Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Умственная отсталость является одним из наиболее распространенных особых образовательных потребностей среди детей и подростков. Одним из ключевых компонентов успешного обучения учащихся с умственной отсталостью является формирование навыков арифметических действий.
Арифметические действия – это основа математических знаний, которые необходимы для повседневной жизни и успешной учебы. Однако учащиеся с умственной отсталостью могут испытывать трудности в усвоении и понимании арифметических действий из-за особенностей их умственного развития.
Умение выполнять арифметические действия является одним из основных навыков, необходимых для успешного функционирования в современном обществе. Для обучающихся с умственной отсталостью, овладение этими навыками может быть особенно сложным и требует специального подхода.
Также исследование сформированности арифметических навыков у детей с умственной отсталостью позволяет учителям и специалистам в области коррекционного образования лучше понять специфику познавательного развития таких учеников и приспособить учебный процесс к их индивидуальным нуждам.
Проблема исследования: в современном мире, где математическая грамотность играет важную роль в успешной адаптации и самореализации, разработка эффективных методов обучения арифметике для людей с умственной отсталостью становится актуальной задачей. Математические навыки имеют огромное значение для полноценной жизни человека и его интеграции в общество.
Актуальность: педагогическое изучение сформированности арифметических действий у таких обучающихся имеет высокую актуальность, поскольку помогает определить и оценить успешность процесса обучения и развития математических навыков у данной категории учащихся. Такой анализ позволяет выявить слабые места и потребности обучающихся, а также разработать эффективные методики и программы для их коррекции и развития.
Степень разработанности, место и значение в науке и практике: анализ научной литературы показывает, что вопросы педагогического исследования сформированности арифметических навыков у детей с интеллектуальными нарушениями изучали такие учёные, как И. М. Бгажнокова, Т. Н. Головина, М. Н. Перова и другие. В научной литературе обращается внимание на особенности усвоения математических знаний и трудности, связанные с абстрактностью математических понятий у детей с интеллектуальными нарушениями. Однако проблема недостаточно полно освещена с точки зрения разработки системы работы по формированию математических представлений у этой категории детей.
Объект исследования – арифметические действия у учащихся с умственной отсталостью.
Предмет исследования – особенности формирования арифметических действий у учащихся с умственной отсталостью.
Цель исследования – составление и реализация программы педагогического изучения по выявлению уровня сформированности арифметических действий у учащихся с умственной отсталостью, анализ ее результатов.
Задачи исследования:
1. Теоретическое изучение психолого – педагогической литературы по проблеме формирования арифметических действий у обучающихся с умственной отсталостью.
2. Теоретическо-практическое обоснование необходимости составления программы педагогического изучения сформированности арифметических действий у обучающихся с умственной отсталостью.
3. Разработка и тестирование педагогической программы для оценки сформированности арифметических навыков у детей с умственными отклонениями, а также рекомендации по её внедрению.
Методика исследования: С целью педагогического изучения сформированности арифметических действий у младших школьников с умственной отсталостью были применены следующие методы: анализ, синез, сравнение, обобщение, классификация.
Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, а также включает в себя 2 рисунка и 1 приложение.
В первой главе рассматривается понятие «арифметические действия» и специфика их формирования у обучающихся с умственной отсталостью. Также представлена психолого-педагогическая характеристика таких учеников.
Во второй главе описывается теоретико-практическое обоснование необходимости составления программы педагогического изучения сформированности арифметических действий у обучающихся с умственной отсталостью.
Третья глава посвящена разработке и тестированию педагогической программы для определения уровня сформированности арифметических навыков у детей с интеллектуальными нарушениями, а также рекомендациям по её применению.
Ограничение исследования: Контингент респондентов (или испытуемых), задействованных в экспериментальном исследовании составляют обучающиеся, которым ПМПК рекомендована адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (АООП, 1 вариант, в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599).
Базой исследования является:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
1.1. Понятие «арифметические действия» как научный феномен
Арифметические действия — это основные операции, используемые в математике для выполнения расчётов и решения различных задач. Они включают сложение, вычитание, умножение и деление. Эти действия являются основой для изучения более сложных математических операций и понятий [3, с. 78].
Сложение — это одна из основных математических операций (арифметических действий), которая представляет собой увеличение значения одного числа на значение другого числа. В результате получается третье число, называемое суммой.
Вычитание — это математическая операция, которая уменьшает одно число на значение другого числа. В результате получается разность между двумя числами.
Умножение — это математическая операция, которая заключается в последовательном сложении одного числа с другим числом заданное количество раз. Результат умножения называется произведением.
Деление — это математическая операция, обратная умножению. Она состоит в нахождении одного числа, которое при умножении на другое даёт определённое произведение [11, с. 45].
Арифметические действия представляют собой базовые операции, которые лежат в основе математического анализа и обработки числовой информации. Эти действия, такие как сложение, вычитание, умножение и деление, не только формируют фундамент для более сложных математических операций, но и служат важным инструментом в различных областях знаний — от физики до экономики.
В ходе исторического развития арифметики возникло множество методик и подходов, которые отражают уникальные особенности культур и цивилизаций. В этом контексте арифметика можно рассматривать как научный феномен, представляющий взаимодействие человеческой мысли и логики. Она не просто упрощает повседневные расчеты, но и способствует развитию критического мышления, логического анализа и элементарной модели знания.
Исследование арифметических действий выявляет их глубинные связи с другими дисциплинами, такими как теория чисел и алгебра. Это подчеркивает важность арифметики не только в образовательной системе, но и в научной работе, где точность и последовательность играют ключевую роль. Таким образом, понятие «арифметические действия» становится неотъемлемой частью нашего понимания мира и основой для дальнейших исследований в математике и смежных областях [16, с. 55].
Таким образом, арифметические действия — это основные операции, которые используются для выполнения математических вычислений. Они включают сложение, вычитание, умножение и деление. Эти действия являются фундаментальными для математики и лежат в основе решения различных задач и уравнений.
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умственной отсталостью
Органическое поражение центральной нервной системы вызывает нарушения высшей нервной деятельности, что приводит к проблемам в познавательной сфере. Из-за этого у людей с умственной отсталостью возникают сложности с формированием новых условных связей, необходимых для обучения и воспитания. Также им трудно ориентироваться в окружающем мире и применять знания на практике.
У этой категории учеников наблюдаются устойчивые проблемы с психикой, особенно заметные в познавательной сфере. Отмечаются различия с нормой, индивидуальные черты личности и особенности восприятия.
Ученики с интеллектуальными нарушениями испытывают трудности в самостоятельном восприятии, осмыслении и обработке информации из внешнего мира. Для них характерен ограниченный круг интересов, низкая активность и своеобразное проявление эмоциональной и волевой сфер. Также у таких учеников есть проблемы с вниманием при выполнении учебных и рабочих задач. Основные недостатки внимания включают нарушения концентрации, устойчивости, распределения, переключаемости и объёма внимания [5, с. 12].
У обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) наблюдаются проблемы на всех уровнях мышления. Им сложно решать простые практические задачи, такие как соединение частей изображения или выбор геометрической фигуры, которая соответствует образцу. Ещё больше трудностей вызывают задачи, требующие наглядно-образного мышления. Обучающиеся часто не могут установить причинно-следственные связи. Самые сложные задания связаны со словесно-логическим мышлением.
Таким образом, обучающиеся усваивают материал фрагментарно, могут менять смысловую последовательность, не устанавливая необходимых взаимосвязей между элементами [18, с. 111].
Активный и пассивный словарный запас обучающихся довольно скуден, лексический аспект слов недостаточно развит. Наблюдается низкий уровень развития диалогической речи. Ученики не всегда внимательно слушают вопросы и не всегда дают правильные ответы. Иногда они молчат, иногда отвечают невпопад. Обучение пересказу и составлению рассказов проходит с использованием наглядных материалов.
У учеников с умственной отсталостью объём памяти гораздо меньше, чем у их сверстников без подобных особенностей.
Запоминание материала носит фрагментарный характер. Образы запоминаются лучше, чем вербальный материал. Для обучающихся младших классов наиболее эффективным способом запоминания является прослушивание текста, произносимого педагогом. Это обусловлено трудностями чтения, с которыми ученики сталкиваются на данном этапе обучения, а также привычкой ориентироваться на устную речь.
Зрительное восприятие у этих учеников замедленное, им требуется больше времени, чтобы рассмотреть знакомый объект и узнать его. Восприятие характеризуется недостаточной дифференциацией. При изучении предметов ученики видят их в общих чертах, не замечая специфических особенностей. Например, ученики первого класса часто путают близкие по спектру цвета, такие как красный и оранжевый, синий и фиолетовый. Все объекты с бледными оттенками (бледно-розовые, бледно-зелёные, бледно-голубые) они считают одинаковыми и называют белыми [6, с. 123].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бантова, М.А. Методика начального обучения математике. [Текст] / М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова. – М.: Просвещение, 2022. - 335 с.
2. Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии): Учебнометодическое пособие. [Текст] - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2022. — 479 с.
3. Белошистая, А. В. Методика обучения математике в начальной школе : курс лекций [Текст] / А. В. Белошистая. – Москва: ВЛАДОС, 2017. – 455 с.
4. Боданский, Ф.Г. Развитие математического мышления у младших школьников [Текст] / Ф.Г. Боданский // Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности : сб. науч. трудов. – М., 1983. – 178 с.
5. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. [Текст] - М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2023 – 356 с.
6. Воронкова В.В. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. интов [Текст] М.: Школа-Пресс, 2022 – 416 с.
7. Воронкова, В. В. Основные направления по повышению эффективности урока во вспомогательной школе [Текст] / В. В. Воронкова, В. Ф. Мачихина // Дефектология. — 2021 - 67 с.
8. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости//Избранные психологические исследования. [Текст] - М., 2021 – 678 с.
9. Гаврилушкина О.П., Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. Кн. для воспитателя [Текст] О.П. Гаврилушкина Н.Д Соколова. - М.: Просвещение, 2009 - 72 с.
10. Зайцев Д.В., Зацева Н.В. Основы коррекционной педагогики: учебнометодическое пособие Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. [Текст] Саратов, 2019 – 110с.
11. Зайцева, С. А. Методика обучения математике в начальной школе [Текст] / С. А. Зайцева, И. Б. Румянцева, И. И. Целищева – М.: ВЛАДОС, 2018 – 156 с.
12. Инклюзивное образование: проблемы совершенствования образовательной политики и системы: материалы международной конфр. 19-20 июня 2008г. – СПб.: Из-во РГПУ им.А.И. Герцена, 2018.- 215с.
13. Кузьмина-Сыромятникова, Н. Ф. Пропедевтика обучения арифметике во вспомогательной школе [Текст] / Н. Ф. Кузьмина-Сыромятникова. – Москва : Изд-во АПН РСФСР, 2021 – 96 с.
14. Менчинская Н. А. Развитие арифметических операций у детей дошкольного возраста. Экспериментальное исследование. [Текст] М.: Прометей 2019 – 163 с.
15. Назарова Н.М. Специальная педагогика : в 3 т. : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / под ред. Н. М. Назаровой. — Т. 3 : Педагогические системы специального образования / Н. М. Назарова, Л.И.Аксенова, Л.В.Андреева и др. — М.: Издательский центр «Академия», 2018. — 400 с.
16. Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида. [Текст] – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2021.-481с.
17. Пузанова Б.П. Обучение математике детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика). Б.П.Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б.Горскин и др. Под ред. Пузанова Б.П. [Текст] – М., 2023. – 272 с.
18. Староверов М.С. Инклюзивное образование : Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: методическое пособие [Текст] / М.С. Староверов - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2021 – 168 с.
19. Шадрина, И.В. Обучение математике в начальных классах [Текст] : пособие для учителей, родителей, студентов педвузов. / И.В. Шадрина. – М. : Школьная Пресса,2. – 152 с.
20. Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов вспомогательной школы. [Текст] - М., Просвещение, 2019 – 265 с.