Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях жизни, существующее предпочтение граждан Российской Федерации пассивно проводить свои традиционные выходные или праздничные дни (дома, на море) было заменено довольно примитивными направлениями развлечений в социальной культуре, на природе и в истории, такими как посещение мест или мероприятий, уникальных для их страны и регионов мира. В основном это связано с тем, что, с одной стороны, возросло влияние антропогенной нагрузки на нервную систему человека, а с другой стороны, от активного отдыха люди хотят получить массу культурных, эмоциональных и познавательных впечатлений. Это неотъемлемая часть активного отдыха и стало таким популярным видом туристической деятельности.
Актуальность заключается в том, что активное развитие, поддержка и продвижение видов деятельности в Российской Федерации означает комплекс практических решений существующих проблем: создание перспективного продукта деятельности, отвечающего современным потребностям потенциальных туристов; рациональное использование природного и социально-культурного наследия региона; оказание всесторонней организационной поддержки предпринимательству.
Степень научной разработанности темы. При разработке и анализе теоретических и практических вопросов использованы работы отечественных и зарубежных ученых, посвященные организации, продвижению и теоретическому развитию в области событийного туризма (А.Ю. Гуляева, А.В. Дроздова, М.А. Жукова, Н.А. Зайцева, М.В. Ефремова).
Оценивая существующий опыт формирования и развития событийного туризма в Российской Федерации, можно сделать вывод, что на сегодняшний день существует достаточное количество предпосылок для их развития. Однако, в современных социально-экономических и правовых условиях России сложно продвигать туристические мероприятия по целому ряду причин: несовершенство федерального и регионального законодательства; разобщенность в усилиях по развитию внутреннего и въездного туризма, отсутствие заинтересованности в реализации экономического сотрудничества и механизмов управления; неудовлетворительное состояние дорог страны; неудовлетворительное использование своих административных функций муниципальными учреждениям.
Таким образом, возникло противоречие: с одной стороны, интерес к событиям возрос, с другой - популяризации этих событий недостаточно.
Предмет исследования: организация деятельности туристских предприятий по формированию, продвижению и реализации событийных туров.
Объект исследования: событийные туры.
Цель исследования: проанализировать особенности организации деятельности туристских предприятий по формированию, продвижению и реализации событийных туров в Нижегородской области.
Задачи исследования:
1. Привести определение и основные понятия событийного туризма.
2. Изучить особенности организации туров событийного туризма.
3. Провести анализ туристского потенциала Нижегородской области для развития событийного туризма.
4. Привести сравнение предложений туроператоров событийного туризма на туристском рынке.
5. Раскрыть особенности создания маршрута и программы турпродукта.
6. Охарактеризовать выбор поставщиков туруслуг.
7. Произвести расчет стоимости нового турпродукта.
8. Рассмотреть формирование пакетов документов турпродукта.
9. Раскрыть продвижение нового турпродукта.
10. Привести обоснование конкурентоспособности нового турпродукта.
Методы исследования: сравнительный метод, метод дедукции, метод сопоставления, исторический метод.
Информационная база исследования. В работе использованы учебники по теме, учебные пособия, научные статьи, правовые акты, электронные ресурсы.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОБЫТИЙНЫХ ТУРОВ
1.1. Определение и основные понятия событийного туризма
Одной из основных тенденций современного туризма является ориентация на удовлетворение многогранных потребностей туристов. Событийный туризм имеет древние корни, но его научные исследования начались относительно поздно. Основной целью событийного вида туризма является организация конкретного мероприятия.
Уникальный туризм, сочетающий в себе традиционный отдых и участие в самых зрелищных мероприятиях в стране и на земле, постепенно становится самым популярным, ведь туристы не только получают яркие впечатления, но и реализуют свои мечты. Главной особенностью расширения активного туризма является его ориентация на широкий круг потребителей [10]. Данный вид туристической деятельности заслуживает особого внимания, поскольку развитие этого вида происходит довольно быстрыми темпами [5].
Активный туризм значительно расширил сферу туристических услуг. Становясь непосредственным участником подобных мероприятий, посетители получают возможность стать свидетелями важнейших событий в мире спорта, культуры и искусства, расширить свой кругозор и воплотить в жизнь свои заветные мечты.
Долгое время человек испытывает потребность в новых впечатлениях, он часто бывает удивительным, интересным, загадочным и даже опасным (есть, например, туристы, которые едут посмотреть на извержения вулканов). Такие поездки остаются в памяти как один из самых ярких моментов в жизни, потому что они позволяют увидеть то, что никогда больше не повторится.
Наиболее широкое определение событийного туризма представлено следующим образом: путешествия с целью активного или пассивного участия в определенных мероприятиях (карнавал, фестиваль, вечеринка, церемония, спортивное соревнование или природное явление и т.д.), что означает наличие соответствующих туристических ресурсов и специализированной подготовки.
С социальной точки зрения, развитие активного туризма играет важную роль в обществе и выполняет определенные функции: экономическую, познавательную, развлекательную. Эти функции можно отнести к основным функциям туристического сектора. Последние три показателя более субъективны, поскольку различаются по степени эффективности участия каждого посетителя в определенных мероприятиях.
Экономическая эффективность развития событийного туризма неоспорима, что позволяет оптимально сбалансировать сезонные колебания туризма. Для многих туристических зон, курортов, больших и малых городов проведение сопутствующих мероприятий является дополнительным источником денежного дохода. Если мероприятие посещают иностранные туристы, то и валюта растет. Поэтому в развитии активного туризма, как правило, в первую очередь заинтересовано местное сообщество.
Развитие активного туризма можно разделить на три основных этапа. Первый этап (античные времена - вторая половина XIX века) является начальным этапом развития активного туризма. Предвестником будущего событийного туризма можно считать любую поездку, совершенную в древние времена с целью посещения праздников или соревнований (например, праздник Бахуса, посвященный сбору винограда 9, Олимпийские игры в Древней Греции) [15].
Одним из важных мероприятий для реализации экономической и развлекательной функций является выставка Expo, в которой принимают участие практически все слои населения. Представление является обязательной частью всех выставок. Например, во Франции с 16 века здесь проводятся театральные представления. Ярмарку всегда посещают люди из всех слоев общества, и люди удивляются изысканности и роскоши своих костюмов.
В Венеции Вознесенская ярмарка - это великолепное театральное и торжественное мероприятие. Именно в это время проходила церемония обручения дожа Венеции с морем.
Подобные, но менее популярные инциденты происходили и в других странах. Поэтому они традиционно привлекали внимание городов, стран и гостей к церемониям коронации и восшествия на престол монархов и, кстати, не утратили своей популярности и сегодня.
1.2. Особенности организации туров событийного туризма
Событийный туризм имеет большое экономическое значение для всего туристического сектора. Проведение различных мероприятий активизирует деятельность различных объектов. Событийный туризм способствует возрождению местной культуры и обычаев, а также развитию народного творчества. Каждый год событийный туризм дополняется новыми интересными, уникальными и инновационными мероприятиями.
Различные мероприятия, развитие социальной сферы, появление новых и уникальных мероприятий - все это вынуждает организаторов придумывать уникальные и необычных способы привлечения потенциальной аудитории. Помимо прочего, необходимо сосредоточиться на обеспечении безопасности туристов и их максимального комфорта, что, в свою очередь, требует значительных инвестиций.
Активные путешествия - довольно дорогое удовольствие, и не каждый может позволить себе принять участие в интересующем его мероприятии. Туроператоры серьезно рискуют собственными деньгами: они бронируют места на крупные международные или внутренние мероприятия, потому что бронирование билетов производится за несколько месяцев, в противном случае билеты вообще невозможно достать [2].
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые источники
1. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 № 132-ФЗ (действующая редакция, 2019).
Учебники и учебные пособия
2. Александрова, А.Ю. Структура туристского рынка : учебник / А.Ю. Александрова. - М.: Пресс-Соло, 2020. - 384 с.
3. Анисимов, Т. Ю. Развитие событийного туризма через проведение фестивалей исторической реконструкции: учеб. пособие // Редакционная коллегия. - 2020. - С. 287-300.
4. Бадальянц, С. В. Событийный туризм: сущностные характеристики и особенности развития в России // Молодежный научный вестник. - 2022. - №. 9. - С. 89-95.
5. Безрукова, Н. Л. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме: учебник / Н. Л. Безрукова, В. С. Янкевич; под ред. В. С. Янкевича. - М.: Финансы и статистика, 2023. - 153 с
6. Воскресенский, В.Ю. Международный туризм: учеб. Пособие для студентов вуза / В. Ю. Воскресенский. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2022. - 254 с. 60
7. Долженко, Г. П. О двух типах событийного туризма // Индустрия туризма и гостеприимства в контексте межкультурной коммуникации. – 2022. – С. 132-137.
8. Джанджугазова, Е. А. Туристско-рекреационное проектирование / Е.А. Джанджугазова. - М.: Издательский центр «Академия», 2020. - 272 с.
9. Зорин, И.В. Международный туризм. Туризм как вид деятельности: учебник / Зорин И.В., Каверина А.В. - М. : Финансы и статистика, 2022. - 299 с.
10. Ильина, Е. Л., Валединская Е. Н., Латкин А. Н. Роль событийного туризма в укреплении имиджа и развитии дестинаций // Прорывные экономические реформы в условиях риска и неопределенности – 2022. – С. 71-89.
11. Косарева, Н. В. К вопросу анализа проблем и перспектив развития событийного туризма на уровне региональных экономик // Научные монографии. - 2023. - С. 414-426.
12. Крутик, А.Б. Виды и особенности управления проектами в сфере услуг // Экономические науки для студентов. - 2022 . - № 1(211). - С .117 -125.
13. Мирзеханова, З. Г. Событийный туризм: содержание и мировой опыт // Вестник Хабаровской государственной академии экономики и права. - 2022. - №. 6. - С. 74-82.
14. Нарута, Я. С., Гарина Т. А. Событийный туризм: понятия, виды, классификация // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2022. - №. 11-6. - С. 1158-1162.
15. Пономарева, В. Н., Климова М. В. Событийное мероприятие как феномен социокультурного развития региона //Студенческое сообщество и современная наука. - 2023. - С. 437-440.
16. Суслова, И. А., Морозова Л. С. Событийный туризм: тенденции регионального развития // Сервис в России и за рубежом. – 2022. – Т. 10. – №. 1 (62). – С. 44-59.
17. Холловей, Дж. К. Туристский бизнес : учебник / Дж. К. Холловей, Н. Тейлор. - К.: Знання, 2022. - 798 с.
18. Челнокова, Е. А. Событийный туризм Нижегородского региона // Фундаментальные исследования. - 2022. - Т. 2. - №. 6. – С. 10-26.
19. Чижова, Е. А. Событийный туризм как перспективное направление развития внутреннего туризма в России // Материалы публикуются в авторской редакции. - 2020. - С. 308-322.
Электронные источники
20. Сафарова, Н.Н. Анализ национальной конкурентоспособности туризма и путешествий: выводы для стран СНГ // Экономический анализ: теория и практика [Электронный ресурс]. - режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-natsionalnoy-konkurentosposobnostiturizma-i-puteshestviy-vyvody-dlya-stran-sng
21. Событие Урала [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://zsso.ru/activity/press/news/item/44959/
22. Саранча, М.А. Конкурентоспособность туристской сферы стран мира как основа устойчивого развития: методология и результаты оценки, // Современные проблемы сервиса и туризма[Электронный ресурс]. - режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/konkurentosposobnostturistskoy-sfery-stran-mira-kak-osnova-ustoychivogo-razvitiya-metodologiyai-rezultaty-otsenki