Фрагмент для ознакомления
2
Введение ……………………………………………………………………….… 3
Глава 1. Теоретические основы специфики социально-педагогической деятельности в детском доме …………………………………………………. 6
1.1 Сиротство как социальный феномен и социально-психологическая
проблема ………………………………………………………………………….. 6
1.2 Социально-психологические проблемы детей в детском доме …………. 10
1.3 Особенности социально-педагогической деятельности в детском доме . 15
Выводы по главе 1 …………………………………………………………… 18
Глава 2. Исследование специфики социально-педагогической деятельности в детском доме ………………………………………………………………… 19
2.1 Анализ социально-педагогической деятельности в « ………………….. » 19
2.2 Комплекс мероприятий социально-педагогической деятельности в детском доме ………………………………………………………………………………. 23
Выводы по главе 2 …………………………………………………………….. 28
Заключение
Литература
Введение
В последние годы в структуре семейных отношений произошли кризисные изменения, из-за которых многие родители не могут обеспечить своим детям социально приемлемый уровень содержания. Брошенные дети – это результат разрыва семейных уз. Масштабы социального сиротства, когда дети теряют семейные узы и родительскую заботу при живых родителях, постоянно увеличиваются.
Ребенок, который растет и воспитывается вне семьи, – это всегда нежелательное и противоестественное явление. Почти все воспитанники детских домов пережили психологическую травму, которая сама по себе может иметь серьезные первичные и вторичные последствия для развития личности.
В этой ситуации детские дома призваны выполнять не только воспитательные и воспитательные функции. Они способствуют нормальной социализации личности, ее полноценному развитию, компенсируют и корректируют недостатки развития, обеспечивают психологическую и правовую безопасность обучающихся.
В нашей стране широко распространено "социальное сиротство". Социальное сиротство – это социальное явление, при котором дети остаются без попечения родителей из-за лишения родительских прав или нежелания воспитывать своих детей.
Если мы проанализируем причины социального сиротства, то увидим, что около 3% детей, которые попадают в детские дома, относятся к категории неизвестных родителей. Около 40% семей отказываются от ребенка при рождении в родильном доме, выражая нежелание воспитывать его из-за отсутствия одного из родителей, либо необходимых условий (материальные или жилищные). 40% матерей, воспитывающих своих детей дома, являются матерями-одиночками. Некоторые родители отдают своих детей в детский дом из-за отсутствия психологической подготовки и отсутствия любви к своим детям. Около 17% детей оказываются в семье ребенка родителей, страдающих алкогольной или наркотической зависимостью.
Мы перечисляем причины поступления детей в государственные учреждения, предназначенные для их воспитания: неадекватные жилищные условия или низкое материальное благосостояние, неполная семья, алкогольная или наркотическая зависимость родителей, выявление у детей физических дефектов или диагноз умственной отсталости.
Также не стоит забывать о матерях-подростках, которые любыми способами пытаются избавиться от нежелательного плода, тем самым нанося ему вред, или морально не готовы воспитывать ребенка, что приводит к передаче последнего в детский дом.
Социально-воспитательная деятельность – это последовательная работа по социальному воспитанию детей и подростков в определенном микросообществе, которое их окружает, направленная на их успешную адаптацию, индивидуализацию и интеграцию в него. Его объектом является, прежде всего, социальная ситуация развития ребенка. И тема эта – процесс социального воспитания детей. Социальное воспитание – это забота общества и государства о своем прогрессе в отношении творческого развития подрастающего поколения.
Социальное воспитание – это система целенаправленного воздействия общества на ценности, отношения и смыслы жизни отдельного человека, социальные макрогруппы с целью координации трудовой и познавательной деятельности его членов, эмоционально-нравственных отношений, опыта практической деятельности с интересами и ценностями. общества в направлении поступательного социально-экономического и духовно-культурного развития общества и человека.
Изучением специфики социально-педагогической деятельности в детском доме, занимались такие педагоги-исследователи, как: Э. Э. Бейтингер, (исследовала социально-воспитательную адаптацию в детском доме), О. Е. Лебедева, Е. Е. Чепурного, А. Н.Майорова, В. И. Золотухиной (изучали вопросы защиты прав детей в процессе их социальной адаптации), Н.Ф. Басова, Г. А. Воронина, Л. К. Сидорова, М. А. Галагузова, М. В. Шакурова (разработаны концептуальные положения, раскрывающие сущность социально-воспитательной деятельности в детском доме).
Объект исследования – дети, находящиеся в детском доме.
Предмет исследования – социально-педагогическая деятельность в детском доме.
Цель исследования – выявление специфики социально-педагогической деятельности в детском доме.
Задачи:
1. Рассмотреть сиротство как социальный феномен и социально-психологическая проблема.
2. Определить социально-психологические проблемы детей в детском доме.
3. Описать особенности социально-педагогической деятельности в детском доме
4. Провести анализ социально-педагогической деятельности в « ………..».
5. Разработать комплекс мероприятий социально-педагогической деятельности в детском доме.
База исследования: «………………………………………………………..» .
Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, обобщение, сравнение.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, вывода по каждой главе, заключения, литературы.
Глава 1. Теоретические основы специфики социально-педагогической деятельности в детском доме
1.1 Сиротство как социальный феномен и социально-психологическая проблема
Поскольку деятельность социального педагога и вся социальная работа с детьми-сиротами в целом напрямую связана с таким социальным явлением, как сиротство, целесообразно рассмотреть его сущность.
Рассмотрение феномена сиротства позволит, во-первых, обосновать важность профессиональной подготовки специалистов для работы с этой категорией детей и выявить факторы, определяющие специфику этой подготовки; во-вторых, выявить факторы, определяющие эффективность социальной работы с детьми-сиротами в учреждения жилого типа [5].
Исходя из многогранности изучаемой проблемы и учитывая характер социально-психологической работы с детьми-сиротами, представляется целесообразным рассматривать сиротство в двух основных аспектах: как социальное явление и как психологическую и педагогическую проблему.
Подходя к изучению сиротства как социального явления, необходимо отметить, что в любом обществе всегда были, есть и будут дети, которые по разным причинам остаются без родителей, а процесс их развития происходит в другой семье или в специально созданных для этого учреждениях [11].
Сиротство – это социальное явление, вызванное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, которые остались без опеки родителей по причине лишения родительских прав, признания родителей нетрудоспособными, пропавших без вести и т.д. Сюда также входят дети, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют никакой заботы о своих детях [2].
Сиротство как социальное явление существует столько же, как человечество, и является неотъемлемым элементом цивилизации.
Проблема сиротства в России имеет давние корни и практически всегда была актуальной для России. В основном это было связано с бесконечными войнами и массовыми болезнями, которые иногда поражали города и провинции. Но тогдашнее общество пыталось помочь детям, оставшимся без родительской опеки, распределяя детей по их собственным сестринским семьям [15].
Если никто не мог принять ребенка в семью, то его отдавали в монастырь на попечение монашеской братии. Позже, с конца XVII века, в России стали появляться так называемые детские дома.
После Октябрьской революции и гражданской войны миллионы детей бродили и бродят по улицам страны. По всей стране были созданы тысячи детских домов. Из-за отсутствия новой системы образования это были места массового содержания детей с суровой дисциплиной и не очень приятными для учащихся, поскольку педагогических кадров не было, а работниками были в основном "уличные" женщины. В связи с тем, что нарождающаяся советская власть искала методы и способы воспитания сирот, одним из передовых опытов "умиротворения" детей стал метод "колониального воспитания" известного отечественного новатора в области педагогики-Антона Семеновича Макаренко. Изучив его метод работы с детьми, можно понять, что, возможно, он был передовым и полностью вписывался в идеологию коммунистического государства. Основной идеей его педагогики было коллективное управление, когда как личность он не считался главной ценностью [6].
В настоящее время в детских домах много детей, но из-за отсутствия средств, большое количество проектов, по-прежнему не выполнены. А некоторые программы, например, по адаптации детей-сирот внутри Учреждения, просто невозможны, так как нет системы и учреждений сопровождения детей-сирот после выхода из стен детского дома. Чтобы ребенок, оставшийся без родителей, чувствовал себя эмоционально комфортно, необходимы социальные условия, которые определяют его повседневную жизнь, его физическое здоровье, характер его общения с окружающими людьми, его личные успехи. К сожалению, практически во всех учреждениях, где воспитываются дети-сироты, среда обитания, как правило, сиротская - приют. Конечно, известен опыт лучших детских домов и школ-интернатов, где дети хорошие, выпускники которых относительно успешно вступают во взрослую жизнь [9].
Самым грозным явлением последних лет стало значительное увеличение размеров "социального" сиротства, появление его новых черт. Выявляется так называемое "скрытое" социальное сиротство, которое связано с ухудшением условий жизни семьи, падением ее моральных принципов и изменением отношения к детям вплоть до их полного изгнания из семей, что приводит к увеличению числа детей и подростков с улицы. Социальное сиротство – это явление отстранения или неучастия большого числа людей в выполнении своих родительских обязанностей (искажение родительского поведения). Из-за несовершенства системы учета, высокой динамики роста числа детей, оставшихся без попечения родителей, точное количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вряд ли возможно в нашей стране. По некоторым подсчетам, это от 500 до 700 тысяч [20].
Основными причинами, способствующими широкому распространению социального сиротства, являются распад семьи, материальные и жилищные трудности родителей, нездоровые семейные отношения и алкоголизм родителей.
Исследования, проведенные во многих странах мира, показывают, что вне семьи развитие ребенка идет по особому пути и развивает определенные черты характера, поведения и личности, которые часто невозможно определить, хорошие они или плохие, они просто разные.
Причины, определяющие неблагоприятное психологическое развитие детей, воспитывающихся в закрытых учреждениях, можно охарактеризовать как:
1. неправильная организация общения взрослых с детьми, непоследовательность его форм, которые преобладают в детских учреждениях, особенно в домах ребенка и дошкольных детских домах;
2. непостоянство, частая ротация взрослых, воспитывающих детей;
3. недостаточная работа по игровому обучению, особенно в дошкольных детских домах;
4. бедность специфического сенсорного опыта детей, обусловленная крайне ограниченной средой;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Багулина, Н. В. Методика работы социального педагога в общеобразовательной школе / Н. В. Багулина. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 1. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 99-102.
2. Горовая, М. С. Социально-правовая защита детей в детском саду / М. С. Горовая. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2019 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2019. — С. 34-36.
3. Горюнова, С. И. Организация социально-педагогической деятельности по повышению уровня социальной адаптации воспитанников дошкольного возраста детского дома на примере «Детского дома им. К. Либкнехта (Владимирская область) / С. И. Горюнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 1 (48). — С. 328-330.
4. Гукасова, Г. С. Особенности подготовки социального педагога в системе современного образования / Г. С. Гукасова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 9 (44). — С. 277-279.
5. Данакин Н. С., Батанова Е. П. Проблемы профессионально-трудового самоопределения детей–сирот // Содействие профессиональному становлению личности трудоустройству молодых специалистов в современных условиях. — 2017.– С.137–143.
6. Дегтярева, О. В. Проблема подготовки воспитанников детского дома к семейной жизни / О. В. Дегтярева, С. П. Акутина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 3 (83). — С. 758-761.
7. Жаксылыкова, Молдир. Проблемы адаптации к социальной среде выпускников детских домов / Молдир Жаксылыкова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2020 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2020. — С. 133-135.
8. Жернакова, М. В. Роль и миссия учителя в современном образовательном процессе / М. В. Жернакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10.1 (90.1). — С. 8-10.
9. Завражнов, В. В. Социально-психологические аспекты проблемы девиантного поведения подростков в условиях детского дома / В. В. Завражнов, Г. М. Зинина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 26 (130). — С. 583-585.
10. Завражнов, В. В. Социально-психологические аспекты профилактики девиантного поведения подростков / В. В. Завражнов, Е. Д. Железнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 19 (153). — С. 269-271.
11. Карпова, Л. Г. Художественно-творческая деятельность в системе дополнительного образования как фактор социализации воспитанников детского дома / Л. Г. Карпова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 172-177.
12. Кусаин, А. Х. Трудности, возникающие у выпускников детского дома при вхождении в самостоятельную жизнь / А. Х. Кусаин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 10 (352). — С. 164-168.
13. Макеева, И. А. Социальное становление детей-сирот в музейном пространстве детского дома / И. А. Макеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 12 (23). — Т. 2. — С. 121-123.
14. Настенкова, А. И. Проблема социализации воспитанников детского дома: миф или реальность / А. И. Настенкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 1 (48). — С. 321-323.
15. Пожарова, И. Е. Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к семейной жизни / И. Е. Пожарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 18 (256). — С. 40-43.
16. Сапронова, Е. В. Социальный педагог в образовании и его деятельность / Е. В. Сапронова, Л. В. Харина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 306-309.
17. Сафиуллина, Г. Н. Социальный педагог дошкольного учреждения на защите прав ребенка / Г. Н. Сафиуллина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 131-135.
18. Тихонцева, Н. Г. Некоторые психолого-педагогические аспекты адаптации социальных сирот в России / Н. Г. Тихонцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 3 (3). — С. 151-154.
19. Тищенко, Ю. Ю. Открытие новых профильных направлений. Психолого-педагогический класс / Ю. Ю. Тищенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 1 (500). — С. 145-146.
20. Яковлева, Н. Ф. Воспитание характера детей-сирот. [Текст] / Н. Ф. Яковлева.— М.: «Флинта», 2014. — 365 с.