Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В обществе, в котором мы живем, даже взрослые не всегда могут защитить свои права и законные интересы, а права и интересы несовершеннолетних, в силу их возраста, психологических особенностей и ограниченной дееспособности, в значительной степени нуждаются в защите на законодательном уровне. Конвенция ООН о правах ребенка (1989) расширила правовое регулирование деятельности по защите детей, определила ее основные аспекты и разработала минимальные правовые стандарты.
Одним из главных вопросов, волнующих власти всех уровней и общество, является демографическая безопасность государства. В рамках национальных проектов и программ государство принимает меры по материальной поддержке семей и детей первых лет жизни. Безусловно, это имеет огромное значение, но не менее важно защитить детей в подростковом возрасте. Для этого в России создана необходимая правовая база и система институтов контроля за исполнением правовых норм по защите прав и законных интересов несовершеннолетних.
Президент Российской Федерации неоднократно подчеркивал в средствах массовой информации необходимость повышения качества жизни детей, пропаганды здорового образа жизни, развития творческого, научного и профессионального потенциала молодежи, поиска и поддержки талантливых детей. Важную роль в обеспечении верховенства закона играют органы судебной власти. В целях повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и детях, усиления его профилактической направленности, совершенствования структуры органов прокуратуры 26 ноября 2007 года Генеральным прокурором Российской Федерации издан приказ № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и детях», в котором определены основные направления деятельности органов прокуратуры в данной сфере.
Однако, по данным проверок органов прокуратуры, нарушения правил соблюдения законов о несовершеннолетних носят массовый характер. Поэтому необходимо повышать эффективность работы контрольно-надзорных органов, в том числе судебных. Все вышеперечисленные факторы определяют актуальность темы данной статьи.
Цель данного исследования - изучить деятельность надзорных органов прокуратуры по исполнению закона о несовершеннолетних.
Для этого были поставлены следующие основные задачи исследования - разъяснить цели и задачи деятельности органов прокуратуры, в частности правовые основы прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних;
- выявить особенности прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних;
- определить права несовершеннолетних как субъектов прокурорского надзора;
- выявить проблемы прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних.
Предметом исследования является информационная деятельность общественности, развернутая в процессе прокурорского надзора за защитой прав несовершеннолетних.
Объектом исследования является деятельность прокуратуры, нормативные акты, научная литература и правоприменительная практика в сфере исполнения закона о несовершеннолетних путем своевременной проверки поступающей информации о нарушениях данного закона, выявления таких нарушений, их причин и факторов, их устранения. Нормативно-правовая база: Конституция Российской Федерации, Международно-правовые документы в сфере труда, Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159 «О гарантиях по дополнительной социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; другие федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации; акты Президента Российской Федерации; постановления Правительства Российской Федерации; приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 188 «Об организации прокурорского надзора за деятельностью правоохранительных органов в отношении несовершеннолетних и молодежи» и другие документы Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за деятельностью правоохранительных органов в отношении несовершеннолетних и молодежи».
Теоретической основой исследования является специальная научная юридическая литература, соответствующая теме исследования.
Методологической основой работы является совокупность общенаучных и специальных методов познания - анализ, сравнение и вытекающие из них специальные научные методы - системный метод, сравнительно-правовой метод, метод правовой статистики, метод исследования судебной практики и другие методы.6 Положения, содержащиеся в работе, могут быть использованы в научно-исследовательской деятельности, в учебном процессе образовательных учреждений, при преподавании курсов в системе профессионального образования и при разработке учебно-методических материалов. Цели и задачи исследования определили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, методических разработок, выводов и списка литературы.
Глава 1. Общая характеристика прокурорского надзора за соблюдением прав несовершеннолетних
1.1. Цели и задачи прокурорского надзора за соблюдением прав несовершеннолетних
Социальная сфера является одной из ключевых областей надзора за исполнением законодательных норм, касающихся несовершеннолетних, что требует непрерывного контроля. Особое внимание в данной сфере должно быть уделено своевременному оказанию помощи детям, оказавшимся в социально опасных обстоятельствах, а также несовершеннолетним из многодетных или малообеспеченных семей. Прокурорам предоставлены широкие полномочия для осуществления надзорной деятельности. Любые факты насилия (сексуального, физического, психологического), совершаемые в отношении ребенка сотрудниками образовательных учреждений, членами семьи, либо любые проявления жестокого обращения с ребенком, должны немедленно пресекаться сотрудниками прокуратуры.
Более того, любое физическое или юридическое лицо, ответственное за распространение информации, способной причинить вред здоровью детей, их репутации, моральному и духовному развитию, или пропагандирующей насилие, жестокость, порнографию, наркоманию, антиобщественное поведение, подлежит ответственности, установленной законом. Проблемы процессуального права 136 Кроме того, сотрудники прокуратуры, осуществляющие надзор, обязаны оперативно и решительно реагировать на выявленные нарушения прав несовершеннолетних в жилищной и имущественной сфере, принимая необходимые меры для восстановления нарушенных прав и законных интересов детей .
В любом случае, органы опеки и попечительства, жилищные органы, органы местного самоуправления, нотариусы и организации, занимающиеся регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним, допустившие нарушения требований действующего законодательства при совершении сделок с жилыми помещениями, в которых проживают лица, не достигшие восемнадцатилетнего возраста, должны быть привлечены к ответственности. Вопросы соблюдения законодательства в сфере охраны жизни и здоровья несовершеннолетних также требуют регулярных проверок со стороны прокуратуры. Особое внимание следует уделять соблюдению конституционного права на бесплатную медицинскую помощь, предоставляемую муниципальными и государственными учреждениями здравоохранения.
Подобные правонарушения могут выражаться в незаконном взимании платы за медицинские услуги. При выявлении подобных нарушений, прокуроры обязаны применять меры воздействия, предусмотренные законодательством. Лица, не исполняющие свои обязанности по уходу и оказанию социальной и медицинской помощи детям, также подлежат ответственности. Прокуроры должны принимать меры по прекращению безлицензионной образовательной деятельности или деятельности с нарушением условий лицензирования, а также пресекать использование в образовательной практике методов воздействия на психику обучающихся и воспитанников, не одобренных органами здравоохранения, методов и средств оккультного, мистического, религиозного характера. Сотрудники органов прокуратуры обязаны обеспечивать надзор за соблюдением прав несовершеннолетних и молодежи на свободу совести и вероисповедания.
Они должны пресекать противоправную деятельность религиозных, неорелигиозных и иных групп и организаций, причиняющую вред обществу или его членам (материальный, психологический, моральный, физический), а также подозреваемых в потенциальной опасности причинения такого вреда. Кроме того, им необходимо усилить надзор за соблюдением прав органов и учреждений по делам молодежи, молодежных и детских общественных объединений, а также за законностью в их деятельности, недопуская противоправного использования названных объединений в политических, экстремистских, оккультных, религиозных целях. Должны регулярно проверяться исполнение требований закона о воинском учете граждан, подлежащих призыву, обязательной подготовке к военной службе в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования, военно-патриотических молодежных и детских объединениях, а также о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу. Северо-Кавказский юридический вестник, 2020, № 3 137 Другой обязанностью сотрудников прокуратуры является периодическая проверка исполнения законов о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделениями по делам несовершеннолетних, органами управления социальной защитой и учреждениями социального обслуживания, органами внутренних дел, специализированными учреждениями для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, а также другими органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Крайне важно изучать психологические и социальные особенности несовершеннолетних обвиняемых, выяснять условия их воспитания и принимать меры, направленные на устранение причин и условий, способствовавших совершению преступлений детьми .
Необходимо проводить глубокий анализ практики расследования преступлений против семьи и несовершеннолетних, закрепленных в главе 20 Уголовного кодекса РФ (УК РФ), принимать меры по их предупреждению и анализировать состояние надзора в данной области. По результатам проверок должны приниматься меры, направленные на предотвращение подобных деяний. Предоставленные прокурорам полномочия позволяют обеспечивать соблюдение прав несовершеннолетних, пострадавших от торговли людьми, дилерства, сексуальной и любой другой эксплуатации. При этом сотрудники прокуратуры обязаны обеспечивать конфиденциальность полученной информации и восстановление прав и законных интересов пострадавших несовершеннолетних. Прием, регистрация и рассмотрение сообщений о безвестном исчезновении детей также требуют тщательного надзора. Недопустимы волокита в расследовании преступлений, совершаемых несовершеннолетними, и низкое качество расследований со стороны сотрудников органов внутренних дел, что должно вызывать адекватную реакцию прокуратуры.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные акты
1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) [ратифицирована Постановлением ВС СССР от 13.06.1990 N 1559-I] // Сборник международных договоров СССР, 1993. Выпуск XLVI.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [с учётом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ] // Российская газета. 2009. 21 января.
3. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. 1995. 05 апреля
4. Семейный кодекс РФ: Федеральный закон от 29.12.1995 N 223-ФЗ // Российская газета. 1996. 27января
5. Трудовой кодекс РФ: Федеральный закон от 30.12.2015 N 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. 07 января
6. Уголовный кодекс: Федеральный закон от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. 17 июня 61
7. Уголовно-процессуальный кодекс: Федеральный закон от 18.12.2001 N 174-ФЗ // Ведомости Федерального Собрания РФ. 2002. 01 января
8. Кодекс об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 N 195-ФЗ// Российская газета. 2001. 31 декабря
9. О прокуратуре РФ: Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1// Российская газета. 1992. 18 февраля 11. Об образовании в РФ: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ // Российская газета. 2012. 31декабря
10. Об основных гарантиях прав ребенка в РФ: Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ // Российская газета. 1998. 05 августа
11. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушениях несовершеннолетних: Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 26.04.2016) // Российская газета. 1999. 30 июня
12. О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // Российская газета 1996. 27 декабря
13. Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи: Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 26.11.2007 № 188 // Законность. 2008. №2
Литература
14. Арутюнян А. С. Защита прав несовершеннолетних как приоритетное направление для будущего развития России // Ученые труды российской академии адвокатуры и нотариата. – 2010. – № 1. – С. 99 – 102.
15. Арутюнян А. С. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о несовершеннолетних (проблемы теории и практики): дис. … канд. юрид. наук / А. С. Арутюнян. – М., 2012. – 173 с.
16. Бессарабов В. Г. Прокурорский надзор: учебник / В. Г. Бессарабов – М. : Изд-во Проспект, 2005. – 535 с. 82
17. Бессарабов В. Г. Современные тенденции совершенствования деятельности отечественной прокуратуры // Современные тенденции в развитии правового статуса и основных направлений правозащитной деятельности прокуратуры Российской Федерации. – 2010. – С. 5–10.
18. Величко О. И. Прокурорский надзор за исполнением подразделениями по делам несовершеннолетних органов внутренних дел законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: учеб. пособие / О. И. Величко. – М.: Изд-во Акад. Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2008. – 80 с.
19. Винокуров А. Ю. К вопросу о совершенствовании правовых основ организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации // Современные тенденции в развитии правового статуса и основных направлений правозащитной деятельности прокуратуры Российской Федерации. – 2010. – С. 15–19.
20. Дубовиченко, Е. Е. Понятие и пути повышения эффективности прокурорского надзора / Е. Е. Дубовиченко, О. В. Кравцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 3 (502). — С. 359-361. — URL: https://moluch.ru/archive/502/110207/ (дата обращения: 02.11.2024).
21. Кравцова, О. В. К вопросу о прокурорском надзоре на досудебном производстве / О. В. Кравцова, И. В. Блинова-Сычкарь, С. А. Дмитриенко // Развитие парадигмы инновационной экономической, управленческой и правовой науки: сборник научных статей по итогам национальной научно-практической конференции, Волгоград, 14 апреля 2023 года. — Волгоград: Волгоградский институт экономики, социологии и права, 2023. — С. 52–57.
22. Кравцова, О. В. О полномочиях прокурора в уголовном судопроизводстве / О. В. Кравцова, С. А. Дмитриенко, И. В. Блинова-Сычкарь // Развитие парадигмы инновационной экономической, управленческой и правовой науки: сборник научных статей по итогам национальной научно-практической конференции, Волгоград, 14 апреля 2023 года. — Волгоград: Волгоградский институт экономики, социологии и права, 2023. — С. 49–52.
23. Смоленский М. Б. Прокурорский надзор / М. Б. Смоленский, И. А. Жильцов. — М.: Дашков и Ко, АкадемЦентр, 2017. — 240 c. Сутурин М. А. Система наказаний в отношении несовершеннолетних / Сибирский юридический вестник. — 2016. — № 2 (73). С. 103–108.
24. Попович, И. А. Несовершеннолетний как субъект прокурорского надзора: направления прокурорского надзора за несовершеннолетними / И. А. Попович. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С. 190-193. — URL: https://moluch.ru/archive/284/63988/ (дата обращения: 02.11.2024).