Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В обществе практически во все времена существовали два процесса – это заболеваемость и ведение борьбы с ней, а также ее профилактика. К сожаления современно общество отличается ростом и одновременно снижением возрастной планки для многих заболеваний, несмотря на достижения медицины, внедрения в практику немало технических средств диагностики и методов лечения болезней. Конечно же, на уровень здоровья человека оказывают влияние немало факторов, в числе которых можно указать социально-экономический, экологический, наследственный, эффективность системы здравоохранения и др. Но уровень здоровья человека также во многом зависит от условий и образа жизни самого человека.
ГЛАВА 1 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ
1.1. Особенности людей с интеллектуальными нарушениями
Интеллектуальные нарушения - достаточно сложная особенность хода развития ребенка. Известно, что интеллектуальные нарушения - это системное нарушение познавательной деятельности, что имеет обратный - задержка психического развития (ЗПР) - и необратимый характер.
Одна из причин появления интеллектуальных нарушений будет органическое поражение коры головного мозга. Данное поражение содержит в себе не прогрессирующий характер. В связи свыше сказанным ребенок в естественной среде способен к постепенному познавательному развитию, хотя со значительными трудностями. Такая явно выраженная свойственность детей с все же не ограничивает его возможности развиваться и жить в социуме, имея личностные перспективы [20,24].
Следует отметить, что умственные нарушения являются следствием особенного развития детей, но исчерпывают всех потенциальных возможностей индивида. Дети на определенном возрастном уровне способны к обучаемости, но по сравнению со здоровыми детьми, данные дети обучаются очень медленно, а ряд некоторых знаний или же двигательных навыков не способны освоить в силу своих психофизиологических особенностей.
Следует отметить, что выраженность умственных нарушений у лиц выражается на их как физическом, так и психическом совершенствовании.
Ребенок сильно будет отставать от здоровых детей, по развитию психомоторных функций. Среди детей есть такие, которые не в состоянии хорошо ходить, не всегда обладают контролем своих физиологические потребности.
Умственные нарушения у лиц в зависимости от глубины поражения головного мозга будут выражаться так: от сравнительно степени (IQ 50-70) до относительно умеренного (IQ35-49), а также тяжелого (IQ 25-49) и глубокого ( IQ 24 и ниже) степеней [1,5].
Следует согласиться, безусловно, с мнением Л.П. Матвеева, который считает, что двигательные умения имеют большую ценность, которое основано в умении мыслить, направленное на анализ и синтез движений. Ребенок не обладают значительными возможностями в обладании двигательными действиями. Такие дети не всегда могут хорошо бегать, уметь переключаться с одного двигательного действия на другое. Способность сохранять равновесие в положении стоя является основой двигательного развития здорового ребенка, что нельзя сказать о детях с интеллектуальными нарушениями [14,21].
В детстве дети начинают учиться и приобретают многие фундаментальные двигательные навыки. Адекватное приобретение и владение основными двигательными навыками рассматривается как важнейшие элементы в развитии специализированных и более сложных двигательных навыков.
У детей слабо выражено морфологическое и функциональное развитие опорно-двигательной системы. Дифференцированные движения пальцев и рук для многих из них невозможны, что затрудняет формирование навыков самообслуживания [8,15,16].
Характерной чертой детей является плохая осанка. Как известно, после рождения развитие осанки сильно зависит от сил тяжести. Ребенок получает поддержку головы и начинает сидеть. Вес головы, которому способствует постоянное сгибание бедер и таза, позвоночник образует длинный выпуклый изгиб всего позвоночника.
1.2 Основы методики адаптивной физической культуры с лицами с интеллектуальными нарушениями
В данном параграфе настоящей работы остановимся на основных моментах основ методики адаптивной физической культуры с детьми с ЗПР в современных условиях инклюзивного образования.
Итак, в дефиницию инклюзивное (от франц. inclusif – включает, от лат. include –включаю) или включенное образование – дефиниция, которая в себе содержит основные моменты обучения индивида с особыми потребностями в общеобразовательных учреждениях страны.
Основной данного образования является научно разработанная идеология, которая исключает всю дискриминацию личности. Данная идеология создает для обучающихся равное отношение ко всем обучающимся в образовательном учреждении. При этом следует учитывать, что для детей с ЗПР разработаны особенные условиям и образовательные программы.
Итак, инклюзивное образование является так называемым процессом развития общей образовательной среды, обеспечивающий доступность образования для всех в плане приспособления к различным нуждам обучающихся, что обеспечивает доступ к системе образования для детей с ЗПР.
Процесс обучения детей совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, согласно возрастным особенностям, но не в специализированном учебном заведении [13,15].
Весь процесс организационной деятельности в рассматриваемых условиях будет осуществляться так:
- весь учебный процесс проходит на основании научно-разработанных портативных и правовых документов, которые в данный момент времени предъявляются к образовательному процессу;
- учебный процесс обучающихся с ЗПР проходит по специальным учебным планам и программа с созданием необходимых условий для образования и воспитания;
- на постоянной основе утверждаются инновационные практики, а также новые качественные характеристики взаимных отношений участников образовательного пространства[].
Следует отметить, для адаптивного физического воспитания детей с ЗПР в учебном заведении должна быть необходимая материально-техническая база для занятий. Обучающиеся должны иметь неограниченное пространство для занятий физической культуре в спортивном зале, т.е. создание безбарьерной среды в обучении.
С.П. Евсеев [12], считает, что адаптивная физическая культура помогает интегрировать и социализировать детей с умственной отсталостью в современное общество.
Физическое воспитание детей с интеллектуальными нарушениями является одной из основных задач для школы. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность.
Итак, АФК содержит в условиях инклюзии физическое развитие детей, развитие основных физических качеств, моторики, соматического состояния учащихся.
АФК должна обеспечить обучающихся избирательное воздействие на различные дефекты в элементарных двигательных действиям и оказывать способности ребенка стараться осуществлять сложные двигательные комплексы, особенно те, которые непосредственно нужны в учебе и в быту.
В АФК особое место отводится подвижным играм и тренировкам с мячом. При игровых упражнениях развивается:
1) Ориентация в пространстве;
2) Быстрота реакции и гибкости двигательных действий;
3) Точность при различении и оценке пространственных, временных и силовых параметров действий;
4) Согласование определенных движений.
Подвижная игра, выступающая в роли средства поддержания здоровья организма и метода адаптивного физического воспитания, а также морально-нравственного воспитания, эффективно способствует решению данных задач.
Игровой метод применяется в процессе физического развития для совокупного улучшения физических качеств и движений, потому что в игровом методе содержаться благоприятные условия для развития основных физических качеств (координации, быстроты, выносливости, силы, гибкости). При применении игровой формы на занятии вводятся задания, которые носят состязательный характер.
В игровой форме походят подготовительные, вспомогательные игры и упражнения, в которых присутствуют элементы конкуренции. Вспомогательные игры включают в себя: простые, сложные, переходные и командные игры. Упражнения, проходящие в игровой форме - подвижные игры, игровые задачи, использование различных предметов, снарядов, стендов и т.д. Различаются глубиной и многоохватностью влияние на физические качества участвующих. Данные мероприятия увеличивают интерес и повышают мотивацию к занятиям физической культурой, спортом и ведением здорового образа жизни, воздействуют на процесс усвоения методов отдельных составляющих физических упражнений, способствуют преодолению сложностей в решении задач, возложенных на тех, кто участвует.
1.3 Массаж как средство адаптивной физической культуры лиц с интеллектуальными нарушениями
История массажа, как техники, уходит корнями в глубокую древность. Наши далекие предки с разных континентов отмечали успокаивающий эффект поглаживаний, повышение тонуса мышц благодаря вибрационной технике, расслабление и улучшение самочувствия после мягкого воздействия на глубочайшие мышцы. Японская народная медицина разработала технику Шиацу, которая пользуется популярностью по сей день, находя подтверждение и одобрение среди врачей.
Первыми учёными, указавшими взаимосвязь внутренних органов и покровов тела, иннервируемых из одних и тех же спинномозговых сегментов, были Г.А.Захарьин (1889г.) и Г. Хэд (1898г.). Ими было показано, что при заболевании определённых внутренних органов на теле человека появляются кожные зоны гиперестезии. Г. Хэд научно обосновал утверждение Г.А.Захарьина, что всякому внутреннему органу соответствует определённая кожная зона [1].
Развитие рефлекторно-сегментарного массажа в России связано с именем А.Е.Щербака. Он считал, что рефлекторное действие массажа (и вообще, любого физического фактора), осуществляется через рефлекторную дугу вегетативной нервной системы.
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методы и организация исследования
Для решения поставленных задач в процессе работы были применены следующие методы исследования:
1.Теоретический анализ специальной научно-методической литературы.
2. Анкетирование.
Теоретический анализ специальной научно-методической литературы
Данный метод исследования проводился с целью изучения вопросов влияния методик адаптивной физической культуры и массажа на людей с интеллектуальными нарушениями.
Данный метод включает в себя предварительное изучение основных источников литературы по теме, что позволило сформулировать задачи исследования, изучить состояние вопроса по данной теме, разработать экспериментальную анкету для родителей, чьи дети имеют интеллектуальные нарушения.
Был проведен анализ отечественной литературы, в результате которого установлено, что в настоящее время проблема интеллектуальных нарушений является одной из самых актуальных проблем современного здравоохранения. Поэтому необходимо подобрать эффективные средства и методы, направленные на совершенствование функционального состояния. Анализ и обобщение специальной научно-методической литературы проводился с целью детального изучения материала выбранной темы, для понимания проблемы, и постановки целей и задач.
2.2 Организация исследования
Основной базой опытно-экспериментального исследования являлась ________________________________________в г. _____________________. Исследование проводилось с ______ по_______ 20___ г.
Эмпирическая часть исследования проводилась в несколько этапов.
Среди них:
1. Организационно-методический этап. На данном этапе ставились цель, задачи исследования, производился подбор и анализ литературы по проблеме исследования.
2. Экспериментальный этап. Этап включал себя:
– Отбор участников исследования. Критериями отбора был возраст, желание участника принимать участие в исследовании.
– Отбор методов исследования. В качестве методов исследования использовались анкетирование, методы анализа полученных данных.
– Проведение эксперимента. В рамках эксперимента проводилось анкетирование.
3. Анализ полученных результатов. На данном этапе были проанализированы полученные сведения.
4. Оформление результатов исследования. На данном этапе была написана настоящая выпускная квалификационная работа.
ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В этой главе мы рассмотрим результаты проведенного анкетирования. По результатам были полученные и проанализированы статистически важные исследовательские данные. Результаты и обсуждение всех исследований представлено ниже.
Итак, на первый вопрос анкеты: «Для чего людям с интеллектуальными нарушениями заниматься адаптивной физической культурой?»
Были получены следующие результаты (Рисунок 3.1.)
Рисунок 3.1. Ответы респондентов на первый вопрос анкеты
Итак, ответы респондентов были следующими:
- 42 % - ответили для повышения функционального состояния организма;
- 31 % респондентов ответили для умственного развития;
- 13 % респондентов считают, что для психоэмоциональной устойчивости;
- 12 % респондентов считают, что занятия АФК нужны для улучшения физических качеств
На второй вопрос анкеты: «В чем состоят двигательные нарушения?» ответы респондентов распределились следующим образом (Рисунок 3.2.).
Рисунок 3.2. Ответы респондентов на второй вопрос анкеты
-63 % находят двигательные нарушения в неловкости движений;
- 21 % в трудностях выработки сложных двигательных формул%
- 15 % в неустойчивости мышечного тонуса
На третий вопрос анкеты: « С помощью подвижной игры можно регулировать эмоциональное состояние детей?» нами были получены следующие результаты ответов респондентов (Рисунок 3.3).
. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, по результатам исследования, сделаем соответствующие выводы.
Методики адаптивной физической культуры направлены на физическое воспитания лиц, у которых имеются отклонения в состоянии здоровья.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Научная литература
1. Адаптивная физическая культура для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата : пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования / П. И. Новицкий.- Учреждение образования "Витебский государственный университет им. П. М. Машерова".-2024.-86 с.
2. Андреев, В. В. Особенности начального обучения игре в баскетбол детей 12-13 лет с умственной отсталостью в условиях средней общеобразовательной школы / В. В. Андреев, А. С. Михалев, М. Н. Рябова [и др.] // Адаптивная физическая культура. – 2017. – №1 (69). – С. 20-22.
3. Бех, И. Д. Теоретические основы обучения и развития аномальных детей / И. Д. Бех // Педагогика и психология. 1995. № 4. С. 147-145.
4. Ветков, Н. Е. Спортивные и подвижные игры: учебно- методическое пособие / Ветков Н. Е. – Орел: Межрегиональная Академия безопасности и выживания (МАБИВ), 2016. 126 с.
5. Власова, Т.А. Отбор детей во вспомогательную школу / Т.А. Власова, К.С. Лебединская. – М.: Просвещение,1983. 112 с.
6. Вопросы обучения и воспитания умственно отсталых школьников / под ред. Н.П. Долгобородова. – Ленинград, 1969. с. 46-48.
7. Гальперин, С.И. Физиологические особенности детей : пособие для студентов факультетов естествознания педагогических институтов / С.И. Гальперин . М.: Издательство « Просвещение », 1965. 243 с.
8. Гуревич, И. А. 300 соревновательно-игровых заданий по физическому воспитанию: практическое пособие / И. А. Гуревич. – 2-е издание, стереотипное. – Минск: Высшая школа, 2014. – 319 с.
9. Дмитриев, А.А. Коррекционно-педагогическая работа по развитию двигательной сферы учащихся с нарушением интеллектуального развития : учеб. пособ. / А.А. Дмитриев. М.: Московский психолого- социальный институт , 2004. 224 с.
10. Дмитриев, А.А. Физическая культура в специально образовании : учебное пособие для студ . высш . пед. учеб . заведен./ А.А. Дмитриев. М.: Издательский центр Академия, 2002. 176 с.
11. Дубровский, В. И. Лечебная физическая культура ( кинезотерапия): учеб . для студ . высш . Учеб . заведенный / В. И. Дубровский . второй изд ., Стер. М.: Гуманит . изд . центр «Владос», 2001. 608 с.
12. Евсеев, С. П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник / С. П. Евсеев. – Москва: Спорт, 2016. – 616 с. – ISBN 978-5-906839-42-8.
13. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре: учебник / О. Э. Евсеева, С. П. Евсеев; под редакцией С. П. Евсеева. – Москва: Спорт, 2016. 384 с. ISBN 978-5-906839-18-3.
14. Евтушенко, И.В., Мозговой В.М. Особенности организации физического воспитания младших школьников с умственной отсталостью // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27828 (дата обращения: 10.05.023).
15. Луценко, С. А. Развитие быстроты реагирования у подростков с интеллектуальными нарушениями на занятиях по флорболу в процессе физкультурно-оздоровительной работы / С. А. Луценко // Адаптивная физическая культура. – 2015. – № 3 (63). – С. 27-31.
16. Развитие, воспитание и обучение дошкольников с нарушением интеллекта: хрестоматия / сост. Л.Б. Баряева, А.П. Зарин, Е.Л. Ложко. – СПб, 1996. с. 178.
17. Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья разных нозологических групп: учебное пособие / [В. С. Штоколок, Н. А. Дубровина, Л. А. Боярская, А. А. Токмаков; под общей редакцией В. С. Штоколка]; Министерство образования и науки Российской Федерации, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2018. – 136 с. – 978-5-7996-2322-7.
18. Ростомашвили, Л. Н. Адаптивная физическая культура в работе с лицами со сложными (комплексными) нарушениями развития: учебное пособие / Л. Н. Ростомашвили. – 2-е издание. – Москва: Спорт, 2020. – 164 с. – ISBN 978-5-907225-11-4. – URL: http://www.iprbookshop.ru/88510.html (дата обращения 08.11.2024).
19. Руководство по работе с детьми с умственной отсталостью : учеб . пособ. / Под. ред. М. Пшичек ; пер. с польск . - СПб : Речь , 2006. - 276 с.
20. Трикоз, С. В. Ребенок с нарушениями интеллектуального развития / С. В. Трикоз , Г. А. Блеч . - Харьков: Изд-во «Ранок», ИГ «Кенгуру», 2018. - 40 с.
21. Физическая культура для детей с легкой умственной отсталостью: Методические рекомендации / сост. М.А. Морозов, О.А. Панова, Л.М. Лапшина. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2014. – 19 с.
22. Холодов, Ж. К. Теория и методика физической культуры и спорта: учебник для студенческих учреждений высшего образования / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – 15-е издание, стереотипное. – Москва: Академия, 2018. – 480 с. – 978-5-4468-7256-5.
23. Черник, Е. С. Физическая культура во вспомогательной школе: учебное пособие / Е. С. Черник. – Москва: Учебная литература, 2017. – 320 c.
24. Шелехов, А. А. Организация работы с родителями как фактор повышения эффективности процесса адаптивного физического воспитания детей с нарушением интеллекта / А. А. Шелехов // Адаптивная физическая культура. – 2017. – №2 (70). – С. 11-13.
Интернет-источники
25. Лечебно-реабилитационный массаж [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://massazh.klinika-abc.ru/lechebno-reabilitatsionnyy-massazh.html?utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.by%2F (Дата доступа: 08.11.2024).
26. Медицинский массаж: виды, показания, противопоказания, положительные эффекты.[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://yusupovs.com/articles/rehab/meditsinskiy-massazh-vidy-pokazaniya-protivopokazaniya-polozhitelnye-effekty/(Дата доступа:08.11.2024).
27. https://shtampik.com/photo/deti-s-ovz-statistika-2023/