Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. В условиях изменений, затронувших все сферы жизни в последние десятилетия, в том числе и модернизации системы образования, все большее значение приобретает управление, которое в целом определяет результат любой деятельности.
К. Ю. Белая указывает, что роль менеджмента в настоящее время чрезвычайно важна - руководители в своей деятельности опираются на теоретические основы управленческих функций, в учебных заведениях, а также на специальных курсах возможно получение соответствующих знаний для использования в упражняться. Менеджер должен выполнять мотивационную, ориентировочную, регулирующую, организационную и контрольную функции.
И. Варданян указывает, что при изучении менеджмента важно знать, что менеджмент – это еще и область человеческого знания, помогающая управлять на основе определенных функций, ведь работа для достижения целей с помощью других является не единоразовой деятельностью, а рядом смежных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых представляет собой процесс сам по себе, необходимы для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция также является процессом, поскольку также состоит из ряда взаимосвязанных действий. Процесс управления представляет собой сумму всех функций.
Без знания теоретических основ управленческих функций, а также того факта, что эти функции нельзя считать разовой деятельностью, невозможно достижение требуемых результатов от управленческой деятельности, так как она представляет собой ряд непрерывных взаимосвязанных действий, которые очень важны для организационного успеха. К наиболее общим и взаимосвязанным функциям управления относятся планирование, организация, мотивация, стимулирование и контроль.
В то же время на практике не всегда все вышеперечисленные функции применяются в управлении образовательной организацией, что приводит к противоречию:
- между необходимостью последовательного применения в процессе управления образовательной организацией различных управленческих функций и недостаточным их использованием на практике.
В последние десятилетия в системе образования произошли кардинальные изменения, серьезно затронувшие проблемы воспитания, обучения и управления на данном этапе развития образовательного учреждения. Буквально 5-6 лет назад институты были на грани выживания, но в последние годы произошли серьезные изменения в правовых, административных и экономических условиях, позволивших модернизировать все уровни образования. Налицо явная тенденция к поиску содержательных ориентиров и конкретных форм обучения, которые позволят учебным заведениям найти свое лицо, найти вкус к своей работе.
Система образования мобильно отвечала на задачи, поставленные новым этапом исторического развития России. До недавнего времени привычная унификация учебных заведений сменилась их разнообразием, вариативностью учебных планов и программ, внедрением новых технологий. Современные ориентиры модернизации российской системы образования - доступность, качество, эффективность - предъявляют к образовательным учреждениям повышенные требования. Организация развития системы образования возможна только при разработке инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности образовательных учреждений и отражающихся на их переходе в качественно новую стадию - режим развития.
Системообразующим фактором педагогической системы является менеджмент и искусство управления процессом обучения педагогический менеджмент, т.е. совокупность принципов, методов, организационных форм, технологических приемов управления образовательным процессом, способствующих повышению его эффективности и качества. Менеджмент в рыночных условиях называется менеджментом. Характерной особенностью менеджмента является то, что он ориентирует менеджера на удовлетворение потребностей рынка, постоянное повышение эффективности производства, свободу принятия решений, разработку стратегических целей и программ и адаптацию их к запросам потребителей. Новые социально-экономические условия ставят перед учебным заведением образовательный вызов, к которому многие руководители недостаточно подготовлены. В современных условиях в сфере образования стандартом стало получение второго образования по специальности «Менеджер организации». В этот процесс были вовлечены образовательные учреждения, сегодня они являются лидерами нового поколения, для которых стандартно управлять по-новому, используя полученные знания. И естественно, что руководимые ими образовательные учреждения получают статус высшей квалификации. Необходимо обеспечить отдел образования подготовленными кадрами в области управления инновациями, т.е. менеджеры, способные реагировать на запросы рынка, эффективно и быстро переходить от представления научной идеи к ее практической реализации.
Проблема управления образовательным учреждением является одной из старейших и наиболее сложных в теории и практике образования. В связи с утверждением «Национальной доктрины образования Российской Федерации» и государственных образовательных стандартов нового поколения возникла острая необходимость в создании эффективного комплекса инструментов управления инновационным образовательным учреждением как средой развития всех уровней.
Закрепление понятия «менеджмент» в педагогической науке и на данном этапе развития образования и понятия «педагогический менеджмент» в основном связано с формированием менеджмента как отдельной области знаний. Необходимость изучения теории менеджмента в педагогике и практике диктуется жизнью, ростом требований общества к качеству образовательных услуг, коммерциализацией образования, формированием системы платных услуг.
Степень разработанности темы исследования. Проблематике управления посвящены работы отечественных и зарубежных ученых В.Г.Афанасьева, Д.М.Гвиашиани, И.Н.Гречниковой, В.С.Лазарева, М.М.Погашника, П.Друкера, А.Маслоу, Д.Карнеги, К.Роджерса и др. Технологии управления разработаны в трудах В.Комарова, Г.И.Кузнецова, М.В.Кларина и др. Значительный вклад в разработку проблемы управления качеством обучения внесли работы Б.С.Гершунского, В.Н.Тарасюк, А.В.Беляева, В.П.Беспалько, М.М.Поташника и др.
Объект исследования – процесс управления образовательным учреждением.
Предмет исследования – менеджер образования.
Цель исследования – изучить основные требования к деятельности менеджера образования как стратега.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
1. Определить сущность менеджмента в организации;
2. Обосновать структуру и содержание организации менеджмента в образовательном учреждении;
3. Проанализировать основные требования к менеджеру образования;
4. Описать особенности профессионального развития менеджера образования.
Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования.
Методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных и зарубежных исследователей.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список использованных источников.
При написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы организации менеджмента в образовательном учреждении
1.1. Сущность менеджмента в организации
В последние годы мы все чаще сталкиваемся с термином (менеджмент). Это часть нашего словарного запаса, некоторые элементы менеджмента мы уже используем в своей деятельности. Слово «менеджмент» было взято из английского языка (англ. management) и буквально переведено как менеджмент. Однако корни этой концепции уходят в далекое прошлое. Английское слово manage происходит от латинского manus, что означает «рука». Вождение сначала означало «управлять лошадьми», затем «управлять оружием», «управлять автомобилем», а позже «управлять людьми».
Менеджмент представляет собой сложное многоаспектное явление, имеющее множество компонентов, их свойств и аспектов. Во-первых, это специфическая человеческая деятельность, в высшей степени ответственная, требующая широкого круга специальных знаний, практики и жизненного опыта. Сегодня под управлением понимают управление в социальных системах, т.е. системах, элементами которых являются люди или группы людей. Работник, имеющий специальное профессиональное образование в области управления (теория и практика управления), называется менеджером.
В научной литературе по вопросам управления под термином «менеджмент» принято понимать науку, практику и искусство управления.
Менеджмент как управленческая практика означает процесс, осуществляемый менеджерами для достижения целей организации. В данном контексте управление - это вид деятельности, который предполагается вести людям, занятым в определенной сфере общественной жизни, народном хозяйстве.
С другой стороны, понимание результатов управленческой практики, их значимости привело в XX веке к развитию менеджмента как науки, предметом которой является процесс управления.
Менеджмент – это наука об управлении коллективом людей (организаций), основанная на знании закономерностей развития организации как объекта управления и выработки способов достижения целей организации (понятий, принципов, принципов управления, координация деятельности), стратегии, методы, планы, программы и др.) и их практическое применение . Задача менеджмента как науки заключается в развитии теории управления.
Менеджмент – это синтетическая наука. В ней используются результаты многих наук. Прежде всего, это экономическая теория и экономика отдельных отраслей хозяйства. Ядром менеджмента являются науки об управлении объектами разного рода: кибернетика, общая теория систем, исследование операций, структурный и функциональный анализ, а также собственно теория менеджмента, которая занимается вопросами
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015) // Собрание законодательства РФ. – 2012. – N 53 (ч. 1). ст. 7598.
2. Проект профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации (управление в сфере образования)» : [Режим доступа]: http://pushkinnsk.ucoz.ru/standart_rukovoditelja.pdf (дата обращения: 02.11.2024).
3. Адилова, Д. А. Основные особенности современного менеджмента [Текст] / Д. А. Адилова, А. Р. Ботеева // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. – 2015. – № 49. – С. 100−105.
4. Варданян, И. Мотивационная система персонала [Текст] / И. Варданян // Управление персоналом. – 2016 – № 5. – С. 100 – 130.
5. Витвар, О. И. Современное управление школой: практикум для директора / О. И. Витвар. – Москва : Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2020. – 192 с.
6. Белая, К. Ю. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграция [Текст] / К. Ю. Белая, О. А. Скоролупова, Н. В. Федина // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 7. – С. 48-52.
7. Веснин, В. Р. Управление персоналом: учеб. Пособие [Текст] / В. Р. Веснин. – М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2015. – 240 с.
8. Брасс, А. А. Менеджмент: основные понятия, виды, функции: учебное пособие [Текст] / А. А. Брасс. – Мн. : ООО «Мисанта», 2014. – 211 с.
9. Бурлакова, И. И. Образовательная организация как объект менеджмента [Текст] / И. И. Бурлакова // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2015. Т. 3. – № 3. – С. 57−60.
10. Колодяжная, Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением : практич. пособие для руководителей ДОУ, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК: в 2-х частях / Под ред. Т. П. Колодяжная. – Ростов-н/Д: «Учитель», 2015. – Ч.1. – 128 с.
11. Пеленёв А.Ф. Система управления педагогическим коллективом. Пермь, 2019.
12. Пуртова, О. Е. Управление образовательным учреждением в современных условиях, как конкурентоспособной организации [Текст] / О. Пуртова О.Е. // В сборнике: Молодежь и рынок труда: конкурентоспособность в современных социально-экономических условиях в России и за рубежом Сборник научных статей международного форума. – Омск, 2015. – С. 42-45.
13. Симонов, В.П. Педагогический менеджмент: Ноу-хау в образовании : учебное пособие / В. П. Симонов. – Москва : Высшее образование, Юрайт-Издат, 2019. – 357 с.
14. Тебекин, А. В. Менеджмент организации: основы формирования стратегии и выбора направления развития [Текст] / А. В. Тебекин // Вестник Московского университета им. С. Ю. Витте. Серия. Экономика и управление. – 2015. – № 2 (13). – С. 78−89.
15. Титова, С. В. Некоторые подходы к оценке функций менеджмента в организации [Текст] / С. В. Титова // Проблемы экономики и менеджмента. – 2015. – № 10 (50). – С. 64-78.
16. Тринитатская, О. Г. Управление образовательной организацией в условиях инновационных изменений [Текст] / О. Г. Тринитатская, Е. А. Чикунова // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. – 2015. – № 1 (39).
17. Холопова, Л. А. Менеджмент и образовательный менеджмент: опыт сравнительного анализа [Текст] / Л. А. Холопова // В мире научных открытий. – 2013. – № 8 (44). – С. 93-96.
18. Шалаев, И. К. Повышение качества образовательного сервиса на основе мотивационного программно-целевого управления : монография / И. К. Шалаев. – Барнаул : Изд-во АлтГПА, 2020. – 203 с.
19. Шаталов, С. В. Менеджмент образовательной организации: проблемы кадрового потенциала [Текст] / С. В. Шаталов, О. В. Шаталова // Science Time. – 2015. – № 7 (19). – С. 14-22.