Фрагмент для ознакомления
2
Движущей силой любого развития является преодоление соответствующих противоречий. А преодоление затруднений всегда связано с определенными способностями, которые в психологии принято называть рефлексивными. Они предполагают умение адекватно оценить ситуацию, выявить причины возникновения трудностей и проблем в деятельности (профессиональной, личностной), а также спланировать и осуществить специальную деятельность по преодолению этих трудностей (противоречий).
Рефлексивные способности являются базовыми для современного специалиста, поэтому учебный процесс нужно организовать таким образом, чтобы формировать и развивать эти способности у подрастающего поколения. Следовательно, учебный процесс должен моделировать процесс возникновения и преодоления противоречий, но на учебном содержании.
Таким требованиям, по нашему мнению, в наибольшей степени соответствует сегодня проблемное обучение. Обусловлено данное утверждение тем, что именно проблемное обучение позволяет ученику приобрести как сумму знаний, умений, так и освоить методы творческого мышления, такие, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование . Это важно, так как сумма знаний без умения применять их для решения новых задач, для поиска нового знания есть ненужный, мертвый груз.
Проблемное обучение, как одно из современных направлений в области модернизации российского образования, рассматривается современными исследователями как ведущее направление в учебном процессе для развития творческого мышления и активности.
Проблемное обучение – это не абсолютно новое педагогическое явление. В истории педагогики постановка вопросов собеседнику, вызывающих затруднение в поисках ответа на них, известна по беседам Сократа, пифагорейской школе, софистам.
Идеи активизации обучения, мобилизации познавательных сил учащихся путем включения их в самостоятельную исследовательскую деятельность нашли отражение в трудах Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервега, представителей «нового воспитания», которые пытались противопоставить догматическому заучиванию готовых знаний «активные» методы обучения .
История собственно проблемного обучения начинается с введения так называемого исследовательского метода, многие правила которого в зарубежной педагогике были разработаны Джоном Дьюи. Этот ученый предлагал все виды и формы обучения заменить самостоятельным учением школьников путем решения проблем, при этом упор делался на их учебно-практическую форму. По мере развития теории и практики обучения, открытия новых закономерностей процесса обучения формулировались и новые принципы обучения. Т.В. Напольнова еще в период советской педагогики работала над внедрением в обучение русскому языку познавательных задач, а в дальнейшем исследовала целесообразность активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка.
Э.В. Криворотова в своей диссертационной работе выделяет такие инновационные принципы отбора материала для формирования лингвистической компетенции, как «принципы научности, общепринятости, доступности, проблемности, а также принцип грамматической насыщенности». Следовательно, без учета вышеперечисленных принципов формирование лингвистической компетенции будет трудно достигнуть.
На современном этапе система проблемного обучения должна быть направлена на развитие «самостоятельного творческого мышления».
Такая система была в свое время сформирована только благодаря исследованиям мыслительной деятельности человека. Результаты такой работы были использованы последователями С.Л. Рубинштейна для совершенствования процесса обучения. Мыслительная способность является показателем интеллектуально развитой личности. Поэтому обучение должно быть направлено как на общее, так и специальное развитие ребенка. Для этого педагог должен опираться на закономерности развития мышления всеми доступными ему средствами педагогической направленности.
Наиболее эффективным педагогическим средством такого плана является проблемное обучение.
Нового применения прежних знаний не может дать ни учитель, ни книга, его ищут и находят сами ученики, поставленные в соответствующую ситуацию. Это и есть поисковый метод учения как антипод методу восприятия готовых выводов учителя (хотя последний метод тоже вызывает определённую активность ученика). Цель активизации учащихся на уроках посредством проблемного обучения заключается в том, чтобы поднять уровень познавательной деятельности ученика через развитие его когнитивных способностей и обучать его не отдельным операциям в стихийно складывающемся порядке, а системе умственных действий, которая характерна для решения нестереотипных задач, требующих применения творческой мыслительной деятельности.
Следовательно, целью проблемного обучения на уроках является не столько усвоение результатов научного познания, системы знаний, сколько самого пути, процесса получения этих результатов, формирование познавательной самостоятельности ученика и развитие его творческой активности. Основной целью проблемного обучения как средства активизации является отсутствие тренировки учащихся в умственных действиях, а обучение системе умственных действий для решения нестандартных учебных задач и в дальнейшем жизненных ситуаций . Именно в проблемном обучении мыслительная деятельность развивается наиболее эффективно, так как задействован алгоритм добывания учениками новой для себя информации.
То есть, на фоне расширения, углубления знаний при помощи ранее усвоенных мыслительных операций происходит самостоятельный поиск новой учебной информации.
В дальнейшем при использовании проблемного обучения учащиеся постепенно овладевают системой познавательных действий и, наконец, наступает момент, когда количество переходит в качество: накопленный опыт мыслительных операций приводит к изменению качества самой умственной деятельности – к выработке особого (научного) типа мышления (его также называют критическим и диалектическим).
Значение проблемного обучения для активизации мыслительной деятельности очень весомо, так как не просто активизирует мыслительные процессы, а активизирует мышление ребенка различными путями, с помощью:
− создания проблемных ситуаций учебной направленности;
− формирования познавательного интереса к изучению школьной программы через обеспечение особого способа мышления.
Таким образом, активизации учения школьника посредством проблемного обучения состоит в активизации его творческой активности путём создания проблемных ситуаций, в формировании познавательного интереса и развития познавательных процессов. Проблемная ситуация и учебная проблема являются основными понятиями проблемного обучения, которое рассматривается не как механическое сложение деятельности преподавания и учения, а как диалектическое взаимодействие и взаимосвязь этих двух деятельностей.
Для оценки активизации мыслительной деятельности педагог должен в качестве критерия использовать не познавательную активность, или учебную мотивацию, а способность ученика на уроках вести поиск путей решения проблем. Если такой поиск имеет целью расширение теоретической и практической стороны учебной задачи, то тогда он трансформируется в проблемное обучение.
Проблемное обучение сформировалось как значимая дидактическая стратегия, обеспечивающая активное включение учащихся в процесс познания. Основные черты данного подхода заключаются в создании и решении проблемных ситуаций, что способствует более глубокому восприятию учебного материала. Под проблемной ситуацией понимается условие, в котором возникает необходимость в новых знаниях и навыках, что, в свою очередь, мотивирует учащихся к исследовательской деятельности [6].
Основная задача учителя в процессе проблемного обучения заключается в организации учебного процесса таким образом, чтобы у школьников возникали вопросы и необходимость поиска решений. Это ведет к изменению роли педагога, который становится наставником, поддерживающим инициативу учащихся. Учащиеся переходят от пассивного получения информации к активному выяснению причин возникновения проблемы, сбору необходимых данных и аргументации своих выводов. Ангажированность учащихся в проблемный процесс создает условия для формирования критического мышления и самостоятельности, которые в современном обществе стали особенно важными качествами [2].
Ключевыми элементами проблемного обучения являются: осознание проблемы, постановка вопросов и поиск ответов. Для успешной реализации данного подхода необходимо создание специализированной образовательной среды, способствующей активному взаимодействию между участниками учебного процесса. На уроках биологии это может подразумевать использование различных методов, таких как групповые и индивидуальные проекты, исследовательская деятельность и коллективные обсуждения. Исследования показывают, что активное участие учащихся в процессе обучения увеличивает их заинтересованность и степень усвоения информации [7].
Оптимизация проблемного обучения также включает внедрение технологий, направленных на развитие таких навыков, как анализ информации, работа в команде и критическое осмысление. Педагоги должны стремиться создавать проблемные ситуации, которые будут близки к реальным задачам, стоящим перед учениками в их повседневной жизни. Использование контекста и практического подхода позволяет углубить понимание материала и сделать его более значимым для учащихся [8].
Важное значение имеет и теория двух видов проблемных ситуаций, описанная такими исследователями, как В. Оконь и М. И. Махмутов. Психологическая проблемная ситуация возникает в результате внутренней деятельности учащегося, тогда как педагогическая ситуация создается учителем через активизацию мышления и вовлечение в решение вопросов, имеющих прикладное значение. Таким образом, оба вида ситуаций способствуют не только обучению, но и развитию социального взаимодействия между учащимися [9].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агалиева Х. Н. Пути реализации проблемного обучения в учебном процессе // Вестник науки. 2021. №5-1 (38). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/puti-realizatsii-problemnogo-obucheniya-v-uchebnom-protsesse (дата обращения: 30.10.2024).
2. Бунькова Е.А., Евтюхина И.С. Использование методов исследования на уроках биологии // Вопросы науки и образования. 2019. №23 (71). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-metodov-issledovaniya-na-urokah-biologii (дата обращения: 30.10.2024).
3. Быстрова Н.В., Зиновьева С.А., Филатова Е.В. Проблемное обучение в современном образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №67-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemnoe-obuchenie-v-sovremennom-obrazovanii-1 (дата обращения: 30.10.2024).
4. Ваганова О. Методы и средства реализации технологии проблемного обучения // АНИ: педагогика и психология. 2020. №1 (30). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-i-sredstva-realizatsii-tehnologii-problemnogo-obucheniya-pri-izuchenii-distsipliny-pedagogicheskie-tehnologii (дата обращения: 30.10.2024).
5. Владимирова С. В. Проблемность в обучении и ее роль в развитии обучающихся // Обучение и воспитание: методики и практика. 2016. №30-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemnost-v-obuchenii-i-ee-rol-v-razvitii-obuchayuschihsya (дата обращения: 30.10.2024).
6. Воробьева Е.В. Проблемное обучение как основа профессионального образования на современном этапе // Вестник ИрГТУ. 2007. №1 (29). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemnoe-obuchenie-kak-osnova-professionalnogo-obrazovaniya-na-sovremennom-etape (дата обращения: 30.10.2024).
7. Избасарова Р.Ш., Ибдимин З.Д. Технология проблемного обучения как способ повышения интереса учащихся к биологии // ELS. 2024. №1. январь. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-problemnogo-obucheniya-kak-sposob-povysheniya-interesa-uchaschihsya-k-biologii (дата обращения: 30.10.2024).
8. Зыков И.Е., Иванищева М.В., Воропаева И.С. Анализ эффективности преподавания биологии в профильных классах средней общеобразовательной школы // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №70-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-effektivnosti-prepodavaniya-biologii-v-profilnyh-klassah-sredney-obscheobrazovatelnoy-shkoly (дата обращения: 30.10.2024).
9. Куликова Л.Г., Тырина М.П., Пардала А. Проблемное обучение как средство решения педагогических проблем // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №65-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemnoe-obuchenie-kak-sredstvo-resheniya-pedagogicheskih-problem (дата обращения: 30.10.2024).
10. Лапшова А.Н., Челнокова Е.А. Методы проблемно-развивающего обучения // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2020. №5 (47). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-problemno-razvivayuschego-obucheniya (дата обращения: 30.10.2024).
11. Леднева В.Д. Проблемное обучение с использованием информационно-коммуникационных технологий в процессе биологического образования в средней школе // Время науки – The Times of Science. 2023. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemnoe-obuchenie-s-ispolzovaniem-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy-v-protsesse-biologicheskogo-obrazovaniya-v-sredney (дата обращения: 30.10.2024).
12. Мартыненко И. В. Использование технологии проблемного обучения на занятиях по методике биологии // Достижения вузовской науки. 2013. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-tehnologii-problemnogo-obucheniya-na-zanyatiyah-po-metodike-biologii (дата обращения: 30.10.2024).
13. Мохорт А. В. Технология проблемного обучения и методические приемы создания проблемных ситуаций в процессе обучения // Экономика и социум. 2020. №3 (70). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-problemnogo-obucheniya-i-metodicheskie-priemy-sozdaniya-problemnyh-situatsiy-v-protsesse-obucheniya (дата обращения: 30.10.2024).
14. Никитина Н. Л. Проблемное обучение как одна из эффективных педагогических технологий // Современная система образования: опыт прошлого, взгляд в будущее. 2016. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemnoe-obuchenie-kak-odna-iz-effektivnyh-pedagogicheskih-tehnologiy (дата обращения: 30.10.2024).
15. Панцева Е.Ю., Кислякова О.П. Технология проблемного обучения в учебном процессе // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №72-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-problemnogo-obucheniya-v-uchebnom-protsesse (дата обращения: 30.10.2024).
16. Парфенова С.Р. Развитие познавательной активности школьников с применением проблемного метода обучения на уроках биологии // StudNet. 2020. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-poznavatelnoy-aktivnosti-shkolnikov-s-primeneniem-problemnogo-metoda-obucheniya-na-uroke-biologii (дата обращения: 30.10.2024).
17. Рахманова А.Р., Салимуллина Е.В. Генезис проблемного обучения в педагогической науке // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №70-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/genezis-problemnogo-obucheniya-v-pedagogicheskoy-nauke (дата обращения: 30.10.2024).
18. Самдан А.С. Формирование предметной компетентности по биологии посредством технологии проблемного обучения // Биоразнообразие и сохранение генофонда флоры, фауны и народонаселения Центрально-Азиатского региона. 2019. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-predmetnoy-kompetentnosti-po-biologii-posredstvom-tehnologii-problemnogo-obucheniya (дата обращения: 30.10.2024).
19. Ситаров В.А. Проблемное обучение как одно из направлений современных технологий обучения // Знание. Понимание. Умение. 2009. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemnoe-obuchenie-kak-odno-iz-napravleniy-sovremennyh-tehnologiy-obucheniya (дата обращения: 30.10.2024).
20. Тузинек А. Две концепции проблемного обучения // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2020. №3 (836). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dve-kontseptsii-problemnogo-obucheniya-v-okon-i-m-i-mahmutov (дата обращения: 30.10.2024).
21. Фурманчук В. А., Трикула Л. Н.Комплекс методов проблемного обучения, направленный на развитие когнитивных способностей обучающихся на уроках биологии // Вестник науки. 2023. №10 (67). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompleks-metodov-problemnogo-obucheniya-napravlennyy-na-razvitie-kognitivnyh-sposobnostey-obuchayuschihsya-na-urokah-biologii (дата обращения: 30.10.2024).
22. Холмурадова Д. Д. Научно-теоретические основы проблемного обучения // Вестник науки. 2022. №11 (56). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-teoreticheskie-osnovy-problemnogo-obucheniya (дата обращения: 30.10.2024).
23. Хубиева Л.М. Основные методы преподавания биологии в современной системе образования Российской Федерации // Образование и право. 2019. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-metody-prepodavaniya-biologii-v-sovremennoy-sisteme-obrazovaniya-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 30.10.2024).
24. Цветкова Л. И. Использование проблемного обучения на уроках биологии // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2011. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-problemnogo-obucheniya-na-urokah-biologii (дата обращения: 30.10.2024).
25. Юнусов М.М., Мирзалиева О.К. Современные методы преподавания биологии // SAI. 2022. №B4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-metody-prepodavaniya-biologii-1 (дата обращения: 30.10.2024).