка включает в себя способность вычленять, дифференцировать и воспроизводить звуки. Поэтому для того чтобы охарактеризовать особенности формирования фонематических процессов в дошкольном возрасте необходимо кратко раскрыть сущностные характеристики и основные понятия, входящие в рассматриваемую область изучения.
В основе фонетических процессов положено несколько взаимодополняющих явления – фонематический слух, фонематическое восприятие, фонематический синтез и фонематический анализ. Рассмотрим их подробнее.
Речевой слух – это общая деятельность фонематического и фонетического слуха, которая не только осуществляет прием и оценку речи других людей, но и контролирует собственную речь. Слушание речи – это толчок к формированию произношения.
В словаре языка и психологии термин «фонематический слух» определяется, как способность анализировать и синтезировать звук речи человека, то есть слышать, обеспечивая восприятие фонемы определенного языка. Чтобы понять формирование фонематического слуха, исследователи разрабатывают подходы к речи по-разному, но все сходятся во мнении, что «первичный» фонематический слух становится основой развития речи детей дошкольного возраста уже в двухлетнем возрасте.
Л. С. Выготский использовал термин «фонематический слух», к которому относятся:1) способность слышать, есть ли данный звук в слове или нет; 2) умение различать слова, содержащие одни и те же фонемы в разной последовательности; 3) умение различать слова, сходные по звучанию, но имеющие разное значение [4].
Т. Б. Филичева, Т. В. Туманов считает фонематический слух своей способностью обобщать практические понятия звукового состава и морфологии слов [21], [20].
У Л. Е. Журовой и Д. Б. Эльконина фонематическое восприятие у детей формируется в ходе специального обучения в результате высших форм слуха. Термин «фонематическое восприятие» обозначает особое действие, направленное на выделение звука из речи и установление звуковой структуры слова как единицы [9].
По словам Р. И. Лалаевой, термины «фонематический слух» и «фонематическое восприятие» являются синонимами. Термин «фонематическое восприятие» отмечает – специальные умственные действия для различения фонем и установлению звуковой структуры слова и соответствует современным представлениям о процессах восприятия речи [11].
Онтогенетические особенности развития фонетических процессов. Фонематический слух у детей начинает формироваться очень рано. В первые недели жизни, услышав звук человеческого голоса, малыш перестает сосать грудь матери, перестает плакать, когда начинаешь с ним разговаривать.
В первые месяцы жизни ребенка преобладают гласноподобные звуки, имеющие носовой оттенок типа: э, ай. Иногда кричащие звуки примерно напоминают согласные [г, к, н] [2].
С 6-месячного возраста ребенок при имитации произносит отдельные фонемы, слоги, через мелодии, ритмы, и вокальные интонации.
Уже в 2 года дети различают вес тонкостей родного языка, понимают и реагируют на слова, отличающиеся одной фонемой (мишка, миска). Таким образом, фонематический слух формируется способностью воспринимать звук человеческой речи. К 3 годам у большинства младших дошкольников выявляются трудности в произношении шипящих звуков, а также сонорных – «р» и «л».
В возрасте 3-7 лет у ребенка все больше развивается способность контролировать свой ярко выраженный слух, а в некоторых случаях и корректировать его.
В среднем дошкольном возрасте (4-4,5 года) смягчение речи практически исчезает, наблюдается лишь у немногих. У большинства детей уже есть шипящие звуки, сначала они издают звуки нечисто, но постепенно дети полностью овладевают ими, хотя для этого возраста наблюдается дисбаланс в произношении. Многие дети этого возраста уже издают звук [р], но он еще недостаточно автоматизирован в речи. Звук [р] редко пропускается в словах, чаще его заменяют другими звуками: [л, л', й] [6].
В возрасте пяти-шести лет речевой двигатель и речевой аппарат ребенка готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков его родного языка. В это время он может сравнивать особенности произношения взрослых, анализировать и замечать некоторые недостатки в своей речи, которые создают ему правильное звуковое представление. Однако есть и некоторые недостатки в произношении звуков: шипящие звуки произносятся неоднозначно, [р] заменяется [л или [й], [л] заменяется [л], характерен некоторый дисбаланс звуков, присутствующих в речи [22].
В возрасте 5-6 лет дети начинают правильно произносить сначала свистящие, а потом шипящие. Такие данные были экспериментально описаны в работах М.Е. Хватцевой. Произношение данных звуков требует тонких и дифференцированных движений языков. Поэтому у многих детей произношение шипящих и свистящих вызывает трудности [22].
Исследования А.Н. Гвоздева показали, что в дошкольном возрасте многим детям свойственна замена труднопроизносимых звуков на более простой [6]. Зачастую сложный звук дети заменяют похожим или одним из тех, который уже имеются в слове.
По словам М. Ф. Фомичевой, для того, чтобы ребенок произносил каждый звук, это сложное действие, требующее правильной координации всех частей речевой моторики и речевых слуховых анализаторов. У большинства трехлетних детей физиологические, а не патологические дефекты звукопроизводства, которые являются временными, а не постоянными. Это связано с тем, что у трехлетнего ребенка все еще не работают должным образом центральные слуховые и речевые устройства. Связь между ними недоразвита и сильна, мышцы периферического речевого аппарата все еще плохо тренируются. Все это приводит к тому, что движения органов речи ребенка еще недостаточно четки и последовательны, звуки не всегда полностью отличаются от звуков ушей [22]. Тем не менее, дети уже знают, как различать все звуки речи, слыша их, к тому времени фонематический слух сформировался идеально.
Таким образом, фонетические процессы– это способность ребенка различать звуки окружающих его людей, которые выполняют смыслоразличительную функцию, поэтому основой формирования фонематических процессов является бессознательный анализ речи окружающих его людей.
1.2 Особенности звукопроизношения у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Раскрытие особенностей фонетико-фонематических процессов у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи характеризуется большой широтой звукопроизносительных отклонений.
В группу детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи входят дети со следующими речевыми патологиями: ринолалия, дизартрия, дислалия акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы.
Исходя из общности недоразвитий фонематических процессов у детей данных речевых патологий исследователями было дано определение понятию «фонетико-фонематическое недоразвитие речи»: нарушение состояния фонематических процессов, обусловленных сложностью в восприятием, различением и воспроизводством фонем [2].
Исследования Г.А. Каше, Р.Е. Левиной и многих других показали, что в основе фонетико-фонематического недоразвития речи лежит способность детей к фонематическому восприятию [16]. Таким образом, первопричиной развития фонетико-фонематического недоразвития является не способность у детей различать звуки в потоке речи.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Архипова, Е.Ф. Коррекционно–логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. – М.: ACT : Астрель, 2008. – 254 с.
2. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: учеб.-метод. пособие / Г.А. Волкова. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. – 144 с.
3. Волосовец, Т.В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Т.В. Волосовец, Ю Е.Н. Кутепова, М.Ф. Фомичева. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 200 с.
4. Выготский, Л.С. Собрание сочинений / Л.С. Выготский. – М., Педагогика, 1984. – 244-268 с.
5. Горбенко, Е.Л. Формирование фонематического слуха у дошкольников, имеющих речевые нарушения / Е.Л. Горбенко // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. - С. 262-264.
6. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев.- М., 1961.- 67с.
7. Детская логопсихология : учебник для студентов вузов / под ред. О. А. Денисовой, О. Л. Леханова, Т. В. Захарова [и др.]. – М. : ВЛАДОС, 2015. – 160 с.
8. Дьякова, Н. И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников / Н. И. Дьякова. – М. : ТЦ «Сфера», 2010. – 64 с.
9. Журова, Л. Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста / Л.Е. Журова, Д.Б. Эльконин // Сенсорное воспитание дошкольников. – 1963. – С. 213-227.
10. Ковшиков, В. А. Исправление нарушений различения звуков: Методы и дидактические материалы / В.А. Ковшиков. - СПб., 2010. - 98 с.
11. Лалаева, Р. И. Логопатопсихология: пособие для логопедов / Р. И. Лалаева, С. Н. Шаховская. – М.: ВЛАДОС, 2011. – 464 с. 11
12. Ларшина, В.С. Фонематическое восприятие: Методические рекомендации / В.С. Ларшина. - Новокузнецк, 2015. - 62 с.
13. Лопатина, Л. В. Преодоление речевых расстройств у детей дошкольного возраста / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. - Санкт-Петербург, 2001.
14. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высших учебных заведений / А.Р. Лурия. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 384 с.
15. Максаков, А.И. Восприятие детьми дефектов произношения звуков в своей и чужой речи / А.И. Максаков. - М.: Просвещение, 2010. - 266 с.
16. Рождественская, В.И. Воспитание правильной речи / В.И.Рождественская, ЕА. Радина. - М.: Просвещение, 2011. - 234 с.
17. Российская, Е.Н. Произносительная сторона речи: Практический курс / Е.Н. Российская, Л.А.Гаранина. – М.: АРКТИ, 2003. – 104 с.
18. Спирова, Л.Ф. Особенности звукового анализа у детей с недостатками речи /Л.Ф. Спирова. – М.: Просвещение, 2003. – 53с.
19. Ткаченко, Т. А. Развитие фонематического восприятия / Т. А. Ткаченко. – М. : Гном и Д., 2005. – 32 с.
20. Туманова, Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей детских садов / Под ред. профессора Т.Б. Филичевой. - М.: 2011. - 240 с.
21. Филичева, Т. Б. Учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов с нарушениями речи / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: МГОПИ, 1993. – 232 с.
22. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: практикум по логопедии / М.Ф. Фомичева. - М. Просвещение, 2010. - 239 с.
23. Чиркина, Г.В. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Г.В. Чиркина. – М. : Владос, 2003. – 329 с.