Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Не так давно существовало мнение о равенстве всех детей как в умственном, так и в эмоциональном аспектах. Однако современная образовательная практика показывает, что между учениками существуют различия. Среди них можно выделить детей с более высоким уровнем интеллекта, развитым творческим потенциалом, умением анализировать и находить связи. Такие дети задаются множеством вопросов, проявляют интерес, самостоятельность и активность. Программа школ преимущественно ориентирована на среднего ученика, и педагоги обычно стремятся подтянуть всех до требуемого уровня, оставляя сильных и уникальных без должного внимания.
Талантливые и инициативные дети с интересом ожидают начала обучения в школе, но вскоре выясняется, что их исключительные умственные способности могут стать вызовом не только для семьи, но и для учителей. Эти дети сталкиваются не только с радостями учёбы, но и с разочарованиями, а порой и с конфликтами. Наиболее любознательным из них часто бывает скучно на уроках. Те, кто опережает сверстников, стараются обратить на себя внимание, и выполнение заданий, ответы на вопросы учителя становятся для них формой интеллектуального соревнования.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ, в пункте 6 направлен на создание условий, способствующих успешному освоению основной образовательной программы всеми учениками, с особыми мерами для индивидуального развития, в частности для одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Проблема одарённости сегодня становится всё более актуальной, что обусловлено потребностью общества в креативных и неординарных личностях. Нет сомнений в том, что прогресс цивилизации во многом обязан именно выдающимся людям. Вопросы одарённости постоянно привлекают внимание специалистов в области психологии и педагогики. Многие из них считают приоритетной задачей выявление одарённых детей и развитие их талантов. Раннее обнаружение, обучение и развитие таких детей представляют одну из ключевых задач совершенствования системы образования.
Цель работы: изучить особенности работы с одарёнными детьми. Из этой цели вытекают следующие задачи:
1) изучить сущность понятия «одарённость», «одарённые дети»;
2) определить способы диагностики одарённых детей;
3) исследовать методы, средства и формы работы с одарёнными детьми.
Объект исследования: процесс развития одарённости.
Предметом изучения: методы и формы работы с одаренными детьми.
Гипотеза данной курсовой работы: педагогическая деятельность по развитию одаренности детей будет эффективной если:
• работа с одаренными детьми будет вестись на диагностической основе;
• в организации работы с одаренными детьми будут применяться особые формы и методы.
Для реализации задач исследования и проверки исходной гипотезы был использован комплекс адекватных объекту и предмету исследования методов, включающий теоретический анализ психологической, педагогической и специальной литературы по проблеме исследования особенности работы с одарёнными детьми.
Методологическая основа работы. ФГОС НОО [1], труды Матюшкина А.М. [22], Шумаковой Н.Б. [38], Чистяковой Г.Д. [36], Юркевич В.С. [39].
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СПЕЦИФИКИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
1.1 Сущность понятия «одаренность», «одаренный ребенок»
Одаренность — это комплексное и многогранное явление, которое привлекает внимание педагогов, психологов и исследователей по всему миру, в том числе и в России. В российской педагогической мысли представление об одаренности имеет свои особенности и традиции, что отражается как в теоретических работах отечественных авторов, так и на уровне государственных стандартов и нормативных документов, например, в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС).[19]
В отечественной литературе под одаренностью понимается система способностей, которая позволяет достигать значительных успехов в определенном виде деятельности. Ключевые российские исследователи, такие как Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, и далее современные ученые, предлагают рассматривать одаренность как динамическую систему, включающую не только интеллектуальные, но и эмоциональные, и мотивационные компоненты. Эта система постоянно развивается под воздействием социокультурной среды и целенаправленного обучения.[1]
Согласно Л. С. Выготскому, развитие одаренности следует рассматривать в контексте взаимодействия ребенка с окружающим его миром, где особо значимо социальное окружение. В его работах особое внимание уделяется «зоне ближайшего развития» — потенциалу, который ребенок может реализовать с помощью взрослого или более опытного партнера. А. Н. Леонтьев также указывает на значимость социальной среды и деятельности как ключевых факторов, развивающих способности ребенка.
Современные российские психологи, такие как Д. Б. Богоявленская, рассматривают одаренность не только как интеллектуальный потенциал, но и как наличие креативности и самостоятельности мышления. Богоявленская выделяет мотивационную составляющую как ключевой элемент одаренности, предполагая, что истинная одаренность — это не просто высокий уровень развития интеллекта, а стремление к самопознанию и самовыражению.
Для выявления и развития одаренности в детях в России существует ряд нормативных документов и образовательных стандартов. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) определяют требования к результатам обучения, которые включают развитие как образовательных, так и личностных достижений. В них подчеркивается необходимость создания условий для индивидуального развития каждого ребенка, что включает работу с одаренными детьми.
Специальные программы и школы для одаренных детей получают поддержку на государственном уровне, например, через программу «Школа 2030», которая включает направление на поддержку и развитие одаренных детей. Эти инициативы нацелены на создание благоприятных условий для проявления потенциала каждого ребенка, обеспечения индивидуального подхода к обучению.[4]
Ключевым элементом работы с одаренными детьми в соответствии с нормативами является создание специальной образовательной среды, которая обеспечивает поддержку их активной познавательной деятельности. Важным аспектом является интеграция в учебный процесс таких форм работы, как проектная деятельность, исследовательская работа, использование инновационных образовательных технологий.
Все больше внимания уделяется и профессиональной подготовке педагогов, работающих с одаренными детьми. В рамках повышения квалификации педагогов проводится работа по обучению их методам и приемам выявления и развития одаренности. Педагог должен уметь распознать потенциал ребенка, создать условия для его раскрытия, поддерживать интерес и мотивацию к обучению.
Таким образом, развитие одаренности — это многогранный процесс, включающий целенаправленную работу школы, педагогов, семьи и самого ребенка. В российской образовательной системе подчеркивается значимость комплексного подхода к выявлению и поддержке одаренных детей: от разработки методологических основ и создания нормативных правовых условий до практической реализации образовательных программ и подготовки кадров. Такой подход позволяет не только реализовать потенциал отдельных учеников, но и вкладывает в будущее страны, которое во многом зависит от умения раскрыть и развить таланты подрастающего поколения.
Способности, проявляющиеся на протяжении жизни и позволяющие человеку достичь выдающихся результатов в одной или нескольких сферах, отличая его от других, называются одарённостью.
Одарённым называют ребёнка, который выделяется яркими или потенциально выдающимися успехами в конкретной деятельности. Во второй половине XX века концепция одарённых детей привлекла пристальное внимание. С тех пор разработано множество исследований и специализированных программ, включая «Одарённые дети» и её «Рабочую концепцию одарённости».
Одарённые дети могут превосходить сверстников в одной области, оставаясь обычными в других, но чаще одарённость охватывает широкий спектр черт (известно выражение: «талантливый человек талантлив во всём»).
В области интеллектуального развития у них отмечается:
- высокая любознательность, побуждающая исследовать мир. Исследования показывают, что их мозг отличается интенсивной активностью и способностью усваивать знания;
- умение выявлять причинно-следственные связи, что способствует быстрым интуитивным озарениям. У таких детей мозг быстрее обрабатывает информацию, что подтверждается повышенной активностью мозга;
- прекрасная память, способствующая систематизации знаний и опыта;
- богатый словарный запас и умение формулировать сложные мысли. Они любят читать справочные материалы и интересуются интеллектуальными играми;
- способность концентрироваться на интересных задачах, настойчиво добиваясь результатов;
- развитое воображение и фантазия.
В психосоциальном плане одарённые дети демонстрируют:
- рано сформировавшееся чувство справедливости и высокие моральные стандарты;
- отличное чувство юмора, улавливание скрытого подтекста;
- решение задач за пределами своего опыта;
- повышенную чувствительность, вызывающую фантазии и страхи.[8]
Таким образом, одарённость как развивающееся качество психики определяет достижения человека на высоком уровне, что подтверждают исследования активности мозга одарённых детей.
1.2 Типы, виды и признаки одаренности
Согласно исследованиям Виктории Юркевич, возглавляющей лабораторию образовательных стратегий развития одаренности в Московском городском психолого-педагогическом университете, существует несколько форм одаренности.
Первый вид — это дети с ярко выраженной одаренностью. Их интерес к знаниям настолько велик, что общение отходит на задний план, зачастую создавая у них трудности в социальных взаимодействиях. Их стремление к познанию выделяет их с самого раннего возраста.
Второй тип составляют дети, чьи родители создали для них обстановку любви, внимания и умеренной требовательности. Благодаря такому подходу они также демонстрируют способности выше среднего уровня. Это подчеркивает важность воспитания в раскрытии талантов детей. Одаренность каждого ребенка уникальна, и учителя должны признавать индивидуальные способности каждого ученика.
Способности и таланты индивидуальны: некоторые дети обладают художественным даром, другие – музыкальным, а кто-то склонен к аналитике или обобщению. Есть дети, увлеченные исследовательской деятельностью, для которых важен сам процесс познания. Учителям важно не сортировать детей по уровню способностей, а создавать условия, чтобы все дети могли развивать свои таланты.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авдеева, Н.И. Одаренный ребенок в массовой школе/ Н.И. Авдеева, Н.Б. Шумакова. - М.: Просвещение, 2016. - 239 с.
2. Богоявленская, Д.Б., Богоявленская, М.Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы/ Д.Б. Богоявленская, М.Е. Богоявленская. - М.: Открытый университет, 2015. - Глава 3. –с. 88-150.
3. Гин, А.А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя./ А.А. Гин. - М.: БИТА-ПРЕСС, 2019. - 162 с.
4. Дементьева, Л.А. Диагностика детской одаренности: методические рекомендации для специалистов, работающих с одаренными детьми/ Л.А. Дементьева. - Курган, 2020. - 212 c.
5. Джумагулова, Т.Н. Одаренный ребенок: дар или наказание / Т.Н. Джумагулова, И.В. Соловьева // Книга для педагогов и родителей. - СПб., 2021. - 160 с.
6. Доровский, А.И. Дидактические основы развития одаренности учащихся / А.И. Доровский. - М.: Российское педагогическое агентство, 2022. - 415 с.
7. Комарова, С.А. Работа с одаренными детьми: методические аспекты / С.А. Комарова // Сельская школа. - 2021. - № 3. –с. 60-73.
8. Кулемзина, А.В. Одаренный ребенок как ценность современной педагогики / А.В. Кулемзина. - М., 2020. - 264 с.
9. Ландау, Э. Одаренность требует мужества. Психологическое сопровождение одаренного ребенка / Э. Ландау. - М., 2022. - 144 с.
10. Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия / Н.С. Лейтес // Избранные труды. - М., 2008. - 480 с.
11. Лосева, А.А. Психологическая диагностика одаренности / А.А. Лосева. - М., 2016. - 144 с.
12. Мальцева, Е.В. Особенности воспитания одаренных детей/ Е.В. Мальцева // Педагогика искусства. - 2019. - № 1. –с. 48-52.
13. Мардашова, Р. Развитие социальных качеств у одаренных детей / Р. Мардашова, Л. Хабибуллина // Беспризоник. - 2019. - № 2. –с. 10 - 13.
24. Марков, А.В. Педагогические условия развития одаренности учащихся лицейских классов: дис. … канд. пед. наук / А.В. Марков. - М., 2017. - 155 с.
15. Савенков, А.И. Одаренный ребенок в массовой школе / А.И. Савенков. - М.: Сентябрь, 2021. - 208 с.
16. Серова, Н.Г. Система работы с одаренными детьми // Современный педагог - новой школе: [сб. метод. материалов] / Гос. бюджет. образоват. учреждение доп. пед. проф. образования Центр повышения квалификации специалистов Петродворцового р-на Санкт-Петербурга "Информ. - метод. центр"; [сост.: М.М. Мединская, Н.П. Танина]. - СПб.: Скифия-принт, 2022. – с .85-91.
17. Чурекова, Т.М. Одаренный ребенок в инновационной школе: проблемы и пути решения / Т.М. Чурекова, Л.Г. Субботина, Н.М. Рубцова. - Кемерово: Изд-во КемГУ, 2023. - 142 с.
18. Шумакова, Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей / Н.Б. Шумакова. - М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: Изд-во НПО "МОД ЭК", 2021. - 336 с.
19. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - М.: Просвещение, 2019.
20. Юркевич, В.С. Проблемы диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога/ В.С. Юркевич // Школа здоровья. – 2017. -№1. -59 с.