Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Данная курсовая работа посвящена исследованию правового регулирования и реализации социальных прав семей военнослужащих, погибших или умерших при исполнении служебных обязанностей по призыву.
В статье 7 Конституции Российской Федерации закреплено, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Современное общество характеризуется усилением внимания к различным видам социальной защиты и социального обеспечения граждан. Особое место в этом занимает правовое регулирование и реализация социальных прав членов семей погибших (умерших) военнослужащих, проходивших службу по призыву.
Актуальность темы исследования состоит в том что, в Российской Федерации категория военнослужащих, проходящие службу по призыву была и будет особенным объектом государственного социального обеспечения А также защиты в связи со значительной подверженности данной категории различным рискам из-за их специфики военной деятельности, это с одной стороны как форма реализации воинской обязанности военнослужащих, так и с другой стороны как форма реализации гражданина права на труд.
Основу военно-социального законодательства составляют законы о статусе военнослужащих, о денежном довольствии, об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих , о ветеранах, о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу и др.
Целью данной работы является проведение комплексного исследования правовых основ социальных прав членов семей погибших (умерших) военнослужащих, проходивших службу по призыву
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) проанализировать основные параметры, характеризующие концептуальные основы социального государства как социальных прав граждан;
2) рассмотреть правовые вопросы социальной поддержки военнослужащих;
3) изучить социальные гарантии и компенсации в сфере социальной поддержки семей погибших (умерших) военнослужащих;
4) провести анализ судебной практики.
Объект исследования - общественные отношения, которые появляются в процессе правового регулирования и реализации социальных прав членов семей погибших (умерших) военнослужащих, проходивших службу по призыву.
Предмет исследования - правовое регулирование семей погибших (умерших) военнослужащих, проходивших службу по призыву.
Исследованием данной темы занимались такие авторы, как: А.В. Ефремов, Э.С. Ефимова, И.В. Шевченко и др.
При написании курсовой работы использовались следующие методы исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция, историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-логический, структурно-функциональный, а также методы логического и системного толкования норм права.
Основным из них является диалектический метод, согласно которому вопрос социальной помощи населению рассмотрен в историческом развитии и взаимосвязи с другими категориями, в единстве и взаимодействии его составляющих элементов.
Эмпирические методы: анализ документов, статистических данных, контент-анализ ресурсов сети Интернет социальной направленности, анализ нормативных правовых актов.
Основу военно-социального законодательства составляют законы о статусе военнослужащих, о денежном довольствии, об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих , о ветеранах, о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу и др.
Нормативную основу курсовой работы составили: Конституция Российской Федерации, ФЗ от 24.07.1998 № 125-ФЗ (ред. от 29.05.2024), Федеральный закон № 52-ФЗ, Федеральный закон от 8 июня 2020 г. № 176-ФЗ от 8 июня 2020 г. № 176-ФЗ и другие нормативно-правовые акты.
Структура работы. Работа состоит из 2 глав, введения заключения и списка использованных источников, приложения.
В первой главе исследуются понятие сущность социального государства как социальных прав граждан.
Во второй главе проанализировано правовое регулирования, а также реализации социальных прав в современной России членов семей погибших (умерших) военнослужащих, проходивших службу по призыву.
ГЛАВА 1 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
1.1. Основные параметры, характеризующие концептуальные основы социального государства как социальных прав граждан
В научный оборот идея социального государства была введена в середине XIX в. Лоренцом фон Штейном, который использовал в своем труде «История социального движения Франции с 1789 г.» данный термин и охарактеризовал сущность социального государства следующим образом: «Государство обязано поддерживать абсолютное равенство в правах для всех различных общественных классов, для отдельной самоопределяющейся личности благодаря своей власти .
Оно обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо, в конечном счете, развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве» .
Задача социального государства, согласно Л. фон Штейну представлена на Рисунке 1.1.
Рис. 1.1 Задача социального государства, согласно Л. фон Штейну
Следует отметить, что государство, гарантирующее каждому гражданину достойный уровень жизни и широкий набор социальных благ (занятость, медицинская помощь, и т.д.), целесообразно характеризовать как социальное.
По нашему мнению, социальное государство следует рассматривать как часть гражданского общества, а также как правовое демократическое государство, политика которого направлена на обеспечение гражданам достойного уровня жизни, широкий набор социальных благ, а также на оказание всесторонней поддержки социально-незащищенным слоям населения.
Социальное государство целесообразнее рассматривать в контексте правового государства, в котором права человека и гражданина реализуются в должной мере. Также не представляется возможным рассматривать социальное государство в отдельности от гражданского общества. Эти два понятия связаны между собой и представляют совокупность элементов, необходимых для общества в целом. В теории государства и права существуют многочисленные определения гражданского общества.
А.А. Клишас считает, что социальное государство, выступая в качестве как производного, так и очередного этапа в продвижении правового государства, становится своего рода механизмом снижения социальной напряженности в конкретном обществе и, одновременно, принимает черты руководящих принципов как нормотворческой деятельности, так и правоприменительной практики, имеющих целью регулирование общественных отношений, а также способствует выработке с учетом социально экономической обстановки в конкретной стране комплекса мер, релевантных запросу общества .
Мы полагаем, что социальным государство может стать лишь при осуществлении принципов правового государства: верховенства закона, суверенитета народа, разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, приоритета прав и свобод человека, равенства всех перед законом
Социальное государство – это понятие, которое присуще в первую очередь его конституционно-правовому строю, гарантирующее гражданам соблюдение экономических, социальных прав и свобод, приписывающее государству необходимость соблюдать соответствующие обязанности. Развитие идей социального государства должно воплощаться в его доктрине, влияющей на выработку социальной политики.
В целом основными аспектами социализации государственной политики являются:
- создание условий для развития бизнеса (не зависимо от объемов деятельности) как основы развития экономики и повышения благосостояния граждан, таких как: формирование прогрессивной системы налогообложения, дееспособность законодательства, гарантии честной конкуренции, равного доступа к ресурсной базе и рынкам потребителей, обеспечение разумной бюрократии, стимулирование и финансирование фундаментальных научных изысканий и внедрения полученных результатов в производственный процесс, установление баланса равновесия между рыночной экономикой и разумным государственным регулированием;
- гарантии формирования стабильного дохода граждан, позволяющего обеспечить не только надлежащий уровень качества жизни, но и широкие возможности развития и реализации творческого потенциала, что является совместной задачей государства, работодателя и человека, а именно: установление норм морали гражданского общества и воспитание в соответствии с ними подрастающего поколения, обеспечение охраны труда и надлежащего уровня здоровья граждан, установление реального гарантированного минимального уровня заработной, разработка и реализация программ поддержки семьи, материнства, детства, инвалидов, пенсионеров, развитие и совершенствование социальной защиты, гарантии действенности социального страхования, государственная поддержка развития одаренных детей и молодежи;
- популяризация и стимулирование развития социальной ответственности, что предполагает поощрение благотворительности, поддержку реализации культурных программ, обеспечение всеобщей трудовой занятости, решение общечеловеческих проблем
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
2. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ (ред. от 24 июля 2023 г.) // СЗ РФ. 1998. № 22. Ст. 2331
3. . 3. Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ (ред. от 28 апреля 2023 г.) «О ветеранах» // СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 168. 4. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (ред. от 28 апреля 2023 г.)
4. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4563. 5. Федеральный закон от 28 февраля 1998 г. № 52-ФЗ (ред. от 08 августа 2023 г.)
5. «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 13. Ст. 1474. 6. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ (ред. от 04 августа 2023 г.)
6. «О воинской обязанности и военной службе» // СЗ РФ. 1998. № 13. Ст. 1475. 7. Федеральный закон от 0
7. О дополнительных мерах социальной поддержки детей военнослужащих и лиц, проходивших службу в войсках национальной гвардии, органах внутренних дел Российской Федерации, погибших (умерших) при участии в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины : Закон Красноярского края от 23 июня 2022 г. № 3-865 // «Наш Красноярский край» от 6 июля 2022 г. № 48.
Научные источники
8. Анисимов, В.М. Социальное государство в России – выбор времени. Основные проблемы социального развития России // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. – 2004. – № 15 (235)
9. Антипьева Н. В. Единство и дифференциация в праве социального обеспечения: дис. … д-ра юрид. наук. М.: МГЮА, 2016. 444 с.
10. Аюпова З. К. Концепция правового государства (история, теория и практика) : дис. ... канд. юрид. наук. Алматы, 1992.
11. Военно – социальная работа в соединении, воинской части: учебник / под ред. С.А. Сакуна – М.: ВУ, 2023
12. Горячева Е.Ю., Смирнова А.А. Проблемы социального обеспечения детей, потерявших кормильца // Актуальные вопросы современной науки и образования : сборник научных статей по материалам XVIII международной научно-практической конференции. Киров, 2020. С. 51—61
13. Иванов, В.Ю. Социальные гарантии участникам специальной военной операции: первый общедоступный учебник для широкого круга читателей/В.Ю. Иванов //Военное право. 2024. №4.
14. Корякин, В.М. Социальные гарантии, предоставляемые участникам специальной военной операции : учебник и практикум / В.М. Корякин. — Москва : РУСАЙНС, 2024. — 294 с. ISBN 978-5-466- 07130-6
15. Кочеткова, Л. Н. Теория социального государства Лоренца фон Штейна // Философия и общество. 2008. Вып. 3 (51) (Соционауки : сайт. URL: https://www.socionauki.ru/journal/articles/130203/#_ftnref16.
16. Кочеткова, Л.Н. Социальное государство: цели и функции // Социально гуманитарные знания. 2008. № 3. С. 68 – 79.
17. Материалы гражданского дела № 33-3405/2013[Электронный ресурс]. (Дата обращения: 26.10.2024)
18. Савченко, Д. А. Конституционное право военнослужащих на жилище: вопросы правового регулирования и реализации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2018. № 1. С. 122–124.
19. Тютюнникова, О.В. Теоретические основы идеи социального государства в России и их значение для совершенствования концепции социального правового государства /О.В. Тютюнниква //Государство и право: история, современность, перспективы развития. 2013. С.161.
20. Центр социальной адаптации военнослужащих. URL: http://centrcav.ru/ (дата обращения: 27.10.2024)
21. Шеншин В.М., Шеншина Л.А. Нормативно-правовые основы правовой и социальной защиты военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии /В.М. Шеншин, Л.А. Шеншин //Право в вооруженных силах-военно-правовое обозрение2021. №4. С.38.