Фрагмент для ознакомления
2
Неразрывная связь государства и экономики является устойчивым утверждением среди общественного мнения. Посредством различных методов и механизмов, государство может воздействовать на бюджетную политику и контролировать ее в различные периоды экономического развития. Выработка государством тех действенных инструментов, которые способствуют укреплению, стабилизации и развитию экономики, – в современных реалиях представляет огромное значение и является неотъемлемым направлением государственной деятельности. Институт государственного регулирования экономикой динамично развивается несколько веков и выработал определенные механизмы и способы воздействия, которые эффективно себя проявляют и находят применение в настоящее время.
Актуальность исследования аргументируется необходимостью исследования механизмов государственно-правового регулирования экономикой, анализ применяемых механизмов, субъектов экономических отношений, являющихся объектами государственного регулирования, изучение влияния государственного правового управления институтом экономики.
Объектом курсовой работы является государственная бюджетная политика.
Предметом исследования являются современные правовые механизмы, вырабатываемые государством с целью воздействия и регулирования экономики.
Цель исследования выражается в необходимости изучить правовой механизм регулирования современной экономикой.
Постановка данной цели определила следующие основные задачи данного исследования:
1. исследовать явление механизма государственного регулирования бюджетной политики, методы, цели;
2. выявить субъектов экономических отношений;
3. определить сферы взаимодействия государства и экономических субъектов в экономической среде;
4. провести анализ существующих правовых механизмов регулирования;
5. провести анализ основной нормативной правовой базы, являющейся главным правовым регулятором современной экономики.
Курсовая работа включает три самостоятельные части, разделенные на параграфы, а также введение, заключение, список использованных источников.
Институт экономики неотделим от института государства. Взаимное влияние одной сферы на другую оказывает огромное значение на развитие государства и его население. Государство, оказывая правовое регулирование субъектов экономики определяет возможности своего экономического становления и развития. Экономика как объект государственного регулирования имеет характер как хозяйственной системы, реализующей экономические ресурсы общества посредством производства материальных благ с целью дальнейшего потребления, так и экономической системы, находящей отражение в общественных отношениях – отношениях собственности, которые в свою очередь оказывают влияние на хозяйственную систему в части распределения благ, ресурсов и потребления продуктов [18].
Хозяйственная система зависит от технологического прогресса, основой развития которого служат общественные отношения по выработке новых технологий и модернизации существующих.
Экономическая система в свою очередь формируется исходя из потребностей населения, зависящих от развития хозяйственной системы и стимулируемой технологическим прогрессом. Однако, посредством воздействия государства на экономическую систему, происходит воздействие на хозяйственный сектор в части производства, распределения и потребления ресурсов. К данной категории относятся системы общественных институтов, взаимодействующих и оказывающих влияние на формирование потребностей отдельных граждан и государства в целом — это семья и брак, религия и образование и другие. Важнейшим институтом в экономике является государство. Государство реализует экономические потребности населения посредством правового и финансового регулирования. Реализация функций государства происходит в процессе формирования соответствующей политики – формированию интересов определенных слоев населения, анализ потребностей общества, отдельных групп и, прежде всего, государства в целом [14].
Основой регулирования экономики является:
Государственный сектор экономики, основой которого является реализация публичной собственности – федеральная, региональная и муниципальная;
Частный сектор, основой которого являются частная собственность малого, среднего, корпоративного бизнеса и иностранное предпринимательство.
Государственный сектор оказывает прямое воздействие на экономику в то время, как частный оказывает косвенное. Однако, в основе обоих секторов лежит государство, так как отношения регулируются нормативно. Одни ученые считают, что государство способствует благоприятной среде для развития и функционирования экономики, предотвращая нежелательные последствия как для отдельных секторов предпринимательства, так и для государства в целом. Другие считают, что влияние государства может негативно воздействовать на экономический потенциал, сдерживая его различными нормативными правовыми актами, ограничивающими свободу предпринимательства, тем самым исключая способность к саморегулированию экономических институтов [17].
В настоящее время под государственным регулированием экономики понимается целенаправленная деятельность государства, направленная на установление, изменение и прекращение различных экономических отношений между отдельными экономическими агентами, а также между отдельными экономическими агентами и государством, осуществляемая в интересах общества.
Цели государственного регулирования экономики различны и делятся на определенные подгруппы, однако, определяется одна общая цель – обеспечение социально-экономической стабильности общества, реализация потребностей граждан. Определяя целесообразность государственного регулирования, проводятся регулярные исследования в области экономики, анализ информации, позволяющие дать оценку актуальным проблемам, расставить определенные цели и задачи по их устранению [22]. Забота об экономическом благополучии граждан – одна из основных целей существования государства. Посредством различных регулятивных полномочий, государство реализует экономические цели в сферах:
1. Обеспечения экономической стабильности государства - необходимость поддержания экономической стабильности государства объясняется целями государства в обеспечении хорошего уровня жизни населения. Конечно, обеспечение стабильности не всегда предстает в ключе достойного уровня жизни, однако, стремление исключительно к наращиванию ВВП, росту доходов, активной торговле, экономика имеет угрозу потери стабильности и устойчивости, что приводит к общему спаду экономики, кризису, порождающих ухудшение качества жизни населения. Удержание позиции позволяет проводить государственную политику по укреплению и повышению качества жизни граждан без скачкообразных изменений, что обеспечивает более высокий уровень стабильности [19];
2. Реализации полномочий по обеспечению социальной стабильности – данная цель прямо коррелирует и основывается на предыдущей. Реализуя полномочия по обеспечению экономической стабильности – государство реализует функцию по обеспечению социальной стабильности. У граждан формируется определенное представление о своем социальном статусе, экономических возможностях, на основе которых базируются потребности;
3. Регулирования хозяйственной деятельности – государственное регулирование в данной сфере необходимо с целью защиты публичных интересов посредством прогнозирования, антимонопольного законодательства, обеспечения общественных и государственных нужд, формирования государственного бюджета, обеспечения безопасности и обороны, занятости населения, поддержания уровня жизни населения и др. посредством создания и прекращения субъектов хозяйствования, государственного планирования, контроля за осуществлением хозяйственной деятельности;
4. Управления и регулирования государственного сектора экономики – данная сфера заключается активном участии государства не только как субъект регулирования экономики, но и как участник собственник экономических объектов, являющихся определенной частью экономической системы. Он включает в себя государственные некоммерческие организации, учреждения здравоохранения, образования, науки, культуры, социального обеспечения, охраны окружающей среды, в том числе земля, природные ресурсы, гос. казна и другие. Государственный сектор необходим стране в первую очередь как восполняющий недостатки либо заменяющий отсутствие экономической деятельности в какой-либо сфере, так как чаще всего занимаемый сектор не приносит большой выгоды ввиду значительной стоимости инвестиционных ресурсов и медленного оборота капитала, в связи с чем становится неинтересным для субъектов предпринимательства. Данное явление имеет особое место в системе экономики, так как государство здесь выступает как объект государственного регулирования и одновременно регулятором. Государство выполняет функцию «оздоровления» определенных отраслей в период кризиса, когда основными целями в данных отраслях являются стабилизация экономического развития, реализация структурной политики, поддержка и стимуляция частного сектора, решение проблемы занятости населения и другие.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. – 2020. - № 144 (8198);
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 08.08.2024) (с изм. и доп. от 31.10.2024) // Собрание законодательства РФ", 04.01.2021, №1 (часть I), ст. 67;
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 30.09.2024) // Собрание законодательства РФ, №31, 03.08.1998, ст. 3824;
4. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 28.03.2022, №13, ст. 1961;
5. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 г. №164-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 28.03.2022, №13, ст. 1960;
6. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28.12.2009 №381-ФЗ (последняя редакция) // Собрание законодательства РФ, 04.04.2022, №14, ст. 2199;
7. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 №14-ФЗ (ред. от 08.08.2024, с изм. 01.09.2024) // Собрание законодательства РФ, 28.02.2022, №9 (часть I), ст. 1257;
8. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 №208-ФЗ (ред. от 08.08.2024) // Собрание законодательства РФ, 01.03.2021, №9, ст. 1464;
9. Федеральный закон «О производственных кооперативах» от 08.05.1996 №41-ФЗ (последняя редакция) // Собрание законодательства Российской Федерации от 2021 г. , №25 , ст. 4587;
10. Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» от 19.06.1992 №3085-1 (последняя редакция) // Собрание законодательства Российской Федерации от 2018 г., №51 , ст. 7954;
11. Федеральный закон от 12.01.1996 №7-ФЗ (ред. от 30.09.2024) «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства РФ, 06.08.2018, №32 (часть I), ст. 5083;
12. Федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве» от 07.07.2003 №112-ФЗ (ред. от 04.08.2023) // Собрание законодательства РФ, 05.07.2021, №27 (часть I), ст. 5054;
13. Федеральный закон «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» от 27.11.2018 №422-ФЗ (последняя редакция) // Собрание законодательства Российской Федерации от 2022 г., № 9 , ст. 1278 (Часть I) ;
14. Абдуллина. Э.И. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие для студентов / Э.И. Абдуллина, Т.Г. Мансурова - Набережные Челны: Издательско-полиграфический центр Набережночелнинского института (филиала) К(П)ФУ, 2023. - 124 с. ;
15. Гриневич Ю.А. Государственное регулирование экономики в та- 75 блицах и схемах: Учебнометодическое пособие. / Ю.А. Гриневич, Д.М.Шатунов – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2021. − 68 с. ;
16. Ершова И. В. Современное предпринимательское право: монография / И.В. Ершова - М.: Проспект, 2024. – 344 с.;
17. Ощепков А.М. Государственное регулирование экономики: учебное пособие / А. М. Ощепков; Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2021. – 130 с. ;
18. Рисина И.Е. Государственное регулирование экономики: учебное пособие / И. Е. Рисина. М.: КноРус, 2023. – 238 с.;
19. Цибульникова В.Ю. Государственное регулирование экономики: учебное пособие / В.Ю. Цибульникова. — Томск: Эль Контент, 2021. — 156 с.;
20. Баранчугова И.Г. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности / А.В. Трофимов, Е.В. Татарников, И.Г. Баранчугова, А.В. Ботенёв // Актуальные вопросы экономических наук. – Иркутск, 2022. – 81-86 c.
21. Баренбойм П.Д. Гражданский кодекс как экономическая конституция страны? / П.Д. Баренбойм В.П Мозолин // Законодательство и экономика. – Иркутск, 2021. – 94-109 c.
22. Завьялов Д.В. Государственное предпринимательство в национальной экономике / Завьялов Д.В., Завьялова Н.Б., Нагалин В.Ю. // Российское предпринимательство. – Москва, 2020. – 2755-2764 c.
23. Кесаонова В.Л. Государственное предпринимательство в России: состояние и проблемы развития / В.Л. Кесаонова // Гуманитарный акцент. – Москва, 2021. – 27-30 c.