Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Ключевым фактором в формировании представлений об окружающем мире у детей младшего школьного возраста является наглядный материал. Она способствует развитию мышления, воображения, памяти и речи. Наглядные материалы играют важную роль в процессе обучения, так как помогают визуализировать информацию. Это особенно важно для изучения грамматических категорий, таких как имена существительные, где понимание слов может быть сложным без визуальной поддержки. Наглядность помогает не только усваивать новый материал, но и развивает познавательную активность учащихся, стимулирует их интерес к учебе. Это особенно важно на уроках русского языка, где требуется формирование у детей навыков чтения, письма и понимания текста письма.
Проблема: каким образом использовать наглядные материалы при изучении части речи «Имя существительное» на уроках русского языка в начальной школе?
Область – педагогика, методика русского языка.
Объект – изучение части речи «Имя существительное».
Предмет – наглядный материал на уроках русского языка в рамках темы «Имя существительное».
Цель: изучение использования наглядных материалов при изучении части речи «Имя существительное».
Задачи:
1) описать методику изучения части речи «Имя существительное» в начальной школе;
2) рассмотреть особенности использования наглядных материалов при изучении части речи «Имя существительное»;
3) проанализировать и обобщить опыт педагогов по использованию наглядных материалов при изучении части речи «Имя существительное».
Уровень исследованности темы работы – проблемные вопросы использования наглядных материалов при изучении части речи «Имя существительное» рассмотрены в работах ряда исследователей. Наглядность является неотъемлемым условием эффективного освоения учебно-познавательной информации. Это подтверждают работы В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского, А. С. Макаренко. В настоящее время понимание наглядных средств обучения также изучается достаточно обширно. По мнению Е. Н. Шиянова, дидактические средства обучения представляют собой «учебные и наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства и др.» В. А. Сластенин к средствам обучения относил, «с одной стороны, различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и др.), а с другой - совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы.
Методы исследования: теоретические методы (анализ, синтез), изучение литературы, обобщение материалов источников, анализ и обработка исследовательской работы.
Структура работы: курсовая работа включает введение, две главы, заключение, список литературы.
ГЛАВА 1. Теоретические основы использования наглядных материалов при изучении части речи «Имя существительное»
1.1.Методика изучения части речи «Имя существительное» в начальной школе
Под именем существительным необходимо понимать самостоятельную часть речи, указывающую на предмет, а также выражающую предметность в грамматическом направлении, то есть отображая грамматические категории, например, число, род и так далее.
Отметим, что существительные - это и совокупность окружающих нас предметов, например, автомобили или одежда, и определенные объекты, например, автобус или платок. Живые существа, например, собака, мышь, состояния человека (злость, уныние), деятельность (бег, коммуникация), свойства (твердость, долговременность) и количества (бесчисленность, малость) тоже являются существительными. При этом важно указать на то, что состояния в данном случае учитываются в отвлечении от объектов, которые их создают. Количества, свойства и действия нужно рассматривать в отвлечении от объектов, имеющих их. Такие факты указывают на то, что предметность является отвлеченным грамматическим значением, свойственным абсолютно каждому существительному [7].
Имена существительные классифицируют по обозначению индивидуального или родовидового понятия; здесь выделяют собственные и нарицательные имена существительные.
Имя существительное обозначает индивидуальное наименование определенного предмета. У них есть ключевая грамматическая особенность - невозможность изменить их по числам. Выделяя орфографические особенности, отмечаем написание таких имен с прописной буквы. Если речь идет о нарицательном существительном, то в таком случае определяется один предмет из нескольких однородных.
В данном случае основная грамматическая особенность - возможность изменить существительное по числам. В орфографическом направлении отмечаем написание первой буквы как строчной.
Согласно классификации Н.С. Валгиной, все нарицательные существительные можно разделить на несколько типов - это конкретные, отвлеченные, вещественные и собирательные существительные. [5]
Конкретными существительными являются слова, обозначающие предметы, лица и события, которые можно сосчитать, а также отобразить по отдельности. Примерами являются: стул, поединок, полицейский.
Отвлеченными существительными являются действия, термины, характеристики и состояния, которые упоминаются в отвлеченном состоянии. Примерами могут быть: ходьба, ясность, трусость.
К вещественным именам необходимо отнести слова, отображающие названия химических веществ, продовольствия, растений, фармацевтических препаратов, строительным материалов и так далее: мак, древесина, кислород.
Ю.Б. Смирнов в своей книге отмечает, что одушевленность / неодушевленность - грамматическая категория имени существительного [9]. Этой же точки зрения придерживается Л.Л. Касаткин [11].
Отметим, что грамматически нельзя отождествлять живое с одушевленным и наоборот - неживое с неодушевленным. Часто предметы, которые с биологической точки зрения являются живыми, в грамматики являются неодушевленными: ясень или клен. При этом некоторые, с биологической точки зрения, предметы в грамматике могут быть одушевленными: кукла.
Категория рода имеет большое значение для грамматической системы существительного. Род можно определить всегда, за исключением существительных, которые можно употребить лишь во множественном числе. Под грамматическим родом необходимо понимать несловоизменительную категорию существительных. Ее можно наблюдать в возможности существительных сочетаться с некоторыми конкретными формами: хорошая ложка, хороший друг, хорошее настроение.
Методика выявления рода у изменяемых и неизменяемых существительных различна.
Отметим, что у изменяемых существительных есть и привычные для русского языка рода, то есть мужской, женский и средний, а также общий род, отображающий существование слова вне понятия рода. Отмечая категорию числа, можно выделить наличие у нее словоизменительной категории. С ее помощью отображается количество как одушевленных, так и неодушевленных вещей. Так, категория числа имеет значение реальной единичности или множественности. [1]
Категория падежа - словоизменительная категория. Эта категория имени существительного выражает отношение существительного к другим словам словосочетания и предложения.
На данный момент существует всего лишь три основных изучаемых типа склонения. Согласно лингвистам, три субстантивных склонения, одно адъективное и одно притяжательное. Отметим, что в школе на уроках русского языка не проходят адъективное и притяжательное склонения.
Распределяя существительные, согласно главным субстантивным склонениям, нужно выявить род каждого существительного.
Так, первое склонение - все существительные, имеющие женский, мужской или средний род, и окончание -а или -я: девочка, бумага.
Второе склонение - имена существительные с мужским родом, имеющие нулевое окончание, например, дом или мяч. При этом исключением является слово путь, а также все имена существительные, имеющие окончание -о или -е: поле, волчище.
В группе третьего склонения находятся все имена существительные, имеющие женский род и нулевое окончание, например, дверь или ночь.
Согласно школьной грамматике, если имя существительное имеет средний род и частицу -мя (например, имя), то это разносклоняемое существительное. То же самое относится и к исключению путь и дитя.
Отметим, что есть отдельная группа, в которую отнесли все существительные, которые нельзя склонить, при этом они употребляются лишь в одной форме. Падеж и число в данном случае не имеют значения. Примерами являются метро и кофе; все фамилии русских, имеющие частицу -ово, -аго, -ых или -их, то есть, например, Серых, Живаго и так далее.
Перейдем к изучению синтаксической роли существительного внутри предложения. В большинстве случаев они являются подлежащим или дополнением, однако, их синтаксическая функция может быть и другой.
Подводя итог анализу лингвистической литературы, указываем на то, что существительное - самостоятельная часть речи, отображающая общекатегориальное значение предметности. У имени существительного есть специфические лексико-грамматические разряды, например, собственные имена, нарицательные имена, конкретные имена и так далее, категории, например, принадлежность к определенному роду или падежу. При этом синтаксическая функция может быть любой. [3]
Под грамматической категорией необходимо понимать систему морфологических форм, которые противопоставлены между собой. При этом они имеют единое грамматическое содержание. Ярким примером является совокупность слов сижу - сидишь - сидит. С их помощью определяется лицо, что приводит к созданию грамматической категории, согласно данному лицу. Изучая словоформы, например, карандаш - карандаши, выделяем объединение в категорию числа.
С помощью грамматических категорий отображается специфическое значение слова, имеющее обобщенный характер. При этом необходимо указать на отвлечение от лексики таких понятий.
Через категориальные значения можно определить отношение изучаемого слова к другим, отношение между словом и лицом, которое его произносит, и так далее.
Грамматическая категория является другим, боле широким явлением. Под ней необходимо понимать определение конкретного класса слов, они
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антонова Е.С. Русский язык с методикой преподавания: Учебник / Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. - Москва: Academia, 2019. - 48 c.
2. Астафьева О.А., Колоскова Т.А. Нормы орфографии: Учебно-методическое пособие. - Орехово-Зуево: ГГТУ. - 2020. - 25 с.
3. Белошапкова В.А. Современный русский язык. Учебник для филологических специальностей высших учебных заведений / В.А. Белошапкова, Е.А. Брызгунова, Е.А. Земская и др. - Москва: Альянс, 2016. - 928 c.
4. Буркова Т.В. Педагогическое наследие: А.М. Пешковский об изучении имен существительных в начальной школе // Начальная школа. - 2003. - № 12. - С. 12-16.
5. Валгина Н.С. Современный русский язык: Учебник / Н.С. Валгина, Д.Э. Розенталь, М.И. Фомина. - Москва: «Логос», 2002. - 528 с.
6. Винникова-Закутняя Т.С. Отражение проблемы транспозиции частей речи в лингвистических исследованиях периода XIX - начала XXI вв. / Т.С. Винникова-Закутняя // Вестник Донецкого национального университета. Серия Д: Филология и психология. - 2020. № 3-4. - С. 5-14.
7. Виноградов В.В. Русский язык (грамматическое учение о слове) / Под ред. Г.А. Золотовой. - Москва: Русский язык, 2001. - 720 с.
8. Виноградов В.В. Русский язык: Грамматическое учение о слове: Учеб. пособие для вузов по спец. «Русский язык и литература». - М.: Высш. шк., 2002. - 639 с.
9. Ганиева М. Н. Несклоняемые имена существительные в русском языке начала XXI века / М.Н. Ганиева // Студент и наука (гуманитарный цикл) - 2019: материалы международной студенческой научнопрактической конференции, Магнитогорск, 21-22 марта 2019 года / Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова. - Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2019. - С. 734-737.
10. Демышева А.С. Развитие языковой личности младшего школьника в процессе лингвистического образования: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. / А.С. Демышева. - Екатеринбург, 2007. - 169 с.
11. Касаткин Л. Л. Русский язык: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Л. Касаткин, Е.В. Клобуков, Л.П. Крысин и др.; под ред. Л.Л. Касаткина. - Москва: Издательский центр «Академия», 2001. - 768 с.
12. Козина Ю.В. Грамматическая категория имени существительного как отражение наивной картины мира обучающихся средней школы / Ю.В. Козина // Гуманитарные науки (г. Ялта). - 2017. № 1(37). - С. 60-64.
13. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособие для студ. учреждений высш. обр. / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - М.: Академия, 2017. - 461 с.
14. Морфология современного русского языка: Учебник для высш. Учеб. заведений Российской Федерации / Под ред. С.И. Богданова. - СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2013. — 638 с.
15. Паничкин Д.В. Формирование представления учащихся о богатстве русского языка в рамках большого образовательного плана «Творческий русский» https://www.art-talant.org/raboty/item-860573 Резервная копия: https://disk.yandex.ru/i/a0ZX4TeAltCGrQ Дата обращения – 01.11.2024
16. Рамзаева Т.Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Т.Г. Рамзаева, М.Р. Львов. - М.: Просвещение, 1979. - 431 с.