Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. Адаптация младших подростков или же переход из начальной школы в основную – значимый и важный, но в то же время сложный и дискомфортный процесс, с которым сталкивался каждый учащийся. Несмотря на большое количество исследований, связанных с изучением повышения уровня адаптации и уровня успеваемости школьников, до сих пор велик процент тех, кто с трудом справляется с переходом на такую качественно новую ступень обучения.
Помимо очевидных изменений в социальной жизни младших подростков: знакомство с новыми учителями, увеличение объема учебного материала, необходимость быть более самостоятельным и самоорганизованным, есть и физиологические трансформации. Благодаря, а точнее, из-за них новоиспеченный учащийся среднего звена испытывает повышенную тревожность, неуверенность в себе и внутреннее напряжение.
Все эти факторы негативно сказываются на адекватном воспринятии школьной жизнь, выстраивании отношения с одноклассниками и учителями, а по итогу приводят к снижению успеваемости, повышению утомляемости и появлению эмоциональной нестабильности. Все вышеперечисленное является причиной возникновения дезадаптации: невнимание, нарушение дисциплины и безответственное отношение к учебе, что в дальнейшем может привести к прогулам и отставанию в учебном материале.
Стоит отметить, что и для классного руководителя, так же, как и для учащихся, первый год будет полон сложностей и испытаний.
Школы из года в год задаются вопросом «Как успешно адаптировать пятиклассников к обучению на ступени основного общего образования? Как мне, педагогу, сделать переход класса из одного звена в другое наиболее комфортным и успешным?».
Основная работа всего педагогического коллектива при взаимодействии с обучающимися пятого класса должна быть направлена на укрепление их адаптационного потенциала, позволяя успешно развивать возможности и отношения в системе школы, успешно и с минимальными психологическими сложностями пройти трудный период. Проведение адаптационных занятий уже в конце четвертого класса, различные диагностические работы для выявления особенностей познавательного развития и особенностей его эмоционально-волевой сферы. Благодаря проведенным диагностикам получится вовремя предотвратить ожидаемые сложности или помочь учащимся в устранении уже имеющихся.
К сожалению, смена привычного уклада жизни в школьной среде встречается учащимся не раз, так как сам по себе образовательный процесс предполагает частые изменения в условиях непрерывного развития ребенка. Его переход из одного учебного звена в другое становится одним из сложнейших этапов, а потому важно исследовать данную тему и создавать комфортную среду в образовательной организации для комплексного сопровождения пятиклассников.
Проблема. Как адаптировать пятиклассников к обучению на ступени основного общего образования.
Объект исследования. Процесс адаптации пятиклассников к обучению на ступени основного общего образования.
Предмет исследования. Формы и методы работы по социальной адаптации пятиклассников к обучению на ступени основного общего образования.
Цель исследования. Выявить и теоретически обосновать Формы и методы работы по социальной адаптации пятиклассников к обучению на ступени основного общего образования.
Основные задачи исследования:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику младшим подросткам (10-12 лет);
2. Определить понятие и сущность социальной адаптации;
3. Изучить формы и методы работы классного руководителя по адаптации пятиклассников к обучению на ступени основного общего образования.
4. Провести диагностику социальной адаптации
5. Разработать практические рекомендации по развитию социальной адаптации.
Провести оценку эффективности разработанных рекомендаций.
Гипотеза исследования. Существует предположение, что использование активных форм работы на уроках является эффективным для социальной адаптации пятиклассников.
Методы исследования. В качестве теоретических методов исследования выступили анализ, обобщение, систематизация и сравнение.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, четырех параграфов, заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПЯТИКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Психолого-педагогическая характеристика младших подростков (10-12 лет)
В соответствии с возрастной периодизацией Д. Б. Эльконина возраст пятиклассника – это младший подростковый возраст (10 – 12 лет) является переходным от младшего школьного к младшему подростковому периоду. [20] [8] Переход от одной возрастной эпохи у каждого ребенка происходит индивидуально. Может протекать совершенно спокойно, а может сопровождаться кризисом в случае, который может быть вызван либо индивидуальными особенностями личности, либо неуспешной адаптацией к новым условиям. [20]
Для полного понимания особенностей этого возраста нужно рассмотреть социальную ситуацию и изменения, которые происходят с учащимися в данный период, так как возрастные особенности во многом обуславливаются именно изменениями, происходящими в данный период. Все изменения, происходящие с ребенком, который становится подростком, можно условно разделить на две большие группы – внешние и внутренние изменения. [18] внешним относится прежде всего изменение характера учебной деятельности.
С переходом в младший подростковый возраст растёт многообразие учебных предметов, каждый из которых ведёт отдельный учитель, имеющий свои, отличные от других учителей требования и взгляды на окружающий мир. Информация перестает преподноситься в четком и однозначном виде, в учебном процессе появляются более абстрактные понятия (например, понятие информации), изучаются различные теории и гипотезы. Отсюда возникает необходимость в собственной позиции и эмансипации.
Кроме того, учащиеся не проводят весь день в одном классе, как это было в начальной школе, а переходят из кабинета в кабинет, что может послужить дополнительной причиной стресса для многих из них. К подросткам начинают предъявлять новые требования в семье, например, помощь по хозяйству, с подростками даже начинают советоваться по некоторым вопросам взрослые. Со временем у подростка появляется осознание себя как участника общественно-трудовой деятельности.
Внутренние предпосылки можно разделить на 4 сферы – телесную, психическую, социальную и сферу самосознания.
Телесная сфера. В этом возрасте у большинства младших подростков начинается половое созревание. Половое созревание - это период полового созревания, характеризующийся быстрым, неравномерным ростом и развитием организма. За относительно короткий период тело подростка претерпевает значительные изменения. Это влечет за собой две основные задачи развития:
1) необходимость перестроить телесный образ своего "я" и сформировать мужскую или женскую идентичность;
2) постепенный переход к сексуальности взрослого человека. [6] Ментальная сфера.
В возрасте 11 лет начинается четвертый и заключительный этап когнитивного развития Пиаже – период формальных операций. Развитие интеллектуальной сферы подростка характеризуется качественными и количественными изменениями, которые отличают его от детского способа познания мира. Развитие когнитивных способностей характеризуется двумя основными достижениями:
Фрагмент для ознакомления
3
Азаров Ю. Ускоренное выявление и развитие детских дарований / Ю. Азаров // Воспитание школьников. – 2009. – № 1. – С.25-30.
Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды и характер общения ее участников.// Экопсихологические исследования. М., 2009. С. 181-197.
Бордовская Н.В. Педагогика : учеб.пособие. / Н.В. Бордовская. – Санкт-Петербург, 2017. – 304 с.
Василькова Ю.В. Социальная педагогика: курс лекций / Ю.В. Василькова. –Москва: Академия, 2019.–С. 205.
Гурьева, Л.П. Позитивная и традиционная психология (в исследованиях М. Селигмана и российских психологов) / Л.П.Гурьева // Проблемы практической психологии. - 2013. - №6. - С. 83.
Елисеева, О.А. Структура субъективного благополучия подростков в образовательной среде с низким уровнем психологической безопасности / О.А.Елисеева // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2011. - №132. - С.368.
Лактионова Е.Б.Психологические риски в образовательной среде: типология, классификация, факторы формирования.//Экопсихологические исследования. М., 2009. С. 197-212.
Пышняк И.В. Педагогическая мастерская «Эффективные стратегии работы с одаренными детьми»: конструирование пед.сопровождения высокомотивированных уч-ся / И.В. Пышняк// Народная асвета.– 2018. –№2.–С. 29-31.
Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон № 273-ФЗ [принят Государственной Думой 29 декабря 2012 г. (с изменениями 2020 года)]. – URL: ttps://base.garant.ru/70291362/? (Дата обращения: 12.10.2024)
Рубцов В. В.Ивошина Т. Г.Проектирование развивающей образовательной среды школы. М., 2002.272с.
Слободчиков В.И.О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования. М., 2000. 230 с
Семышева В. М. Словарь терминов и понятий по курсу «Психология и педагогика» : учеб.пособие / В. М. Семышева. – Брянск : Издательство Брянской ГСХА, 2014. – 110 c.
Симонова И.Ф. Центр социально-культурного проектирования СБПГИК: опыт взаимодействия теории и практики / И.Ф. Симонова // Педагогический журнал. –2019. –Т. 9. –№ 1-1. – С. 501-507.
Управление проектами/ARTPLAY – 2006 –2021. – URL: https://artplay.ru/about (дата обращения: 22.10.2024).
Фадеева С. Д. Роль исследовательской деятельности во внеурочное время в развитии творчески-одаренных детей / С.Д. Фадеева // Одаренный ребенок.– 2018. –№ 6.–С. 30–35.
Чекулаенко В.Л. Общая социальная педагогика. Основы теории : учеб.пособие / В.Л. Чекулаенко. – Москва : Инфра-М., 2017. – С. 160 c.
Щелкунова О. В. Творческая самореализация школьников в учебном процессе / О. В. Щелкунова. – Иркутск: ИГПУ, 2006. – 116 с.
Яковлева Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности / Е.Л. Яковлева – Москва : Флинта, 1997. – 224 с.
Ясвин, В.А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде / Под ред. В.И.Панова. – М.: Молодая гвардия, 1997. – 176с.