Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования, посвященного активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках обучения грамоте, определяется современными требованиями общества к образовательному процессу. В условиях быстрого развития технологий и расширения информационного пространства становится особенно важно развивать у детей навыки самостоятельного мышления и способности к анализу и усвоению информации. Это формирует фундамент для дальнейшего успешного обучения и социализации. В последние годы требования к подготовке младших школьников значительно возросли, что связано со стремлением к более глубокому и всестороннему развитию личности ребёнка в раннем возрасте.
Глава 1. Теоретические основы активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках обучения грамоте
1.1 Анализ понятия «познавательной деятельности» в психолого-педагогической литературе
В настоящее время актуальна проблема развития познавательной активности у младших школьников. Эффективность формирования познавательной сферы зависит от выбора методов и форм обучения. Общество требует постоянного совершенствования в этой области, поэтому в России этот вопрос является острым [5].
Европейские исследователи также ставили акцент на развитие познавательной сферы, рассматривая человеческую природу по-своему. Они стремились создать учебные заведения для воспитания «нового поколения», полагая, что важно возбудить у детей интерес к обучению. Без внедрения увлекательных методов, дети могут не проявлять заинтересованности в учебе [2]. Однако эта идея не получила практической реализации.
Русские ученые, в том числе Г. И. Щукина, а также такие педагогические исследователи, как М. Ф. Беляев и Б. Г. Ананьев, активно изучали когнитивное развитие детей.
Интерес, как важное психологическое явление в обучении, имеет множество определений в исследовательской литературе. Его рассматривают как:
направленный интерес человеческого внимания;
выражение когнитивной активности;
особую привязанность к объекту, возникающую на эмоциональном уровне.
Согласно Г. И. Щукиной, интерес проявляется следующим образом:
как выборочное изучение окружающего мира;
как стремление учащегося овладеть знаниями в интересующей области, что приносит радость;
как мощный мотиватор активности ученика;
как уникальное чувство, направленное на взаимодействие с миром.
Некоторые ученые различали любопытство и любознательность, утверждая, что первое со временем перерастает во второе с правильным подходом, что способствует развитию мыслительных процессов [3].
Позднее ученые выделили понятие интереса и подробно исследовали его в педагогике, создавая теории, особое внимание в которых уделялось развитию детей [21].
С развитием педагогики стали более активно исследовать внутренний мир детей. Учёные считали, что дети, обладающие свободой, нуждаются в тщательном изучении.
Л. Н. Толстой поддерживал это мнение, отмечая в своих трудах, что дети раскрываются только при условии, что их интересы и желания не ограничиваются. По его мнению, интерес стимулируется созданием благоприятной атмосферы на уроках.
Другие ученые, такие как Н. А. Добролюбов и Н. Г. Чернышевский, полагали, что любознательность развивается через правильное воспитание, которое приводит к открытию разума и пробуждению интереса.
Однако не все идеи нашли своё воплощение. Это связано с рядом причин:
Низкая подготовка педагогического персонала, особенно в младших классах.
Страх учителей перед новыми подходами, вследствие чего они избегают инновационных методов обучения.
Переизбыток учебных программ.
Материальные трудности, с которыми сталкиваются многие учителя.
В начале XX века вопрос интереса изучался с точки зрения марксистской теории. Проблематика интереса и её практическое применение были детально описаны [5]. Наибольшее внимание интересу в учебном процессе уделил С. Т. Шацкий. А. С. Макаренко в своих трудах рассматривал методы стимулирования интереса, включая задавание вопросов, введение нового материала, использование визуальных вспомогательных средств и другие приемы. Макаренко утверждал, что детская жизнь должна быть насыщенной и увлекательной, а школьные программы следует адаптировать под детские интересы. Вопросы любознательности и интереса стали актуальны с введением классно-урочной системы [24].
1.2 Особенности обучения грамоте младших школьников
Учебный процесс в начальной школе начинается со способности читать и писать. Базируясь на «Букваре», школа стремится за 3-3,5 месяца обучить детей этим навыкам. Со временем мастерство в чтении и письме растет, навыки закрепляются и доводятся до автоматизма. Успех школы зависит от организации начального обучения грамоте. Чтение и письмо — это части речевой деятельности, которые формируются вместе с устной речью, слушанием и внутренними высказываниями. Без мотивации речевая активность теряет смысл, так как важна ясность понимания содержания как для говорящего, так и для слушающего. Речь, как отражение мысли, противостоит механическому запоминанию. Поэтому обучение грамоте должно строиться так, чтобы у детей возникали понятные мотивы и цели.
Дети должны осознавать ближайшие цели, такие как прочтение загадки или понимание картинки. У младших школьников мотив может быть заложен в самом процессе. А. Н. Леонтьев отмечал, что для детей важен не результат, а сам процесс действия. Эта мысль применима и к младшим школьникам, и методика должна предусматривать интерес и в моменте чтения и письма. Осознание того, что они читают и пишут, также является ключом к успешному обучению: при письме осознание предшествует действию, а при чтении — следует за ним.[11]
Обучение грамоте включает многообразие речевых и мыслительных задач: беседы, рассказы, наблюдения, разгадку загадок, пересказы, работу с видео- и телепередачами. Эти упражнения создают ситуации, осмысляющие процессы чтения и письма. Навык требует многократного повторения, поэтому важно постоянно читать и писать, избегая механического заучивания через многократное повторение одного текста. Замена контекста и содержания способствует укреплению навыков и развитию способности адаптации.
Сегодня владение чтением и письмом является обязательным для любого человека. Для первоклассников важно почувствовать себя уверенно с первых дней обучения. Ушинский писал о детях, которые долгое время молчали на уроках, но таких детей сегодня нет. Тем не менее, многие всё же преодолевают «психологический барьер» в освоении навыков чтения и письма, которые кажутся им сложными. Уроки грамоты должны проходить в оптимистичной и поддерживающей атмосфере. В связи с этим в начале обучения оценочные баллы не выставляются.[5]
Глава 2. Практические основы активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках обучения грамоте
2.1 Уровень познавательной деятельности младших школьников на уроках обучения грамоте
Исследование по изучению актуального состояния уровня организации работы активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках обучения грамоте проводилось на констатирующем этапе.
Базой для проведения исследования была выбрана МБОУ СОШ 123 г. В исследовании принимали участие 30 детей 1 В класса в возрасте 7-8 лет детей (Экспериментальная группа).
Характеристика экспериментального 1 «В» класса.
По словам учителя, класс средний по успеваемости и активный в общении, отстающих мало. Иногда возникают проблемы с дисциплиной, но это происходит тогда, когда урок идет в медленном темпе или однообразен. С первых наблюдений стало понятно, что дети действительно активны, слабо заинтересованы в учебе, им нравится урок математики и физкультуры, и они легко идут на контакт с учителем.
Учащиеся общительны и дружелюбны, с интересом активно участвуют в различных играх, постановках, проектах. В то же время, если не комбинировать деятельность детей, они начинают отвлекаться и шуметь.
У учащихся слабо развиты познавательные процессы, они не сразу находят правильные ответы, не спешно реагируют на наводящие вопросы. Атмосфера на уроке рабочая, когда что-либо непонятно, дети стараются спрашивать учителя.
Следует сказать, что в группе есть два лидера, Маргарита Н. и Сумая С. Понаблюдав за ними, можно отметить, что это активные дети, часто изъявляют желание ответить на уроке. Практически все дети в классе имеют с ними дружеские отношения.
Основные сложности в обучении детей этого возраста заключались в правильной организации внимания и деятельности на уроке. У младшего школьника преобладает непроизвольное внимание и быстрая переключаемость на другой вид деятельности. Поэтому требовалось включать в урок разные виды деятельности и различные способы организации внимания.
Класс неоднозначный. У большинства учащихся уровень знаний хороший, хорошее знание грамматики и неплохой лексический запас, что сочетается с низким уровнем сформированности фонетических навыков. Вероятно, на предыдущем этапе учитель уделял большее внимание развитию других навыков речи учащихся.
В классе можно выделить 5 успевающих: навыки этих учеников находятся на хорошем для данного этапа уровня, но и у них фонетические навыки развиты не на должном уровне. Есть в классе и отстающие. Два ученика нетвердо знают грамматические правила и не могут выполнять задания наравне с одноклассниками. К ним требуется индивидуальный подход, который будет выражаться в дополнительных заданиях на уроке и дома, менее сложных, чем для остальных.
В целом можно сказать, что все остальные ученики находятся на среднем уровне.
Наблюдения показали, что основным пробелом в знаниях в данном классе являются не выполнение домашнего задания по новой теме (не учат правила, не в полном объеме выполняют задания в упражнениях), что создает благоприятные условия для проведения эксперимента и требует большой работы по их развитию.
Ученикам была предложена задача, которую можно решить табличным методом или путем рассуждений на основе установления взаимно-однозначного соответствия между двумя множествами.
В начале нашего исследования мы определили степень познавательной активности учеников младших классов на уроках письма. Первым методом, который использовался, стало наблюдение. Основная задача этого метода заключается в оценке уровня когнитивной активности учащихся начальных классов, а также в изучении их интереса к занятиям по грамоте и чтению.
2.2 Рекомендации по формированию познавательной деятельности младших школьников на уроках обучения грамоте
Формирование познавательной деятельности младших школьников на уроках обучения грамоте — это важный аспект образовательного процесса, который требует особого внимания и подхода. В этом возрасте дети особенно восприимчивы к новым знаниям, и задача учителя — создать максимально благоприятные условия для развития их когнитивных способностей.
Во-первых, одним из ключевых элементов в данном процессе является мотивация. Для младших школьников важно создать позитивную и увлекательную атмосферу на уроке, чтобы вызвать интерес к предмету. Учителю следует использовать игровые методики обучения, например, разыгрывание сцен из сказок, настольные игры с буквами и словами, а также интерактивные задания, в которых учащиеся будут активно участвовать. Это поможет не только привлечь внимание детей, но и закрепить полученные знания.
Во-вторых, активное использование визуальных и аудиоматериалов значительно способствует пониманию и запоминанию новой информации. Схемы, таблицы, иллюстрации и мультимедийные презентации могут сделать процесс изучения грамоты более наглядным. Это важно, поскольку дети младшего школьного возраста зачастую лучше воспринимают информацию в визуальной форме. Интерактивные доски и программы, которые позволяют детям самостоятельно перемещать и комбинировать элементы, будут способствовать активному вовлечению учащихся в процесс обучения.
Третьей рекомендацией является индивидуализация подхода. Учитывая, что каждый ребенок имеет свои уникальные особенности восприятия и уровень подготовки, важно применять дифференцированные задания. Учителю следует уделять внимание каждому ученику, подбирая задания, соответствующие его возможностям и интересам. Это может быть как облегчение заданий для тех, кто испытывает трудности, так и усложнения для более подготовленных детей.
Четвертая рекомендация касается развития логического и критического мышления. Упражнения на классификацию букв и слов, составление предложений, разгадывание загадок и решение головоломок могут значительно помочь в этом. Важно развивать у детей способность анализировать, сравнивать и делать выводы, что впоследствии скажется на их способности к самостоятельному обучению и решению более сложных задач.
Пятой рекомендацией является поощрение взаимодействия среди учащихся. Групповые работы и проекты помогут развивать коммуникативные навыки, умение обсуждать и договариваться с одноклассниками. При этом также можно стимулировать обмен знаниями и мнениями, что придаст уверенности менее активным учащимся и поможет им раскрыться.
Шестая рекомендация связана с обеспечением обратной связи и оценки. Учителю необходимо регулярно предоставлять учащимся обратную связь по их работе, отмечая как успехи, так и области, требующие внимания. Одобряющие комментарии и конструктивная критика помогут детям видеть свои достижения и мотивируют их к улучшению результатов.
Седьмое — это создание проблемно-ориентированной среды обучения. Задачи, которые требуют от учащихся поиска информации, размышлений и самостоятельного решения, могут значительно способствовать развитию их познавательной активности. Учитель может предложить различные проблемные ситуации, которые дети должны решить, используя полученные знания. Это позволяет не только закрепить материал, но и развивать мышление и творческие способности.
Восьмая рекомендация связана с применением современных технологий. Вовлечение цифровых ресурсов, таких как образовательные приложения и платформы, может стимулировать интерес детей к изучению грамоты. Эти инструменты предоставляют возможности для интерактивного и персонализированного обучения, что делает процесс изучения более современным и эффективным.
Заключение
В современном мире познавательная деятельность и обучение грамоте младших школьников становятся краеугольными камнями в формировании личности будущего поколения. Исторические и современные исследования показывают, что интерес и мотивация играют ключевую роль в обучении. Стремление учащихся овладеть знаниями определяется не только методами преподавания, но и атмосферой поддержки и понимания, создаваемой в образовательной среде.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Амонашвили, Ш. А. Воспитание свободой. М.: Педагогика, 2019.
2. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2020.
3. Бабанский, Ю. К. Оптимизация процесса обучения. — М.: Просвещение, 2020. — 191 с.
4. Бантова, М. А., Белькова, Г. В. Методика обучения грамоте в начальной школе. — М.: Просвещение, 1997. — 239 с.
5. Беляева, Н. И. Активизация познавательной деятельности учащихся. — М.: Просвещение, 2021. — 144 с.
6. Беляев, М. Ф. Психологические основы обучения. М.: Знание, 2022.
7. Волкова, Н. П. Психология младшего школьника. — М.: Академия, 2022. — 320 с.
8. Выготский, Л. С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999.
9. Гальперин, П. Я. Введение в психологию. — М.: Наука, 2021. — 368 с.
10. Гребенкин, М. А. Активные методы обучения в современной школе. — М.: Владос, 2021. — 224 с.
11. Добролюбов, Н. А. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 2021.
12. Железняк, Е. Н. Формирование познавательной активности учащихся. — М.: Русское слово, 2020. — 152 с.
13. Коменский, Я. А. Великая дидактика. — М.: Учпедгиз, 1939. — 504 с.
14. Крутецкий, В. А. Психология обучения и воспитания школьников. — М.: Просвещение, 2021. — 232 с.
15. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 2021. — 304 с.
16. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 2021.
17. Макаренко, А. С. Педагогическая поэма. М.: Художественная литература, 2021.
18. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям. М.: Просвещение, 2019.
19. Толстой, Л. Н. О народном образовании. М.: Педагогика, 2019.
20. Павлов, И. П. Собрание сочинений. — М.: Издательство АН СССР, 2020. — Т. 3. — 600 с.
21. Савенков, А. И. Психология младших школьников: Учебник для студентов педагогических вузов. — М.: Академия, 2021. — 256 с.
22. Скаткин, М. Н. Теоретические основы дидактики. — М.: Педагогика, 2021. — 432 с.
23. Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии. — М.: Учпедгиз, 2021. — 375 с.
24. Эльконин, Д. Б. Психология обучения и развития детей. — М.: МГУ, 2019. — 368 с.
25. ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования). М.: Просвещение, 2019.
26. Чернышевский, Н. Г. Письма без адреса. М.: Художественная литература, 2022.
27. Шацкий, С. Т. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 2019.
28. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения. М.: Педагогика, 2021.