Фрагмент для ознакомления
2
На современно этапе развития общества и образовательной подсистемы в нашей стране, проблемы профессиональной деятельности педагога не теряют своей актуальности в науке. Изменяющиеся мировые процессы, поворот и трансляция гуманистических ценностей, инклюзия, развитие цифровых технологий обусловливают изменения и на разных уровнях российского общества. В частности, данные процессы получают свое развитие на уровне нововведений в отечественной политике образования. Более 15 лет ведется работа по внедрению новых образовательных стандартов в образовательный процесс. Среди профессиональных задач педагога встает не только организация деятельности учащихся и передача знаний и умений, навыков, но овладение компетенциями и деятельностью, в направлении профессионального саморазвития.
Обозначенная ситуация ставит относительно новые задачи и перед наукой, в рамках которой становится актуальным рассмотрение образовательно-воспитательной деятельности педагога в ракурсе новых требований к образованию, к личности и профессиональной культуре педагога.
Коммуникативная компетентность педагога, обеспечивающая эффективное взаимодействие с учеником, с необходимостью должна входить в систему профессионально важных качеств, определяющих успешность его профессиональной деятельности. Эффективность образовательно-воспитательного процесса во многом обусловлена именно культурой общения педагога с учащимися.
Выбирая профессию педагога, будущий специалист должен понимать, что здесь особую значимость имеют моральные принципы и высокая профессиональная культура, любовь к человеку, понимание высокой социальной и культурной миссии.
Вопросы культуры общения педагога напрямую или косвенно рассматривались в работах многих авторов. Теоретические основы обучения коммуникативным умениям разрабатывали Г.М. Андреева, Л.А. Бодалев, В.В. Давыдов, М.С. Каган, Н.В. Кузьмина, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Л.А. Петровская, Ю.П. Тимофеев. За последние годы появились диссертационные исследования, посвященные обучению студентов различных специальностей и педагогов в частности, коммуникативным умениям. Среди них исследования, предметом изучения которых стали вопросы профессионального общения педагога (Е.Е. Боровкова, Л.Н. Котикова, А.Н . Ксенофонтова, Л.И. Малыгон, Ю.И. Турчанинова и др.); исследования, направленные на поиск эффективных технологий обучения студентов педагогических специальностей профессиональному общению (Т.А. Дроздова, Н.В. Елухина, Н.В. Еремина, P.M. Иванова, Е.Г. Кашина, М.В. Мазо, З.И. Павицкая, Л.А. Пасечная и др.).
Непосредственно, аспекты профессиональной коммуникации и культуры профессионального общения отражены в работах А.Т. Араслановой, И.В.Абакумовой, Е.В. Зарецкой, Е.В. Цукановой и др. Понятие культуры общения педагога рассматривалось в исследованиях следующих авторов: В.А. Сластёнин, Е.В. Бондаревская, И.Е. Видт, Н.Е. Воробьев, Л.М. Митина, Е.А. Климов, Г. С. Чеснокова и др. и связано с понятиями общей человеческой культуры, профессиональной культуры специалиста, интериоризированной в опыте личности, с творческой составляющей личности и ее реализацией в профессиональной деятельности, с индивидуальными особенностями и опытом, реализованным в профессиональной деятельности в сфере коммуникации и др.
Вышеперечисленные исследования служат основой систематизации научного знания в области профессиональной коммуникации педагога.
Цель исследования заключается в анализе аспектов культуры общения педагога с учащимися как основы воспитания.
Задачи исследования:
Изучить понятие профессионально-педагогической культуры.
Рассмотреть принципы формирования культуры общения педагога с учащимися.
Описать критериально-оценочный аппарат для исследования уровня культуры общения педагогов с учащимися.
Подготовить рекомендации по развитию культуры общения педагога с учащимися.
Объектом исследования является культура общения педагога.
Предметом исследования является роль культуры общения педагога с учащимися в их воспитании.
Теоретико-методологической основой исследования явились: фундаментальные положения теории развития личности в процессе образовательно-воспитательной деятельности и общения (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.В. Кирьякова, В.А. Сластенин); теоретические основы профессионального образования (А.М.Новиков, И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко). Принципы и концепции отечественной психолого-педагогической науки; ведущие идеи деятельностного подхода, определяющего деятельность в качестве условия полноценного развития и саморазвития личности (Л.С. Выготский, A.B. Запорожец, А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.); положения об осмысленном построении системы ценностей, формирующих направленность и мотивацию личности (Л.С.Выготский, Д.А.Леонтьев, В.Н.Мясищев, Е.С.Мазур и др.); культурологический подход (B.C. Библер, Е.В. Бондаревская, Б.С. Гершунский, В.И. Загвязинский, М.С. Каган, В.В. Сериков, И.С. Якиманская).
Методы исследования: анализ научной литературы по проблеме исследования, терминологический анализ, моделирование, теоретический анализ и синтез.
Структура исследования. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Обзор литературных источников, позволяет утверждать, что аспектам исследования профессионально-педагогической культуры посвящено не так много работ. Противоречиво то, что вопросы изучения профессиональной культуры педагога поднимаются достаточно часто, отмечает М.А.Воронина [2]. Подойдём к раскрытию понятия профессионально-педагогической культуры через общее понятие присвоения культуры.
В.А. Сластенин говорил о том, что профессиональная культура имеет связь с общей культурой человека, а также отражает особенности этой общей культуры. Педагогическая культура это «переработанная» и интериоризированная культура, которая реализуется через проектирование общей культуры в сферу педагогической деятельности [14]. Педагогическая культура является всесторонней характеристикой тех сфер жизни, в которые включается педагог. Единицей анализа педагогической культуры предстает творческая педагогическая деятельность, творчество пронизывает ее. Педагогическая культура предстает комплексным образованием, включающим несколько компонентов в свою структуру. Она избирательно вступает во взаимодействие с окружающим миром, своеобразно организована и выступает как интегративное образование, не сводимое к свойствам отдельных своих структурных компонентов.
Особенности создания и реализации педагогической культуры зависят от личностных особенностей, возрастной специфики, опыта личности, творческих способностей, которые формируются в процессе накопления опыта педагогом [14].
Культура общения педагога в частности, является многоаспектным образованием, включающим как характеристики деятельности (умение включаться в любой педагогический микросоциум, наладить контакт с разными людьми, детьми разного возраста и с разными особенностями), так и когнитивную-интеллектуальную составляющую (знания, умения, навыки, компетенции) педагога и личностные характеристики (деликатность, открытость, эмпатия, рефлексивность, этичность, терпимость сдержанность и т.д.).
Т.А.Макаренко указывает, что составляющими педагогической культуры являются конкретные компоненты: педагогическая эрудиция, направленность, организованность и мастерство в контексте профессии; сочетание моральных и когнитивных свойств; оптимальный комплекс профессионально значимых качеств, обусловливающих поведение и коммуникацию; возможность эффективно сочетать научно-исследовательскую и образовательно-воспитательную деятельность, непрекращающееся личностное развитие, работа над собой [11].
Обращаясь к исторической философской и психолого-педагогической литературе, можно сделать вывод о том, что педагогическая культура есть такой уровень и вариант творческой самореализации личности в разных видах педагогической деятельности и общении, которые ориентированы на интериоризацию и формирование педагогических ценностей и технологий [15]. Нужно отметить, что творческий компонент в педагогической культуре отмечают многие исследователи (А.А. Сластенин, Н.С. Спинжар, Е.А.Климов, Е.В. Немолот и др.). Профессионально-педагогическая культура является, как отмечалось выше, комплексной характеристикой разных видов деятельности педагога и разных видов педагогического общения, через раскрытие и гарантию развития потребностей, интересов, смыслов, личностных свойств именно в контексте педагогической деятельности и общения, отмечает М.А.Воронина [2]. Подобное видение профессионально-педагогической культуры позволяет включить в понятийный ряд, наполняющий рассматриваемую категорию, такие формулировки, как культура личности педагога, культура педагогической деятельности, культура педагогического общения и т.д.
Профессионально-педагогической культуры причастны специалисты, воплощающие педагогический труд и осуществляющие педагогическую деятельность, педагогическую коммуникацию [14].
Соотношение понятий общей и профессиональной педагогической культуры и специфики их взаимодействия необходимо рассматривать в таком соотношении – профессионально-педагогическая культура – это общая культура, транслированная в сферу педагогической деятельности конкретного специалиста – педагога.
Опираясь на концепцию А.В.Ипатова, обобщившего теорию отечественной педагогики (И.А.Зимняя, В.А.Сластенин и др.) можно рассмотреть следующие компоненты, которые характеризуют культуру педагога как субъекта образовательного процесса [6]. Педагог строит свою деятельность на уважении достоинства Другого и сохранении собственного достоинства в разных ситуациях социального взаимодействия; специалист адекватен ситуациям профессионального, социального, бытового взаимодействия, что отражается в его внешнем виде, в особенностях поведения, коммуникации, культуре труда, быта, в ведении здорового образа жизни и др.
Педагог является носителем и приверженцем социокультурных традиций, обычаев, норм в моно- и кросскультурном взаимодействии, основанных на нравственных и гуманистических принципах и положениях; он находится в готовности применения общекультурного фонда знаний (правовые, гуманитарные, естественнонаучные, знания в своей профессиональной деятельности) ; обладает культурой интеллектуальной и предметной деятельности; развивается в контексте самосовершенствования в эстетическом, культурном, интеллектуальном, духовном направлении. Ориентиры и смыслы педагога, обладающего профессиональной педагогической культурой, находятся в сфере нравственного определения в основных ценностях и смысловых доминантах современного мира, страны, воплощены в идеях гуманизма, социальной ответственности за себя, свое поведение и благополучие других людей и т.д. [17].
Несмотря на вариации и расхождения в представлениях о структуре профессионально-педагогической культуры, авторы рассматривают специалиста педагога с трёх сторон – как индивида, как личность и как субъекта профессиональной культуры. Соответственно этому утверждению, на профессионала влияют индивидуальные врождённые особенности, своеобразие личности и личностные особенности каждого отдельного специалиста, и субъективное видение мира, его «авторская» позиция, самосознание педагога[2].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Барышникова Е.В. Профессиональная компетентность будущих педагогов-психологов : монография / Е.В. Барышникова. – Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та,2017. – 239 с.
2. Воронина М.А. Формирование профессиональной культуры будущего педагога средствами информационных технологий. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — Самара, 2018. 24 с.
3. Дедюкина М.И., Макарова Т.А. Тренинг педагогического общения. Учебное пособие. — Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2020. — 118 с.
4. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального развития : учебное пособие для вузов / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 234 с. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/541417 (дата обращения: 31.10.2024).
5. Зайцев В.С. Артистизм - компонент творческой индивидуальности педагогаЧелябинск: Библиотека А. Миллера, 2019. 57 с.
6. Ипатов А.В. Педагогика. Учебное пособие. — Санкт-Петербург : РГГМУ, 2023. 156 с.
7. Карпенко Н. Н. Дистанционное общение педагогов и родителей посредством контактных групп в сети интернет / Н. Н. Карпенко, Т. Н. Полищук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 44 (334). — С. 5-7. — URL: https://moluch.ru/archive/334/74681/ (дата обращения: 01.11.2024).
8. Мирошниченко Е.В. Развитие культуры межнационального общения у будущих педагогов в процессе обучения в вузе. – Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. – Иркутский государственный университет. — Иркутск, 2019. 191 с.
9. Митина Л.М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования. – М.; СПб. : Нестор-История, 2014.-376 с.
10. Митина, Л. М. Психология труда учителя : учебное пособие для вузов. М: Издательство Юрайт, 2024. — 337 с. Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/543276 (дата обращения: 02.11.2024).
11. Макаренко Т.А. Развитие профессионально важных качеств будущего педагога посредством организации профессионального пространства ВУЗа // Влияние педагогических традиций на становление и развитие личности будущего учителя сборник материалов научной конференции. Под редакцией: И.С. Алексеевой (ответственный редактор), А.Д. Николаевой, О.П. Осиповой. 2013. – С. 552-557.
12. Мещерякова Е.И. К вопросу о формировании профессионально-педагогической культуры будущих педагогов-исследователей в процессе педагогической практики// Материалы международной научно-практической конференции: Воронеж, 6-7 апреля 2018 г. / [под ред. И. Ф. Бережной, С. В. Поповой]. Воронеж : Ритм, 2018. — 270 с.
13. Неумоева-Колчеданцева, Е. В. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса. М.: Издательство Юрайт, 2025. — 111 с. Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/534417 (дата обращения: 01.11.2024).
14. Сластенин В.А. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2013. - 576 с.
15. Сластенин В.А., Мищенко А.И. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя. - М., 2017. – 357 с.
16. Спинжар Н.С. Формирование ценностных представлений о профессиональной деятельности у будущих педагогов-психологов в гуманитарных вузах. – Дисс. кандидата педагогических наук: Московский государственный институт культуры. — М., 2017. — 241 с.
17. Сысоева Е.Ю. Актуальные проблемы педагогического общения. — Самара: Самарский университет, 2019. — 164 с.
18. Сысоева Е.Ю. Имидж педагога.— Самара: Самарский университет, 2019. 148 с.
19. Толочек В.А. Современная психология труда: учеб.пособие для студ. вузов. - СПб. : Питер, 2005. – 478 с.
20. Чеснокова Г.С. Профессиональный стандарт педагога как инструмент формирования новой педагогической культуры // Педагогический профессионализм в образовании. Часть 1. Cб. науч. трудов XI Междунар. науч.-практ. конф. (Новосибирск, 18–19 февраля 2015 г.) / под ред. Е. В. Андриенко ; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2015. – 340 с.
21. Шереметьева Е.В. От рождения до первой фразы: тернистый путь к общению. Монография. — Челябинск: Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2019. 282 с.